«Весна — лето 2024»

Методическое пособие "Канзаши"

В методическом материале из опыта работы содержатся сведения об истории возникновения «канзаши», инструментах и материалах необходимых для работы, цветовой гамме материалов. Описаны основные направления канзаши.

Данный материал предназначен для педагогов дополнительного образования прикладной направленности, учителей технологии общеобразовательных школ.

Олимпиады: Викторина "По стране искусства" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Педагогический факультет

Кафедра профессионального обучения, технологии и дизайна






Канзаши











Курган 2014

Автор-составитель: студентка группы ПЗ-6910с А.Ш.Целуйко


специальность 050502 «Технология и предпринимательство»









































В методическом материале из опыта работы содержатся сведения об истории возникновения «канзаши», инструментах и материалах необходимых для работы, цветовой гамме материалов. Описаны основные направления канзаши.

Данный материал предназначен для педагогов дополнительного образования прикладной направленности, учителей технологии общеобразовательных школ.


СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………….

3

  1. История канзаши…………………….………………………………

5

  1. Сезонные канзаши…………………………………………………

6

  1. Исторические сведения о тканях …………………………………

3.1 История шелка………………………………………………….

3.2 Появление атласных лент……………………………………..

1

  1. Инструменты и приспособления…………………………………

    1. Путешествуем по следам истории свечей…………………….

    2. История появления пинцета ………………………………......

  1. Основные элементы канзаши………………………………………

23

25

29

31


Список использованных источников …………………………………….


39























Введение

В настоящее время из всего разнообразия видов детского творчества канзаши становится одним из самых популярных. Посмотрев вокруг, мы можем заметить, что предметы, сделанные своими руками вносят особую красоту в обстановку и домашний уют, а также на работе и других общественных местах. Современные формы канзаши не знают границ фантазии! Сегодня канзаши это не только украшение для волос, но и элемент убранства интерьера. Объемные изделия в технике канзаши очень красивы и оригинальны, не подумаешь, что это искусственные цветы.

Какую же пользу может извлечь ребенок, занимаясь искусством канзаши?

Во-первых, канзаши усиливает творческие стремления обучающихся преобразовывать и украшать мир, развивает нестандартность детского мышления. Уже после нескольких занятий, ребенок чувствует себя более свободным, раскрепощенным, приобретает способность всматриваться и наблюдать, а в предметах декоративно-прикладного творчества видит новизну и оригинальность.

Во-вторых, в процессе творчества и самостоятельного создания предметов канзаши у обучающихся происходит процесс закрепления знаний эталонов формы и гармонии цвета. В его подсознании формируются четкие и полные представления о предметах искусства в жизни и быту.

Канзаши помогает ребенку в его развитии и формирует многие мыслительные операции. Ребята самостоятельно начинают анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.

На занятиях искусством канзаши у детей развивается кругозор. Так, например, они узнают о своеобразии и самобытности декоративно-прикладного искусства других народов, их традициях, а также у обучающихся проявляется интерес к истории, сфере деятельности и труду разных народов.

Канзаши всесторонне развивает личность растущего и познающего мир ребенка, который будет ценить красоту, гармонию, фантазию и творчество.

Главное, не забывать, что способность к творчеству – это отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве и гармонии с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, при этом не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.

Открыть еще один источник творческой радости – с этой целью составлен этот методический материал. Хочется чтобы, он помог желающим постичь тайны канзаши и не только овладеть мастерством, но и научить понимать красоту этого искусства, сочетать и находить различные нужные формы. Данный методический материал знакомит с историей канзаши, содержит подробный обзор необходимых инструментов и материалов. В разделе «Основные элементы канзаши» описаны основные приемы изготовления базовых элементов канзаши: круглый и острый лепесток. Большую практическую значимость данного материала составляют технологические карты последовательного изготовления изделий в технике канзаши: цветов, подвесок, снежинок, бабочек и т.д.

Дополнительный материал предназначен для педагогов дополнительного образования прикладной направленности, учителей технологии общеобразовательных школ.















  1. Из истории «канзаши»

Всем известно, что японцы непревзойдённые мастера утончённого дизайна. Вспомним переливы шёлковых кимоно, радужные веера или изысканные композиции бонсай. А уж икебана – искусство составления букетов – давно уже стало национальным брендом страны восходящего солнца. Не менее искусны японские мастера и в деле изготовления украшений для волос.

Впервые канзаши появились около 400 лет назад, когда в Японии изменился стиль женской прически. От традиционного стиля тарэгами (длинные ниспадающие волосы), женщины перешли к так называемому стилю нихонгами, в котором волосы собирались в разнообразные причудливые формы, и у японок появилась мода на сложные причёски, требовавшие использования различных шпилек, гребней, специальных палочек. Разумеется, ни одна женщина не захочет ограничиваться простым деревянным или костяным гребнем, а пожелает по мере сил его украсить. И потому из примитивного утилитарного предмета гребень в волосах японок превратился в фантастический аксессуар, одновременно роскошный и изысканный [2].

В основу нового украшения легло излюбленное искусство японцев превращать плоское в объёмное – оригами. Только на этот раз складывалась не бумага, а квадратики натурального шёлка. Эта техника получила название цумами.

Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров

Цумами канзаши (или хана канзаши) вплоть до середины прошлого века были очень значимой частью женской моды в Японии, являясь при этом более чем просто украшением. По гребню в причёске средневековой японки можно было понять, замужем она или нет, есть ли у неё дети, к какому слою

общества она принадлежит и т.д. Гейши носили специальные канзаши для каждого сезона [9].

В современной Японии постоянно носят классические хана канзаши лишь те женщины, которым по роду деятельности приходится надевать кимоно. Да ещё невесты используют национальное украшение во время свадебной церемонии. Но в последние годы элементы в технике цумами стали появляться на современных заколках, резинках и ободках; наряду с традиционными темами украшений возникают новые. И вот в таком виде – возрождённом и обновленном – древнее искусство цумами канзаши становится все более популярным не только в Японии, но и далеко за её пределами.


  1. Сезонные канзаши

Гейши носят различные канзаши в зависимости от месяца или праздника. Сезонные канзаши повторяют природное цветение растений в разное время года. Это относится, прежде всего, к гейшам – именно они носят канзаши почти постоянно, и вынуждены обращать внимание на смену сезонов. Ученицы гейш, называемые майко, носят особые хана-канзаши, то есть, канзаши с цветами. Майко, обучающиеся менее года, носят ниспадающие канзаши  с гирляндами цветов, свешивающихся прямо на лицо. Цветы делаются из яркого шёлка хабутаэ  и мидзухики  ручной выделки, причём каждому из сезонов соответствует определённый цветок. Так как майко носят гораздо больше канзаши, чем старшие гейши, сезонные изменения наиболее ярко прослеживаются в их украшениях [2].  

Цумами-канзаши отличает от других видов украшение поверхности сложной аппликацией из кусочков ткани, защипываемой пинцетом (обычно бамбуковым) в треугольные лепестки. Исполнение канзаши из множества мелких элементов требует аккуратности и кропотливости. Из-за того, что из лепесточков чаще всего делают цветы, цумами-канзаши также называют хана-канзаши (цветочные). Для производства аппликаций обычно берётся натуральный шелк, причём чаще всего мастер окрашивает его самостоятельно. Сегодня канзаши, кроме учениц гейш (майко) носят дети на праздник Сити-го-сан и молодые девушки на мероприятия, где предполагается надевать кимоно.

Цумами-канзаши со свисающими цветами называются сидарэ-канзаши (развевающиеся украшения). Рассмотрим виды канзаши в зависимости от сезона [2].

Вид январских канзаши меняется из года в год, но обычно они сохраняют новогоднюю тематику. Самый популярный выбор – комбинация сосны (matsu), бамбука (take) и цветов сливы (ume). Цвета январских канзаши – зеленый, красный и белый – ассоциируются с праздниками (рисунок 1).

Рисунок 1 – Канзаши января

В канзаши февраля обычно присутствуют различные оттенки темно-розового, иногда красный. Цветок февраля – слива, символизирующая юную любовь и приход весны (рисунок 2).

Рисунок 2 – Канзаши февраля

Для канзаши марта подходят желтые и белые цветы рапса (nanohana) персика (momo), нарцисса (suisen), и пионов (botan). И, конечно, бабочки (рисунок 3).

Рисунок 3 – Канзаши марта

Апрельские канзаши. Светло-розовые цветы вишни (sakura), бабочки и фонарики bonbori сигнализируют скорый приход, предвкушение лета. Также, в апреле возможны канзаши,  состоящие только из серебряной или (иногда) золотой бабочки (рисунок 4).

Рисунок 4 – Канзаши апреля

Майские канзаши. Фиолетовые глицинии (fuji) и синие ирисы . Ирисы символизируют обозначают окончание весны. Маленькие серебряные бабочки могут быть дополнительным оформлением майских канзаши (рисунок 5).

Рисунок 5 – Канзаши мая

Июньские канзаши. Зеленая ива (yanagi), гвоздика или, реже, цветы гортензии (ajisai). Ива традиционно связывается с гейшей, а июнь — открывает дождливый сезон в Японии, и поэтому, ива (дерево, любящее воду) и светло-синий цвет гортензии подходят к нему как нельзя лучше (рисунок 6).

Рисунок 6 – Канзаши июня

В июле канзаши поражают своим разнообразием  – это круглые (uchiwa) и сложенные веера. Они относятся к фестивалю, который проходит в квартале Gion в Киото (квартал гейш). Веер – это основная деталь традиционного японского танца. Июльские веера на канзаши майко меняются каждый год. Однако в июле можно носить и более нейтральные канзаши – со стрекозами и каплями росы на траве (рисунок 7).

Рисунок 7 – Канзаши июля

Канзаши в августе – это фиолетовая ипомея (asagao) или пампасная трава, для старших майко – серебряная или белая, а для младших – розовая или красная (рисунок 8).

Рисунок 8 – Канзаши августа

Сентябрьские канзаши – японский колокольчик (kikyo). Фиолетовые тона традиционно связаны с осенью. Часто они смешиваются с другими осенними цветами: леспедецей, патринией, хризантемой, японским посконником, кудзу и гвоздикой (рисунок 9).

Рисунок 9 – Канзаши сентября

В канзаши октября правит бал любимица японцев – хризантема (kiku). Она недаром символизирует Императорскую Семью. Обычно хризантемы в канзаши красные и белые, это сочетание символизирует окончание осени (рисунок 10).

Рисунок 10 – Канзаши октября

Ноябрьские канзаши – это осенние листья. Это может быть как нейтральный желтый листик так и характерный красный лист клена. Любование кленом – осенний эквивалент весеннего любования сакурой. Гинкго и листья амбрового дерева также часто используются в ноябре (рисунок 11).

Рисунок 11 – Канзаши ноября

Японцы готовят в декабре mochi и частенько украшают ими деревья, создавая искуссвенные белые цветы. Удачу должны приносить канзаши изображающие mochibana(собственно маленькие шарики mochi сложенные в виде цветов). Декабрьские канзаши также включают в себя два maneki – тонких чистых листочка. Обычно майко посещают театр Minamiza и просят, чтобы их любимые актеры Кабуки собственноручно подписали манеки своими псевдонимами. Некоторые декабрьские канзаши включат в себя бамбуковые листья (рисунок 12).

Рисунок 12 – Канзаши декабря



3 Исторические сведения о тканях

Настоящие цумами-канзаши изготавливаются из натурального шелка, но, в принципе, на них можно пустить кусочки практически любых тканей попавших вам в руки. Обычно используют креп-сатин, атласные ленты, капрон и органзу.

У креп-сатина широкая цветовая гамма и, соответственно, проще найти определенный оттенок, квадраты нужного размера нарезаются самостоятельно -не возникает проблем с лепестками одного цвета и разной величины. Он мягкий – круглые лепестки получаются нежнее и им проще придать нужную форму. Для создания острых лепестков мягкость креп-сатина это скорее минус- заготовки при складывании придется проглаживать утюгом. Однако все зависит от того, какой лепесток вы хотите получить. Из явных минусов – при опаливании чернеет, поэтому со светлыми оттенками возникают проблемы. Если зазеваться – не плавится, а горит.

Органза – хорошо плавится, не меняет цвет при оплавлении. Но сыпется сильнее, чем креп-сатин и легко деформируется, так что обращаться с ней придется очень осторожно.

Капрон, имеет то же самое преимущество, что и органза – великолепно плавится. Однако, в отличие от нее, он не сыплется и совсем не деформируется. Работать с ним очень просто, но он очень жесткий, круглые лепестки из него выглядят неуклюже, а для острых он вполне подходит.

Атласные ленты – хорошо опаляются, почти не деформируются, легко нарезаются на квадратики. Жестче, чем креп-сатин, но мягче капрона. Однако, с поиском нужного оттенка и, особенно, лент одного цвета, но разной ширины могут возникнуть проблемы.

Бусины, фурнитуру, стразы, пайетки и бисер использовать по вкусу. Также вам потребуются иголка с ниткой, ножницы и пинцет – подойдет любой длинный пинцет, с протяженной площадью прижима на концах.

Для разметки ткани необходима линейка, ручка, портновский карандаш белого цвета или кусочек мыла (для темных тканей). Также нужна свечка для опаления краев, булавки и клей. Чаще всего используется клей для ткани Gütermann creativ – он многократно проверен под дождем и в стирке, быстро схватывается, крепко держит и остается прозрачным после высыхания. Хорошо клеит ткань к металлу и пластику, пайетки, стразы и прочее. Также можно использовать клей Момент-кристалл.



3.1 История шелка

История натурального шелка насчитывает более 3000 лет. Шелк один из древнейших материалов используемых человечеством в быту и повседневной жизни. Родина шелка – Китай. В Европу этот ценнейший товар доставляли по великому «Шелковому пути» [13] .

Тысячелетиями китайцы хранили в секрете методы обработки и производства шелка, а любая попытка вывезти коконы шелкопряда из страны каралась смертной казнью. И только в 550 году н. э. шелк появился в Европе. Два бродячих монаха в своих посохах выдолбили небольшие отверстия, куда и спрятали личинки тутового шелкопряда. Так шелк попал в Византию. 

По преданию, шелк в Индии появился благодаря хитрости индийского царя, который посватался к китайской принцессе и потребовал в качестве приданого семена тутового дерева и личинки шелкопряда. Не в силах отказать жениху, принцесса спрятала семена и личинки в прическу и вывезла из страны. 

Вскоре большой спрос на шелк в Европе дал начало великому Шёлковому пути. В Римской империи шелк был настолько дорогой роскошью, что ценился на вес золота и часто использовался как валюта в торговле, а носить его позволено было только очень богатым людям. Великий император Юлий Цезарь демонстрировал свое могущество тем, что при триумфальном вхождении в Рим велел натянуть на тенты драгоценную шелковую ткань.  

Еще одно важное достоинство, за которое шелк ценили в Европе – в шелке не заводились насекомые, которые досаждали в те времена даже знатным особам, не отличавшимся особой чистоплотностью.

 Во  Франции считалось, что шелк приумножает любовные силы, поэтому в 15 веке постели любовников застилались шелковыми тканями. А моде на шелковое белье мы обязаны маркизе де Помпадур.

  Тончайший, нежный и невесомый шелк издавна ценится за свои уникальные свойства и постоянно окружен ореолом таинственности. Люди восхищались изделиями из шелка во все времена. И по сей день натуральный шелк считается признаком хорошего вкуса и атрибутом роскоши.

Но, несмотря на широкую распространенность производства шелка в другие страны в наши дни, китайский шелк по праву считается самым лучшим.

В наши дни 50% производимого в мире шелка приходится на долю Китая, 15% производит Индия, 3% Узбекистан, 2,5% Бразилия. Также крупными производителями считаются Иран, Тайланд и Вьетнам.

Натуральные шелковые ткани  производят из тончайших нитей,  которые получают из коконов тутового шелкопряда (рисунок 13).

Рисунок 13 – Коконы тутового шелкопряда

Шёлковая нить (шелковое волокно) имеет равномерную толщину, обладает эластичным свойством, блеском и прочностью. Ткани из волокон  натурального шелка необычайно легки, воздухопроницаемы, обладают натуральным блеском, моментально впитывают влагу и очень быстро сохнут, обладают свойством гигроскопичности. Из шёлка шьют как нарядную одежду – платья, блузы, так и повседневную, и даже, натуральный шелк используется в качестве подклада летней одежды. У шелка есть один недостаток: как и любые натуральные ткани, они быстро «выгорают» на солнце, поэтому не стоит сушить изделия из натурального шелка на прямых солнечных лучах, поскольку от ультрафиолета ткань теряет яркость и прочность [13].

Существует множество разновидностей шелка. Поговорим о каждом из них.

Пометка для цветодела: для изготовления цветов чаще всего используется отбеленный шелк. Это шелк белого цвета, который сначала обрабатывают составом, потом как правило, вырезают лепестки и каждый лепесток окрашивают вручную красками для батика, добиваясь нужного оттенка. Преимущество белого шелка в том, что можно "нарисовать" практически любой цвет, добиться фантастического смешения красок, плавных переливов, свечения, поиграть с цветом, чего никогда не добиться в однотонно окрашенном шелке. Кроме того белый шелк дешевле цветного. Тем не менее, цветной шелк также имеет место в цветоделии.

Крепдешин (фр. Crêpe de Chine – "китайский креп") – вид шелковой креповой ткани с умеренным блеском. Самый распространенный вид натурального шелка, в бывшем СССР и России. Крепдешин – плотная, относительно тонкая ткань. Изготавливается переплетением нитей из шелка-сырца в основе и нитей крепового кручения в утке́. У крепдешина нет лицевой или изнаночной стороны,  ткань имеет зернистую поверхность, на ощупь очень приятная, на вид скорее матовая ткань с легким мерцающим блеском. По плотности крепдешин различается от тонкого 43 грамм на 1 кв.м.,  до очень плотного 129 грамм на 1 кв.м. (т. наз. «крепдешин тяжелый). Для изготовления цветов подходит крепдешин плотностью 43-69 г*м. Идеальная ткань для новичков в цветоделии, пластичная, податливая, легко поддается обработке инструментом и хорошо держит форму.

Из крепдешина можно делать практически любые цветы: маки, розы, ромашки, ирисы, гладиолусы, незабудки, хризантемы и др., используется для лепестков цветка, не путать с листьями (рисунок 14).


Рисунок 14 – Крепдешин

Шифон (фр. chiffon, букв. «тряпка») – тонкий прозрачный струящийся шелк полотняного переплетения из нитей креповой крутки. На вид матовая, на ощупь мягкая ткань с шероховатой поверхностью.

Различают несколько видов шифона. Газ-шифон, шифон, креп-шифон (жатый шифон). Плотность шифона от 15 до 53 г*м2. Для изготовления цветов обычно используется шифон плотностью 40-50 г*м2. После обработки желатином шифон приобретает блеск, не всегда желаемый в цветах. Для того чтобы убрать блеск потяните ткань в разные стороны, не переусердствуйте, ткань во время этой процедуры становится мягче. Есть еще 1 способ убрать блеск: просто потрите ткань между ладонями. Шифон достаточно пластичный и легко приобретает нужную форму под инструментом. Отлично подходит для новичков в цветоделии.

Чаще всего шифоном «разбавляют» крепдешиновые лепестки, для придания цветку воздушности и разнофактурности.

Кроме натурального шелкового шифона (состав 100% шелк) существует также синтетический и хлопковый шифон. Не ошибитесь при покупке, продавцы любят называть шелком практически любую ткань (даже если в составе нет ни одного процента шелка), всерьез подразумевая под этим словом натуральный, 100% шелк, но чаще всего это из-за невежества (рисунок 15).

Рисунок 15 – Шифон

Бархат  (англ. Velvet- «вельвет», фр. Velours  - “велюр») – шелковая ткань с плотным разрезанным и коротким ворсом (1-2мм) на лицевой стороне. Бархат получают посредством сложного переплетения нитей:  четыре нити попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая нить образует ворс, после чего 2 полотна разрезают. Такой способ производства был чрезвычайно дорогостоящим. Нити основы (утка) обычно хлопчатобумажные, но бывают и из пряденого шелка. Также бывает бархат полностью хлопчатобумажный или льняной. В ХХ веке бархат научились делать из синтетических материалов или из смесей натуральных волокон и синтетики (полиэстера, вискозы, ацетата, нейлона), что сделало эту ткань более доступной [12].

Впервые бархат  приобрел всеобщее признание в VIII в., его привезли Кашмирские купцы халифу Harun al-Rashid в Багдаде. С тех пор на долгие столетия эта ткань стала исключительно одеждой аристократии. В Европе бархат впервые появился, конечно же, в Италии, предположительно в Генуе, Флоренции и Венеции.

В 1247 году в Венеции была учреждена гильдия ткачей бархата. В XVI веке бархат стал общеевропейским придворным материалом. В XVII веке начал производиться в России.Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Тонкий и блестящий бархат – панбархат. Существует также уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Также встречается «травленый бархат»  или бархат деворе. Но для любого бархата характерен стоячий в определенном направлении ворс. Расцветка бархата может быть самой разнообразной.

Для изготовления цветов чаще всего используют шелковый бархат, а также бархат на х/б основе. Шелковый бархат красиво смотрится в лепестках, к примеру, розы или анютиных глазок, а из более плотного бархата на х/б основе делают листья.

Пометка для начинающего цветодела: если вы только начинаете делать цветы – это исчерпывающий список тканей. Первое время пол года-год не стоит тратиться и покупать другие виды шелка. Крепдешина, шифона, атласа и немного бархата будет более чем достаточно. Позже когда вы научитесь обрабатывать детали и набьете руку на крепдешине, можно будет попробовать и другие шелковые ткани.



3.2 Появление атласных лент

История атласной ленты берёт начало с обычной тесьмы из растительных волокон, которая использовалась, в основном, для вплетания в причёску. Это украшение было популярно ещё в доисторическое время. Что подтверждают находки археологов на стоянках древнего человека в различных частях нашей планеты. А уже в античный период история атласной ленты достигает своего расцвета. В это время её начинают украшать вышивкой, камнями, монетами. Всё это делается с помощью дорогих материалов. Естественно, тогда атлас производился из натуральных нитей – хлопка, льна [7] . 

    В Древнем Китае для этого, конечно же, использовался шёлк. Так что во всех древних цивилизациях использовали эти красивые блестящие атласные ленты. История их применения в каждом государстве была своя: где-то они были знаком отличия, где-то использовались исключительно женщинами, или – только мужчинами, были привилегией высшего сословия или имели сакральное значение. 
    В общем, история атласной ленты насчитывает огромное количество лет. И за всё это время она не утратила своей актуальности, привлекательности. Сейчас ленту производят как из натуральных, так и из синтетических нитей. Если раньше она, в основном, была односторонняя (с ярко выраженной лицевой и изнаночной сторонами), то теперь её изготавливают и двустороннюю. Необычайной красоты добиваются с помощью особого способа переплетения нитей при изготовлении атласной ленты.   

История даёт нам возможность проследить за тем, как изменялась мода и вкусы людей. Сейчас уже не встретишь девушку с вплетённой в косу лентами, зато при изготовлении одежды они используются всё также (если не считать того, что теперь атласные ленты прочно закрепились именно в женских нарядах, и почти совсем ушли из мужских). Также осталось неизменным их использование при декорировании интерьеров. Любые виды атласных лент мы можем предложить своим клиентам. Они есть самых разнообразных цветов, однотонные и с рисунком, различной ширины. 

Атлас – шелковая блестящая ткань, название которой произошло от арабского слова «атлас», что означает «гладкий». Появился он в Древней Руси еще в домонгольский период, сохранив свою привлекательность на протяжении тысячи лет. Чаще всего атлас завозили из Китая по Великому шелковому пути, проходившему и через Византию. Атласные ткани завозились и из других восточных стран: Египта, Персии, Леванта и др. [7].

В 19 веке, по технологии производства атлас различался на:  атлас ментенон – на темном или светлом фоне затканы цветы, будто вышиты; трианон – фон и рисунок контрастного цвета, рисунок на ткани – листья с букетами гвоздик; помпадур – атлас темных оттенков с затканными гирляндами золотистого цвета. Чаще всего атлас импортировался в Россию из Средней Азии через порты Архангельска и Астрахани. Самым качественным считался (да и считается) хан-атлас, из которого в Китае до сих пор шьют национальную праздничную одежду.

Изначально атлас производился только из шелковых нитей и блеск ткани достигался за счет отражения света малозаметными пушистыми волокнами. Теперь изготавливается и из искусственных нитей.  Различают полиэстровый атлас и ацетатный атлас, последний является недостаточно «носким» и может разойтись по швам.  

И раньше и сейчас блестящий, с характерным лоском атлас считался признаком роскоши (рисунок 16). Смокинги, к примеру, шьют из атласа, часто на ковровых дорожках мы видим звезд, в длинных струящихся платьях из атласа. Цветы из атласа смотрятся необычайно изысканно дорого и роскошно.

Рисунок 16 – Виды атласа

По цене, атлас одна из самых дорогих шелковых тканей. Плотность атласа варьируется от ~ 53 грамм на 1 кв.м, до ~155 грамм на 1 кв.м. (атлас двусторонний, или корсетный атлас).

Атлас используется чаще всего для листьев, подклеек и обмотки стеблей. Но так же часто используется в лепестках для изготовления праздничных цветов, например шикарных атласных роз или лилий.

Для цветоделия в основном подходит атлас плотностью 55-70 грамм на 1 кв.м.

Шармез – тонкий атлас. В магазинах так же можно встретить «сатин», «креп-сатин» или «атлас сатиновый».

Сатин – плотная хлопчатобумажная или шелковая ткань атласного переплетения, которое создает гладкую  шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити. В основном выпускается гладкокрашеный, набивной и отбеленный.  В средневековой  Италии шёлковые ткани из Китая называли словом "сета" (ит. Seta – "шёлк"); seteria –"шёлкоткацкое производство" – слова иного происхождения,  но оказавшие влияние на название "сатин". Позже атласными тканями стали называть только высококачественные материи, а сатином – ткани атласного переплетения из более грубой пряжи. Сатинетом (фр. satinette) называли тонкий сатин с тканым орнаментом в виде частых узких цветных полосок.  "Сатен-тюрк" (фр. satin turc – "турецкий атлас"), – так называли плотный одноцветный атлас в XIX в. поскольку такие ткани, которые производили в Англии, Франции и России, предназначались для экспорта на Восток (сравн. "тюркри" фр. Turc, Turque, Turquerie – "по-турецки", "в турецком стиле") [9].

Если ориентироваться на названия в магазинах, то по ощущениям, сатин и атлас трудно отличить друг от друга. Единственное что можно отметить, чаще всего сатин имеет слегка более матовый блеск, и на ощупь он более плотный и «грубый». Но по сути это одна и та же ткань, но с разными названиями.

Рисунок 17 – Сатин

Так же можно встретить так называемый "травленый атлас" (атлас-деворе). Деворе – ткань с рисунком, который получен выжиганием (химической вытравкой) части волокон сатина. Рисунок: цветы, листья, полосы на такой ткани блестящие, атласные, вся остальная поверхность ткани матовая, прозрачная. Применяется при пошиве одежды: вечерние нарядные платья, блузы, брюки, аксессуары. Очень красивая ткань (рисунок 18).

Рисунок 18 – Атлас-деворе

4 Инструменты и приспособления для изготовления «Канзаши»

Для изготовления канзаши нам необходимы следующие материалы, которые представлены в таблице 1 [1] .

Таблица 1 – Инструменты и их применение

Инструмент

Применение

пинцет

держать заготовку при складывании, 
держать лепестки во время обработки

булавки тонкие

закалывать заготовку при складывании

ножницы

резать материал на заготовки, 
подрезать лепестки

линейка металлическая

отмерять материал для заготовок
резать материал выжигателем

карандаш

отмерять материал для заготовок

свечка

чтобы опалить края лепестков

зажигалка

чтобы опалить края лепестков

клей 
Момент гель, 
- Gutermann для ткани,

собирать лепестки в цветы, 
клеить элементы

термопистолет, 
стержни для термопистолета

склеивать цветок и другие элементы

зубочистки

для точечного нанесения клея

прищепки канцлярские/ 
зажимы медицинские

прижимать склеиваемые элементы

паяльник/выжигатель

резать, спаивать ленты и ткань

стекло (из рамки для фотографии)/плитка/
стеклянная разделочная доска

резать на ней ткань с помощью выжигателя

монтажный коврик/
бумага в клетку

под стекло, для точной разметки заготовок

нить (шелковая, лавсановая)/мононить

собирать лепестки в цветок, 
сшивать элементы

иголка

собирать лепестки в цветок,
сшивать элементы



4.1 Путешествуем по следам истории свечей

Для начала попробуем ответить на основной вопрос – что такое свеча, какую роль она выполняла и как могла выглядеть в давние времена?

В поисках ответа не стоит руководствоваться привычными представлениями об обычном строении свечи или ее внешним видом. Попробуем определить искомое.

Наверное, ищем предмет, произведенный человеком, который в случае возгорания (в обстоятельствах таинства) выделяет запах, тепло и дает нам свет. Применяемость, назначение этого предмета затем многократно выросли. Под этим углом рассмотрим изменения, происходившие на протяжении веков.

Что касается доисторических времен, то можем лишь догадываться, как люди тогда обеспечивали себе освещение и каким образом добывали тепло. Уже известен огонь и используются его свойства, однако трудно назвать костер свечей. Костер дает свет и тепло, и все же он не является предметом и не выделяет запах. Хотя он и производное осмысленной деятельности человека и в случае сгорания в нем соответствующей древесины костер может иметь свойственный ему запах, это нас, тем не менее не убеждает. Доисторическая эпоха не оправдывает наших ожиданий: там искомую нами свечу, образно говоря, и с огнем не найти.

Первые упоминания, разбудившие наш интерес, относятся к периоду около 5000 лет тому назад. И хотя мы не имеем изображений тогдашних свечей, все же можем опереться на письменные источники, которые переносят нас в Древний Египет [3].

Из времен Древнего Египта до нас дошли сведения о применении факелов для освещения домов (очевидно, самых богатых вельмож), а также для освещения дорог во время ночных путешествий и для создания соответствующего настроения во время религиозных обрядов. В последнем случае налицо два упомянутых условия, характеризующих свечу – свет и тепло. Остается убедиться имеем ли мы дело с предметом, и выделяет ли он запах.

Из древних летописей узнаем, что факелы изготовлялись из высушенного камыша или мякоти тростника с последующим их смачиванием в топленом животном масле. Легко догадаться, что сгорающее животное масло выделяло запах – наверняка не аромат, но, однако запах получаемый при сгорании. Вот здесь мы уже склонны признать в факеле прообраз свечи. Но это еще не все, ибо спустя два тысячелетия или три тысячи лет тому назад появились упоминания о применении фитилей. Они изготовлялись из папируса, смоченного в животном жире либо с применением воска, который перед этим обрабатывался маслом из доступных растений (трудно сказать из каких именно), а затем многократно сворачивался, образуя рулончик-трубку. Таким образом, имеем предмет сотворенный человеком, выделяющий запах, дающий свет и тепло. Постепенно формировалось строение свечи – у нее есть корпус и фитиль.

Кое-кто склонен приписывать первенство в изобретении первых фитилей Древнему Риму, однако мы все же считаем первооткрывателями древних египтян, учитывая доступность для них папируса.

Доказательства в пользу употребления в Древнем Египте упомянутого типа свеч – именно так можем их называть – подтверждаются иероглифами. Их назначение в египетской письменности было скорее символическим, нежели потребительским и в этой надписи факел был уже обозначен названием «фитиль».

 – этот символ представлял лампу или ночной светильник, являвшийся источником освещения. Огонь являлся олицетворением солнца и символом божества «плюющего огнем». Огонь имел также символическое значение как свет для мира умерших. Этот символ явился первым «страшным» предостережением для верующих, который позже стал использоваться в христианской религии как символ ада. Большинство египтян стремилось избежать «огненных озер и рек», в которых согласно верованиям обосновались огни адские, и демоны и потому прибегали к попыткам задобрить огонь, возжигая его в своих домах [3].

Таковы сведения, полученные нами о первых свечах в Древнем Египте, относящиеся к временам около 5000 лет тому назад.

Из Китая к нам дошло два сообщения о сырье, используемом для производства свеч:

1) первое из них относит появление первых свеч ко временам династии Танг (618-907 гг. н.э.- VII в.), где топливо для свеч добывалось из доступных растений и насекомых (Coccospella). Уже тогда свечи приобретают знакомые нам формы: они имели вид туб, изготавливаемых из рисовой бумаги, из этой же бумаги изготовлялись фитили, пропитываемые вытяжкой из растений или насекомых.

2) второе упоминание говорит о вощаных насекомых (Coccospella, определенным Френчманом Чаваннесом в 1848 г. в качестве нового вида), и речь идет о временах Династии Зонг (947-1172 гг. н.э.). Дословно название переводится с китайского языка как белый воск.

В Европу вощаные насекомые (допускаем, что это были наши простые работящие пчелки) впервые были привезены христианским миссионером Николасом Тригуалтом в 1651 году, а в 1853 году В. Локагат доставил насекомых из Шанхая в Англию в исследовательских целях.

Другой страной, о которой имеется несколько кратких упоминаний в связи с нашей темой, является Индия, где воск извлекался путем переработки коричного дерева.

В Японии же воск для свечей издревле приготавливался из орехов. Оригинальные образцы таких изделий там не сохранились, однако в местности Шикоку сохранился традиционный станок для производства свечей, где раз в году свечи изготавливаются старинным способом, и в местном музее можно увидеть, как выглядели свечи в древней Японии.

Европа. Здесь наш обзор доходит до этапа, где предмет нашего рассмотрения – свеча – приобретает конкретные, современные очертания и качества. Как нам уже известно, предвестниками первых свеч в Древнем Египте, а также в Китае, Индии, Японии были изделия с применением животного жира или экстрактов из растений и натурального воска из насекомых. А как обстояли дела в Европе? Проследим развитие производства свечей в этой части мира с учетом их изменения и совершенствования. Поскольку мы уже выяснили понятие свечи в предыдущем разделе, не станем этого повторять. Рассмотрим изменения и развитие с точки зрения: использование сырья, изменений в качестве горения, выделения запахов, а также техники изготовления. Однако все по порядку.

На начальном этапе не происходило никаких особых открытий в использовании новых материалов при производстве свеч по сравнению с уже известными способам. И в этой части мира также использовался животный жир или натуральный воск, которые во время горения выделяли неприятный запах, а сгорание фитиля сопровождалось дымлением. Причиной этого был не только топленый жир, но в равной степени и то, что при изготовлении фитилей отсутствовал, говоря современными словами, единый продуманный стандарт техники их производства. Помимо упомянутых недостатков, свечи были очень дорогими, и не каждому хватало средств на их приобретение. Главным местом использования свечей были церкви, и таким образом церковь производила их для своих нужд, продавая часть этой продукции состоятельным семьям [12].

Такое положение вещей предстояло изменить. Не только лишь богатые жили на этом свете, и требовались заменители дорогих свечей для широкого общественного потребления. В этих целях около 13-го века для обеспечения менее зажиточных семей в Англии и Франции начали создаваться первые надомные фабрики свеч, где производились свечи для нужд жителей домов а также для последующей продажи. Отсюда берет начало свечное производство в Европе.

Такие малые свечные производства и людей, которые там трудились, называли (Chandler-ami). Человеческая изобретательность не знает границ и вскоре возникали целые технологические линии, которые впрочем не выглядели как традиционные машины. Кто-то может подумать, что производство это было слишком примитивным, однако же на самом деле оно было весьма продуманным и практичным. Можно было производить все больше и больше не только на собственные нужды. Появлялись и первые машины. В таких надомных фабричках началось производство свечей, которые выделяли иной запах, нежели прежний «аромат» сгорающего жира. Наконец наметился определенный прогресс: начали добавлять ягоды барбариса, и это привело к тому, что во время сгорания выделялся сладкий, хотя и неприятный запах, а пламя становилось ярче и чище [12].

Подытожим описанную эволюцию свеч – в их производстве продолжилось употребление животного жира, однако улучшились качество горения и его запах посредством добавления плодов растений; не решена еще окончательно проблема дымления во время сгорания, однако начато производство свеч в больших количествах, что позволило расширить рынок за счет менее состоятельных потребителей. Это уже что-то, и все же до совершенства еще далеко. Идем далее.

Первый случай изменений с использованием иного рода сырья для производства приходится на 18 век, когда в производстве начато использование спермацета (масло спермацетовое, олброт) – жидкая субстанция, содержащаяся в голове, а точнее – в огромном вместилище над правым носовым проходом кашалота. Спермацет свою текучую консистенцию сохранял только внутри кашалота. Однако и будучи извлеченным оттуда не был так тверд, как того хотелось бы. И хотя его открытие не решило проблему устранения неприятного запаха, однако же позволило придать свече большее пламя.

И вот мы в 19 веке. Именно в это время происходит расцвет свечного дела. Появляются первые сообщения о свечах стандартных из спермацета, рецептурах и способах их изготовления. Очевидно, что каждая мануфактура имела свои технологические секреты, однако вскоре употребляется слово стандарт, что указывает на то, что свечи начали производиться массово с применением указанного сырья и по определенной технологии. Наконец решена проблема коптящих фитилей. Внедряются фитили прессованные и плетеные, что позволило улучшить качество горения и стабильность пламени свечи. Заметим, что такие фитили применяются и поныне. Имеем в нем элемент свечи, оставшийся неизменным с 19 века.

Последнее упоминание о важнейшем изобретении в свечном деле относится к 1850 году, когда на рынке впервые появилось сырье, получаемое не из животных. Это был парафиновый воск, в дальнейшем названный парафином, производимый путем отделения натуральных восковых субстанций из нефти. Это был продукт в наибольшей мере соответствующий требованиям, предъявляемым потребителями свечей. Он имел кристаллически белую окраску, был прочным, горел небесно-белым пламенем и не выделял неприятного запаха. Открытие парафина совпало со временем стремительного развития техники, что впрочем, в дальнейшем не самым благоприятным образом отразилось на этом изобретении. Ведь, несмотря на связанные с ним достижения и возможности, новые открытия во второй половине 19 века привели к сужению сферы употребления свеч, поскольку появились новые источники освещения. Широкое распространение получали керосиновые лампы, а также электрические лампы накаливания.

Предлагаемый обзор исторических сведений о свечах простирается до наших времен. Как известно, парафин используется и в наши дни в качестве основного продукта для производства свеч. Для достижения лучшего эффекта парафин сочетается со стеарином в качестве улучшителя или получения эффектов замораживания или спекания.Так изобретение позапрошлого века используется до сего дня.


4.2 История пинцета

С незапамятных времен люди извлекали из своей кожи колючки, занозы, стрелы и другие инородные тела. Причем орудиями первых "хирургических" опытов, вероятно, служили остро заточенные каменные лезвия, которые наши предки использовали в различных целях [4]. 

Первые образцы более совершенных хирургических инструментов появились в Египте, который поздние греки и римляне считали колыбелью медицины.

Медицинские инструменты доисторической эпохи обычно встречаются как единичные, случайно сохранившиеся предметы. Уникальное исключение составляет найденный в могиле на острове Крит (XVI в. до н. э. ) набор инструментов, принадлежащих врачу минойской цивилизации. Он состоит из хирургических щипцов, сверл, скальпелей, большого расширителя для внутреннего осмотра и разнообразных по форме кусочков камня и мрамора, которые, по-видимому, предназначались для измельчения лекарственных ингредиентов. Еще более поражает сходство хирургических инструментов с классическими греческими образцами. Сделанные из меди, они фактически идентичны бронзовым и металлическим инструментам, появившимся 1000 лет спустя в греческих храмах врачевания.

Один из самых полных наборов хирургических инструментов древнего мира представлен на рельефе, находящемся в египетском храме Ком Омбо, выгравированном приблизительно в 100 г. до н. э. В то время египетская цивилизация уже была эллинизирована на протяжении двух веков греками. На этом рельефе изображены зонд, хирургические щипцы, пилы, венорасширитель, каутер (металлический прижигатель), перевязочные средства, колба, целебные растения, пара ножниц, губка, разнообразные скальпели, коробка для инструментов и банки. Качество центровки тонкозубых зажимов щипцов, найденных в Помпеях, сегодня невозможно превзойти.

Поэтому, безусловно, пинцет придуман врачами. (Здесь можно вспомнить Древнию Грецию где скорую помощь людям оказывали парикмахеры. Они использовали щипцы-каламис. Эти простейшие щипцы значительно отличались своей формой от щипцов нашего времени. Считается, что в Древней Греции появились первые парикмахеры, которые по названию щипцов стали называться каламистрами. Использование шипцов для завивки – захват волоса, и щипцов для удаления чего то ( по принципу захвата) основано на одном принципе [4].

Но тем не менее сегодня – пинцет – слово французское (от франц. pincette - щипчики) , медицинский инструмент, состоящий из двух пружинящих браншей для захватывания и удерживания тканей, перевязочных материалов и пр. В зависимости от концов браншей и назначения различают пинцет хирургический, анатомический, лапчатый и др. [4].

В настоящее время для изготовления канзаши используют различные виды пинцетов (рисунок 19).


Рисунок 19 – Виды пинцетов



  1. Основные элементы канзаши

К основным элементам канзаши относятся лепестки, они бывают двух видов – острый и круглый лепесток.

Технологическая последовательность выполнения элемента

«Круглый лепесток канзаши»








Используем квадрат 50 на 50 мм.











Сложить круглый лепесток.











Чтобы сделать эти сгибы листочек надо перевернуть обратной стороной. 
Оплавлять ленточки удобно выжигательным аппаратом. 








Опалить края и прижать. Выполнить 6 заготовок. Собрать их на нитку и приклеить к основе.







Цветок и его изнанка.





Технологическая последовательность выполнения элемента

«Острый лепесток канзаши»

Вариант 1


Сложить квадрат пополам, и еще раз пополам


потом еще раз


Если теперь посмотреть на сложенный квадратик со стороны диагонали – получился острый лепесток.



Кончик лепестка «б» подрезать и опалить.



Высота цветка – высокий, низкий, с наклоном или без – определяется положением линии «а», по которой нужно подрезать лепесток.


Цветок с целыми и подрезанными по линии «а» лепестками. Можно оставить отверстие в серединке лепестка, можно ее запаять наглухо, или вообще не резать по линии «а» – это зависит от желаемого вида цветка


Сделав необходимое количество лепестков, собрать их на нитку и стянуть в кольцо. Замаскировать серединку пайеткой или чашечкой для бусины – и цветок готов. Количество лепестков и их размеры можно варьировать, получая разные варианты цветов.


Чтобы сделать двуцветный лепесток, перед последним сгибанием наложить одну заготовку на другую, немного сместив вниз, и перегнуть последний раз. Чтобы было проще, квадрат для внутреннего лепестка сделать миллиметров на 5 меньше, чем для внешнего.






Острый лепесток канзаши (вариант 2)


1. Сделать обычный узкий лепесток. Свернуть один раз.

5. И вторую. Получаем вот такой лепесток.


9. Сборка цветка.

Семь лепестков скрепить иглой, стараясь, чтобы они были ровными.

2. Свернуть второй раз.

6. Подрезать по красной линии. Обжечь зажигалкой обрезанное, хотя в данном случае можно обжечь только кончик

10. Не продевая через лепестки иголку, сразу подрезать и обязательно обжечь. Обрезать очень близко к иголке, 2-3-мм.

3. Свернуть третий раз и обычный узкий лепесток готов.

7. Теперь обрезать так

11. Завязать нитку. Большого отверстия в середине быть не должно. Вот такая получается у нас изнанка. Заклеиваем картоном.

4. Теперь вспомним детство и бумажные самолетики. Загибаем одну сторону

8. Обжечь то, что обрезано, кончик и каждую длинную сторону отдельно, прижать пальцем.



Цветок готов!

Технологическая последовательность выполнения элемента

«Круглый лепесток»



Сложить квадрат пополам


Крайние углы треугольника сложить к среднему



Сложенный уголок прошить, чтобы не распался в процессе последующих операций


Перевернуть заготовку и сложить боковые уголки к центру:





Сложить пополам, так, чтобы только что завернутые уголки оказались внутри.



Расправить лепесток, закрепить булавкой и капнуть на заложенные уголки немного клея. Отложить в сторону, пусть подсохнет.


Сделав нужное количество лепестков, убедившись, что клей высох, отрезать подшитые уголки и собрать лепестки на нитку. Украсить, и цветок готов.



Для изготовления двойного лепестка – наложить вторую заготовку на первую после того, как согнете квадрат пополам, сложить их углы как одно целое. Как и в случае с острым лепестком, «внутреннюю» заготовку немного сдвинуть вниз, или сделать ее из квадратов размером поменьше, чем квадраты для внешнего лепестка.


Практические советы:

  • Если вы только начинаете заниматься канзаши – лучше взять атласную ленту шириной 5см. Чем шире лента – тем больше лепесток и тем проще с ним работать.

  • Если у вас мягкая ткань, а лепесток хочется совсем острый, с узким краем – сложенную заготовку можно прогладить утюгом.

  • Лепестки в процессе работы можно сбрызнуть лаком, чтобы лучше сохранить форму. Но тогда вам придется подождать, пока лак окончательно высохнет.











Заключение


Канзаши – один из интереснейших видов рукоделия. Изделия изготовленные вручную высоко ценятся во всем мире. В настоящее время этот вид творчества переживает новый этап своего развития. Современные украшения стали яркими, необычными, есть простор для творчества. Обилие материала и приспособлений помогают раскрыть свои творческие способности и изготовить эксклюзивные украшения. Техника канзаши увлекает нас своей оригинальностью, и в то же время простотой исполнения. Данный ресурсный материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями технологии и всеми интересующимся этой техникой.

Не губи ты жизнь бездельем –

Занимайся рукодельем!

Шей, вяжи – не унывай,

Иль канзаши выполняй.

Вот иголки, нитки, пяльца

Для проворных наших пальцев.

Ткани, ленточки, кайма –

Закружилась голова!

Файлы, форум, интернет ( ой, забыла про обед!)...

То, что любим - вытворяем,

Всё прилежно оформляем.

Результат – на радость нам,

Нашим близким и друзьям.

А закончена работа ,

Тут уж новая забота

Вновь цветочки выбирать.

И канзаши выполняем...












Список использованных источников



  1. Инструменты и материалы для изготовления канзаши [электронный ресурс] . Режим доступа: http://kanzashi.org/o-kanzashi/24-instrumenty-i-materialy-dlya-izgotovleniya-kanzashi.html

  2. История канзаши [электронный ресурс] . Режим доступа: http://saygotakamori.livejournal.com/65398.html

  3. История свечей – [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zhivulegko.ru/articles/svechnoy_dvor/istoriya_svechey/

  4. История пинцета – [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.encydia.com/en/Пинцет

  5. Канзаши из Японии [электронный ресурс] . Режим доступа: http://www.stranamam.ru/post/4168638/

  6. Канзаши [электронный ресурс] режим доступа: http://www.livemaster.ru/tag/topic/289/kanzashi

  7. Канзаши. Уроки от Анастасии Куликовой [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/marguwa/post306462643/

  8. Кузнецова П. Декоративные цветы из ткани. Мастер-класс для начинающих– Владис, 2012.– 238с

  9. Мастер класс по-японски [электронный ресурс] . Режим доступа: http://www.stranamam.ru/post/6759663/

  10. Мастер-классы для начинающих. Все о канзаши [электронный ресурс]  - Режим доступа: http://moya-vselennaya.com/master-klass-kanzashi-dlya-nachinayushhih/

  11. Фарадей М. История свечи.: Терра.- 2008.

  12. Цумами канзаши – искусство сделать причёску неповторимой [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hobbyathome.ru/tsumamikanzashi/

  13. Наследие Желтого Императора – Шелк [электронный ресурс]  - Режим доступа: http://www.womenclub.ru/fashonhistory/1395.htm

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее