«Весна — лето 2024»

Конспект урока "Духовное развитие общества"

Конспект урока по обществознанию (профильный уровень) по теме "Духовное развитие общества" 11 класс

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Духовное развитие общества».

Существуют несколько подходов к пониманию культуры. Основные подходы к пониманию культуры

На социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Поэтому природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующим образом:

2. Духовное развитие общества

3. Субкультура и контркультура

Культура неоднородна, как неоднородно по своему составу создающее ее общество. Это сложный спектр ценностей, традиций, поскольку общество распадается на множество групп: национальные, демографические, социальные, профессиональные. Постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого или противостоящая ему, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры:

• языком;

• взглядами на жизнь;

• манерами поведения;

• прической;

• модой,

• обычаями.

Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

- Какие характеристики присущи субкультуре вообще?

1. Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения.

2. Субкультура - это не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент «инаковости», непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также определенной самостоятельности и даже автономности.

Следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами.

Sub по-латыни - это «под», другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), a contra - «против» (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт).

4. Проблема многообразия культур

В мире мы наблюдаем культурное многообразие - это многовариантность, неоднородность национальной культуры в целом либо различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры.

В наши дни выделяют несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне истории, так и на уровне обыденного сознания.

Мировоззренческие установки

Установка

Сущность

Европоцентризм

Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что другие народы, безусловно, развивают свою самобытную культуру, но они еще не достигли необходимого цивилизационного уровня, и им следует ориентироваться на культурный строй Запада

Американоцентризм

Представители этого направления активно проповедуют идею особой культурной миссии Америки. История освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценности остальному миру

Афроцентризм (негритюд)

На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Сторонники этого критерия относили к негритянской расе все высококультурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основоположников негритюда является выдающийся государственный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: африканец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие другому человеку, доверчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с негритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм

5. Диалог культур. Толерантность

Толерантность основывается на гуманистических принципах признания:

• непреходящей ценности человека;

• черт человеческой индивидуальности и уникальности;

• права на непохожесть, инакость.

Толерантность имеет различные формы.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее