«Зима 2025»

Этическая компетентность современного учителя

Переориентация современной профессионально-педагогического образования на европейские стандарты, предусматривает, в первую очередь, подготовку компетентного специалиста, способного практически действовать, применять индивидуальные техники и опыт успешных действий в ситуациях профессиональной деятельности и социальной практики.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Этическая компетентность современного учителя

Переориентация современной профессионально-педагогического образования на европейские стандарты, предусматривает, в первую очередь, подготовку компетентного специалиста, способного практически действовать, применять индивидуальные техники и опыт успешных действий в ситуациях профессиональной деятельности и социальной практики.

Среди ключевых компетентностей, которыми должен овладеть будущий педагог, этическая имеет приоритетное значение. Она выступает показателем и одновременно результатом профессионально-личностной готовности учителя к работе в школе, потому что выполнение любого педагогического задача имеет моральный смысл. Этическая компетентность учителя представляет главные регуляции его действий, закрепляются в привычках, традициях, принципах жизни и профессиональной деятельности, психических состояниях, действиях, поступках и качествах педагога, обеспечивает выбор им сознательного этического поведения согласно профессионально-педагогических норм.

Этическая компетентность по специфике реализации принадлежит, к так называемым, надпредметным компетентностям. Они имеют интегрированный характер и сочетают в себе определенный комплекс знаний, умений и отношений, которые приобретаются будущими учителями в течение усвоения всего содержания педагогического образования.

Примером этической компетентности могут быть такие способности учителя:

  • осознание гуманистических ценностей, инвариантного характера норм, принципов педагогической этики;

  • понимание нравственного содержания педагогической профессии; необходимости развития культурных потребностей и интересов;

  • осуществлению этической рефлексии собственных поступков;

  • выявлению сущности моральных коллизий в разных педагогических ситуациях, прогнозированию результатов своих действий;

  • умение разрешать конфликты, понимать чувства и потребности воспитанников;

  • реализация в профессиональном поведении стратегии и тактики этично адекватного общения с разными участниками учебно-воспитательного процесса.

Содержательной основой этической компетентности является педагогическая этика как профессиональная отрасль философской дисциплины «Этика». Педагогическая этика изучает особенности, содержание, принципы и функции педагогической морали, характер деятельности педагога и его нравственных взаимоотношений в педагогическом среде, разрабатывает основы педагогического этикета, который представляет собой совокупность правил общения и поведения учителя. Этика не сводится к определенной системы санкций в педагогической деятельности, ведь ее задача - объяснять социально-психологическую целесообразность соблюдения тех или иных профессиональных норм и правил. Именно этика, с позиций целостного подхода к личности, настаивает на рассмотрении обучения и воспитания личности как духовного ее насыщения, что разворачивается в духовном диалоге, общении равноценных субъектов.

Процесс формирования этической компетентности будущего учителя достаточно сложный и противоречивый. Но важным компонентом в нем является познание методологических основ профессионально-педагогической этики, как ее социокультурных источников. Осмысление этих методологических подходов позволяет выявить смысловое ядро этики, ее инвариантный характер. Основу методологии составляет блок исторических знаний о развитие и становление этико-педагогических идей.

Изучение инвариантных характеристик содержания педагогической этики свидетельствует, что она относится к, так называемых, сквозных историко-педагогических проблем, которые возникают в определенную эпоху и не теряют своей актуальности в условиях современности. Профессиональная этика - неотъемлемая часть общечеловеческой морали, она существует в ее рамках и формируется на ее основе. На всех этапах исторического развития общества педагогическая мысль была отражением его актуальных потребностей. Вместе с тем любая научная педагогическая концепция основывалась на народно-педагогическом наследии и прогрессивном профессионально-педагогическом опыте.

Следовательно, одним из путей формирования этической компетентности будущих учителей является доминирование в содержании дисциплин педагогического цикла («Введение в специальность», «Педагогическая деонтология», «Педагогика», «История педагогики», «Основы педагогического мастерства») этико-педагогический идей, которые имеют инвариантный характер. Именно они составляют основу педагогических поисков ученых-педагогов по совершенствованию обучения и воспитания подрастающего поколения в разные исторические времена.

Формирующее влияние на учителя, как показала практика, имеет не хронологическое представление материала по историческим периодам (устоявшееся в «Истории педагогики»), а проблемно-генетический подход, который позволяет осуществить многомерное исследование явления с позиций гуманистической педагогики, проследить динамику развития педагогической этики в различные общественные периоды, вычленить и уточнить инвариантные характеристики ее содержания. К основным признакам проблемно-генетического анализа как исторического метода, исследователи включают «ретроспективность, опосредованность историческими источниками, рациональность и комплексность».

Истоками современной теоретической этико-педагогической мысли являются этические концепции философов античного мира. Нравственность в них рассматривается как определяющее, контент образующее явление человеческого бытия. Формируются главные этические требования и правила к людям, которые учат и воспитывают детей. Так, древнекитайский мыслитель Конфуций, убедительно доказывал, что конечная цель воспитания человека заключается в укреплении морали, что позволит преодолеть трудности в будущем гармоничном обществе. В трудах Аристотеля: «Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика», раскрывается общественная природа морали, ее влияние на формирование этики личности.

Анализ социокультурных истоков позволяет систематизировать и обобщить научные взгляды деятелей образования и культуры, начиная от донаукового периода и заканчивая настоящим, отметить несколько взаимосвязанных этапов (идей) формирование этико-педагогических идей в истории педагогической мысли. А именно, этика как:

  • составляющая педагогического идеала, отражение общественных ценностей и потребностей;

  • условие гуманизации педагогического процесса;

  • этические основы педагогической профессии;

  • регулятор взаимоотношений между учителем и учеником;

  • результат самосовершенствования педагога;

  • базовая составляющая педагогических систем.

Сделаем краткий ретроспективный обзор развития каждой из идей.

Характеризуя этику как составляющую педагогического идеала, отражение общественных ценностей и потребностей, следует отметить, что впервые понятие «идеал» возникло в христианской морали, а начиная с ХVIII века, широко изучается немецкими философами (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг). В этике содержание и структуру идеала впервые попытался определить И. Кант.

Как элемент нравственного сознания нравственный идеал является ценностным представлениям о совершенного педагога с позиций его профессионального долга. В течение длительного времени идеал педагога, где этика имела преимущественное значение, формулируемый как абстрактный образ. В Древней Греции родились такие этические ценности как красота, добро, честность, добросовестность.

Освещая педагогический идеал, целесообразно обратить внимание на памятники Киевской Руси. Например, в работе «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона опосредованно отражаются этические требования к педагогу.

К проблеме педагогического идеала обращались педагоги всего мира. Свое творчество до генезиса этих идей сделали итальянский мыслитель Челио Курионе (трактат «Школа, или три книги о совершенную Грамматику»), Кирилл Транквилион Ставровецкий («Евангелие учительное...», «Перло многоценное...»), Иоганн Генрих Песталоцци, который называл «силой сердца» моральные качества человека, Адольф Дистервег, который определил главные требования к настоящего учителя:

  • знание своего предмета, умение его преподавать, любовь к детям;

  • процесс преподавания должен осуществляться таким образом, чтобы пробудить в учащихся стремление к знаниям;

  • быть энтузиастом своего дела, восхищаться ею;

  • иметь сильную волю, быть строгим, требовательным и справедливым;

  • иметь педагогический такт, высокие моральные качества и гражданское мужество.

Продолжая лучшие европейские традиции, в отечественной педагогической науке также определяется нравственный идеал учителя. В трудах О. Духновича «Книжка читальная для начинающих» и «Народная педагогии» отмечается, что учитель - это величайший художник, поскольку он выстраивает человека и человечество.

Известные педагоги К. Ушинский, П. Юркевич, Н. Драгоманов, Бы. Гринченко, Т. Лубенец в своих трудах не только определили черты идеального педагога, но и исследовали внутренние резервы развития такого учителя.

Итак, известные ученые, педагоги прошлого разработали этическое ядро педагогического идеала, который в современных условиях почти не изменился. В процессе исторического развития содержание этики в составе педагогического идеала формировался и приобретал целостности. Как многокомпонентное явление он вобрал в себя такие составляющие:

  • общие нравственные требования к педагогу ( любовь к детям, добро, честность, справедливость, совесть и тому подобное);

  • единство профессиональных знаний и нравственных качеств;

  • мера воспитательного воздействия, педагогический такт;

  • готовность педагога к самореализации, стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

  • гражданский, национальный, народный характер;

Выявление этического ядра педагогического идеала влияет на формирование деонтологических основ педагогической профессии.

Раскрывая содержание другой исторической линии «этика как условие гуманизации педагогического процесса», следует отметить, что идеями гуманизма наполнена вся история человеческой духовности. Во многих литературных памятниках времен Киевской Руси осуждается зло и прославляется добро, утверждаются гуманистические основы воспитания. В сочинениях «Поучение» Владимира Мономаха детям, «Повесть временных лет» Нестора Летописца, «Остромирово Евангелие» обращается внимание на добрые начинания и чувства, любовь к ближнему, развитие навыков благородного поведения, умение вести беседу, важность личного примера в воспитании детей, самосовершенствования.

Гуманисты видели в человеке волевым, деятельным, эмоционально привязанной к миру. Этика педагога как составляющая гуманизма наиболее освещена в работах Пьетро Верджерио. В его трактате «О благородных нравах и свободных науках» содержались принципы гуманной педагогики:

  • социальная, гражданская направленность образования;

  • уважение личности ребенка;

  • ориентация на природные особенности, возраст, склонности, интересы ребенка;

  • мастерство педагога, его умение осуществлять дифференцированный подход к ученикам;

  • отказ от физических наказаний, выбор «мягких» средств воспитания.

Весомый вклад в становление системы общечеловеческих гуманистических ценностей сделали французские материалисты ХVIII века - Гельвеций, Гольбах, Дидро, Ламери.

Выдающиеся писатели - гуманисты украинской демократической мысли П. Грабовский, Н. Коцюбинский, Л. Украинка, И. Франко, Т. Шевченко воспринимали мораль как высший принцип гуманизма, критерий человеческой жизни. Совесть, добро, справедливость, сострадание они рассматривали как основные добродетели каждого человека. Высоким гуманизмом полна научное наследие Н. Грушевского. Особое внимание он обращал на гуманное отношение к воспитанникам, применение наиболее полезных средств воздействия, подчеркивал значение личного примера учителя, наличия у него идеала, который бы он хотел воплотить в своих воспитанников.

Проблемам этики педагога в контексте развития идей гуманизма посвящены труды выдающихся представителей научного направления гуманистической психологии - А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Ф. Перлза. Базовыми в гуманистической психологии есть понятие «ответственность», «любовь», «самореализация», «самоактуализация», которые по своей сути составляют категориальный аппарат этики.

Рассмотрение генезиса этико-педагогических идей в контексте гуманизации имеет существенное значение для содержания современного профессионально-педагогического образования, которая развивается именно путем гуманизации и демократизации, внедряет принципы личностно ориентированного обучения и воспитания школьников.

Изучение этики как регулятора взаимоотношений между учителем и учеником позволяет сосредоточить внимание будущих педагогов именно на процессуальной стороне поведения учителя.

Еще в античные времена Демокрит акцентировал на нравственной природе взаимоотношений воспитателя с воспитанниками: бережное отношение к личности, ее уважение, ненасильственное формирование каких-либо качеств и тому подобное.

Эти идеи активно развиваются в период Возрождения. Они находят свое отражение в трудах выдающихся итальянских ученых-гуманистов - Витторио Рабальдони да-Фельтре, Маффео Веджо.

В трудах Эразма Роттердамского («О воспитании детей»), Мишеля Монтеня («Опыты») критикуется невежество учителей и жестокие педагогические методы того времени. Отдельно обращается внимание на особенности взаимодействия учителя с младшими школьниками. Е. Роттердамский писал, что для ребенка младшего возраста нужен такой учитель, который привлекает душевностью, а не тот, который пугает жестокостью. Поведение наставника с воспитанниками должно быть уравновешенным.

В Украине в Уставе Львовской Братской школы были сформулированы нравственные требования к учителю: гуманно и ровно относиться ко всем детям; не иметь зависти; быть добропорядочным, честным; опираться на такие методы воспитательного воздействия: личный пример, содержание учебных предметов, поощрения и наказания, участие в обрядах, нравственные беседы, основы самоуправления.

В период Нового времени Жан-Жак Руссо в романе «Эмиль, или о воспитании» выступает против схоластической школы с зубрежкой и жестокой дисциплиной, с телесными наказаниями и унижением личности. Этика поведения педагога по Руссо, это - создание условий для саморазвития личности ребенка.

Проблема этики педагогического взаимодействия учителя с ребенком активно разрабатывалась выдающимися отечественными учеными и педагогами: К. Ушинским, С. Русовою, М. Демковим, Я. Чепигой и другими. Так, К. Ушинский, придавая большое значение характера взаимоотношений педагога с воспитанником, утверждал, что взвешенный, сознательный воздействие на учащихся возможен только при условии тесных, доброжелательных контактов. Если учитель не любит детей и не может вызвать у них симпатии, ему надо оставить педагогическую дело. Ученый обращает внимание на педагогический такт, сущность которого он видел в интуитивном ощущении особенностей ребенка.

Итак, во многих трудах ученых разных времен педагогическая этика рассматривается как регулятор взаимодействия учителя с учениками, определяются определенные моральные требования к характеру такого взаимодействия: гуманно и ровно относиться ко всем детям; уважать личность; быть добропорядочным, честным, справедливым и прочее.

Для будущего учителя весьма актуальным является изучение этических основ педагогической профессии, а именно ознакомление с историей возникновения и становления педагогических кодексов, правил профессионального поведения.

Педагогическая мысль развивалась в контексте эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических ценностей, что влияло на соответствующие моральные требования к педагогу. В педагогической науке и практике на протяжении исторического времени неоднократно предпринимались попытки унифицировать эти требования и создать кодексы морального поведения учителя, которые бы могли быть средствами контроля за деятельностью педагогов.

Одним из первых отметил актуальность этой проблемы еще Сократ, который размышлял над жизнеспособностью идей этического рационализма. Он настаивал на единстве этических требований как к ученикам, так и к воспитателю.

В эпоху средневековья Епифаний Славинецкий в педагогическом трактате «Гражданство обычаев детских» сформулировал своеобразный гражданский кодекс, который опирается на основах народных добродетелей, нормы христианской морали и может расцениваться как первый моральный кодекс учителя.

Долгое время в истории педагогической теории и практики, в связи с конкретными историческими условиями, недоступностью образования для большинства людей, вопрос разработки кодексов профессионального поведения учителей было не актуальным.

Развитие прагматической педагогики, «свободной школы», предложенный американским педагогом Д. Дьюи, активизировал вопрос разработки моральных требований к деятельности учителя. В своей педагогической системе ученый расширяет сферу реализации педагогической этики: взаимодействие учителя с учениками на основе сотрудничества; умение занять рядом с учеником место не руководителя, а помощника и консультанта; отказаться от наказаний, осуждения, оценок, унижающих личность; использование диалогических форм общения и тому подобное.

В советские времена в научных работах. Синицы, Е. Гришина И. Чернокозова, В. Писаренко, В. Писаренко и других ученых значительное внимание уделялось разработке нормативных этико-педагогических требований к учителю.

В современных зарубежных исследованиях в кодексах профессиональной морали педагога делается акцент на выявлении учителем компетентности, обязательности и ответственности. Проблемно-генетический анализ этики как результата формирования и самосовершенствования педагога должен подвести к выводу, что нравственное развитие личности — это диалектическая триада процессов: воспитания, самовоспитания и самосовершенствования.

Обращаясь к трудам известных педагогов, можно найти немало подтверждений сделанному выводу. Так, в работах немецкого ученого, педагога Иоганна Гербарта большое внимание уделяется изучению механизмов формирования этического поведения учителя. Ученый констатирует, что для этого необходима внутренняя свобода; совершенство, которое вырабатывается на основе организованной воли; доброжелательность, направленная на установление гармонии между индивидуальной волей и волей других людей; понимание индивидуальных прав и обязанностей индивида во взаимоотношениях с другими членами общества; справедливость.

В произведениях выдающегося украинского мыслителя Григория Саввича Сковороды «Входные двери к христианской добродетели», «Дружеский разговор о душевном мире», «Благодарен Эродий» освещается идея относительно смысла человеческого существования, которая заключается в самопознании и самосовершенствовании, достижении счастья полной победой духа и душевным спокойствием.

В научном наследии Я. Мамонтова сформулирована идея самосовершенствования учителя в профессиональной деятельности. Он отмечал, что учитель - «вечный студент», он должен постоянно развиваться, иметь яркую индивидуальность, гармоничную натуру.

Современные ученые (И. Зязюн) придают большое значение развитию педагогической этики, а именно эмоционально-чувственной сферы педагога как базовой в ее формировании. Большинство исследователей приходят к выводу, что профессиональная этика педагога приобретается в результате целенаправленного формирования и самосовершенствования, развивается в совокупности с другими психологическими характеристиками личности.

Изучение этики как базовой составляющей педагогических систем позволяет признать ведущую роль и место этики в реализации большинства реформаторских идей, педагогических систем, которые известны в мире.

Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский одним из первых предложил учебно-воспитательную систему, стержнем которой были гуманизм и педагогическая этика учителя. В этой системе представлен комплекс основных содержательных составляющих педагогической этики: идеал учителя-гуманиста, его авторитет в обществе, нормативные требования к профессии, соблюдение которых, ведет к успеху в обучении и воспитании учащихся; процессуальная сторона поведения учителя и тому подобное.

Известной является система американского педагога Джона Дьюи. Это - школа-сообщество, в основе которой лежат следующие базовые принципы:

  • практика, деятельность, опыт, интересы учащихся - ценности образования основа организации всех образовательных процессов;

  • ребенок - центр системы, она может проявить свою индивидуальность только приобщившись к активной социальной практики;

  • учитель - гид, фасилитатор, консультант учебной деятельности ученика.

В основе педагогических систем М. Монтессори, Г. Штайнера (вальдорфская педагогика) - духовное единство педагогов и учащихся; педагогика отношений, а не требований; культ творчества; свобода как средство воспитания; образное, эмоциональное изложение материала; отсутствие оценок; свобода выбора учеником вида деятельности и прочее.

Мировое значение имеют педагогические системы выдающихся украинских педагогов А. Макаренко и В. Сухомлинского. Если этика Макаренко - это возвышение моральной позиции личности до этики общественной ответственности, то этика Сухомлинского - это ценность человека, его индивидуальная свобода и достоинство, которые являются точкой опоры всех социальных, политических и личностных усилий.

Педагогическая этика выступает стержнем педагогических систем, которые созданы Ш. Амонашвили, Н. Гузик, А. Захаренко, И. Ивановым, Является. Ильиным, С. Лисенковою, В. Шаталовым, В. Караковським.

Следовательно, педагогическая этика прошла в своем развитии путь от абстрактного идеала учителя до комплексного интегративного образования, базовой идеи функционирования многих педагогических систем, основу которых составляют идеи гуманного отношения учителя к ученикам, их психологической поддержки, инициативы, творчества, ответственности, личного примера поведения, доброты, сострадания, свободы самоопределения и др.

Проведенный проблемно-генетический анализ развития этико-педагогических идей в истории педагогической мысли позволяет не только проследить генезис этих идей с содержательными направлениями, но и создать определенную методологическую основу формирования этической компетентности у учителей, показать инвариантный характер содержания профессиональной этики. Ведь, чтобы делать компетентно, в соответствии с нормами этики, необходимо глубоко осознать их сущность и значение на уровне ценностей, «практической философии действия».



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее