![Деловая игра - это анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени. Деловая игра - устройство для воспроизведения процессов согласования хозяйственных интересов. Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_0.jpg)
Деловая игра - это анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени.
Деловая игра - устройство для воспроизведения процессов согласования хозяйственных интересов.
Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
![Имитационная игра – игра, являющаяся имитационной моделью, которая предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем. Деловая игра - это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты производства в настоящее время и в перспективе. Деловая игра - это творение игрового образа в ходе имманентного преодоления добровольно принятых правил. Управленческая имитационная игра - это имитационная модель функционирования организации.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_1.jpg)
Имитационная игра – игра, являющаяся имитационной моделью, которая предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем.
Деловая игра - это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты производства в настоящее время и в перспективе.
Деловая игра - это творение игрового образа в ходе имманентного преодоления добровольно принятых правил.
Управленческая имитационная игра - это имитационная модель функционирования организации.
![](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_2.jpg)
![Впервые применение игр в хозяйственной сфере было осуществлено в СССР в 1932 году на Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции. Деловая игра, направленная на решение производственных проблем, была проведена в 1932 году Марией Мироновной Бирнштейн и называлась «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы». Ее участниками стали студенты ВУЗов и руководители предприятий, играли в выходные дни на территории фабрики «Красный ткач». Свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации, и их судьба с 1938 г. замерла на десятилетия.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_3.jpg)
Впервые применение игр в хозяйственной сфере было осуществлено в СССР в 1932 году на Лиговском
заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции.
Деловая игра, направленная на решение производственных проблем,
была проведена в 1932 году Марией Мироновной Бирнштейн и называлась
«Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы».
Ее участниками стали студенты ВУЗов и руководители предприятий,
играли в выходные дни на территории фабрики «Красный ткач».
Свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем,
наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным
и не совместимым с режимом тотальной регламентации,
и их судьба с 1938 г. замерла на десятилетия.
![Первая машинная игра была создана в 1955 году в США. Она имитировала снабжение баз ВВС. В 1955 г. Американская ассоциация управления разработала игру «Имитация решений в высшем управленческом звене» и испытала ее на ежегодном семинаре в Саранак Лейк в 1957 г. Там впервые появился термин «деловая игра». Разработка деловых игр основывается на психологических исследованиях, само возникновение активных групповых методов связано с определенной парадигмой. В рамках этой парадигмы была идея децентрации, высказанная Ж. Пивче и переосмысленная Л.С. Выгодским.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_4.jpg)
Первая машинная игра была создана в 1955 году в США. Она имитировала снабжение баз ВВС.
В 1955 г. Американская ассоциация управления разработала игру «Имитация решений в высшем управленческом звене» и испытала ее на ежегодном семинаре в Саранак Лейк в 1957 г.
Там впервые появился термин «деловая игра».
Разработка деловых игр основывается на психологических исследованиях, само возникновение активных групповых методов связано с определенной парадигмой.
В рамках этой парадигмы была идея децентрации, высказанная Ж. Пивче и переосмысленная Л.С. Выгодским.
![У истоков изучения процесса принятия группового решения стояли исследования школы К. Левина, показавшие эффективность групповой деятельности в изменении социальных установок, в повышении учебной мотивации и Эго-вовлечености . В 1970-80 годы в стране произошел всплеск деловых игр, различных по методике проведения. Это было связано с появлением понятия «человеческий фактор» как ведущего в эффективной организации производства, что где-то на 10 лет отстало от фундаментального западного понятия «человеческий ресурс». Введение целевого менеджмента, группового обучения рабочих, проведение игр в виде совещаний, а затем иных форм привлечения сотрудников к управлению организацией берет свое начало в модели «человеческие отношения». В этот период появляются целые школы обучающих игр: школа В.К.Тарасова (Таллин), эмоционально-игровая методика Е.В.Гильбо (Ленинград), ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике. Новаторами в методике преподавания деловых игр явились ВУЗы. Насчитывается более 1000 различных видов обучающих игр.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_5.jpg)
У истоков изучения процесса принятия группового решения стояли исследования школы К. Левина, показавшие эффективность групповой деятельности в изменении социальных установок, в повышении учебной мотивации и Эго-вовлечености .
В 1970-80 годы в стране произошел всплеск деловых игр, различных по методике проведения. Это было связано с появлением понятия «человеческий фактор» как ведущего в эффективной организации производства, что где-то на 10 лет отстало от фундаментального западного понятия «человеческий ресурс». Введение целевого менеджмента, группового обучения рабочих, проведение игр в виде совещаний, а затем иных форм привлечения сотрудников к управлению организацией берет свое начало в модели «человеческие отношения».
В этот период появляются целые школы обучающих игр: школа В.К.Тарасова (Таллин), эмоционально-игровая методика Е.В.Гильбо (Ленинград), ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике.
Новаторами в методике преподавания деловых игр явились ВУЗы. Насчитывается более 1000 различных видов обучающих игр.
![Классификация имитационных игр Название игры Цель игры 1 2 машинная моделирование игровой ситуации с использованием ЭВМ ручная моделирование игровой ситуации без использования ЭВМ исследовательская формирование нового знания, не получившего ранее отображения в виде публикаций, докладов, лекций, сообщений, методик, инструкций учебная формирование у игроков знания, не известного им, но уже отображенного в системе знаний с помощью каких-либо средств коммуникации, а также воспитание навыков, качеств, умений конкретная познание конкретных систем и выработка умений действовать в них абстрактная воспитание качеств, необходимых для успешной деятельности в широком классе систем.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_6.jpg)
Классификация имитационных игр
Название игры
Цель игры
1
2
машинная
моделирование игровой ситуации с использованием ЭВМ
ручная
моделирование игровой ситуации без использования ЭВМ
исследовательская
формирование нового знания, не получившего ранее отображения в виде публикаций, докладов, лекций, сообщений, методик, инструкций
учебная
формирование у игроков знания, не известного им, но уже отображенного в системе знаний с помощью каких-либо средств коммуникации, а также воспитание навыков, качеств, умений
конкретная
познание конкретных систем и выработка умений действовать в них
абстрактная
воспитание качеств, необходимых для успешной деятельности в широком классе систем.
![Основные атрибуты деловых игр : 1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности. 2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре. 3. Игровые действия регламентируются системой правил. 4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности. 5. Игра носит условный характер. 6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_7.jpg)
Основные атрибуты деловых игр :
1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.
2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
3. Игровые действия регламентируются системой правил.
4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
5. Игра носит условный характер.
6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.
![Классификация деловых игр 1.По времени проведения: - без ограничения времени; - с ограничением времени; - игры, проходящие в реальное время; - игры, где время сжато. 2.По оценке деятельности: - балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; - оценка того, кто как работал, отсутствует. 3.По конечному результату: - жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; - свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_8.jpg)
Классификация деловых игр
1.По времени проведения:
- без ограничения времени;
- с ограничением времени;
- игры, проходящие в реальное время;
- игры, где время сжато.
2.По оценке деятельности:
- балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
- оценка того, кто как работал, отсутствует.
3.По конечному результату:
- жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
- свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
![4.По конечной цели: -обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; -констатирующие - конкурсы профессионального мастерства; -поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения. 5.По методологии проведения: -луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_9.jpg)
4.По конечной цели:
-обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
-констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
-поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
5.По методологии проведения:
-луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
-ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
-групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”);
-имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях ("Межцеховое управление" – для обучения специалистов ПДО, "Сбыт"- для обучения менеджеров по продажам и т.д.);
-организационно - деятельностные игры (Г.П.Щедровицкий) – не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
- эмоционально - деятельностные игры (Е.В.Гильбо, 1980-е) – избегают жестких правил, имитируют конкурентные или зависимые отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост. По сути, представляют собой форму тренингов;
![- ансамблевые игры (Ю.Д.Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб. -инновационные игры (В.С.Дудченко) – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_11.jpg)
- ансамблевые игры (Ю.Д.Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.
-инновационные игры (В.С.Дудченко) – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
![-Выработка решений -Проектирование. Решения, полученные на предыдущем этапе, должны быть глубоко проработаны и обоснованы. - Программирование. Разработка проекта. - Обучение. Одна из основных целей в игре - обучить участников специальным методам и средствам ориентирования в нестандартных ситуациях и решения проблем. - Исследование. - Тренировка. Поведение в новых обстоятельствах требует новых навыков и умений. Тренировка должна решать проблему создания у участников ориентации на новое. Рекреация. Для того чтобы цели в игре были достигнуты, у всех участников должна быть высокая работоспособность. Краткое описание основных подпрограмм, в соответствии с которыми строится деловая игра.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_12.jpg)
-Выработка решений
-Проектирование. Решения, полученные на предыдущем этапе, должны быть глубоко
проработаны и обоснованы.
- Программирование. Разработка проекта.
- Обучение. Одна из основных целей в игре - обучить участников специальным методам и средствам ориентирования в нестандартных ситуациях и решения проблем.
- Исследование.
- Тренировка. Поведение в новых обстоятельствах требует новых навыков и умений. Тренировка должна решать проблему создания у участников ориентации на новое.
Рекреация. Для того чтобы цели в игре были достигнуты, у всех участников должна быть высокая работоспособность.
Краткое описание основных подпрограмм, в соответствии с которыми строится деловая игра.
![Чем тренинг отличается от деловой игры Сейчас в России (ПМР) стало модным менеджмент пропускать через призму маркетинга. Топ-менеджеры солидных компаний уже владеют не только финансовыми, юридическими и экономическими инструментами, но и знаниями в области маркетингового управления. В наше время незнание в области продвижения продукта чревато выпадением из конкурентной борьбы за рынки сбыта и пристрастия потребителей.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_13.jpg)
Чем тренинг отличается от деловой игры
Сейчас в России (ПМР) стало модным менеджмент пропускать через призму маркетинга.
Топ-менеджеры солидных компаний уже владеют не только финансовыми, юридическими и экономическими инструментами, но и знаниями в области маркетингового управления. В наше время незнание в области продвижения продукта чревато выпадением из конкурентной борьбы за рынки сбыта и пристрастия потребителей.
![« Деловая игра – это имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, служат средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений». Словарь по общественным наукам трактует: « Тренинг – систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, перцептивный тренинг, поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и др.» Итак, в чем же отличие тренинга от деловой игры?](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_14.jpg)
« Деловая игра – это имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, служат средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений».
Словарь по общественным наукам трактует: « Тренинг – систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, перцептивный тренинг, поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и др.»
Итак, в чем же отличие тренинга от деловой игры?
Специфические черты и основные парадигмы тренинга
Специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:
-соблюдение ряда принципов групповой работы;
-нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
-наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
-определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
-акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
-применение активных методов групповой работы;
-объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
-атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
![Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько: 1) тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления « стираются » вредные, ненужные, по мнению ведущего; 2) тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения; 3) тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков; 4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_16.jpg)
Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:
1) тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления « стираются » вредные, ненужные, по мнению ведущего;
2) тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
3) тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
![Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, и др. Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений. Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/22/i_5bce322482dc2/img_phpsRzBjJ_Prezentaciya1_17.jpg)
Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, и др.
Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений. Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.