Методическая разработка
Игровые технологии на занятиях театральной студии
Игра – естественная среда для детей. Она развивает их воображение и интеллект, прививает им определённые умения и навыки, помогает осваивать действия в соответствии с принятыми в обществе правилами, приучает к соблюдению порядка, ответственности и дисциплины.
Использование в учебном процессе дидактических игр позволяет снимать усталость от однообразных занятий, включать воображение учащихся, способствует приливу умственных сил и облегчает как восприятие знаний, так и выполнение учебных упражнений. Продумывая построение курса занятий на учебное полугодие или четверть, педагогу имеет смысл разработать серию дидактических игр. Это могут быть игры по каждой теме изучаемого предмета или игровые действия, соответствующие отдельным типичным частям занятия, такие как смена заданий или физкультминутка. При этом необходимо, чтобы любимые детьми игровые формы деятельности формировали эстетически насыщенную атмосферу их жизни в процессе всей учебной работы.
При этом необходимо отметить, что игра не может и не должна подменять собой традиционные формы работы. Игровые методики следует использоваться как элемент в учебных занятиях, как форму контроля и т.д. Важно помнить, что игра - это, прежде всего свободное пространство, множество степеней свободы для проявления самых разнообразных характеристик личности, возможности самовыражения, богатые эмоциональные переживания. Роли, правила, последовательность действий в игре важны, но не самоценны. Они должны создавать условия для свободного творчества, иначе есть опасность превращения игры в обычный спектакль или литературно-музыкальную композицию.
Игровые педагогические технологии
Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.
Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы методов и приемов. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. Для младших школьников наилучшие педагогические технологии, таким образом, это игровые педагогические технологии.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.
Применение игровых технологий
на занятиях театрального объединения
Вот здесь-то и кроется проблема: актерство – тоже технология, процесс, игра. Но игра контролируемая, осознанная. И, если с верой и наивностью (как необходимыми условиями органичного сценического существования) у младших школьников все в порядке, то с самоконтролем (еще одним необходимым условием) дела обстоят не так хорошо. Значит, занятия по актерскому мастерству с младшими школьниками (для достижения наилучшего результата) должны этот самоконтроль развивать. Таким образом, одна из ключевых задач применения игровых технологий на занятиях по актерскому мастерству с младшими школьниками – воспитание у обучающихся самоконтроля эмоциональной сферы.
Следующая задача, которую нужно и можно решать при помощи игровых технологий – развитие креативности, раскрепощенности учащихся. Здесь также есть проблема: чем взрослее становится ребенок, тем больше от него требуется соответствия общепринятым в социуме нормам. Не только поведения, но и мышления. А это, в свою очередь, приводит к тому, что дети начинают стараться быть «как все». Вот тут существенную помощь может оказать именно актерское мастерство. Потому что при создании образа (любого, пусть даже совсем крохотного) приветствуется как раз внутренняя свобода от стереотипов.
Еще одна задача – в процессе игры как нельзя лучше реализуется на практике главный принцип театра – «Театр – искусство коллективное». Игра обычно приносит радость от совместных действий. Не зря игру называют школой общения. Ребенок, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для создания образа и, конечно, для жизни в обществе.
Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить — в очень многих областях жизни.
А теперь представим себе, что в определении вместо слова «игра» написано слово «театр». Далее можно ничего не менять. Совпадение – стопроцентное.
Задачи, которые необходимо решать на занятиях по актерскому мастерству в младшей группе театральной студии:
Воспитание самоконтроля эмоциональной сферы;
Развитие креативности, творческого мышления, свободного от стереотипов;
Принятие детьми аксиомы «Театр – искусство коллективное», формирование навыков общения.
Эти задачи для развития личности и актерских способностей детей младшего школьного возраста, эффективно решаются при помощи игровых педагогических технологий.
Театральные игры
В таких играх у детей развиваются речь, мышление, воображение, память, самостоятельность, инициативность, осуществляется эмоциональное развитие.
Игра "Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!".
Цель игры: научить детей принимать совместные решения, побудить к импровизации, поощрить попытки участвовать в коллективном разговоре, развить творческое воображение.
Суть игры: ведущий с помощью считалки выбирает одного водящего, которого выводят из комнаты. Далее ребята договариваются между собой, что и как они будут изображать. Потом водящий заходит в комнату и спрашивает у ребят: "Где вы были, девочки и мальчики? Что делали?". Дети отвечают: "Где были — мы не скажем, а вот что делали — покажем!". И после этих слов дети начинают показывать различные действия, которые они придумали. Задача ведущего в процессе игры советовать, что и как можно изображать.
Игра "Можно перейти ваш мост?"
За основу данной игры была взята популярная английская сказка.
Суть игры: все дети выстраиваются на одной стороне комнаты в одну шеренгу. Ведущий выбирает одного ребенка, который будет "контролером". Он становится напротив шеренги детей у противоположной стены. Задача ведущего объяснить всем детям, что "контролер" и все дети стоят на разных берегах реки, которые соединяются мостиком. Этот мостик можно обозначить лентой или веревкой.
Далее ребята задают вопрос "контролеру": «Можно ли перейти Ваш мостик?». А контролер отвечает: "Можете прыгать по мосту те, у кого в одежде присутствует желтый цвет. И так каждый раз водящий придумывает для ребят новое движение и новый цвет.
Игра «Веселые обезьянки»
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью считалки выбирают «посетителя»:
Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной.
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Золотая радуга.
(М. Лопыгина. Радуга)
«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.
Игра «Поварята»
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая — салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. — для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п. — для салата. Затем все дети становятся в круг — получается «кастрюля» — и поют песню (импровизация):
Сварить можем быстро мы борщ или суп
И вкусную кашу из нескольких круп,
Нарезать салат и простой винегрет,
Компот приготовить — вот славный обед.
Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.
Игра «Угадай, что я делаю»
Цель. Развивать память, воображение детей.
Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:
— стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.);
— стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.);
— сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);
— наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).
Педагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в движении.
Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).
Игра «Одно и то же по-разному»
Цель. Развивать воображение, фантазию детей.
Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает руку, слушает и т. д.).
Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:
— сидеть у телевизора;
— сидеть в цирке;
— сидеть в кабинете врача;
— сидеть у шахматной доски;
— сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа получает задание идти. Возможные варианты:
— идти по дороге;
— идти по горячему песку;
— идти по палубе корабля;
— идти по бревну или узкому мостику;
— идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа получает задание бежать. Возможные варианты:
— бежать, опаздывая в театр;
— бежать от злой собаки;
— бежать, попав под дождь;
— бежать, играя в жмурки, и т.д.
IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:
— отгонять комаров;
— подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
— сушить мокрые руки и т.д.
V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:
— ловить кошку;
— ловить попугайчика;
— ловить кузнечиков и т.д.
Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил задание.
Игра «Превращение предмета»
Цель. Развивать воображение, фантазию детей.
Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».
Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.
Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памятник и др.
Игра «Кругосветное путешествие»
Цель. Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.
Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им отправиться в кругосветное путешествие: «Ребята, перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту; через лес, джунгли, через океан на корабле».
Дети предлагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации корабля, избушки. Итак, маршрут кругосветного путешествия составлен, и дети начинают играть. В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.
В конце игры, сидя у воображаемого костра, дети поют песню «Любитель-рыболов». Педагог аккомпанирует на музыкальном инструменте.
Игра «Сам себе режиссер»
Цель. Создавать условия для импровизации мини-спектакля.
Дети делятся на группы и самостоятельно сочиняют сюжеты мини-спектаклей; распределяют роли, уточняют вместе с педагогом развитие сюжета и фантазируют предлагаемые обстоятельства.
Педагог будит творческое воображение и фантазию организаторов (режиссеров) мини-спектаклей, задает вопросы: «Какой это герой?» (Ленивый или трудолюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный.)
Игра «Угадай, кто я»
Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокругводящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу.
Водящий хлопает еще раз — и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попыт-ки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз.
В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.
Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.
Игра «Цепочка слов от А до Я»
Играющие садятся в кружок и по часовой стрелке называют: первый называет слово на букву а, например, арбуз, второй на последнюю букву этого слова, на з— заяц, третий— на ц, цапля, четвертый—яблоко и т.д.
Игра «Горячий картофель»
Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом.
Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.
Игра «Музыкальный стул»
Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев. Когда музыка прекращается, игроки должны попытаться занять стулья. Тот, кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один стул, так как игроков стало на одного меньше, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто остался один и сидит на последнем стуле.
Игра «Проверка памяти»
Педагог кладет на поднос несколько разных предметов и накрывает их полотенцем. Дети садятся в круг, педагог открывает перед ними поднос на несколько секунд, затем накрывает вновь полотенцем и уносит. Дети получают задание нарисовать как можно больше предметов, которые они запомнили.
Игра «Угадай, кто главный!»
Дети с помощью считалки выбирают водящего. Он на одну минуту покидает комнату, а в это время дети назначают «главного». Когда ведущий возвращается, по его команде «главный» начинает делать различные движения, например, качать головой, топать ногами, хлопать в ладоши, а дети должны повторять эти движения за «главным». Они должны это делать так, чтобы водящий не догадался, кто эти действия придумывает.
Задача водящего — попытаться быстро отгадать, кто «главный», и если ему это удалось, то «главный» становится водящим в следующем кону.
Игра «Краски»
Дети выбирают по жребию «хозяина» и «покупателя». Остальные игроки— «краски». Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его «хозяину», он приглашает «покупателя». «Покупатель стучит»:
Тук, тук! Кто там?
Покупатель! За чем пришел?
За краской. За какой?
За голубой.
Если голубой краски нет, «хозяин» говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» или «Скачи на одной ножке по голубой дорожке, принеси мне голубые сапожки!» Если же «покупатель» угадал цвет краски, то игрока-«краску» он забирает себе.
Когда «покупатель» отгадает несколько красок, он становится «хозяином», а «хозяин» выбирает из числа угаданных красок. При большом количестве участников можно выбрать двух покупателей. Сначала с «хозяином» разговаривает один «покупатель», затем другой. Они подходят по очереди и выбирают краски. Выигрывает «покупатель», который угадал больше красок. Игра может быть усложнена тем, что покупателю предлагается «поймать» угаданную «краску». При этом в комнате определяются границы, до которых можно ловить играющих.
Игра «Поехали-поехали»
Дети встают в круг, в середине встает водящий. Дети должны его внимательно слушать, следить за ним, но думать и показывать нужные движения самостоятельно. Задача водящего — говорить одно, а показывать другое. Он ходит по кругу и похлопывает руками по коленям, приговаривая «Поехали-поехали». Ребята повторяют движения за ним. Неожиданно для играющих он кричит «Самолет!», а показывает на пол, дети же должны показать наверх, так как самолеты летают в небе. Водящий может крикнуть «Нога!», а схватить себя за нос. Дети должны показать то, что называет, а не показывает ведущий. Слова могут быть разные: ракета, вертолет, собака, чайка, поезд, лошадь, глаз, лоб, нос, рука, лев. В определенный момент показ движений должен стать обманным. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Таким образом выявляется самый внимательный ребенок.
Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»
Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.
Игра «Подскажи словечко»
Ведущий выразительно читает несложный текст, дети должны подсказать слово, подходящее по смыслу и рифме. Можно придумать простенькую мелодию, если вы готовитесь заранее, или подобрать что-то по ходу игры. Музыка всегда оживляет обстановку, все могут хлопать в ладоши в такт музыке.
Заключение
Использование игровых педагогических технологий на занятиях по актерскому мастерству с младшими школьниками дает хорошие результаты, потому что:
Игровая деятельность – одна из ведущих у младших школьников;
Актерское мастерство и игра имеют одинаковую природу;
С помощью игры можно максимально добиться раскрепощенности;
Игровые технологии позволяют воспитать у детей эмоциональный самоконтроль.
И в отечественной, и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован при проведении занятий по актерскому мастерству. В то же время, специальные актерские техники и упражнения с успехом могут применяться в игровых педагогических технологиях.
Список используемой литературы.
Гиппиус С. В. «Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники.»- С-П, «Веды», 2010
Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1974.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа, 1993
Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8 томах. М., «Искусство» 1962.
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М., «Генезис», 1998.
Эфрос А. Репетиция – любовь моя. М.: Искусство, 1975.