«Весна — лето 2024»

Интегрированный урок (русский язык+история) "Сословия российского общества 17 века. Описание внешности представителя одного из сословий".

Интегрированный урок (русский язык+история) "Сословия российского общества 17 века. Описание внешности представителя одного из сословий".

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Интегрированный урок (русский язык + история) 7 класс


Тема урока: Сословия российского общества 17 века. Описание внешности представителя одного из сословий.

Цель урока: Охарактеризовать социальную структуру российского общества XVII века, экономические и политические положения разных сословий российского общества. Раскрыть причины изменений, произошедших в положении представителей различных слоев общества. Знакомство с жизнью и бытом  разных сословий.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения

Русский язык:

Предметные:

История: Знакомство с жизнью, традициями и бытом различных слоев населения.

Русский язык: Узнать особенности текста – описания внешности человека. Пополнить запас портретной лексики. Учиться передавать характер и состояние человека через его портрет.

Метапредметные:

Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания положения основных сословий в России в XVII веке и проведению сравнительной характеристики. Дополнить и систематизировать материал по теме

Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа (компьютер, проектор)

Ход урока

Учитель истории: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы начнем с    просмотра     «Иллюстративного ряда»


*Кто изображен на иллюстрациях?


Учитель русского яз: Ребята, на что вы в первую очередь обратили внимание?


Внешность – это первое, что мы видим в человеке


Учит.истории: Какова тема нашего интегрированного урока?


  • С историч.точки зрения мы будем говорить о сословиях


Учит.русск: А со стороны языка? (говорим мы о внешности)


  • Тема звучит: «Сословия российского общества XVII века. Описание внешности представителя одного из сословий».


Учитель истории: Какие задачи стоят перед нами?


*Мы будем говорить о жизни и быте социальной структуре российского общества, экономическом и политическом положении разных сословий.

Если данный вопрос вызывает затруднение, учитель уточняет – О чем говорится в задании? (о жизни и быте людей). Исторические события и культура (традиции,  не разделимы). Именно их мы и будем сегодня изучать.

Учитель русского: Исходя из полученной информации из истории, какие задачи мы ставим по русскому языку?

  • Описать внешность представителя сословия?


Учитель истории:

Задание:

Ребята вы должны систематизировать исторический материал в таблице в рабочей тетради «Сословия России XVII века», для выполнения этого задания вам необходимо внимательно работать с текстом учебника, отвечая на следующие вопросы:

а) название сословия;

б) состав сословия;

в) права и обязанности.

1 Крестьяне

2 стрельцы

3, бояре

4 дворяне


Учитель русского: вы познакомились с правами и обязанностями сословий. Теперь давайте посмотрим а как же выглядели представители этих сословий? Крестьяне и бояре

Работаем в группах, на партах картинки

Как мы будем описывать человека? Составим алгоритм наших действий


  1. Сформулируйте свой замысел (Определите основную мысль, авторскую позицию в своем сочинении. Озаглавьте свое сочинение )

  2. Описание внешности человека включает в себя:

1. Что бросается в глаза в первый момент встречи с героем (общее впечатление).

2. Возраст.

3. Описание фигуры, позы, роста, рук, походки.

4. Описание лица:

а) глаза, их выражение, взгляд;

б) улыбка;

в) описание рта;

г) описание щек, носа;

д) описание прически (цвет волос, длина волос).

5. Описание одежды.

6. Настроение.

7. Занятие, изменение внешности в момент какого-либо действия и т.д.

8. Отношение к людям.


Раздаются карточки с планом. Для облегчения описания вам даны

Выписки из «Словаря эпитетов русского литературного языка»

Лицо:

круглое

овальное

продолговатое

скуластое

худощавое

фарфоровое

изящное

миловидное

располагающее

симпатичное

вдохновенное

задумчивое

улыбчивое

умное

Волосы:

аспидно-черные

блестящие

каштановые

огненно-рыжие

смоляные

соломенные

пепельные

поседевшие

вьющиеся

воздушные

гладкие

ершистые

прямые

шёлковые

шелковистые

Взгляд:

бархатный

затяжной

мгновенный

безмолвный

гипнотический

испепеляющий

наблюдательный

огнемечущий

проницательный

безучастный

благодарный

восхищенный

задумчивый

сочувственный

торжествующий

Голос:

бархатный

вибрирующий

гортанный

грудной

ломающийся

певучий

полнозвучный

пронзительный

рокочущий

серебряный

упругий

виолончельный

мелодичный

мягкий

медовый

Улыбка:

неизменная

неудержимая

ослепительная

всепрощающая

гостеприимная

добросердечная

заразительная

застенчивая

обаятельная

обворажительная

рассеянная

скептическая

славная

шаловливая

щербатая

ехидная

Глаза:

агатовые

бирюзовые

васильковые

светло-карие

сливовые

оленьи

орлиные

азартные

задумчивые

мечтательные

озорные

отчаянные

правдивые

Брови:

вскинутые

крылатые

стрельчатые

сдвинутые

широкие

бархатные

соболиные

угольные

грозные

гордые

капризные

сердитые

упрямые

Нос:

античный

вздернутый

классический

греческий

острый

правильный

привздёрнутый

приплюснутый

широкий

орлиный

курносый

Лоб:

сократовский

гладкий

морщинистый

философский

ясный

хмурый

Губы:

вишнёвые

карминные

нитевидные

припухлые


При написании сочинения вы сможете выбрать наиболее подходящие эпитеты.

А теперь ребята обратим внимание на 5 пункт плана: описание одежды. Сейчас мы будем работать над этим пунктом.


Учитель истории: Одежда горожан 17 века имела свои особенности, шилась из определенных тканей, отличающих высшее сословие от низшего. Определенные характеристики одеяний рассказывали не только о происхождении человека, но и о его статусе. Бедный не мог носить богато украшенных камзолов, а богатый – простую крестьянскую рубаху. Так в чем же особенность одежды 17 века?
Крой одежды 17 века был таков, что практически не отличался у бедных и знатных людей. Однако отделка и качество ткани были различны. Тип ткани играл большую роль для богатых людей. Он подчеркивал их достоинство и превозносил в глазах других людей: как бедных, так и знатных.

Учитель русского: Ваша задача пользуясь справочным материалом описать одежду своего представителя сословия (раздается справочный материал) А потом познакомить вторую группу с отобранным вами материалом (выступить у доски)


Объяснить значение неизвестных слов.

Крестьянин

* Ла́пти (ед. ч. — ла́поть) — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-хсплетённаяиз древесного лыка (липовые, вязовые и другие)[1]берёсты или пеньки[2]

* онУча

* Рубаха

* портЫ


БОЯРИН

*кафтан – зипУн

*фЕрязь

* Опашень


ДЗ: русский язык: написать сочинение-описание внешности представителя сословия

История: заполнить таблицу


Подведение итогов:

- Что вы знаете о России первой половины XVII века?

- Дайте характеристику слову «сословия»

- Какие сословия вы знаете?

















Приложение (раздаточный материал)

Сформулируйте свой замысел.

Определите основную мысль, авторскую позицию в своем сочинении. Озаглавьте свое сочинение

Помните!

Написать надо обо всем, что есть примечательного в наружности этого человека, выделить те компоненты портрета, которые помогут раскрыть внутренний мир описываемого вами человека.

Описание внешности человека включает в себя:

1. Что бросается в глаза в первый момент встречи с героем (общее впечатление).

2. Возраст.

3. Описание фигуры, позы, роста, рук, походки.

4. Описание лица: а) глаза, их выражение, взгляд; б) описание рта; в) описание щек, носа г) описание прически

5. Описание одежды.

6. Настроение.

7. Занятие, изменение внешности в момент какого-либо действия и т.д.

8. Отношение к людям.

Выписки из «Словаря эпитетов русского литературного языка»

Лицо:

круглое

овальное

продолговатое

скуластое

худощавое

миловидное

располагающее

симпатичное

вдохновенное

задумчивое

улыбчивое

умное

Волосы:

аспидно-черные

блестящие

каштановые

огненно-рыжие

смоляные

соломенные

пепельные

поседевшие

вьющиеся

воздушные

гладкие


Взгляд:

бархатный

затяжной

безмолвный

гипнотический

испепеляющий

огнемечущий

проницательный

благодарный

восхищенный

задумчивый

сочувственный

торжествующий

Глаза:

агатовые

бирюзовые

васильковые

светло-карие

сливовые

оленьи

орлиные

азартные

задумчивые

мечтательные

озорные

отчаянные

правдивые

Брови:

вскинутые

крылатые

стрельчатые

сдвинутые

широкие

бархатные

соболиные

угольные

грозные

гордые

капризные

сердитые

упрямые

Нос:

античный

вздернутый

классический

греческий

острый

правильный

привздёрнутый

приплюснутый

широкий

орлиный

курносый

Лоб:

сократовский

гладкий

морщинистый

философский

ясный

хмурый








Губы:

вишнёвые

карминные

нитевидные

припухлые










Сформулируйте свой замысел.

Определите основную мысль, авторскую позицию в своем сочинении. Озаглавьте свое сочинение

Помните!

Написать надо обо всем, что есть примечательного в наружности этого человека, выделить те компоненты портрета, которые помогут раскрыть внутренний мир описываемого вами человека.

Описание внешности человека включает в себя:

1. Что бросается в глаза в первый момент встречи с героем (общее впечатление).

2. Возраст.

3. Описание фигуры, позы, роста, рук, походки.

4. Описание лица: а) глаза, их выражение, взгляд; б) описание рта; в) описание щек, носа г) описание прически

5. Описание одежды.

6. Настроение.

7. Занятие, изменение внешности в момент какого-либо действия и т.д.

8. Отношение к людям.

Выписки из «Словаря эпитетов русского литературного языка»

Лицо:

круглое

овальное

продолговатое

скуластое

худощавое

миловидное

располагающее

симпатичное

вдохновенное

задумчивое

улыбчивое

умное

Волосы:

аспидно-черные

блестящие

каштановые

огненно-рыжие

смоляные

соломенные

пепельные

поседевшие

вьющиеся

воздушные

гладкие


Взгляд:

бархатный

затяжной

безмолвный

гипнотический

испепеляющий

огнемечущий

проницательный

благодарный

восхищенный

задумчивый

сочувственный

торжествующий

Глаза:

агатовые

бирюзовые

васильковые

светло-карие

сливовые

оленьи

орлиные

азартные

задумчивые

мечтательные

озорные

отчаянные

правдивые

Брови:

вскинутые

крылатые

стрельчатые

сдвинутые

широкие

бархатные

соболиные

угольные

грозные

гордые

капризные

сердитые

упрямые

Нос:

античный

вздернутый

классический

греческий

острый

правильный

привздёрнутый

приплюснутый

широкий

орлиный

курносый

Лоб:

сократовский

гладкий

морщинистый

философский

ясный

хмурый








Губы:

вишнёвые

карминные

нитевидные

припухлые














Крестьянин

Обувь простого крестьянина не отличалась особой роскошью. Обычно делалась она из природных подручных материалов. Обычно это были лапти, сделанные из древесной коры или башмаки, сплетенные из прутьев лозы. Некоторые же могли носить подошвы из кожи, подвязанные ремнями. Такую обувь носили как крестьяне, так и крестьянки.

Рубахи простонародья были обычно холщовые. Мужские рубахи делались широкие и короткие и едва достигали до ляжек, опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском. В холщовых рубахах под мышками делали трехугольные вставки из другого полотна. Но чаще всего в рубахе обращали внимание на воротник, который выпускался из верхних одежд. Украшали его обычно в крестьянской среде медными пуговицами или запонками с петлями.

Русские штаны, или порты, шились без разрезов, с узлом, так что посредством его можно было делать шире или уже. Крестьянские штаны обычно делались из холста, белого или крашенного, из семиряги - грубой шерстяной ткани. Вообще русские штаны не были длинными, обычно они достигали лишь колен. Делались они с карманами, называемыми зепью.

На рубаху и штаны надевалось чаще всего три одежды: одна на другую.

Исподняя была домашняя, в которой сидели дома. Она называлась зипун, и представляла собой узкое, короткое платье, часто не доходившее даже до колен.

Если нужно было куда-то идти в гости или принимать гостей, то надевалась другая одежда. Эта одежда имела несколько названий, но чаще всего ее называли кафтан. Они также по мере возможности украшались.

Третья одежда была накидная для выхода. Это например, опашень, охабень, однорядка, епанча и шуба. Считалось неприличным ходить без пояса. Также пояс выступал показателем положения, чем пестрее он был расшит, тем богаче был его хозяин.



Бояре

Русские бояре носили несколько одежд, одну на другую. Поверх исподнего платья, обыкновенной рубашки, надевался длинный суконный или тонкий шелковый кафтан, разрезанный спереди. Он обычно опоясывался.

Поверх него при важных случаях надевали так называемую ферязь - широкий без пояса кафтан разрезанный спереди с длинными рукавами, доходящими до лодыжек. Для выхода на улицу на ферязь надевали верхнее платье - опашень или однорядку, с откидным воротником и откидными длинными рукавами. Зимой, в холода, носили шубу. Россия всегда славилась своими мехами и количество шуб и мехов говорило о богатстве хозяина. Бояре носили четырёхугольные шапки с меховым околышком из чернобурой лисицы, соболя или бобра (смотря по деньгам).

Сапоги, по большей части, надевали красные и очень короткие, не доходящие до колен, с подошвами, подбитыми железными гвоздиками.











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее