«Зима 2025»

Идеологическое воспитание учащихся в учреждениях образования

Воспитание и образование предполагают наличие идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? Как учить и как воспитывать? У кого учиться и кто воспитывает? Ориентация на идеологию воспитания как систему социальных ценностей, официально имеющих национальный статус, которых придерживаются члены всего общества и которые интерпретируются через систему идей в ходе общественного развития, охраняются законом как исходное начало интеграции и сохранения целостности общества и государства, как главные ориентиры движения в будущее. Идеология воспитания новых поколений развивается как совокупность идей и принципов, составляющих основы общественного развития государства. Исходными являются положения о том, что общество есть содружество людей, построенное на утверждении: - личности как основы общества, свободной от насилия и эксплуатации; - общества как организованного объединения людей, основанного на согласии и солидарности как принципах преодоления внутренних противоречий развития; - взаимоотношений личности и общества, основанных на согласовании интересов личных и общественных; - государства как суверенной организации нации, организующей и обеспечивающей ее независимость, благополучие, развитие и реализацию творческого потенциала.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Идеологическое воспитание учащихся в учреждениях образования

Воспитание и образование предполагают наличие идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? Как учить и как воспитывать? У кого учиться и кто воспитывает? Ориентация на идеологию воспитания как систему социальных ценностей, официально имеющих национальный статус, которых придерживаются члены всего общества и которые интерпретируются через систему идей в ходе общественного развития, охраняются законом как исходное начало интеграции и сохранения целостности общества и государства, как главные ориентиры движения в будущее. Идеология воспитания новых поколений развивается как совокупность идей и принципов, составляющих основы общественного развития государства. Исходными являются положения о том, что общество есть содружество людей, построенное на утверждении: - личности как основы общества, свободной от насилия и эксплуатации; - общества как организованного объединения людей, основанного на согласии и солидарности как принципах преодоления внутренних противоречий развития; - взаимоотношений личности и общества, основанных на согласовании интересов личных и общественных; - государства как суверенной организации нации, организующей и обеспечивающей ее независимость, благополучие, развитие и реализацию творческого потенциала. В основу развития общества должны быть положены принципы свободы, гуманизма, справедливости, демократии, права, труда и неотчуждаемой собственности. Гуманизация образовательного процесса предполагает целый ряд условий, среди которых прежде всего отметим следующие: а) признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида; б) создание обществом условий для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества - самоопределения, самоутверждения, самореализации; в) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонностей и способностей; г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений; д) приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание в обществе атмосферы духовности; е) гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, родителей, педагогов, учащихся, преподавателей и студентов и 2 т.п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты. Гуманизация позволяет и требует осуществлять вариативное воспитание учащихся, а также включает идеи, на основе которых будут формироваться общие психологические и гражданские качества жизнеспособной личности. Идеология воспитания - это система идей, которая одновременно отвечает коренным, актуальным интересам общества и личности, и таких взаимоотношений между ними, когда общество задает парадигму воспитания новых поколений, создает условия для ее реализации, а молодые поколения и личность самоопределяются, самоутверждаются, самореализуются и воспитывают себя в предложенных условиях, изменяя их посредством активной деятельности. Идеология воспитания призвана способствовать изменениям в сознании индивида, соответствующим общему направлению социального развития государства. Цель воспитания - центральный вопрос идеологии, деятельности всей системы воспитания. В целях выражаются философские, духовные, нравственные, экономические, политические, правовые и эстетические представления о делаемом образе «идеального» человека и общества, в котором он живет и действует. «Идеального» молодого гражданина наших дней должно характеризовать: а) стремление к успеху; б) воля к победе; в) принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности только на себя; г) преданность национальной идее (мечте). Таким образом, цель идеологического воспитания состоит в том, чтобы сформировать реальную, социально устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в преобразование общества и самосовершенствоваться. Цель идеологического воспитания достигается посредством решения конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие: - ориентация личности на гуманистические установки и смысложизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях общества, определение своего места и целей жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей; - формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства; - воспитание потребности молодежи к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формированию эстетических ценностей и вкуса, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни белорусского общества; - приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, воспитание адекватной самооценки результатов своей деятельности; 3 - выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию; - воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главному способу достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности; - воспитание потребности к физической культуре и здоровому образу жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии. Постановка цели и задач воспитания жизнеспособного поколения предполагает, что они должны быть присущи молодежи в целом, без подразделения ее на социальные группы, поскольку каждый молодой человек должен обладать личностными психологическими и гражданскими качествами, обеспечивающими его жизнеспособность. Среди основных принципов идеологического воспитания можно выделить следующие: - гуманизма к объектам воспитания, предполагающего отношение к личности молодого человека как к самоценности; - духовности, проявляющейся в формировании у молодого человека смысложизненных духовных ориентации, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли белорусского гражданина; - демократизма, означающего воспитание поколения, способного не только эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ (т.е. воспитание для демократии), но и демократизацию самой системы воспитания, переход от тоталитарной системы с ее однонаправленной идеологией и принудительным воздействием на объект воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества воспитателя и воспитанника; - патриотизма, предполагающего формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность государства, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях; - конкурентоспособности, выступающей как специфическая особенность экономической свободы и свободы предпринимательства в условиях демократизирующегося общества, предполагающей формирование соответствующего типа личности молодого человека, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной мобильности, смене видов деятельности, освоению новых профессий, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы; 4 - толерантности (терпимости), являющейся одним из основных принципов воспитания учащихся в условиях плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем; терпимость к мнениям других людей, учет их интересов; терпимость к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни, поведению людей, не укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не выходящего за рамки требований законов; - индивидуализации, заключающейся в том, что личность в условиях демократических реформ получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей в полной мере, ориентацию на собственные интересы и потребности и за счет этого формирования способности не только выжить, но и проявить творческую активность. Система воспитания должна быть направлена не на производство усредненной личности, а индивидуально ориентирована, учитывая задатки и возможности каждого молодого человека в процессе его воспитания и социализации; - вариативности, включающей различные варианты технологии и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания не только на воспроизводство личностью образцов прошлого опыта предшествующих поколений, их идеалов и ценностей, а на развитие собственных взглядов, подходов, ценностей, принятие альтернативных решений, готовности к деятельности в непредвиденной ситуации. Уровень идеологического воспитания повысится, и, вместе с тем на высоком уровне будут сформированы гражданские, патриотические качества личности учащихся, если будут созданы определенные педагогические условия присвоения школьниками социально-культурного опыта. Важнейшими среди этих условий являются: - наличие возможности в учреждении образовании одновременно с формированием знаний о научной картине мира и умением оперировать данными знаниями в повседневной жизни осуществлять воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся, формирование у них системы научных взглядов и убеждений о целях, путях развития белорусского общества, человека; - освоение учащимися в процессе обучения и во внеурочной деятельности основополагающих ценностей, идей, убеждений отражающих сущность белорусской государственности, а также сущности таких понятий как «гражданственность» и «патриотизм», расширение объема этих понятий и умение оперировать ими на основе активной и систематической самостоятельной работы с источниками информации, содержащими историкобиографические сведения; - значимые изменения в уровне национального самосознания, в уровне отношения к гражданственности и патриотизму на основе вовлечения школьников в активное участие к организации и проведению различных форм организации учебного процесса на занятиях и в организации внеурочной деятельности, способствующих проявлению гражданской позиции, 5 патриотических чувств школьников в отношении друг с другом, к своему Отечеству, государственной символике;  повышение профессиональной подготовленности педагогов к идеологическому воспитанию, а также повышение гражданской культуры родителей;  создание воспитательной системы, основанной на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;  использование новых подходов к организации образовательного процесса методов и средств, а также внедрение современных технологий в процесс идеологического воспитания. В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Педагоги используют методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. При этом преобладают методы сотрудничества, создающие условия для субъексубъектных отношений, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе само созидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импровизация, игра. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности. Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев выделяют три группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В. А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Ученый называет четыре группы таких методов: формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения. Методом воспитания определяется выбор средств – педагогически независимого источника социального опыта – всего того, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Средства воспитания – это те виды деятельности, которые используются для решения задач идеологического воспитания. К ним обычно относят труд, учебу, игру, общественную деятельность. Таким образом, методы идеологического воспитания – это способы педагогического воздействия на личность учащегося, его сознание, чувства и поведение. Однако, ни один из методов, а также ни одно из средств идеологического воспитания не могут применяться изолированно, в отрыве друг от друга. Для методики идеологического воспитания подрастающего 6 поколения характерны взаимосвязь и единство методов и средств воспитательного воздействия. В основе современной системы идеологической работы находятся профессионализм педагогов, воспитателей, представителей различных сфер деятельности, определяющий качество воспитания; инновации, способствующие взаимодействию и взаимосвязи с учреждениями образования, культуры, органами власти, общественными и религиозными организациями с целью создания единого образовательного пространства по формированию политической, духовно-нравственной культуры и гражданского становления личности в учреждении образования.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее