«Зима 2025»

Из истории народных песен. Обрядовые песни

Народную песню называют летописью народной жизни. Невозможно представить, сколько поколений русских людей отложило в песне свои чувства, переживания, мечты, понимание добра и красоты. О естественной жизни песни говорит многообразное изменение популярных сюжетов, значит у неё общенародная судьба.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

26


Нигде нет такой литературы, как у русских.

А народные песни, они широки, как эпопея

И глубоки как раздумье. Такие песни могли родиться

Только у народа великой души-

В мятеже в тоске по правде и справедливости.

ВВЕДЕНИЕ

Народную песню называют летописью народной жизни. Невозможно представить, сколько поколений русских людей отложило в песне свои чувства, переживания, мечты, понимание добра и красоты. О естественной жизни песни говорит многообразное изменение популярных сюжетов, значит у неё общенародная судьба.

Пройдя долгий путь, песня несёт в себе многовековое, отстоявшееся в живом её бытовании. В ней отражена печать поколений, дыхание миллионов, трепет их сердца. Если попытаться свести воедино мысли, раздумья, оценки и признания только выдающихся деятелей русской культуры, искусства, науки, общественного движения о народном творчестве, о русской песне в частности, наверное потребовались бы многие и многие тома.

Наиболее полно и вместе с тем ёмко охарактеризовал место песни в народной жизни великий Гоголь: « Я не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок , истины, обнажающая всю жизнь народа…Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшем быте России. В песнях, писал Гоголь,

запечатлены верный быт, характеристика, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа.

Но чтобы достаточно приблизиться к пониманию песни как музыкального народного творчества, нельзя пройти мимо высказывания русского гения – П. И. Чайковского - «Русская народная песня есть драгоценный образ народного творчества: её самобытный, своеобразный склад, её изумительно красивые мелодические обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции, чтобы приладить русскую песню к установившимся гармоническим законам, не искажая её мысли и духа.

Народная песня была важнейшей областью музыкального искусства древней Руси. Дошедшие до нас исторические сведения говорят о широте её распространения и о том, какой любовью она пользовалась во всех слоях населения, от простого крестьянина- смерда до княжеской дружины. Песня являлась неотъемлемой частью самой жизни и сопровождала все её события - и радостные и печальные.

Мы живем в российском образовательном пространстве. История нашего народа тесно связана с историей России, поэтому нам хочется узнать глубже традиции, культуру наших предков. Территория ПМР поликультурная, но все же музыка русского народа близка нам также, как и нашим предкам. Их мелодичность, красота, отражающая героику и быт народа привлекает нас до сих пор. Не секрет, что в последнее время мы стали забывать наши народные обычаи и обряды и, изучая особенности обрядовых русских народных песен, мы тем самым стремимся к возрождению народных обрядов в нашей республике. Этим и обоснован выбор нашей темы.

Цель исследования – изучение особенностей обрядовых песен.

Задачи:

1.Изучение и слушание народных песен.

2.Изучение и слушание обрядовых песен (ритуальных, игровых и величальных)

3.Проведение тестирование и анкетирование среди учащихся.

4.Анализ полученных результатов, выводов по исследованию.

5.На основе анализа обрядовых песен и результатов социологического опроса учащихся доказать выдвинутую гипотезу.

Исходя из вышесказанного, мы выдвинули гипотезу, что прослушивание и изучение песен обрядового фольклора способствует духовному развитию каждого ребенка, учит детей различать добро и зло, открывает справедливость и милосердие. Музыка обрядовых песен влияет на формирование и развитие положительных качеств личности ребенка.

Актуальность исследования: учащиеся не все знают о обрядовых песнях, о том, как они влияют на человека. Данная работа поможет им больше узнать о обрядовых песнях и их жанрах.

Объект нашего исследования - обрядовые песни: ритуальные, игровые и величальные.

Предметом нашего исследования являются обрядовые песни.

База –МОУ «РРСОШ№6 с л/к»

В исследовании использовались следующие методы:

-наблюдение, беседа, тест.

Выбор для исследования ритуальных, игровых и величальных песен не случаен, так как именно они в полной мере раскрывают характер русского народа, его обычаи и традиции.

















ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН.

К древнейшим пластам народного музыкально – поэтического творчества принадлежит обрядовый фольклор, связанный с годовым циклом праздников земледельческого календаря. Основные его виды возникли ещё

до образования первого русского государства, в период общинно – родового строя. Церковные власти резко осуждали пение песен, связанных с языческими верованиями, обрядами, объявляли их греховными и кощунственными. Однако народ не подчинялся этим запретам, оставаясь верным своим исконным обычаям. Традиционные обряды и игры, которыми отмечались смены времён года, постепенно сблизились с датами христианских праздников.

В церковных поучениях XII века осуждаются «колядницы», отправляющие зимний языческий праздник Коляды. Обычай колядовать на рождественских святках сохранился в русских и украинских деревнях ещё до недавнего времени. Группы колядующих ходили из дома в дом с пением специальных песен (колядок), в которых выражались пожелания благополучия и богатства.

К очень отдалённому времени относятся первые упоминания о масленичных обрядах, символизировавших проводы зимы. Свой особый круг песен и плясок соответствовал купальям – празднику проводов лета, совпавшего с днём Иоанна Предтечи (получил в народе прозвище Ивана Купалы).

Прочно удерживались в народном быту и многие из семейных обрядов, связанных с языческим культом почитания предков. Русалья неделя посвящалась памяти умерших родственников. В эту неделю совершались поминки на могилах, сопровождавшиеся песнями и играми ритуального значения.

Летопись XIII века сообщает о почитании русскими бога любви и покровителя браков Леля: на свадьбах и крестинах в его честь пели песни с хлопаньем в ладоши и повторением слов «ладо, ладо».

Одним из поэтических видов русского народного творчества являются надгробные плачи и причитания. В древней Руси обычай причитания над умершим был широко распространён не только среди простого народа, но и в высших кругах общества.

С течением времени, языческие обряды утрачивали свой первоначальный религиозно – магический смысл. Изменялся и характер связанных с этими обрядами песен. Некоторые из них сохранились в народном быту как элемент игры, развлечения. Большинство обрядовых песен сохраняет свою календарную приуроченность и исполняется только в определённое время года.

Народная песня стала записываться и изучаться всего около двухсот лет назад, до этого она бытовала почти исключительно в устной форме. За несколько столетий в текстах и напевах песен, передаваемых по памяти из уст в уста, могли произойти изменения. Но ряд данных приводит к заключению, что основные черты музыкально – поэтического строения обрядовых песен сложились в отдалённом прошлом и сохранились на протяжении дальнейшего их существования.

























ГЛАВА 2. ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА.

Обрядовый фольклор – сложное многожанровое явление. Его можно разделить на календарный и свадебный: в календарном фольклоре выделяются колядки, масленичные песни, веснянки, купальские и жнивные песни. К обрядовому фольклору относятся заговоры, причитания, свадебные песни.

В процессе историко-этнографического анализа сложилось представление о жанровом составе обрядовой поэзии. Произведения фольклора, исполнявшиеся в определённом этнографическом комплексе, рассматривались как единый жанр. Так. В обрядовом фольклоре были выделены колядки, веснянки, свадебные, хороводные песни. Но не все произведения обрядовой песни должны были обязательно быть соотносимы с каким-нибудь одним этнографическим комплексом. Например, свадебные песни могли исполняться во время новогодних игрищ, а в свадебном обряде исполнялись хороводные песни.

В обрядовом фольклоре можно выделить такие произведения, которые выполняли те же функции, что и обряды. Эти произведения можно отнести к первой группе песен. Например, ясно видно назначение следующей песни:

- Чувиль- виль- виль!

Прилетите к нам, принесите нам

Время тёплого, хлеба нового!

Исполнители обряда обращались с заклятием к птицам, которые, по поверьям приносили весну.

Но в обрядовом фольклоре были и такие произведения, которые исполнялись в ходе самого обряда, но они сами не являлись обрядом.

Например, невеста обращалась на свадьбе к отцу:

Не принимай- ка зелена вина,

Не пропей- ка свою милую дочь!

Уж ты дочь пропьёшь – не выкупишь!

Ты пропей лучше широкий двор:

Ты двор пропьёшь- выкупишь,

Дочь пропьёшь - не выкупишь!

Это произведение свадебного фольклора исполняется после того, как отцу невесты родственники жениха предлагали выпить стакан вина, и если он выпивал вино , то это означало его согласие на брак. Из этого можно сделать вывод, что произведения первой группы в обряде- самостоятельны, они- сами- обряд, они формируют обрядовые действия. Так первый весенний дождь крестьяне встречали песней- заклинанием:

- Дождь, дождь! На Бабину рожь!

На дедову пшеницу, на девкин лён - поливай ведром!

Эта песня и есть обряд. Её исполнение не сопровождалось никакими обрядовыми действиями.

Произведения второй группы не имеют такой самостоятельности. Они возникли благодоря обряду: сначала формировался обряд, а затем появлялось произведение. Например, свадебные песни:

- « Матушка, матушка, что во поле пыльно,

Сударыня матушка, что во поле пыльно,

-Дитятко, милое, не бойсь, не пужайся.

- Матушка, матушка, на двор гости едут,

Сударыня матушка, на двор гости едут!

Дитятко, милое, я тебя не выдам!

Могли появиться только после того, как возникла обрядовая ситуация приезда жениха за невестой.

Обрядовые произведения первой группы обрядового фольклора можно назвать сочинительными, потому что эти произведения самостоятельны, они рождены не обрядом, а необходимостью, которая диктовалась человеку его обрядово- бытовыми потребностями.

Свадебные обряды также служили основой для создания песен, которые являлись обрядовыми магическими действиями. Их смысл в пожелании молодожёнам большой, крепкой семьи.

- Тебе дай боже здравствовати,

Удалому добру молодцу,

Со своей запросватанной,

Со родным батюшком,

Со родимой маменькой.

Да во весь благодатный дом.

Вам жить бы- да не стариться,

Веселиться бы, радоваться!

Обрядовые произведения второй группы можно назвать подчинительными. Эти произведения отличаются от произведений первой группы: их цель- нарисовать внутренний мир человека и дать представление о его обрядовом отношении к действительности. В день свадьбы перед приездом свадебного поезда в доме невесты пели следующее:

Растопилася банюшка, разгорелася каменка,

Порассыпался бел жемчуг по дубовому по столику.

Порасплакалась марьюшка перед отцом, перед матерью,

Перед родными братцами:

Братцы вы мои родимые, возьмите востры топоры,

Вы пойдите в тёмные лесы, завалите дубьём дорогу,

Чтоб ни пройти, ни проехать ни пешком ни на лошади!

Эта песня связана с определённым свадебным эпизодом, рисует внутренний мир невесты, её обрядовые переживания.

Итак, в обрядовом фольклоре можно выделить произведения обрядовые и лирические. Обрядовые произведения исполнялись с определёнными утилитарно- магическими целями, лирические возникали благодаря обряду, они изображали внутренний мир участников ритуала, их отношение к совершавшимся событиям. Таким образом, с одной стороны, часть произведений обрядовой поэзии по своему значению ничем не отличалась от самих обрядов, они выполняли те же функции, что и сам обряд. С другой стороны, существовали произведения, которые стремились отразить мир обрядовых чувств человека- участника ритуала.

Обрядовые песни по своему составу неоднородны: среди них есть собственно обрядовые песни и песни лирические. Также из их репертуара можно выделить игровые песни. В обрядовом фольклоре можно выделить и другие типы песен. Есть небольшие по объёму песни, роль которых в обряде в том, чтобы рассказать о том, что он совершён. Эта роль называется ритуальной, а сами песни ритуальными, например песня:

-Уж вы девушки, красавицы!

Не пора ли вам игры оставлять,

Не полно ли вам песни распевать…,

в ритуале ведения хороводов означала конец их вождения.

Среди обрядовых песен выделяются заклинательные песни. Крестьянин, который зависел от природы, одушевлял её и просил, например, весну: - Весна, весна красная!

Приди, весна с милостью,

С милостью- с великой благостью!

По функциям можно разграничить в обрядовом фольклоре также величальные и корильные песни. Сами названия жанров говорят об их обрядовом назначении: величальные песни должны были расхваливать, величать, участников обрядов, игр, высмеивать их.

Например, эта свадебная песня без труда определяется как величальная: - Уж ты ягодка моя, малинка,

Ну и где же ты росла…

- А я на пригорочке росла

Против солнышка, ручья,

А против солнышка ручья!

У нас анна хороша!

А ну, в кого она хороша,

А ну, в кого она пригожа.

А в батюшку хороша,

А в матушку пригожа!

Корильные песни противоположны по своему обрядовому назначению величальным песням:

Сказали, у Ивана сватовщик добёр!

Ещё чёрт, не добёр,косые глаза!

Сказали, у Ивана сватья добра!

Ещё чёрт, не добра, как корова – ледра!

Привязать бы корову к огородьицу,

Надавать бы корове аржаной бы соломы.

Аржаной бы, прямой бы, не мятой:

-Уж ты ешь, коровушка, не прятайся,

Ты сиди- ка, сватья, не прятайся!

Ритуальные, заклинательные, величальные, корильные песни составляют обрядовые песни. Игровые песни тоже относятся к этой группе.

Есть среди обрядовых песен жанр лирических песен, в которых участники обрядов оценивали происходящие на их глазах события, действия. Они лучше всего показаны в сопоставлении со свадебными причитаниями, приговорами. В причитаниях изображался душевный мир невесты и близких ей людей.

В лирических свадебных песнях представлены взаимоотношения между женихом и невестой, но рассказывается о них с точки зрения коллектива, который поёт эти песни. Например, следующая песня- причитание могла исполняться или самой невестой, или от её лица:

Моя родимая матушка,

Пожалей, меня, матушка,

Старой прежнею жалостью,

От роду- то не первая,

В девушках- то последняя!

Уж как мне молодёшеньке,

Идти больно не хочется,

Мне ведь годы- то малые,

Да лета- то ведь младые;

Не походила, не погуляла

По годовым честным праздникам

Да по гуляньям- то, ярмаркам!

Да вы мои же кормилицы,

Да не пожалели меня, молодёшеньку!

Итак, обрядовый фольклор представляет собой многожанровое образование. Сами обрядовые песни неоднородны по жанровому составу. В обрядовых песнях, основываясь на функции произведений, можно выделить шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические песни.

2.1. РИТУАЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Ритуальные песни не принадлежат только свадебному фольклору, но свою жанровую сущность обнаруживают именно в свадебном обряде. Они выполняли в крестьянском быту важную роль: способствовали формированию, реализации самого обряда. Ритуальные песни исполнялись в начале многих важных обрядовых моментов свадьбы. Например, после выкупа невесты жених должен был принародно её поцеловать и тем самым показать всем присутствующим на свадьбе свою власть над « суженой- ряженой» и любовь к ней. Хор обращался к невесте:

- Ты рыбица, не мечись. Не мечись,

Жива в руки не давайся!

  • Ты, Дунюшка, домекнись, домекнись,

  • Ты, Ивановна, догадайся:

  • Идёт Иван тебя целовать, целовать,

  • Идёт Дмитрич миловать- да!

Ритуальные песни в свадебном обряде - не случайное явление. Они хорошо вплетались в ход свадьбы, предваряя совершение обрядовых действий, создавали атмосферу праздничности, придавали особую важность происходящим на свадьбе событиям.

Ритуальные песни характерны и для календарного фольклора.

Заключительные припевки колядок представляют собой не что иное, как ритуальные песни, аналогичные свадебным. Исполняясь после новогодних пожеланий- величаний, они стали осмысливаться как единый с колядками текст. Хотя пение колядки и требование и требование вознаграждения за это- разные явления обряда, который состоял из трёх обрядовых действий. Вначале колядующие при помощи ритуальной песни спрашивали разрешение у хозяина дома спеть колядку:

Благослови - ко, ты, хозяин,

Под окошком стать,

Колядку рассказать!

Получив разрешение, они исполняли песню, а затем требовали за это вознаграждение - тоже с помощью ритуальной песни:

За заслонкой- то желудок-

Подавай его сюда;

На полице- то пирог,-

Ломай поперёк.

Бывало, что хозяин не реагировал на требования колядующих, в этом случае они могли исполнить корильную песню:

-У Варлама в гостях не бывали,

У Варлама в гостях не бывали,

Его мёду не пивали!

Уж как мёд- то его, что водица,

А дары-то его, что тряпица!

Ритуальные песни способствовали реализации обрядовых действий и во время масленицы, и при совершении Троицких обрядов, и во время жатвы. И в свадебных, и в календарных обрядах исполнялся один и тот же тип песен, способствующий реализации обрядовых( ритуальных ) действий.

Наряду со свадебными и календарными в обрядовом фольклоре имеются песни, исполнявшиеся во время хороводов и игр. Хороводные песни можно условно разделить на три группы: наборные, игровые, разборные. Песни наборные служат как- бы вступлением ко второму. « Наборные» и « разборные» хороводные песни являются ритуальными, т. е. такими песнями, которые создавали условия для проведения хороводов и игр.

Стукнулся Миколенька:- выходи- ка, Олинька!

Пойди, выйди, выступай, хороводы набирай!

Первые два стиха песни по именам определяли пару- парня и девушку, которые должны были далее « набирать хоровод». Но сначала песни приглашали к хороводу молодёжь:

« Пожалуйте с нами, пожалуйте ручку,

Пойдёмте в хоровод».

После приглашения к хороводу следовал призыв составить пары. Песни приказывали добрым молодцам:

«Молодец девицу выбирает!»

«Выбирай себе девицу по обычью,

По своему обычью- по мужичью!»

Песни обращались к красным девицам:

«Бери, девица, молодца!

«Бери молодца в любовь!».

Так составлялся хоровод, который далее мог исполнять игровые песни. После окончания вождения хоровода пелись «разборные песни», которые отличались от « наборных». Если наборные ритуальные песни формировали хоровод, то « разборные» его расформировывали. Здесь тоже был свой ритуал. Некоторые песни прямо показывали участникам хоровода:

«Поди вон из хоровода»;

в других содержалось требование поклониться хороводу, а затем уже уйти из него:

-Царский сын, королёк,

Раздушенька королёк,

Войди, сударь, в городок!

Царский сын, королёк,

Всем девицам поклонись!

Царский сын, королёк,

Раздушенька королёк ,

Встань, сударь, подопрись!

Царский сын, королёк,

Раздушенька королёк.

Можно отметить, что большинство ритуальных хороводных песен- «поцелуйные». «Поцелуйные песни бытовали как песни «вечерашные», «парные». «Поцелуйные» песни помогали установлению дружеских отношений между парнями и девушками, проявлению любовного чувства, способствовали созданию семьи. Это было серьёзным моментом в жизни молодых людей.

Да поцелуй парня в уста:

Будет рожь часта

Да примолотиста-

Что из колосу коврига,

Из полузерна- пирог,

Из другого- соченек!

Были песни, которые приказывали парню целовать девушку:

Что рябинушка часта-

Целуй девушку в уста!

Ритуальные песни хороводов и игр имеют много общего с календарными и свадебными ритуальными песнями, а с другой- отличаются от них. Сходство определяется обрядовой функцией, наличием ритуальной части, различие- использование в первой части песен других фольклорных жанров.

Существует большая группа песен, роль которых заключалась в том, чтобы обратить внимание участников ритуала на обряд. Они отличаются особенностями обрядового назначения. Обрядовое назначение этих песен в том, чтобы зафиксировать в сознании участников обряда, хоровода или игры то, что обрядовое действие или обряд исполнен. Например, на рождество пели колядку:

Коляда, коляда!

А бывает коляда накануне Рождества!

Коляда пришла - Рождество принесла!

Колядка сообщает о приходе Рождества!

В последний день масленицы(«прощённый день») пели песни, которые показывали конец праздника:

Прошла масляна,

Кончилось гулянье,

Идём теперь

На отдыханье!

Весной, обычно 9 марта, молодёжь и дети встречали прилёт птиц, означавший приход нового времени года.

-Жаворонки прилетели!

Весна, весна пришла!

Когда заканчивали уборку урожая, пели:

-Ох, и слава богу,

Что жито пожали,

Что жито пожали

И в копы поклали:

На гумне- стогами,

В клети- закромами,

А в печи- пирогами!

Также фиксировался конец ритуального действия в хороводах и играх. Основное значение этих песен в том, чтобы сообщить об исполнении обрядовых и игровых действий, о конце какой- либо жизненно- важной работы. Таким образом, если песни первого вида подготавливали совершение обряда, хоровода, игры, то песни второго вида рассказывали о них как уже о совершившихся явлениях. В этом их различие.

Итак, в ритуальных песнях можно выделить два вида: церемониальные песни и песни- оповещения. В церемониальных песнях имеются две разновидности: календарные и свадебные ритуальные песни и ритуальные песни хороводов и игр. Среди песен- оповещений тоже есть две разновидности. Первая- календарные и хороводные, о которых уже было сказано.

Дальше мы расскажем о свадебных ритуальных песнях типа песен- оповещений. Свадьба в крестьянском быту имела три значения: юридическо- бытовое, магическое и эстетическое. Свадьба представляла собой явление, которое узаконивало брак между «добрым- молодцем» и «красной- девицей». Узаконивание брака могло быть осуществлено только тогда, когда всё происходившее совершалось на глазах жителей деревни. Важным моментом в свадьбе являлся обряд отдавания невесты жениху за стол в день свадьбы, представлявший наивысшую точку её развития: с этого момента жених и невеста считались мужем и женой.

В свадебном фольклоре есть такие песни, которые юридически закрепляли брачные отношения между женихом и невестой.Такие песни существовали в обряде. Они оповещали о заключении брачно- родственных отношений между парнем и девушкой и их семьями. Значение этих песен в свадебном обряде намного шире. Песни- оповещения в свадьбе не просто закрепляли сделанное, а приобретали юридическую силу. Поэтому разновидность песен- оповещений в свадебном обряде называется юридическо- бытовыми песнями.

Главное назначение юридическо- бытовых песен- закрепить в сознании участников свадьбы и всей деревни- то, что свадьба совершается так, как велит традиция. Юридическо- бытовые песни подчёркивали происходившие на свадьбах события: и то, что было в доме жениха, и то, что совершалось в доме невесты.

Ягода с ягодой сокатилася,

Ягода ягодине поклонилася

Ягода ягодине в глаза зазрила,

Ягодина с ягодиной в уста целовалися!

Эта песня могла исполняться и в доме жениха и в доме невесты.

Юридическо- бытовые песни повествовательны: так как рассказывают об обрядах. В свадьбах эти песни выполняли юридическо- бытовую функцию: они выражали мнение коллектива.

Итак, ритуальные песни как жанр имеют характерные признаки. Предметом их изображения является обряд. Ритуальные песни существовали в двух видах. Церемониальные песни подготавливали совершение обрядовых действий, вели рассказ о будущем. Песни- оповещения закрепляли в сознании участников обряда факт совершения обрядовых песен, повествовали о только что прошедшем обрядовом событии.

Среди церемониальных песен выделяются ритуальные песни хороводов и игр. Песни- оповещения неоднородны по составу. В свадебном обряде развились юридическо- бытовые песни, придавшие свадьбе правовой характер.

2.2. ВЕЛИЧАЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Одним из самых ярких жанров в обрядовом фольклоре являются величальные песни. Назначение величальных песен в том, чтобы прославить и возвеличить человека- труженика. Величальные песни исполнялись при совершении календарных и свадебных обрядов. Но больше всего песни- величания известны как свадебные.

В обрядовой жизни народа существовал ритуал величания. Его суть выражалась в величальных песнях. Они могли исполняться в начале свадьбы(сватовство), исполнялись величальные песни в день свадьбы(при встрече молодых от венца), на свадебном пиру.

Но величальные песни парню и девушке бытовали и в других обрядах: в новогодних, масленичных, троицких и жнивных.

Одни величальные песни приурочены к какому-нибудь обрядовому циклу(колядки пелись только под Новый год или под Рождество, величали Масленицу только на масленицу), а другие- свободно перемещались из обряда в обряд: девушку могли величать как на Новый год, так и на троицу.

Объектом изображения величальных песен стал человек. В этом - отличие жанра песен- величаний от ритуальных и заклинательных песен, в которых объектом изображения были обряды и заклинание благополучия человека.

Но песни- величания представляли ещё и ряд фантастических образов, которые являются олицетворением сил природы, от которых зависела судьба крестьянина. Например, Масленице:

-Дорогая наша гостья – Масленица-

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, трёхаршинная,

Лента алая- двуполтинная,

Платок беленький- хорошенький,

А сама- то вся- молодёшенька!

Масленица предстаёт перед нами как тоненькая, высокая, румяная девушка с длинной косой, на ней- модненький платок, красивая шуба. Так, в одной песне рядом оказались песня- величание Масленице и песня- величание девушке.

Величальные песни, исполнявшиеся в честь людей, а не фантастических существ, представляют собой основную группу их репертуара. Если разделить эти песни, то можно заметить, что часть из них посвящена одному человеку, часть- двум лицам, а часть- целому коллективу. Но песни- велшичания можно разделить на две группы: на свадебные величания(певшиеся свадебным чинам) и несвадебные(певшиеся холостому парню, женатому мужчине и т. д.).

Но несмотря на это между свадебными и несвадебными- песнями- величаниями нельзя провести чёткой границы. Например, есть такие песни, которые пелись в честь холостого парня, они же исполнялись и жениху. Между величальными песнями холостому парню и незамужней девушке, жениху, невесте есть много общего, потому что все величаемые были одного возраста.

Во всех величальных песнях жениху и невесте, холостому парню и незамужней девушке встречаются одни и те же мотивы. Например, у холостого парня, как и у жениха, прекрасные волосы. У обладателя великолепных волос должно было быть прекрасным и лицо:

-Николай из нас лучше,

Лукич красовитей:

Личико белого снегу,

Щёчки- то алые-

Алей маку алого,

Алей огородного!

Величальные песни жениху отличаются от величальных песен холостому парню лишь некоторыми деталями. Если в величальных песнях о холостом парне девица лишь мечтала о том, чтобы расчесать кудри молодцу, то в величальных песнях жениху она уже осмеливается целовать кудри любимого:

Пришатнулася, привернулася

Степанида душа Охромеевна.

Целовала кудри, миловала русы!

-Свет ты мой Петро, князь Васильевичь!

Таким образом, в величальных песнях жениху появляются тема любви, образ невесты, и величальные песни начинают изображать свадебные отношения.

Образы девушки и невесты в величальных песнях могут иметь между собой сходство и различие. Образ девушки в величальных песнях такой как и образ молодца и князя- жениха. « Душа красная девица» имеет не только красивую походку и умеет не только хорошо говорить и модно одеваться:

«…у неё лицо белое- белее снегу,

белее белого;

у неё щёчки алые-

алее маку, алее алого;

у неё очи- очи ясные,

ясного сокола;

брови чёрные- чёрного соболя;»

Таким образом, в величальных песнях создавался идеализированный портрет девушки. В песнях о незамужней девушке подчёркивается внешность величаемой, то как она говорит, ходит, одевается.

Образ невесты в величальных песнях во многом повторяет образ девушки: песни обращают внимание на её внешность, походку, на умение говорить, одеваться, на её богатство, на её любовь к рукоделию.

-Сказали, наша маринушка

Неткаха, непряха,

А она, наша Гавриловна,

Ещё и шелкошвейка!

Тонко пряла, часто ткала,

Бело белила-

Весь род придарила:

Она придарила свёкру рубашку,

Свекрови - другую.

От величальных песен, воспевавших молодых, отличаются песни, величавшие старое поколение: женатого мужчину и замужнюю женщину. Образ женатого мужчины отличается от образов холостого парня и жениха. Если в образах холостого парня и жениха на первый план выдвигается их красивая внешность, одежда, то в образе женатого мужчины главное другое. Например, отмечается борода женатого мужчины:

«Ты широкая бородушка,

Пантелей свет Савельевич!»

«Широкая бородушка» в величальных песнях- символ сытой и степенной жизни женатого мужчины, она показывает его жизненный достаток. В одежде женатого мужчины прежде всего важна её высокая стоимость, подчёркивающая богатого владельца.

Да денег у него три закрома:

Первый закром- сторублёвочки,

Второй закром- полтиннички,

Третий закром- гривеннички, рублёвочки!

Замужняя женщина, согласно величальным песням, любит ходить по пирам и слушать песни; но она « пива не пьёт», «вина в рот не берёт», а кушает лишь один сладкий мёд, да и то только тот, который из холода принесён - и кушает помаленечку. Она модно одевается: носит серёжки, а её шею огрузили золотые мониста. Она:

По двору идёт- ровно пава плывёт,

Она в избушку идёт- ровно буря валит,

Впереди- то сидит- ровно свеча горит,

В пологу она лежит- ровно зайка дышит!

Замужняя женщина счастлива в семейной жизни- точно так же как и её муж:

Жили они добро, любовалися,

Им люди дивовалися!

У её мужа дорогой обычай: где он ни ходит, ни гуляет, всегда домой спать приходит, а она его за воротами встречает:

То-то мой король,

То-то мой молодой,

То-то радость моя!

Замужняя женщина- счастливая мать: у неё такой сын, за которого её полюбил сам царь, а царица много жаловала; в семье у неё- «промежду всех вьётся совет да любовь» и «во свете, во любви, они будут век коротать, жить- не стариться».

Песни- величания пелись одному человеку. Но в обрядовом фольклоре есть песни- величания, посвящённые двум человекам - мужу и жене. Они рассказывали об их красоте , любви и богатстве. Песни мужу и жене величали молодых супругов.

Во лугах, во зелёных, летал голубь,

Летал сизый - со голубушкою;

У голубя - золотая голова,

У голубушки - позолоченная!

У Миколая молодая жена, ещё барыня!

Песни величания молодых супругов близки песням, посвящённым семье. В некоторых песнях муж, жена символически изображаются ласточками, вьющими гнездо «из чёрного шёлка» и выводящими двух птенцов - дочь и сына.

Среди песен- величаний, посвящённых группе лиц, есть и такие, которые исполнялись в разные календарные праздники, в хороводах и на свадьбах. Ими величали парней и девушек, парней и жён.

Замужних женщин песни сравнивали с павами: они изображаются в песнях в роскошных одеяниях, сшитых из золота, серебра, бархата. Их мужья не могут ими нахвалиться: они хорошие хозяйки, умеют тонко прясть, шить золотом и так далее. Мужья красивые, прекрасно одетые мужчины, славные охотнички, умелые стрельцы.

Итак, в центре величальных песен находится человек. Они могли воспевать одного человека, и двух, и группу лиц. Это девушка и парень, женатый мужчина и замужняя женщина, невеста, жених.

Все эти образы представляют собой идеалы крестьянства. Люди мечтали о крепкой семье, о материальном достатке, они выразили в песнях- величаниях своё понимание физической и нравственной красоты человека.

Величальные песни исполнялись хором. Итак, в центре песен- величаний находится человек, поэтому такие песни создали ряд образов, в которых воплотились идеалы крестьянства. Все образы песен - величаний можно разделить на три группы- на фантастические. свадебные и несвадебные.

2.3. ИГРОВЫЕ ПЕСНИ

В игровых песнях слово и действие связаны, представляют собой единое целое. Основа игровых песен - обязательная соотнесённость их текстов с игровыми действиями исполнителей. Песни не могли существовать вне игры, тексты в отрыве от игры теряли свой смысл. В этом заключается главное отличие игровых песен от других жанров.

Игровые песни связаны с трудовыми процессами. Например, проанализировав хороводную игровую песню о льне:

- как- то нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён сеяти?

- Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый,

Можно заметить, что: «Воспроизведя посев, уход за всходами, уборку и обработку льна до прядения пряжи, обрядовая игра в своём первоначальном значении имела целью обеспечить успех в предстоящих весенних и летних работах. Игровая песня соединялась с заклинательной магией, исполняя её, участники надеялись на будущий богатый урожай.

Некоторые игровые песни имеют заклинательный характер:

На горе- то мак,

При долине так!

Мои, мои маковицы,

Золотые головицы-

При долине так!

Словом «так» песня заклинала изображавшийся действием быстрый рост и созревание мака.

Древнее происхождение игровых песен определяет их тематику, поэтому человек, зависимый от природы, в песнях- действиях заклинал её, предметом изображения игровых песен явились мир растительности и мир животных. При этом растительный мир в песнях представлен лишь в определённой части: речь идёт только о культурных растениях; от роста и созревания которых зависела жизнь крестьянина: о маке, луке, капусте, льне и т.д.

Животный мир изображался шире. Это объясняется тем, что для жизни человека важны как дикие, так и домашние животные. В игровых песнях по- разному представлены полезные и вредные для крестьянина- землепашца птицы и животные.

К воробью, который портит посевы, в игровых песнях отношение вполне определённое: во многих из них рассказывается о том, как у воробья болит голова, как он не может летать, ходить, как он умирает. К нему идёт прямое обращение- заклинание:

-Ах ты, воробей,

Ах ты, семянничек,

Ах ты, коноплянничек!

Тебе семечка, горошку не клёвывати!

По- другому в игровых песнях изображены утка и селезень- полезные для человека птицы. В них крестьянина интересует количество и сохранность потомства:

- Селезень, селезень,

Сиз голубчик, селезень,

Селезень, догоняй утку,

Молодой, лови утку,

Хохлатый, лови утку,

Селезень, догоняй утку!

В игровых песнях изображается процесс, благодаря которому устанавливается связь между настоящим и будущим временем.

- Дома ль кум воробей?

- Дома!

- Что он делает?

- Болен лежит!

- Что у него болит?

- Плечики!

- Сходи, кума в огород,

Сорви травы гречки,

Попарь ему плечки!

- Парила, кумушка,

- Парила, голубушка:

Его пар не берёт-

Только к сердцу придаёт!

Песня, заклиная будущую неподвижность воробья, изобразила смерть воробья.

Композиция игровых песен многочастна: песни могут состоять из двух, трёх и более частей. Но благодаря своеобразию исполнения, в игровых песнях две композиционные формы: диалог и монолог- обращение. Диалоги представляют или разговоры участников ритуала- игры с животными, птицами, или разговоры между людьми. Игровые песни начинаются сразу же с диалога или монолога- обращения:

- Как, утёна, как, сизая,

На море опускалась?

- Вот так и вот эдак ,

На море опускалась!...

В игровых функциях преобладает изобразительная функция. Со временем игровые песни изменились. Они стали использоваться для развлечения. В них стали отражаться человеческие взаимоотношения. Если в древних песнях человека интересовала жизнь самих птиц и животных, то в новых он заставил рассказать о людях. Одни и те же персонажи выступают в них то в серьёзном, то в комическом плане.

Например, в древних игровых песнях воробей изображался умирающим, но есть песни, в которых воробей развлекает участников игры, изображая, как ходят дети, девушки, купцы, старушки.

Заяц в игровых древних песнях изображался подчиняющимся воле человека, в новых песнях он маленький проказник, рассказывающий о том, как звали его к себе в гости «Катюша да Марюша, третья- Дуня удала», как они его кормили, поили, спать укладывали и что из этого всего получилось:

-Били, били, пане, мой,

Били, били, сердце, мой:

Катюша- за висок,

Марюша- за другой,

А Дуня- удала

За усики подрала!

Новые игровые песни стали повествовать о жизни человека.

В определённых традициях древних игровых песен, создаются песни, в которых изображается только человек. Например:

-Откуда ты, молодец,

Откуда, отецкий сын?

-Один я, один я

Из Казани- города!

-Покажи-ка, молодец,

Покажи, отецкий сын

Свои кудри русые!

-Один я, один я ;

Мои кудри-русые!

И парень в хороводе-игре показывал свои кудри, руки и ноги.

Так, в репертуаре одного жанра оказались песни, разные по содержанию. В одних изображались лён, мак, заяц, воробей; в других- птицы и животные; в третьих- сам человек: добрый молодец, красная девица и т. д.

В основе «поцелуйных песен»так же лежат древние песни, они были заклинательными, но постепенно превратились в игру, в развлечение. Они пелись молодёжью во время посиделок, хороводов, праздников, когда девушки и парни знакомились между собой. Это нередко приводило к любви, к браку.

Большинство «поцелуйных песен» формулирует приказ о поцелуе. Поцелуй- главное содержание игры и основная цель исполнения песни.

Уж я со вьюном хожу,

С золотым хожу;

Я не знаю, куда вьюн положить!

Положу я вьюн на правое плечо!

Я ко молодцу иду, иду,

Поцелую, да и прочь уйду!

Итак, игровые песни непосредственно связаны с действием, игрой участников ритуала, они рассказывают о растительном и животном мире природы, на которую так воздействовал человек, стремясь получить богатый урожай, большой приплод от домашних животных и птиц. Только лишь в игровых песнях растения, животные, птицы стали главным предметом изображения.

Древние песни- действия, постепенно изменяясь, стали изображать человека. Среди игровых песен можно выделить группу «поцелуйных» песен. Среди них есть такие, которые указывают на существовавший ранее ритуал, способствовавший сближению молодёжи на игрищах и посиделках.






ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Изучив теоретическую часть работы, мы перешли к исследованию влияния народных песен на учащихся. Исследование проводилось в три этапа.

I этап – констатирующий – слушание обрядовых песен.

II этап – формирующий – проведение анкетирования.

III этап – контрольный – анализ полученных результатов, выводы по исследованию.

На первом этапе, были подобраны обрядовые песни по жанрам: величальные, ритуальные и игровые. Учащимся 4 – 6 классов было предложено прослушать жанры обрядовых песен.

На втором этапе, среди учащихся 4- 6 классов было проведено анкетирование. Ребятам были розданы анкеты с вопросами, в которых предлагалось ответить «да» или «нет».

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ:

1. Любите ли вы народные песни?

2. Знаете ли вы народные песни?

3. Поют ли народные песни у вас дома?

4. Хотели бы вы научиться петь народные песни?

5. Поднимают ли настроение обрядовые песни?

На третьем этапе, итоговом, была проведена систематизация в ходе анкетирования данных. (см. Приложение)

Проанализировав и обобщив полученные результаты, были сделаны следующие выводы: что слушание и исполнение этих песен в кругу семьи очень положительно влияет на формирование положительных качеств ребенка.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Термин «обрядовые песни» означают многожанровое явление. При анализе главных функций жанров обрядового фольклора видно, что каждый из них выполнял в обряде только ему присущую функцию. Ритуальные песни формировали обряд, его совершение; величальные песни расхваливали участников ритуала; игровые песни изобразили трудовой опыт крестьянства.

Поэтическое содержание песенных жанров обрядовой поэзии своеобразно. Объект изображения в разных жанрах различен. В ритуальных песнях им стали обряды, в величальных - человек, в игровых песнях- мир природы и трудовой опыт крестьянства.

В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки. Труд взрослого человека находил всегда отражение в трудовых и обрядовых песнях. На старинной русской свадьбе звучали величальные песни. Жизнь человека немыслима без песни. Таким образом мы доказали, что обрядовые песни – ритуальные, величальные, игровые в полной мере раскрывают характер русского народа, его обычаи и традиции.















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Лирические песни.

Москва - Современник-1990г.

2. Русские народные лирические песни, частушки, пословицы.

Москва «Высшая школа»-1990г. С. Г. Лазутин.

3. Русские обрядовые песни.

Москва «Высшая школа»-1982г. Ю. Г. Круглов

4. История русской музыки т. 1 О. Левашова. «Музыка»1980г.

5. Русский народный свадебный обряд. К. В. Чистова

Ленинград «Наука»1978г.

6. Связующая нить. В. С. Долгова. « Московский рабочий»1984г.

7.Обряды: за и против. Д.М. Угринович

Издательство политической литературы. Москва 1975г.

8.Русские: семейный и общественный быт.

Власова И. В. ,Гусева С. М. Издательство «Наука», 1989г.














Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее