«Осень 2024»

Глобализация английского языка, как социально-культурный аспект проблемы

На новом этапе культурного наследия колониальной эпохи и достижения технической революции английский начал проявлять себя как средство общения в быстроразвивающихся сферах деятельности, то есть в тех областях, которые постепенно должны были определять характер бытовой и профессиональной жизни XX века.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Глобализация английского языка, как социально-культурный аспект проблемы

На новом этапе культурного наследия колониальной эпохи и достижения технической революции английский начал проявлять себя как средство общения в быстроразвивающихся сферах деятельности, то есть в тех областях, которые постепенно должны были определять характер бытовой и профессиональной жизни XX века.

Международные отношения

Лига наций была первой среди многочисленных международных организаций, предоставивших английскому языку особый статус. Он стал одним из двух официальных языков Лиги. К моменту проведения сессии ее членами были 42 государства, в том числе несколько неевропейских стран. При таком составе значение языка международного общения было очевидным. В 1945 году возникла Организация Объединенных Наций, где роль языка международного общения еще больше возросла. В настоящее время в состав ООН входят более 50 различных организаций, целевых и специализированных агентств, а также многочисленные региональные и функциональные комиссии, постоянные комитеты, экспертные группы. Английский – один из официальных языков этих структур.

Средства массовой информации. Пресса

В течение почти 400 лет английский язык был главным орудием прессы. Уже в первые десятилетия XVII века несколько европейских стран издавали небольшие и примитивные по содержанию газеты на английском, однако цензура, налоги, войны и иного рода ограничения не способствовали их популярности. В Англии прогресс в этой области был более значителен, хотя даже здесь цензура вплоть до конца XVII века контролировала содержание газет. «Weekly News» начала выходить с 1622 года, «London Gazette» - в 1666 году. Англия начала XVIII века стала свидетельницей взлета и падения «Temler» (1709) и «Spectator» (1711). В конце века появились «The Times» (1788) и «The Observer» (1791).

В XIX веке наблюдался наибольший прогресс в этой области вследствие внедрения передовых технологий печати, новых методов массового производства и доставки продукции. К этому времени относится появление действительно независимой прессы, главным образом в США, где к 1850 году издавалось около 400 ежедневных газет, а к концу XIX века – около 2 тысяч. Что касается континентальной Европы, то в первые десятилетия XIX века там господствовала цензура и некоторые другие ограничения. А это, в свою очередь, означало, что обеспечение населения новостями на других языках, кроме английского, происходило значительно медленнее. 

Массовыми тиражами печатались такие издания, как «New York Herald» (1833) и «New York Tribune» (1841). Публикация сенсационных новостей увеличивали тиражи. Газетная империя начала разрастаться. В Англии первой половины XIX века развитие прессы тормозила система налогообложения. Тем не менее в течение этого времени продолжал увеличиваться тираж «The Times». Отмена в 1855 году гербового сбора дала возможность увеличить объем новых публикаций. К концу столетия массовая журналистика, выразителем идей которой была «Daily Mail» (1896), вывела Англию на уровень США. Начиная с этого момента, ни один газетный заголовок в мире не привлекал большего внимания читателей, чем написанный по-английски.

Значение английского языка для прессы продолжало увеличиваться по мере развития и совершенствования методов сбора информации. В середине XIX века резко возросла роль крупнейших информационных агентств. В это время предприниматель Рейтер основал первое информационное агентство в городе Аахен (Германия), затем в 1851 году в Лондоне создал новое, носящее его имя. К 1870 году Агентство Рейтер обладало наиболее значительной корреспондентской сетью, по сравнению с любым из конкурирующих с ним на Европейском континенте. С возникновением в 1856 году в США информационного агентства New York Associated press большая часть мировой информации, передаваемой по телеграфу, была на английском языке.

Реклама

К концу XIX века социальные и экономические факторы привели к поразительному увеличению использования рекламы в публикациях самого различного характера. Прежде всего, это произошло в развитых промышленных странах.

Английский язык стал использоваться в рекламе очень рано, с того момента, когда еженедельные газеты начали помещать материалы о книгах, лекарствах, чае и о других материалах товарного производства. В 1666 году в «London Gazette» появилось первое рекламное приложение. Затем на протяжении 100 лет количество и стиль рекламных изданий изменились настолько, что доктор Джонсон язвительно высказался по поводу их «великолепных посулов и …красноречия, то возвышенного, то весьма трогательного». На протяжении XIX века реклама, как и знаменитые торговые марки, прочно вошли в обиход. В 20-х годах XX века лозунг «Реклама всегда окупается» стал американским боевым кличем. В эти годы получило стремительное развитие производства многих товаров, названия которых позже стали нарицательными («форд», «кока-кола», «кодак» и другие).

Средства массовой информации получали прибыль от скорости, с какой теперь сведения о рекламируемых товарах доходили до потребителя, даже если он находился в новом скоростном виде транспорта. Объявления, электронные табло, вывески магазинов и другие виды рекламы стали частью повседневного быта. По мере развития международных рынков товаров и услуг начали свое триумфальное шествие по свету и «наружные средства массовой информации». Их присутствие практически в каждом городе и населенном пункте стало одним из важнейших доказательств распространения английского во всемирном масштабе. При этом в странах, где он не имел особого статуса, рекламные объявления были обычно не столь широко представлены, однако наиболее приметны.

Но что ни говори, все же «бал правил» именно тот английский, на котором «говорили» с потребителями американские товары. Ведь именно в США в 50-х годах XX века доля рекламной индустрии в валовом национальном продукте была значительно выше, чем в любой стране мира.

В Европе влияние рекламы на потребителя было меньшим, чем в США, поскольку на телевидении она строго контролировалась. Однако с развитием коммерческого телевидения для рекламы наступил период «захвата» рынков товаров и услуг с применением американского опыта и напористости. Наконец-то заокеанские рекламные агентства «почуяли добычу». В результате к 1972 году лишь три из тридцати крупнейших рекламных агентств мира не являлись собственностью США. Официальным языком международных рекламных организаций, таких, как Европейская ассоциация рекламных агентств, неизменно был и остается английский.

Производство кинофильмов

Технологии, разработанные после открытия электроэнергии, коренным образом изменили природу домашних и общественных развлечений, а также открыли новые возможности для распространения английского языка. Очевидно, что радиовещание было одной из них, однако, согласно авторитетному мнению Джона Рита, его никогда не отождествляли лишь с индустрией развлечений. Этого нельзя сказать о кинопромышленности.

Решение технических проблем, связанных с демонстрацией фильмов, было достигнуто еще в XIX веке в Европе и Америке. Начиная с 1885 года Англия и Франция способствовали развитию художественного и коммерческого кино. Однако рост европейского кинопроизводства резко сократился в предвоенные годы и в первую мировую войну, и Америка, начиная с 1915 года, стала играть основную роль в создании художественных фильмов. Именно в этот период появились первые знаменитые кинозвезды, киномагнаты и киностудии в Голливуде.

В результате в 20-х годах с возникновением звукового кино главенствующее место в кинематографе занял английский язык. В настоящее время трудно найти точные статистические данные о роли английского в этой области. Однако несколько публикаций того периода дают нам ключ к решению проблемы. В 1933 году вышло первое издание «Кто есть кто для кинозрителя» и «Энциклопедия киноэкрана сегодня».  Из 44 перечисленных в нем киностудий 32 были американскими или британскими; из внесенных в список 2466 артистов лишь 85 (3%) говорили в фильмах не на английском языке; 318 из 340 кинорежиссеров ставили только англоязычные фильмы. Поскольку указанный справочник написан по-английски, его составителям, конечно, не удалось избежать некоторой предвзятости и необъективности. Так, в нем мало сведений о ведущих артистах европейского кино. Однако сделанные в нем общие выводы, скорее всего, не так уж далеки от истины.

Несмотря на рост в последующие десятилетия кинопроизводства в других странах мира, на рынке кинопродукции продолжают господствовать кинофильмы на английском. В 1994 году, согласно данным справочника по кинофильмам и телевизионным программам Британского института кинематографии, 80% театральных постановок, отснятых на пленку, было на английском.

По мнению кинокритика Дэйвида Робинсона, к середине 90-х годов США контролировали около 85% мирового кинорынка. В большинстве кинотеатров мира преобладали голливудские картины. В Дании шли практически те же фильмы, что и в Испании. Большинство из них было на английском с субтитрами. Примечательно, что преимущественно американские фильмы демонстрировались даже в тех странах, которые изчестны своими сильными национальными кинематографическими традициями (Япония, Франция, Италия и Германия). До 1990 года французские киноленты смотрело большинство зрителей Франции. Однако в последние годы в репертуаре французских кинотеатров национальные фильмы составляют не более 30%.

До настоящего времени не совсем ясно, каким образом кино влияет на зрительскую аудиторию. Тем не менее, многие наблюдатели согласны с мнением немецкого режиссера Вима Вендерса: «Зрители все больше и больше верят тому, что видят на экране. Они покупают то, во что верят. Они употребляют, носят, едят и приобретают то, что видят в кино. Они водят те же автомобили, что и герои фильмов». Если все это правда, то тот факт, что большинство фильмов сейчас снимается на английском, безусловно, знаменателен, по крайне мере, с точки зрения долгосрочной перспективы.

Народная музыка 

Кинематограф был одним из двух новых направлений сферы развлечений, появившихся в конце XIX века. Другим стала звукозапись, где с самого начала также нельзя было обойтись без английского языка.

Большинство изобретений в этой области были сделаны в США. Запись на граммофонные пластинки пришла на смену записи на вращающиеся валики. Уже в 1927 году американцы запатентовали магнитную ленту. В 1948 году компания «Columbia records» начала выпускать долгоиграющие пластинки. В то время все крупнейшие компании, занимавшиеся записью популярной музыки, были англоязычными. Старейшей и активно работающей американской компанией звукозаписи была «Columbia» (1898). К другим относятся  американская «» (1916) и английская «» (1929).

Радиопередачи из всех стран мира ежечасно подтверждают приоритетную роль английского языка современной популярной музыке. Многие впервые познакомились с ним именно таким образом. Это специфическое явление XX века. Однако на самом деле английский начал играть ведущую роль значительно раньше. Еще в XIX веке в танцевальных залах, пабах и на сценах народных театров огромного числа европейских городов звучали самые разные песни на английском языке – от комических и сатирических до откровенно сентиментальных. Британские мюзик-холлы оказали огромное влияние на развитие популярных музыкальных жанров.

Ведущие английские эстрадные исполнители посещали США, где в то время развивались собственные традиции мюзик-холла в форме варьете. Гастролирующие группы артистов стали популярными в середине XIX века. Сочинения поэтов-песенников таких как Стивен Фостер («Старики дома», «О, Сюзанна», «Русоволосая Джинни», «Мой старый дом в Кентукки»), распространялись в беспредельном масштабе через быстро развивающуюся сеть театров. В начале XX века возникли так называемые «улицы дребезжащих жестянок», где были расположены магазины грампластинок и популярные музыкальные издательства. Они стали скоро известны во всем мире как основные поставщики грампластинок с записями американской народной музыки.

В 90-х годах роль английского языка в международном мире поп-музыки приобретает исключительный характер. По данным весьма авторитетной «Энциклопедии популярной музыки» издательства «Пингвин», вышедшей в 1990 году, из 557 поп-групп 549 работают полностью или в основном на английском языке.

Образование

Английский язык открывает доступ к сокровищнице мировых знаний, особенно в таких областях, как наука и техника, а это основа образования. Когда мы задумываемся о том, почему в последние годы так много стран придали английскому языку официальный статус или выбрали его в качестве основного иностранного языка в своих школах, то одной из главных причин видится именно возможность получения образования в самом широком смысле этих слов.

В настоящее время преобладает мнение, что, только изучая английский, можно получить доступ к новейшей информации о гуманитарных и научных достижениях в любой области человеческой деятельности.

За прошедшие 40 лет преподавание английского языка превратилось в быстро развивающуюся «индустрию» мирового значения. Свидетельством масштабов этого явления может служить деятельность Британского совета, который в 1998 году располагал сетью своих представительств в 109 странах мира.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее