«Зима 2025»

Хореография как средство всестороннего развития учащихся

Хореографическое искусство это системная работа с обучающимися, работа над репертуаром, музыкой и постановкой

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Хореография как средство всестороннего развития обучающихся

в дополнительном образовании

 

Педагог дополнительного образования ДДТ,
Елена Михайловна Захарова,

г. Новый Уренгой, 2016г.


Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё во времена древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: это гимнастика для тела и музыка для души…» На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественно, что язык танца понятен всем, он интернационален. Сначала танец был обрядом. Люди вкладывали в него свои представления о мире и верованиях. В плясках коряков, чукчей и других северных народов тоже живут отзвуки древних ритуалов, заклинавших танцем добычу.

       Шло время. Человечество открыло тайны мироздания, и танцы постепенно утратили своё первоначальное магическое предназначение. Теперь в них выражались свойственные людям жизнелюбие, жизнерадостность. Танцевал простой народ на праздниках, танцевала знать на балах. Танцевали актёры в драматических и оперных представлениях. И, наконец, более четырёх веков назад родился балет.  Русское хореографическое искусство прошло сложный путь развития. От древнейших народных плясок до мирового признания в начале XX века «Русские сезоны» в Париже.  В последние годы в современных дошкольных образовательных учреждениях среди множества инноваций настойчиво внедряется хореография. Хореография – искусство любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребёнку свой жизненный и духовный опыт, приобщить маленького человека к миру прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребёнка. Просмотры спектаклей, видеофильмов, посвящённых танцу, посещение концертов хореографических коллективов – всё это нужно и важно. Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребёнок становится на время актёром, творчески осмысляющим происходящее. Но грош цена успехам ребенка, если не суметь привить ему необходимых нравственных качеств. Необходимо понимание внутреннего мира ребёнка, детского мировосприятия. Уметь проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим ребёнку красоту танца, музыки. Обучение хореографии – это всегда диалог, даже когда это ещё маленький человек, но всё равно от его настойчивости, целеустремлённости в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.

  Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психологического развития ребёнка.

Занятия хореографией призваны:

  • развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;

  •  укреплять здоровье;

  • способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков и художественного вкуса;

  • формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижения;

  • избавлять от стеснительности, комплексов;

  • учить радоваться успехам других и вносить свой вклад в общий успех.

  Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» Л. Генералова. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё ощущение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. От слов – к музыке, от движения – к мышлению.  Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет смотреть на хореографическое воспитание в дополнительных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей. Музыка в хореографии занимает одно из центральных мест, именно поэтому я выбираю музыку, доступную детям для восприятия, чтобы воспитывать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладает исключительной силой эмоционального воздействия. Сопровождает движения, повышает качество исполнения – выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. На занятиях хореографии я обращаю внимание на музыкальность ребёнка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. В моей группе есть не только способные дети в музыкальном, ритмическом и двигательном отношении, но и неловкие, заторможенные, которым я помогаю обрести чувство уверенности в своих силах. Главное в моей работе – это приобщение к движению под музыку, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие всех детей. Доказано, что движения под музыку детей с патологиями в развитии имеет особое значение, потому что двигательно-ритмичные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. Каждое занятие я начинаю с ходьбы под марш. Именно это упражнение позволяет наглядно убедиться в том, как дети воспринимают счёт на 4/4. Затем я проверяю, насколько органично осваивается счёт на, придающий иной характер движению. И, наконец, параллельно выясняю, как чутко улавливается разница между форте и пиано, аллегро и адажио, диминуэндо и крещендо. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии включаю в занятия музыкальные этюды и игры. В качестве музыкального оформления выбираю какое-нибудь предназначенное для детей сочинение. Это может быть «Детский альбом» П. Чайковского, миниатюры Д. Кабалевского, музыкальные пьесы А. Гречанинова, Т. Ломовой и других композиторов, современных и классиков.

          Для танца в младших и старших группах использую игрушки, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Чтобы с ними можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ею. Это куклы, мишки, мячи, лошадки, детские зонтики. Они украшают танец, влияют на создание конкретного игрового образа.

          Вся моя работа с детьми направлена к одной цели: сформировать у детей активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить её содержание в движениях.

         Хореография таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания. Она сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю так и зрителю - хореография раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.



Используемая литература:

1.Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. – 180 с.

2.Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997.

3.Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003.

4. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать». М.: Музыка, 1961. – 10 с.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее