ПЛАН
проведения урока по
Музыке
(наименование учебной дисциплины)
с 8 классом
Тема: №12. «Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (полька)
Цель: раскрыть тяготение к «легкой» и «серьезной» музыке одного жанра на примерах «Польки-пиццикато» И. Штрауса и «Польки» С. Рахманинова.
Задачи:
- обучающая – определить характерные черты польки.
- развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века;
- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Работа по теме урока:
I. Работа по теме урока.
Долгое время танцевальная музыка существовала только лишь для сопровождения танцев, затем стали появляться танцевальные произведения, которые имели совсем другую художественную ценность.
Одним из главных признаков танцевальной музыки является преобладающая роль ритма. Из всех видов музыкального искусства танцевальная музыка самым непосредственным образом связана с бытом и подвержена влиянию моды. Она отражает облик людей данной эпохи, их нравы, манеру поведения, их эмоциональность. Сдержанный менуэт, веселая полька, гордый полонез, развинченный твист, шейк, брейк-данс представляют нам время и людей по-разному.
Танцевальность проникает во многие произведения крупной формы: оперы, симфонии.
На этом уроке мы попробуем разобраться в двух польках -знакомой вам «Польке» И. Штрауса и незнакомой «Польке» С. Рахманинова.
«Легкая» или «серьезная»? На этот вопрос мы ответим, прослушав обе польки.
Слушание «Польки-пиццикато» И. Штрауса.
Какое впечатление произвела на вас музыка? Какие чувства и настроения переданы в ней?
Какая группа инструментов исполняет польку? В чем особенность исполнения? (Пиццикато в струнных.)
Пиццикато (от итал. слова pizzicare - щипать) - прием исполнения на струнных смычковых инструментах. Звук извлекается не ведением смычка, а защипыванием струны пальцем.
- К легкому или серьезному жанру можно отнести польку? Почему? (Во времена И. Штрауса это выла самая настоящая, часто шокирующая публику танцевальность, легкость.)
Немногим великим композиторам судьба принесла в дар признание и любовь современников. К их числу относится Иоганн Штраус. Он познал радость творчества, находящего живой отклик в сердцах миллионов. Штраус обладал редким трудолюбием, сочинял в любых условиях. «Мелодии текут из меня, как вода из крана», - в шутку говорил он.
И. Штраус создавал истинно художественные произведения, доступные и понятные массам. С критерием мастерства, присущим серьезному искусству, он подошел к музыке легкой и поэтому сумел стереть грань, отделявшую высокий жанр (концертный, театральный) от якобы низкого (бытового, развлекательного). Так поступали и другие крупные композиторы прошлого, например Моцарт, для которого не существовало принципиальных различий между «высоким» и «низким» в искусстве. И. Штраус противопоставил художественно-обновленный легкий, развлекательный жанр натиску мещанства и пошлости.
В тех формах, какие мы знаем сейчас, легкая музыка начала развиваться с XIX века в условиях бурного роста городов и демократизации музыкальной жизни. До этого она существовала в народном творчестве - в творчестве скоморохов, шпильманов, шансонье, певцов-куплетистов, цыганских хоров. В XVIII в. появляется вальс, затем в 30-е гг. XIX в. - полька, чардаш, оперетты.
- Вспомните, какие польки вы еще знаете.
Наиграть чешскую польку «Танцуй, танцуй», «Итальянскую польку» С. Рахманинова.
Как вы думаете, музыка «легкая» или «серьезная»? Почему? (Чешская полька - бытовая танцевальная музыка. Полька С. Рахманинова - музыкальный «сувенир», подарок из Италии, где он слышал этот напев. Его родственница вспоминала: «По вечерам, когда спадала жара, на улице появлялись уличные музыканты: женщина и мужчина, а маленький длинноухий ослик вез механическое пианино, к которому была прилажена люлька с ребенком. Время от времени они останавливались, и женщина заводила пианино, а мужчина, в цилиндре и с тросточкой, пел и приплясывал. В их репертуаре была очень мне нравившаяся полька. Впоследствии, когда я услышала «Итальянскую польку» Сережи, передо мной вставала картина: яркое небо, синее море, ослепительно белая улица и уличные музыканты с осликом, покорно ждущим, когда надо будет ехать дальше».)
С. Рахманинов неоднократно отказывался от блестящей, концертно-виртуозной обработки «Итальянской польки»? Почему? (Пропала бы непосредственность, бесхитростность напева.)
С. Рахманинов ценил шутку, улыбку и наряду с серьезной музыкой, в минуты отдыха, чувствовал потребность в музыкальном развлечении.
3. А. Прибыткова, племянница С. Рахманинова, вспоминает: «Иногда он с детьми играл коллективные вариации (Бородина, Римского-Корсакова, Лядова, Кюи на тему «Собачьего вальса»). Дети играли только тему. И как красиво выходило». Сергей Васильевич любил эту вещь, ему нравилось тонкое музыкальное остроумие вариаций.
В своих воспоминаниях описывает 3. А Прибыткова минуты отдыха композитора, который ценил юмор, улыбку, чувствовал потребность в музыкальном развлечении, музыкальных шутках. «После обеда, если никого из гостей нет, начиналось веселье; Сергей Васильевич играл нам, детям, всякую всячину, и мы это обожали...
Еще мы любили в детстве, когда дядя Сережа играл нам польку своего отца, из которой сделал труднейшую концертную транскрипцию. Сам же Сергей Васильевич обожал, когда отец его играл польку. А играл Василий Аркадьевич ее ярко, весело, немного корявыми, плохо гнущимися пальцами. Но выходило ловко, и Сергей Васильевич, получая полное удовольствие, захлебывался смехом. А потом сам садился за рояль и тоже играл польку, но это было совсем другое! И теперь веселились оба: и отец, и сын - отец от того, что из его простенькой музыки сделал сын, а сын от того, как отец воспринимает метаморфозу со своей полькой. И мы все смеялись, на них глядя».
Звучит «Полька». Сам композитор называл ее «Полька УК» -Василий Рахманинов.
Какое настроение вызывает у вас эта музыка? Каков характер основной интонации? Влияние какого композитора вы ощутили в этой музыке?
Как вы думаете, с помощью каких приемов развития музыки композитор превратил простенький бытовой танец в блестящую концертную пьесу?
К какой области музыки (легкой или серьезной) можно отнести «Польку»? (Жизнерадостный «шик» венской развлекательной музыки. Рахманинов получал истинное удовольствие от музыки Штрауса. По тонкости, изяществу и богатству развития стоит ближе к серьезной музыке.)
«Небольшая пьеса вполне может стать таким же шедевром, как и большое произведение. В самом деле, я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила передо мной больше проблем, чем симфония или концерт», - вспоминал С. В. Рахманинов.
Итог. С песни, марша, танца - бытовой массовой музыки вы начали постигать большой мир музыки. И теперь, в 8 классе, мы вновь встречаемся с песнями, танцами и пробуем разобраться, что с ними произошло в XX в., какие изменения претерпела бытовая музыка.
II. Исполнение песни Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».
III. Разучивание песни «Под музыку Вивальди», музыка В. Берковского и С. Никитина на слова А. Величанского (см. Приложение 14).
- Созвучна ли музыка стихотворению А. Величанского «Под музыку Вивальди»?
- Какими особенностями она напоминает старинную музыку?
Татьяна и Сергей Никитины - не профессиональные музыканты. Они биофизики, влюбленные в музыку и поэзию. Сергей Никитин не пишет стихов, он сочиняет к ним музыку, стараясь извлечь мелодию, уже заложенную в слове, расширить образный смысл и красочность каждого стихотворения.
Авторская песня возникла из протеста пустой эстрадной развлекательности и отдает предпочтение поэзии, выразительному слову. Ей противопоказаны украшения и светоэффекты, стадионы и Дворцы спорта. Она должна идти от сердца к сердцу.
4. Итог урока
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература: Учебник, программа.
2. Наглядные пособия.
3. Музыкальный материал: «Полька-пиццикато» И. Штрауса и «Полька» С. Рахманинова, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Танцуй-танцуй» чешская полька.