«Зима 2025»

Элементарные представления о мелодии, ритме, темпе. В помощь педагогу. Консультация.

Развивающее значение музыкального темпа и ритма при восприятии музыки

Темп в музыке – это скорость движения, которая очень схожа с биением сердца. Когда человек спокоен, пульс довольно редкий, но при волнении наблюдается ускорение сердцебиения. То же самое происходит и при звучании композиций – музыкант внутренне ощущает этот пульс, чтобы не сбиваться с ритма, исполнять мелодию гармонично и правильно, ровно так, как задумывал автор.

Олимпиады: Дошкольникам "Мы уже большие и хотим всё знать"

Содержимое разработки


Консультация для педагогов

(в помощь молодым специалистам)


Развивающее значение музыкального темпа и ритма при восприятии музыки

Темп в музыке – это скорость движения, которая очень схожа с биением сердца. Когда человек спокоен, пульс довольно редкий, но при волнении наблюдается ускорение сердцебиения. То же самое происходит и при звучании композиций – музыкант внутренне ощущает этот пульс, чтобы не сбиваться с ритма, исполнять мелодию гармонично и правильно, ровно так, как задумывал автор.

Музыкальная теория темпа имеет, по последним исследовательским данным, биологическую подоплёку и позволяет предположить наличие неких врожденных физиологических функций по принципу резонанса. Изначально понятие «резонанс» являлось техническим термином и используется обычно в физике. Резонанс определяется как совпадение частоты вибраций двух или более объектов, в результате чего они начинают «звучать» синхронно.

Необходимо заметить, что темп и ритм неразрывно связаны между собой. У ребенка очень рано проявляется интерес как к активным, так и к пассивным ритмическим движениям (качание, катание). Уже в первый месяц жизни ребенок способен к восприятию музыки – восприятию ритма и мелодииРитмическое покачивание колыбели сопровождалось ритмически организованными звуками (поскрипывание шеста). Эти «технологические» шумы в конечном счете предопределили ритмическую структуру колыбельного напева и поэтического текста колыбельной песни.

Именно восприятие темпа музыкального произведения :

- Формирует и развивает в целом представление о времени вообще. Восприятие временной последовательности темпа помогает выстраиванию структуры соотношения различных частей воспринимаемой музыки : 2х частная форма (1 часть + 2 часть) или 3х частная форма (начало- середина –заключение). Пространственно-временные представления являются наиболее сложными и наиболее поздними образованиями детской психики на 5- 6-7 году жизни. Представления о времени и пространстве формируются у детей при определенном уровне развития интеллектуализации восприятия и способствуют осознанию ребенком границ и темпа собственной моторной активности.

Еще раз отмечу, что при восприятии музыки слушатель сонастраивается с ней, а также со всеми ее составляющими, в том числе с темпом и ритмом, которые неразрывны друг с другом.

Ритм в музыке — организация музыки во времениРитмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью музыкальной нотации.

Развитие восприятия и усвоение детьми различных ритмических рисунков музыкальных произведений способствуют усвоению детьми дифференцированных временных параметров (длинные и короткие ритмические слоги, звуки, темпов собственной моторной активности, что вносит большую упорядоченность и целесообразность в их деятельность.

Дети прекрасно улавливают темп музыкального произведения и без помощи руководителя, без предварительного пояснения самостоятельно меняют темп своей моторики в зависимости от смены темпа музыкального произведения, например, переходя от марширования под маршевую музыку к танцевальным движениям при смене на темп танцевальной музыки.

Музыкальные занятия всегда вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию в зависимости от передаваемого настроения.

Когда говорится о фундаменте музыкальности, то имеется в виду музыкально-ритмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить – понять музыку.

Выделяют три основные музыкальные способности, среди которых – ритмическое чувство. Эта способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения лежит в основе эмоциональной отзывчивости.

Таким образом, можно сделать вывод об эмоциональной сущности музыкального искусства в целом и важнейшем значении темпа и ритма, как выразителей определенного содержания, эмоционально воздействующего на слушателя.

Развитие чувства ритма у детей посредством восприятия музыкальных произведений в различных темпах :

развивает пространственно-временные представления,

  • формирует эстетическое чувство,

  • способствует обогащению и дифференциации эмоциональной сферы ребенка,

  • повышает уровень самоконтроля и целенаправленности его собственной моторной активности



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее