«Зима 2025»

Философия как школа мысли. Философская антропология.

Урок по обществознанию, раздел философская антропология

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок №…3…………………… Дата…..10. 09.18……………………….

Учитель: Семенюта Л.И. Класс… 11…А,Б……………………

Школа- гимназия № 3 г. Костанай

Предмет:…Человек. Общество. Право. … ……………………………………………………………………………………………..

Тема урока: Философия как школа мысли. Философская антропология ………

Тип урока…Урок изучения нового материала…………………………………………………………………

Вид урока…урок- лекция……………………………………………………………………………….

ТДЦ: Формирование у обучающихся представления о том, что такое философия мысли, в чем сущность философской антропологии

Обучить… подвести учащихся к активной мыслительной деятельности путем использования элементов интерактивных педагогических технологий…………………

Развивать…умение работать фронтально, вести аргументированную беседу, характеризуя основные направления философской антропологии, их главных представиетелей………………………..

Воспитывать… Формирование у обучающихся коммуникативной и толерантной компетенций, интерес к изучению предмета…………

Оборудование……философский словарь, компьютер………………..

Литература……… Учебник: М.З. Изотова,М.Сабит, Р.Т. Дуламбаева, А.С. Ибраев, С.К. Есетов.»Человек. Общество. Право. Учебник для 11 класса. Естественно- математического направления общеобразовательных школ. Алматы Мектеп. 2015 г.

Ход урока:

Этапы урока

СУМ (содержание учебного материала)

МО

(методы обучения)

ФОПД (формы организации познавательной деятельности учащихся

Социализирующий аспект

Подготовка к итоговой аттестации и ЕНТ

1

Оргмомент

-Приветствие учащихся

-требования к учащимся (Мудрость Востока)

-целевая установка на изучение предмета (серьезность, взаимовыручка)


2. Проверка Д/З, пересказ


словесные

Фронтальная форма организации

-«Философия как школа мысли»,

то такой философ,

-первые философы и их учения, познай самого себя, специфика философских вопросов и ответов;

Содействовать осознанию уч-ся ценности изучаемого предмета, актуализировать субъективный опыт уч-ся

Философская антропология», человек как центральная проблема философии, сущность и специфика философской проблемы человека, основные образы человека в философии, человек как стремление быть человеком;

3

Новая тема: Социализирующий момент:

На уроке наши глаза внимательно  смотрят и все … (видят). 
Уши внимательно слушают И всё …(слышат). 
Голова хорошо … (думает). 

1.Актуализация знаний учащихся: Проверка домашнего задания. Стратегия «Индекс карточки».

Проверить, на сколько ученики усвоили пройденный материал. Определить круг вопросов, вызвавших трудность.

1.Что такое философия? Что означает слово «Философия»? Это слово греческого происхождения и означает «Любовь к мудрости»

то означает слово «Мировоззрение»?

Это представления человека о мире и своем месте в нем. «Я и мир!»

Существует четыре формы мировоззрения:  миф,  религия, наука, философия

 Философ – это учитель (мудрец), который дает и открывает своим ученикам знания (веда). Форма передачи навыка в Древней Индии получила название Упанишады (ира- рядом, сад- сидеть с мучителем). Мудрец учил отделять главное от второстепенного, находить сущность, находить связь между различными ситуациями.

Учение Пифагора гласит, для того чтобы развить интеллект и теоретическое мышление обучаемых, учитель пользовался иносказательным языком, язык загадок. На первом этапе ученики- молча слушают учителя, на втором-происходила операция логического расчленения и теоретического умозаключения.

Долг каждого философа – живо интересоваться событиями современности, разбираться в многомерности ситуаций, мыслью, прояснять советом.

Настоящий философ- широко образованный человек. Умеет видеть суть вещей, понимает причины и следствия явлений, общие закономерности развития природных и социальных процессов. Он любит знания и стремится к ним не ради выгоды, а ради истины и совершенствования.

*Первые философы на Востоке (Индии и Китае) были люди находящие на периферии социальной структуры. Развитие философии на Востоке начинается в 7 веке до н.э. Основа ее культурная традиция.

Основные идеи древнеиндийской философии были:

Идея абсолютного, или первоначала; Идея Бога или Богов; Идея непрерывности (круговорота) жизни; Идея бессмертия и индивидуальной души; Идея кармы; Идея множества обитаемых миров, материальных и духовных; дея праведного пути (йога).

Индийская философия отличается разнообразием:

Школы Индии были религиозно-идеалистическими. Преобладание духовной проблематики

Практическая философия, организует и руководит повседневной жизнью человека. Понимание высшей и духовной цели жизни человека и достижение освобождения. Объяснение страданий живых существ, Приверженность традиции.

Школы Индии: Буддизм- Ситхартха Гаутама (Будда-просветленный). Высказал 4 истины:

Есть страдание - Есть причина страдания -Страдание может прекратиться -Есть путь прекращения страдания.

Будда выдвинул ряд положений, которые носят философский характер:

Все вещи обусловлены, ничего не существует само по себе;

Все изменяется, нет ничего постоянного;

Нет никакой перманентной субстанции, нет и Бога;

Одна жизнь по закону кармы творит другую жизнь, и этот процесс непрерывен.

Школы Индии- Йога. Основатель- мудрец Патанджали. Школа выделяет 8 ступеней практического совершенствования:

Обуздание, Культура этики ,Положения, Контроль над дыханием, Контроль над чувствами, Внимание, Созерцание, Сосредоточенность

В школе йоги считается, что высший предмет для сознания и размышления- Бог.

В древнем Китае мифология развита слабо. В китайской религиозной литературе поднималось множество проблем, которые позже получат свое философское решение и обоснование.

В 6-5 вв. до н.э. происходит активное формирование школ китайской философии. Число основных школ:

Натурфилософская школа (Инь-Янь)

Даосизм (Лао-цзы)

Конфуцианство (Кун Фу цзы)

Моизм (Мо-цзы)

Школа имен (Гунсунь Лун)

Школа закона (легизм).

*Немецкий философ Имманул Кант (1724-1804) назвал философию естественной склонностью души. Каждый мыслящий сколько-нибудь мыслящий, культурный человек не может не задумываться над «вечными» вопросами: зачем я живу? что мне делать? На что я могу надеяться? Есть ли судьба? что будет с моим «я»? - это и есть ряд вопросов философии!

Философские вопросы- это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества. Это вопросы не об объектах, а об отношении человека к ним.

Ученый ищет ответы на вопросы: что? Как? почему? Философ- главным образом на другие вопросы: зачем? Во имя чего? Во имя каких высших ценностей и идеалов?

Философы в меру своих сил и способностей- решают эти вечные вопросы, смысложизненные вопросы.

Сиддхартха Гаутама (Будда) (6­5 в до н.э.)Будда учит не быть зависимым от вещей, нас  окружающих, учит глубоко и ясно понимать ценность вечного и малую цену преходящего и отличать одно от другого. Он учит Освобождению — благородному восьмеричному Пути, складывающемуся  из маленьких повседневных усилий сделать наше сознание чище и тоньше, освободить душу от заблуждений и иллюзий, которые заставляют нас гоняться за тем, что исчезнет, едва мы успеем  насладиться им. Он учит Пути как достойной замене бегу по кругу. Учит работать над собой,  а не пассивно наблюдать за другими. Он учит активному состраданию всему живущему. 
Лао – Цзы (конец 7­ середина 6 в до н.э.)На самом деле миром правит Дао. Дао — это Истина и  одновременно Путь к ней. Дао — начало всех вещей, закон и правила жизни. Оно пронизывает собой сущее, оживляет и направляет все, в том числе и нас. Поэтому для человека жизнь подлинная,  исполненная Дэ (благой силы, совершенства) есть отказ от потакания своим желаниям ради следования  вселенскому закону. Нужно забыть все «правильные» ответы, нужно отказаться от бесконечной погони за  вещами и комфортом, нужно забыть про корысть и тщеславие, нужно стать самим собой: ребенком и даже глупцом — чистым и невинным, и тогда жизнь обретет гармонию и смысл.
Конфуций (551 г.­ 479 г до н.э.)Конфуций говорил о человечности и моральном долге, о знании и любви, о том, что значит быть благородным мужем, который живет высокими помыслами своей души  и стремится к общему Благу, и что значит быть маленьким человеком, который стремится лишь  к собственной выгоде и комфорту. Чтобы понять Конфуция, надо стать немножко китайцем, и тогда, возможно, нам откроется особый мир. Мир, в котором есть Небо и есть Земля, есть вечное и есть  преходящее. Мир, в котором все существа объединены в одно целое. Мир, в котором фокусом всех связей между Небом и Землей выступает Человек, особенно правитель, чей долг — следовать закону Неба, быть  справедливым. Тогда и подданные будут справедливыми, ибо правитель — это «исправитель».
В этом мире наше единственное предназначение — быть человечными, а значит, сострадательными  и великодушными.
Пифагор (570­490 г. до н.э.)Его биографы пишут, что именно он ввел в обиход понятие «философия».  В ответ на восхищенные слова о его мудрости он возразил, что мудры только Боги, он же не мудрец,  но лишь любящий мудрость, то есть не софос, а фило­софос. «Философия, которую он исповедовал,  целью своей имела вызволить и освободить врожденный наш разум от его оков и цепей», — сказал о нем  Порфирий. Обучение в школе Пифагора начиналось с пробуждения души, внутренней жизни с помощью  так называемых акусм — символических фраз, над которыми ученик должен был размышлять, чтобы  понять их смысл. 
Платон ( 428­328г. до н.э.)Человек стремится познать мир. Именно в познании мира идей Платон видит  единственный путь к пониманию мира и его законов. Этот путь пролегает не вовне, а в самом человеке.  Развитие добродетелей: мужества, мудрости, умеренности, справедливости — позволяет душе  подниматься к миру идей, схватывая суть вещей. Учение Платона об идеальном государстве до сих пор  является камнем преткновения для философов. Утопия это или реальность? Далекий призрак  тоталитаризма или высшая и лучшая форма правления?
Сократ (470­399г. до н.э.)Учитель, воспитавший целую плеяду учеников — основателей философских  школ, но заявлявший, что знает только, что ничего не знает. Сократ считал, что мудрость заключена  не в глубоких познаниях, а в следовании даймону — внутреннему голосу, голосу души, совести.  Он не навязывал истину, а помогал ученикам найти ее самим в собственной душе. Встреча с Сократом 
становилась для человека встречей с самим собой. Его простые вопросы до сих пор заставляют нас  переосмысливать свою жизнь и именно поэтому оказываются безумно сложными. Все мы, конечно же,  стремимся к познанию истины, но часто предпочитаем более комфортное заблуждение и компромисс  со своими недостатками. Легче рассуждать, чем сделать усилие, измениться. Сократ показал, что  знание — плод усилия не столько интеллектуального, сколько нравственного.
Сенека ( 4 г до н.э.­65 г. н.э.) Римским сенатор и поэт Луций Анней Сенека. Именно  необходимостью — либо потеряться в общем хаосе, покорно следуя за толпой, либо понять глубокий  смысл происходящего и найти в нем путь и силы остаться собой. Но это невозможно без философии. Для  Сенеки это был стоицизм. И по сей день трудно найти более глубокое и более практичное учение. 
Философия здесь становится огнем, в котором все беды, невзгоды, удары и дары судьбы переплавляются  в мудрость и опыт. Страдания преобразуются в счастье. Хотя это очень нелегко.
Рефлексия.
Закрепление: Вопросы и задания. 
1. Ради чего философ постоянно стремится к знаниям?
2. Какие вопросы волновали умы первых философов?
3. Назовите известных индийских, китайских и греческих философов?

4. Постарайтесь ответить на вопрос: «Кто такой подлинный философ»?

Творческое задание: изобразить эволюцию символа Инь-янь?

Д/З: параграф 2, читать



















Учение о бытие – онтология.

-Что существует в действительности?

-Что есть действительность?

-Земное существование конечно?

-В чем смысл моей жизни?

2. Что отличает философию от религии? От науки?

4. Зачем изучают философию? Роль философии в жизни человека?

3.Изучение нового материала:

Стратегия «Слушающие тройки». Задание: С помощью учебника найти основные идеи философов древности, их отношение к миру.

Дополнение учителя: Кто такой философ?

Настоящий философ – это широко образованный человек. Он умеет видеть суть вещей, понимает причины и следствия различных явлений, общие закономерности развития природных и социальных процессов и умеет соотносить их с частными жизненными явлениями. Главная цель философии – познавать и совершенствовать себя и окружающий мир.

Если философия хочет быть полезной людям, она должна сделать человека своей центральной пробле­мой.                                                                                    И.Гердер

Древние философы: Платон утверждал, что мир – это мир идей. Аристотель считал, что мир – это мир вещей, которые можно осмыслить, понять их причины.

Философы не только учат мудрости, они учат простым житейским хитростям

Знаменитый греческий философ Платон (426 — 347 гг. до н. э.) считал, началом всего сущего — идеи, которые трансформируют материю в тот или иной предмет. В ученых диспутах он часто доказывал, что всякая конкретная вещь как бы «причастна» к своей идее. Такие рассуждения смешили киника Диогена из Синопа (404 — 323 гг. до н. э.) — того самого, что жил в огромной глиняной бочке, врытой в землю. Как-то раз, когда он ел сушеные фиги, к нему подошел Платон. — Прими и ты участие, — любезно пригласил его Диоген. Мудрец съел несколько плодов, и тут-то оппонент и продемонстрировал ему разницу между миром идей и миром вещей.
— Я сказал: прими участие, — заметил он. — Но я не говорил: — поешь…

Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смеси бокса и борьбы без правил.

Диоген:

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

Диоген. Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».

2. ТРИ РЫБЫ

Некогда в одном пруду жили три рыбы. Первая рыба была самой хитрой, вторая была попроще, а третья — совсем глупая. Жили они очень хорошо и спокойно, как живут все рыбы на свете, но вот однажды пришел человек.

Человек принес с собой сеть, и пока он ее разворачивал, умная рыба глядела на него сквозь воду и размышляла. Она лихорадочно перебирала в уме весь свой жизненный опыт, все истории, которые ей когда-либо довелось услышать, призвала на помощь всю свою смекалку, и тут ее осенило: «В этом пруду нет такого места, куда можно было бы спрятаться, — подумала она, — поэтому лучше всего притвориться мертвой».

Собрав все свои силы, она, к немалому изумлению рыбака, выпрыгнула прямо к его ногам. Рыбак поднял ее, но так как хитрая рыба задержала дыхание, он подумал, что она сдохла, и выкинул ее обратно в воду. Рыба тут же забилась в ложбинку под берегом у самых ног рыбака.

Вторая рыба, та, что была попроще, не совсем поняла, что произошло. Она подплыла к хитрой рыбе за объяснениями.

— Просто я притворилась мертвой, вот он и бросил меня обратно в воду, — растолковала ей хитрая рыба.

Простодушная рыба, не мешкая, выпрыгнула из воды и тоже плюхнулась прямо к ногам рыбака. «Странно, — подумал рыбак, — рыбы здесь сами выскакивают из воды». Но так как вторая рыба позабыла задержать дыхание, рыбак увидел, что она жива, и засунул в свою сумку.

Он снова повернулся к воде, но зрелище выпрыгивающих на сушу рыб так потрясло его, что он не подумал застегнуть сумку. Вторая рыба, воспользовавшись его невнимательностью, выбралась наружу и где ползком, где прыжком устремилась к воде. Она отыскала первую рыбу и, тяжело дыша, устроилась возле нее.

Третья, глупая рыба, не могла понять, что к чему, даже после того, как выслушала объяснение первых двух рыб. Тогда они по порядку перечислили ей все обстоятельства, обращая особое внимание на то, как важно задержать дыхание, чтобы казаться мертвой.

— Благодарю вас, теперь я все поняла, — радостно ответила глупая рыба.

С этими словами она с шумом выпрыгнула из воды, упав рядом с рыбаком.

Рыбак, раздосадованный тем, что упустил двух рыб, упрятал эту рыбу в сумку, даже не потрудившись взглянуть, дышит она или нет. Сумку на этот раз он плотно застегнул. Снова и снова закидывал рыбак свою сеть, но первые две рыбы не покидали своего укрытия, и сеть оказывалась пустой.

Наконец, он решил отказаться от своей затеи и стал собираться в обратный путь. Открыв сумку и убедившись, что глупая рыба не дышит, он отнес ее домой и отдал коту.

Смысл 1

Если не хватает навыков и знаний, то даже совет умного человека может не принести пользы. Сам совет не обеспечивает его правильного применения.

Смысл 2

Слушая, что говорят, слушай, что тебе говорят на самом деле.

Вопросы

 Бывали ли у вас в жизни ситуации, когда, не поняв сути совета, указания или не уточнив их, вы сразу приступали к выполнению и терпели неудачу?

 Кто из ваших друзей или коллег напоминает умную рыбу, а кто глупую?

3. Притча. “Трусость” льва

Однажды ко льву пришел шакал и вызвал его на бой. Но лев даже не обратил на него внимания. Тогда шакал заявил:
— Если ты не будешь со мной драться, я пойду и расскажу всем своим друзьям, что лев меня боится!
На что лев ответил:
— Пусть лучше меня осудят за трусость шакалы, чем будут презирать за то такое сражение львы.


Вопрос о сущности человека, его природе, происхождении и предназначении, месте в мире, ценностях, смерти и бессмертии, смысле человеческой жизни - одна из основных проблем философской мысли. Проблема сущности и бытия человека принадлежит к разряду вечных философских проблем. Она привлекает внимание философов с древних времен. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз она является проблемой иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, человека, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир. Нами уже отмечалось, что особенно остро философское осмысление проблемы человека встает в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает в своем основании решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.

Человек как предмет философского анализа. Образ человека в классической и неклассической философии, в восточной и западной культурах

В истории философской мысли складывались разные образы человека. У Демокрита человек – часть космоса, единого порядка и строя природы, микрокосм, отображение и символ Вселенной. Аристотель определяет человека как живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни. Франклин рассматривает человека как животное, производящее орудия.

В классической немецкой философии человек выступает как субъект духовной деятельности, созидающий мир культуры, как носитель общечеловеческого сознания, всеобщего начала - абсолютного духа, разума. Кант видит в человеке существо, принадлежащее двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободе. В центре философского учения Фейербаха - человек, понимаемый как венец природы, как гармоничное единство "Я" и "Ты".

Известны и весьма образные определения человека. Например, французский писатель Франсуа Рабле (1494 -1553), назвал человека животным, которое смеется. Шопенгауэр считал, что человек – это трагическое животное, наделенное разумным познанием и инстинктом, правда, недостаточным для уверенных и безошибочных действий. У Ницше главное в человеке – не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.

Марксистская трактовка человека основывается на понимании его как продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности. С этой точки зрения, через приобщение к социальной наследственности, к культурным, исторически сложившимся традициям, а также через механизмы биологической наследственности происходит становление человека. Таким образом, каждый человек – неповторимая индивидуальность и вместе с тем частица и носитель родовой общечеловеческой сущности, субъект исторического процесса.

В философской традиции человека одновременно рассматривали как природное начало, включенное в многообразие естественных процессов на уровне тела; социальное начало, воспроизводящее в духовном опыте социокультурные связи и отношения; конкретно-индивидуальное начало, реализующее свою свободную волю, судьбу и предназначение.

Соответственно этим началам сформировались следующие основные интерпретации (концепции) понимания человека: натурализаторская, рационалистическая, социологизаторская, экзистенциально-персоналистская.

В рамках натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подобный животным, а значит, подчиняется одним тем же законам функционирования.

Рационалистическая концепция сущностные особенности человека связывает с наличием у него разума, сознания, целеполагающей, в отличие от животного, деятельности. Причем разум рассматривается как основание не только человеческого, но и природно-космическо-го существа.

Социологизаторская концепция рассматривает человека как продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции. Человек обретает себя только в обществе, где в процессе социализации реализуются его генетически унаследованные качества. Так, в марксистской концепции сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В структурализме человек предстает как элемент и производная функция от обусловливающих его различных социальных структур и политических факторов.

Экзистенциально-персоналистская интерпретация понимания человека, характерная для неклассической философии, рассматривает его как особое начало в мире, не сводимое к внешним законам, а объясняемое с точки зрения индивидуально-неповторимого опыта и судьбы, уникальности, подлинности, свободы выбора, таких феноменов человеческого бытия, как страдание, страх, одиночество и др.

    Тема человека является для философии сквозной, традиционной и центральной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Вопрос о том, что такое человек, для этого раздела - основной вопрос. Полное представление о человеке можно сформировать лишь в рамках междисциплинарного исследования усилиями многих наук. Поэтому в последнее время человекознание все чаще выделяется как особая область научного знания и как учебная дисциплина. Что касается философии, то она в отличие от других наук о человеке (анатомия, психология и др.) стремится постичь человека как целостное существо. Она рассматривает человека, взятого в единстве всех его сущностных сил и проявлений разнообразной духовно-практической деятельности, как существо многомерное и универсальное.

ЧЕЛОВЕК – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕМА ФИЛОСОФИИ

  - ЧЕЛОВЕК – «МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ» (АНТИЧНОСТЬ)

 -ЧЕЛОВЕК – «ТВАРНОЕ СУЩЕСТВО» (СРЕДНИЕ ВЕКА)

 -ЧЕЛОВЕК – «ГОСПОДИН ПРИРОДЫ» (ВОЗРОЖДЕНИЕ)

 - ЧЕЛОВЕК – «СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ» (НОВОЕ ВРЕМЯ)

Достаточно сильно отличаются друг от друга понимание человека в восточной и западной цивилизациях. Эти отличия касаютсяотношения человека к самому себе, миру, природе, обществу. Как мы уже говорили, для человека восточной цивилизации характерна неразрывная связь с природой, нацеленность на гармоничное вживание в природу, в окружающую среду, а не стремление к деятельному ее изменению, как это свойственно человеку западной цивилизации. Напомним, идеал бережного отношения к природе выражал принцип "у-вэй" ("не-деяния"), сложившийся в древнекитайской культуре и означавший не пассивное бездействие, а следование естественному порядку мира, установку на минимальное вмешательство в этот порядок. Для человека же техногенной цивилизации была характерна иная установка, согласно которой человек, вооруженный знаниями, должен покорять, изменять, подчинять себе природу, рассматривая ее как "мастерскую", безграничную кладовую для удовлетворения своих потребностей и распространяя такое "силовое отношение" и на социальное переустройство мира. Вектор активности восточного человека, в отличие от западного, направлен не во вне, а на внутреннее самосовершенствование, самопознание.

Весьма наглядны в этом плане основные нормы буддистской этики, нацеленные на глубокое сосредоточение, невозмутимое размышление и полное избавление от страданий в нирване. Если в западной цивилизации двигателем прогресса и активным сторонником нововведений был индивид, гражданин-собственник, то в древневосточных цивилизациях принимались лишь те новации, которые соответствовали нормам корпоративной этики и интересам государства, что явилось основой отсутствия свободы выбора, равноправия и демократии в европейском понимании этих явлений. Определяющими моментами жизни человека в древневосточных цивилизациях были устойчивость, неподвижность, традиционность, определенные общественные установления, обычаи, обряды, бережное отношение к социальному и культурному наследию, канонизированному стилю мышления. Для человека же западной цивилизации приоритетными ценностями являются активная суверенная личность, ценность инноваций и прогресса, индивидуальные свободы и права, чувства гражданина.

Каков статус на современном этапе проблемы философии человека, может ли культура XXI в. ограничиться при изучении феномена человека знаниями о нем, возникающими в отдельных науках? При всем интересе к проблеме человека на современном этапе обнаруживаются существенные расхождения в понимании характера и предмета философии человека, философской антропологии, реального содержания этих понятий, специфических черт и признаков, которые отличают и характеризуют подлинную философию человека.

К тому же определенная философская концепция человека, как подчеркивает современный философ Д. Агасси

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными причинами. В-третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования. По сути история антропологии - это история осмысления процесса выделения человека из внешнего мира (античность), противопоставления ему (Возрождение) и, наконец, - слияния с ним, обретения всеединства (русская религиозная философия и иные учения).   

Закрепление:

1. Определите предмет, проблемное поле и функции социальной философии.

2. Какова динамика представлений об обществе от мифологии к теоретически обоснованным системам философского знания?

3. В чем сущность натуралистической программы (интерпретации общества)?

4. В чем специфика культурно-исторической исследовательской программы?

5. Какова специфика выделения психологических факторов в объяснении социальной жизни?

6. Насколько актуально марксистское учение социального развития в современном мире?

7. Назовите основные черты общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы.

8. Какова природа и функции социальных противоречий и конфликтов?

9.Что представляет собой концепция ненасилия в современной социальной философии?

10.В чем сущность линейных и нелинейных интерпретаций социальной истории?

11. Каковы уровни, типы, достижения и противоречия современного этапа цивилизационного развития?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее