11 апреля Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
«Страшный суд» Бухенвальда
Татьяна СЕРГИЕНКО.
...Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь...
В 1958 году в Германии состоялось открытие мемориала Второй мировой войны «Бухенвальд». Сообщение радио о том, что на территории бывшего лагеря смерти возведена башня, увенчанная колоколом, который должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны, дало толчок к рождению стихотворения А.Соболева «Бухенвальдский набат». А стихотворные строки «легли» на тревожную, призывающую к защите мира мелодию композитора В.Мурадели.
11 апреля 1945 года советскими войсками были освобождены узники концлагеря «Бухенвальд», и с тех пор в этот день во всем мире ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концла-герей.
По данным отчета 1967 года Федерального министерства внутренних дел в Германии насчитывалось 1634 концентрационных лагеря и их подразделений на захваченных нацистами территориях. Однако по материалам Еврейской виртуальной библиотеки их было гораздо больше - порядка 15 000 концлагерей с подразделениями, созданных на оккупированных территориях. Впоследствии большинство из них было разрушено самими нацистами, уничтожающими следы своих кровавых преступлений.
Слова песни-гимна всем узникам фашистских концлагерей, что звучала по радио, всегда отзывались в моем сердце и болью, и страхом перед этим бесчеловечным изобретением — фабрикой смерти. Я впервые услышала ее на митинге 9 мая, где была с родителями и с дедом Семеном, ветераном Великой Отечественной войны. Я тогда еще не ходила в школу и не понимала значения всех слов этой песни-реквиема, но мое маленькое сердечко шестилетнего ребенка чувствовало огромную боль и животный страх, выпавшие на долю тех, кто сгинул в этом рукотворном аду.
В школьные годы эта песня звучала на встречах старшеклассников с участниками Великой Отечественной войны, на уроках мужества, торжественных построениях и тематических школьных вечерах. Жил в нашей станице Раздольной и бывший малолетний узник фашистского концлагеря Семенов Николай Петрович. Он работал в колхозе «Победа». Вместе с женой Анной Николаевной он вырастил двух дочерей - Ольгу и Татьяну, сына Александра. Николая Петровича неоднократно приглашали на встречи с учащимися школы № 4, но не всегда он соглашался на встречу. Хорошо помню, как влажнели глаза почетного гостя, а у нас замирало сердце и бегали мурашки по коже, когда с первыми аккордами «Бухенвальдского набата» мигом смолкали перешептывания и все до единого присутствующие вставали...
В Кореновском районе на сегодняшний день проживают всего одиннадцать выживших узников концлагерей. Этих людей объединяет не только горькая память о пережитом, но и активная общественная работа: вместе с руководителем общественной организации Юлией Шпиркиной они делятся своей пережитой болью и горькими воспоминаниями с молодежью, ведь живое слово гораздо ближе и понятнее новому поколению, участвуют в акциях и мероприятиях Совета ветеранов МО Кореновский район.
Я родилась в рабочем концлагере на территории Германии, - рассказала районной газете Юлия Андреевна. - Моя мама там работала на заводе среди таких же рабов. С нами же в бараке находились и две моих сестры — Галина и Люба, которые были чуть старше меня. Мы пережили самый настоящий «страшный суд»... Детей фашисты брали на донорскую кровь для немецких солдат, на органы...Спали узники на нарах, на голых досках, кормили их картошкой, политой уксусом. За непослушание охранники расстреливали узников на месте или заживо сжигали в печах. Но правда были и такие сердобольные немцы из местных жителей, которые бросали несчастным женщинам и детям через забор продукты. К ужасу пленников, охранники сразу начинали стрелять и в тех, и в других, и чаще всего эта помощь не доходила до истощенных матерей и детишек... Поверьте, с этим грузом на сердце очень тяжело жить. Я никогда в своей жизни не смеялась от души, я просто не умею этого делать… И сейчас не могу смотреть по телевизору репортажи про Украину, ведь там — чистый фашизм, самое страшное зло на земле...
После того, как нас освободили советские солдаты, мы с мамой приехали в Брянскую область, жили в землянке, мама работала телятницей, а мы сами «хозяйничали» дома. Потом переехали в Ростовскую область...
Конечно, моей собеседнице было нелегко рассказывать о том, что пережила ее мама и «без вины виноватые» три маленьких девочки, поэтому время интервью существенно сократилось. Юлия Андреевна подарила на добрую память юным корреспондентам Дома художественного творчества детей замечательную картину из бисера, которую изготовила своими руками. На обороте — цепляющие за душу стихотворные строки:
...На челках детских — седые волосы,
Земля омыта слезами детскими.
Какая разница, где быть «под немцами»,
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали...