«Весна — лето 2024»

Человек изменяющийся

Анализ - один сложных видов работы на уроке литературы. Постижение в авторский замысел, проникновение в глубины образа и текста - это те задачи, решить которые помогает анализ. Кропотливая работа с " концентрированным бульоном" прозы Чехова - способ понять не только автора, но и русскую действительность в целом

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Учитель Шаповало Э.Ф.

Сценарий урока литературы в 7 классе (программа В.Я. Коровиной)

Тема: «Концентрированный бульон» прозы Чехова А.П., или Человек изменяющийся (Знакомство с текстом А. Чехова «Толстый и тонкий»)

Цель:

  1. Знакомство с особенностями стиля А.П.Чехова – мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать много.

  2. Формировать языковую картину мира на примере чеховского слова.

  3. Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.

Тип урока: межпредметный, знакомство с содержанием произведения

Вид урока: беседа с элементами исследования

Методы работы: художественная интерпретация, наглядный, словесный, эвристический

Технология: элементы технологии развития критического мышления, исследовательские , ИКТ.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, “Листок” из толкового словаря, “Табель о рангах”, в Power Point презентация, высказывания об А.П.Чехове.

Чехов умеет писать так, чтобы словам 
было тесно, а мыслям – просторно.
А.М.Горький

Краткость – сестра таланта.
А.П.Чехов

1. Стадия вызова.

1) Верные/неверные утверждения:

Я напомню вам утверждения, которые прозвучали в конце прошлого урока:

  1. Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.

  2. Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.

  3. Являлся кормильцем в семье.

  4. Терпеть не мог врачей.

  5. Писал только юмористические рассказы.

Прочитав биографию А.П.Чехова, с какими утверждениями вы согласились, а с какими – нет?

2) Проверка индивидуального домашнего задания.

3) Слово учителя.

На слайде вы видите разные предметы. По какому принципу я объединила их?

-Подберете к каждому изображению определения.

-Тонкая материя, тонкий намёк, тонкая душевная организация… Какие ассоциации возникают?

Толстый слой шоколада, толстая книга,толстая стена кастрюли… Что слышится в слове «толстый» (надёжность, солидность, прочность)

А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “Толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя. Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.

Важнейшей стилистической фигурой в тексте является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии

2. Стадия осмысления. Чтение рассказа учителем.

1) Анализ рассказа.

- Определите тему (о чём рассказ?)(О встрече...Также очевидна тема нравственного выбора. Порфирий тоже человек-хамелеон, который меняет свою окраску в зависимости от ситуации. Им управляет не мораль и не ум, а жалкая расчётливость. Его выбор – это добиться благоволения начальства ценой собственного достоинства.)

- О какой проблеме говорит А. Чехов? (Утрата ценности дружбы, подмена угодничеством, потеря собственного достоинства)

-Хронотоп в тексте — это художественное время и пространство. Сколько времени длится действие (Несколько минут). Где происходит встреча?(Экспозиция «Николаевская ж\д»).

-В 19 в. кто и откуда ездит по ней? Ещё не знакомы с героями, что уже знаем о них?

- Композиция рассказа какова? (Линейная: «ошеломлён» по-разному в начале и финале)

-Найдите завязку рассказа (начало диалога), развитие действий (воспоминания — ретроспекция), кульминация ( «Нет, милый мой...»), развязка ( от всего этого «благоговения, сладости и почтительной кислоты, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».)

- Начинали с контрастных картинок урок, 1-ый абзац построен на антитезе, как и весь текст. Чем отличаются герои (запахи обеспеченной жизни «хересом и флер-д’оранжем» и ограниченного быта«ветчиной и кофейной гущей»)
– А теперь посмотрим, как описал это Чехов?
(Работа с текстом.)

- Как зовут наших героев? Как их имена соотносятся с портретами? (Работа с «Тайной имени»: Михаи́л(евр.מִיכָאֵל‏‎,Михаэ́ль)— мужское имя. Происходит от слов ивр.מי כמו אלוהים‏‎ (ми кмо элохим, сокращённо «ми-ка-э́ль»)— буквально «Кто как Бог», или «Тот, Кто как Бог»,(Характеристика Толстого заложена в его портрете, особенность которого подметил еще Гоголь: полные чиновники умеют устраиваться, пользоваться должностью ради личного обогащения, а тощие – нет.)

Порфирий в переводе с греческого означает “багряница”, “багряный”, “красный”(Нелегкая доля Порфирия, тяготы и заботы о семье с учетом низкого жалования показаны через чемоданы и сумки, которыми он навьючен, как осел. Герой изначально не свободен, его тяготят семейные дела и обязанности, может, поэтому он занимает менее высокий пост. Его раболепство – издержки профессии. Без него он лишится даже того скромного положения, которое занимает. Писатель подчеркивает типичность своего персонажа, подразумевая, что все неупитанные на вид чиновники не могут устроить свою жизнь иначе: они прогибаются под начальство и не разгибаются уже никогда, так и оставаясь на низших ступенях карьерной лестницы.)

- Какие еще имена собственные встретились? Зачем? (Герострат сжёг храм Артемиды, вошёл в историю нелепым поступком; Эфиальт предательски повёл спартанцев в тыл персов, отомстил своим же, изменник )
– Одна – две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек. Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его словесный портрет.
– А как у Чехова?
– Какие детали здесь , на ваш взгляд, наиболее значительные? (
Тонкий навьючен.)
– Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же это означает? (Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)
– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.)

- Каким вы видите конфликт в тексте? (у Тонкого внутренний)

2) Выразительное чтение эпизода.

А теперь давайте подслушаем разговор наших героев.
(“Ну как живёшь, друг?....... Две звезды имею”.)
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.

Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; Тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.

Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников. Но! («Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…  Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…».)

3) Работа с таблицей (по 2-й части).

Линии сравнения

Толстый” во 2-ой части рассказа

Тонкий” во 2-ой части рассказа

1. Глаголы внутреннего состояния героев.



2. Мимика, жесты, поза.



3. Знаки препинания в конце предложений.



4. Обращение героев друг к другу.



Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? Как называется это средство выразительности?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, образные сравнения? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Поведение вызывает брезгливость, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; угодничество, чинопочитание – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что удивительного в составленной вами таблице?

Линии сравнения

Толстый” во 2-ой части рассказа

Тонкий” во 2-ой части рассказа.

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

Хотел возразить…стошнило”

Захихикал”, “приятно ошеломлён”.

2. Мимика, жесты, поза..

поморщился”

Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.

Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.

“…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”

3. Знаки препинания в конце предложений.

Восклицательный знак

Многоточие.

4. Обращение героев друг к другу.

Мы с тобой друзья”

..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

3. Стадия рефлексии.

1) Сопоставление разных редакций.

Попробуем сопоставить разные редакции рассказа. Может быть, они дополнять наше восприятие рассказа.
– Рассказ “Толстый и тонкий” был напечатан в журнале “Осколки”. Через несколько лет автор включил его в сборник “Пёстрые рассказы”. В журнальной редакции тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике. (Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи распекает тонкого). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.
– Грубит ли толстый?
– Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?
(Такова сила привычки, выработанная годами,– угодливо держаться перед вышестоящим начальником.)

-Почему я назвала урок «Человек изменяющийся»?
– Какое же человеческое качество «демонстрирует» Чехов в рассказе? (Чинопочитание, подхалимство.)

- Как следует понимать слово «тонкий» в этом контексте? (Неосновательный, продажная, деградирующая душа: был Станислав, пожизненно поместье, жена-лютеранка — предмет гордости, всё меркнет перед достижениями толстого; всё заработанное в прошлом, теперь служит где-то между Москвой и Петербургом)
– Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?
– Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
– Можете ли вы сказать, почему к уроку я выбрала данные эпиграфы?
– Итак, мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание.

2) Составление синквейна.

1-й вариант – Толстый.
2-й вариант – Тонкий.
1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного).
2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

4. Домашнее задание.

Аналитический рассказ об одном из героев.

5. Выставление отметок


Содержимое разработки

Учитель русского языка и литературы Шаповало Э.Ф .   Задачи

Учитель русского языка и литературы Шаповало Э.Ф .

Задачи

  • знакомимся с текстом
  • анализируем его
По какому принципу собраны изображения? Подберите к предметам слова-определения, характеризующие их по этому принципу.

По какому принципу собраны изображения?

Подберите к предметам слова-определения, характеризующие их по этому принципу.

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов

  • Таганрог
  • Ялта
Толстый и тонкий

Толстый и тонкий

Учимся анализировать

Учимся анализировать

  • Рассказ «Толстый и тонкий» (1883) относится к раннему периоду творчества А. П. Чехова. Рассказ очень мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. Признанный мастер, Чехов умел «коротко говорить о длинных вещах». При этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного.
  • Жанр произведения – рассказ, написанный в лучших традициях критического реализма. В рассказе ярко проявлены черты индивидуального писательского стиля Чехова: быстрое развитие сюжета, лаконичность, внимание к выразительным деталям, точность языка.
  • Особенности сюжетной композиции рассказа
  • Произведение отличает предельно краткая экспозиция, выраженная одним предложением. Даже из него можно сделать два вывода. Во-первых, писатель использует антитезу, говоря о том, что один приятель – толстый, другой – тонкий, уже этим противопоставляя их друг другу. Во-вторых. Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург; основными ее пассажирами были чиновники. Можно предположить, что в рассказе пойдет речь именно о них. Завязкой служит неожиданная встреча двух друзей детства – Михаила и Порфирия.
  • Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В остросоциальной развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи. «Тонкий» начинает подобострастничать перед «толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый прием писателя – незаконченные предложения - словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности. «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого»
Учимся анализировать

Учимся анализировать

  • С истема персонажей
  • Отличительная особенность рассказа – отточенность психологических характеристик героев. Отношения между главными персонажами – «толстым» и «тонким» - основаны на противопоставлении двух героев.
  • В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. Автор подчеркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д'оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей».
  • Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев - «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился». У «толстого» остается прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» - «Что вы-с…».
  • Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия .
  • Анализ стилистических особенностей
  • Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля.
  • Раскрывая характер героев при помощи контрастного изображения, Чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, аллитерацию, синтаксическую антитезу, многократное повторение союза «а».
  • На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.
  • Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее