![Материал подготовлен учителем истории КГУ ОШ № 155 города Алматы Окуневой Татьяной Юрьевной](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_0.jpg)
Материал подготовлен учителем истории КГУ ОШ № 155 города Алматы Окуневой Татьяной Юрьевной
![](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_1.jpg)
![Выдающийся мыслитель Востока родился (870) в городе Фараб (Отрар). Выходец из привилегированных слоев тюрков (“тархан” в составе его полного имени) - Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. В декабре 950 г. в возрасте 80 лет аль-Фараби скончался в Дамаске. Основу научных знаний получил в Отраре на кыпчакском языке, имел возможность ознакомиться с философскими и научными произведениями богатейшей по тем временам библиотеки, второй в мире по числу книг и рукописей. Затем учился и работал в Бухаре, Самарканде, многие годы он прожил в Багдаде. Последние годы своей жизни он провел в Каире и Дамаске.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_2.jpg)
Выдающийся мыслитель Востока родился (870) в городе Фараб (Отрар). Выходец из привилегированных слоев тюрков (“тархан” в составе его полного имени) - Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. В декабре 950 г. в возрасте 80 лет аль-Фараби скончался в Дамаске.
Основу научных знаний получил в Отраре на кыпчакском языке, имел возможность ознакомиться с философскими и научными произведениями богатейшей по тем временам библиотеки, второй в мире по числу книг и рукописей. Затем учился и работал в Бухаре, Самарканде, многие годы он прожил в Багдаде. Последние годы своей жизни он провел в Каире и Дамаске.
![В известном](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_3.jpg)
В известном "Трактате о взглядах жителей добродетельного города” получили отражение его религиозно - философские взгляды. Он пишет о Первом Сущем: " Первый Сущий есть первопричина существования всех существ в целом... Он вечен, и вечно Его существование в Его субстанции и сущности, не нуждаясь ни в чем ином, чтобы обеспечить себе существование” и далее: "Первопричина... едина в своем существовании”.
Первый Сущий – это может быть и Аллах, хотя его имя не называется
Памятник аль Фараби в Алматы
![Ю́суф Хасс Ха́джиб Баласагу́ни родился в 1017г, в столице государства Караханидов городе Баласагун. Его отец являлся одним из видных , богатых людей того времени. В возрасте 50 лет он завершил поэму « Кутадгу Билик» ( «Благодатное знание»), а затем подарил её кагану Сулейману Арслану и был удостоен звания «Хасс Хаджиб» Похоронен в мавзолее в городе Кашгар. Он был противником тех, кто, пренебрегая своим родным языком, говорил и писал на арабском и персидском языках. О своей же книге он писал так: «В руках у мудрецов перебывало Арабских и персидских книг немало, но эта книга - первая из книг, в которой тюрки слышат свой язык.»](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_4.jpg)
Ю́суф Хасс Ха́джиб Баласагу́ни родился в 1017г, в столице государства Караханидов городе Баласагун. Его отец являлся одним из видных , богатых людей того времени. В возрасте 50 лет он завершил поэму « Кутадгу Билик» ( «Благодатное знание»), а затем подарил её кагану Сулейману Арслану и был удостоен звания «Хасс Хаджиб»
Похоронен в мавзолее в городе Кашгар. Он был противником тех, кто, пренебрегая своим родным языком, говорил и писал на арабском и персидском языках.
О своей же книге он писал так: «В руках у мудрецов перебывало Арабских и персидских книг немало, но эта книга - первая из книг, в которой тюрки слышат свой язык.»
![И создал человека Бог единый Из воздуха, воды, огня и глины. Бог человеку зренье дал и руки, Дал ум для постижения науки. Создатель наш дал человеку слово, Чтоб он вершиной стал всего земного. И разум дал, чтоб постигать нам знанья, Чтобы благие совершать деянья.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_5.jpg)
И создал человека Бог единый Из воздуха, воды, огня и глины.
Бог человеку зренье дал и руки, Дал ум для постижения науки.
Создатель наш дал человеку слово, Чтоб он вершиной стал всего земного.
И разум дал, чтоб постигать нам знанья, Чтобы благие совершать деянья.
![](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_6.jpg)
![В 1075 году Махмуд преподносит багдадскому халифу Муктадиру своё произведение «Словарь тюркских наречий». В 1080 году он возвращается в Кашгар. Мазар Махмуда Кашгари в Опале, названный «Гробница священного учителя».](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_7.jpg)
В 1075 году Махмуд преподносит багдадскому халифу Муктадиру своё произведение «Словарь тюркских наречий».
В 1080 году он возвращается в Кашгар. Мазар Махмуда Кашгари в Опале, названный «Гробница священного учителя».
![Многочисленные тюркские цитаты, с упоминанием имени бога Тенгри, Кашгари абсолютно естественно переводит на арабский, заменяя Тенгри на Аллах.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_8.jpg)
Многочисленные тюркские цитаты, с упоминанием имени бога Тенгри, Кашгари абсолютно естественно переводит на арабский, заменяя Тенгри на Аллах. "Аллах Всевышний сотворил мир и высокий небосвод, придав ему постоянное вращение, звезды, выстроенные в ряды, ночь и день, сменяющие друг друга". "Днем и ночью молись Аллаху Всевышнему, не заносясь. Будь перед Ним смирен и боязлив, но в смиренности и боязливости не играй перед ним!".
![](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_9.jpg)
![](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_10.jpg)
![](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_11.jpg)
![Придорожная надпись в Сайраме (на узбекском языке) «Здесь на этом ханском мосту Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка хурму»](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_12.jpg)
Придорожная надпись в Сайраме (на узбекском языке) «Здесь на этом ханском мосту Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка хурму»
![Асан Кайгы считал, что «сперва надо укреплять ханскую власть и усилить оборону народа». Он укорял Жанибек хана: «Не думая о будущем казахского народа, ликуешь от временных успехов».](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_13.jpg)
Асан Кайгы считал, что «сперва надо укреплять ханскую власть и усилить оборону народа». Он укорял Жанибек хана: «Не думая о будущем казахского народа, ликуешь от временных успехов».
![Легенда о поисках Асаном Кайгы обетованной земли - Жер Уюк с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом и множеством зверей и рыб, где люди живут без нужды и горя, вражды и угнетений. На верблюде Жермая он объездил все стороны света, но нигде не нашел обетованной земли, где все люди жили бы счастливо и царило бы равноправие.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_14.jpg)
Легенда о поисках Асаном Кайгы обетованной земли - Жер Уюк с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом и множеством зверей и рыб, где люди живут без нужды и горя, вражды и угнетений. На верблюде Жермая он объездил все стороны света, но нигде не нашел обетованной земли, где все люди жили бы счастливо и царило бы равноправие.
![ЗАКРЕПЛЕНИЕ:](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_15.jpg)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
- Чему больше всего уделял внимание Аль-Фараби в трудах духовного содержания?
- Каким проблемам посвящены труды Юсуфа Баласагуни?
- Какова роль М. Кашгари в укреплении ислама в тюркской среде?
- Что является по учению Яссауи главной целью человека?
- Как объясняется в хикметах Яссауи понятие уважения к людям?
![СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/13/i_58a1cb0947c63/img_phpFucNtb_Filosofsko-prosvetitelskie-i-religioznye-vzglyady-srednevekovyh-uchenyhppt_16.jpg)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ