Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Беседа о творчестве В.М.Васнецова
Картина «Гусляры»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Калиниченко Татьяна Александровна
Саранск 2024 г
Беседа о творчестве В.М.Васнецова
Картина «Гусляры»
Цель:
- Познакомить учащихся с картиной В. М. Васнецова «Гусляры».
Задачи:
- вызвать желание всматриваться в картину;
- выделять элементы содержания, помогающие раскрытию образа;
- воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Краткая биография В.М.Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора. Виктор Васнецов внес свой вклад в самые разнообразные области искусства — театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве.
Детские годы в деревне Рябово
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве:
«Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины».
Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи. Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух.
Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.
Сказочный мир Васнецова
«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»
Виктор Васнецов о себе
1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
«Гусляры»
Гусляры - Виктор Михайлович Васнецов. Дерево, масло
Картина «Гусляры» написана Виктором Михайловичем Васнецовым в 1898 году, а в 1901 году автор выполнил ее копию. Первый вариант хранится в Пермской государственной художественной галерее, а второй помещен в Новгородский музей-заповедник.
Работы Виктора Васнецова мы все знаем с детства. Герои сказок, преданий и русских былин оживают на его картинах. С огромной любовью к русской народной культуре, обычаям, в своих полотнах автор сумел передать характеры героев, их уникальность и самобытность. Виктор Васнецов – один из самых известных русских художников, один из самых узнаваемых живописцев.
Древней Русью дышит картина «Гусляры», перенося зрителя на много лет назад. В большой деревянной светлице с дощатым полом и вырезанным в виде арки смотровым окном на резной красивой лавке из дорогого дерева сидят трое гусляров. Перебирая струны, они поют о Святой Руси и о людях русских, о бесконечных просторах.
Гусли – исконно русский музыкальный инструмент. Многие былинные герои умели играть на гуслях. И Садко и Алеша Попович. Не даром на Руси, люди, умевшие играть на гуслях были почетными гостями в каждой избе и каждом тереме.
Но, на картине Васнецова гусляры не былинные герои. Это обычные монахи, странствующие по свету. Монахов трое и это очень символично. Совсем юный парень очень усерден и старателен, он еще учится, но ему нравится то, что он делает. Посредине играет и поет умудренный опытом старик, длинная седая борода, неспешные движения. С ними рядом, в таком же белом длинном расшитом одеянии, как и два предыдущих героя, сидит средних лет муж гусляр, он закрыв глаза, и отведя руку в сторону затянул славную песнь.
Молоденький мальчик еще краснеет и волнуется, он усердно поет и старательно играет. Похоже, что юноша слеп. Вероятно, художник этим показывает незрячесть юношеских поступков. Старый монах похож на сказочного волшебника, голос его льется всегда в тон, он завораживает и пленяет.
Три участника, три персонажа, у каждого свой характер. Васнецов смог совместить в одной композиции похожесть и противоположности трех поколений, связь юности, зрелости и мудрости. Глядя на картину, каждый зритель услышит трель гуслей и протяжное русское пение, мелодию поющей русской натуры, народной души.
Стиль, в котором написана картина, относится к исторической живописи. Этот сюжет является одним из излюбленных у художника: он любил русские сказания, сказки, былины, отражая их в своем творчестве. «Преданья старины глубокой» можно видеть и на этом полотне, где рассказчики погружают слушателя в еще более древние миры сказаний и легенд.
В те времена, что отражены на холсте, жизнь обычного люда была сложной, простолюдины жили недолго и много работали физически. В гусляры шли не по велению души или ввиду наличия дара, а по причине физического недостатка: музыкантами становились слепцы, которые не могли полноценно трудиться. На картине неслучайно изображены три разновозрастные фигуры с закрытыми глазами: отрок, зрелый муж и убеленный старец являются незрячими.
Музыканты на Руси нередко подвергались гонениям со стороны клерикальных организаций, но для простых людей они всегда были желанными гостями и в пиру, и в миру.
Судя по обстановке здания, нельзя сразу сказать что-либо о богатстве ее хозяина, ведь интерьер, в котором сидят слепцы, совсем прост: неотесанные балки, лавка и грубо вырубленный проем. И тем более на этом фоне оттеняются их одухотворенные образы.
Гамма чувств, выражающаяся на серьезных и напряженных лицах исполнителей, не может не волновать. Видно, что гусляров до глубины души трогают их сказания. Но, возвращаясь к местонахождению музыкантов, следует заметить, что огромная арка за их спиной намекает, что они сидят не в простой избе, ведь такой архитектурный элемент не был бы оправдан в небольшом жилище. Скорее всего, гусляры находятся в тереме, о чем свидетельствует вид, открывающийся из этой арки: они сидят на высоте нескольких этажей, и за их спиной красуются крыши нарядных башен. Видимо, слушатель – не простолюдин, а купец или князь.
На заднем плане виднеются бескрайнее поле и река, проглядывают крыши невысоких изб. От пейзажа веет спокойствием, художник изобразил безветренный погожий день с голубым небом и легкими облачками. Светлые тона терема за окном гармонируют с белыми кафтанами музыкантов. Картина оставляет умиротворяющее и позитивное впечатление.