«Весна — лето 2024»

Написание сочинения- рассуждения в формате ЕГЭ 11 класс

Пошаговая инструкция написания сочинения -рассуждения по русскому языку в формате ЕГЭ

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Конспект урока русского языка в 11 классе

 

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ по тексту Ч. Айтматова. «Легенда о манкуртах».

Тип урока: урок усвоения новых знаний через редактирование текста.

Формы: работа в группах

Методы: репродуктивный; поисковый.

Технология: развитие критического мышления через редактирование ученического сочинения.

Приёмы: групповая дискуссия, написание эссе; анализ текста; «мозговая атака»

Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

 

Оборудование:

1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;

2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер.

3) листы формата А 4, маркеры;

Ход урока

 

  1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок).

Учитель: В поэме «Реквием» А. Ахматовой есть такие строчки: «Мне сегодня много дела: надо память до конца убить, надо, чтоб душа закаменела, надо снова научиться жить….» Сколько боли и душевного надрыва в этих словах! Проблема исторической памяти во все времена была одной из самых острых. Наш народ прошел через горнило самых жестоких войн , испытал и потрясения, вызванные сложным временем перестройки сознания в переломную историческую эпоху. Сегодня мы будем работать с текстом знаменитого киргизского писатели Чингиза Айтматова.




  1. Сообщение темы урока, постановка цели и задачи урока(для уч-ся, для учителя) слайд 2

Учитель:

Наш разговор пойдет о исторической памяти , о том, почему человеку так необходимо помнить свои родовые корни, почему надо знать историю своего народа, своей страны. Именно эти сведения нам пригодятся при подготовке к сочинению-рассуждению.




Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.(критерии даны каждому уч-ся)

Слайд 3 (с критериями)




  1. Работа над композицией сочинения.

Учитель:

- Композиция сочинения представляет собой лестницу, ступеньки которой ведут вверх.

У вас на столах разложены карточки, на которых написаны основные части сочинения – рассуждения. Вам необходимо их распределить в строгой последовательности, соответствующей композиции написания части С. (работа в парах)

А один ученик работает с документ-камерой, выстраивает названия частей в строгом соответствии (Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент - Вывод).

Слайд 4 (композиция сочинения-рассуждения) Проверка.




  1. Определение проблемы текста.

Учитель:

-На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).

Слайд 5 (На первом этапе работы с текстом..)




-Для анализа я предлагаю вам текст Чингиза Айтматова, который лежит у вас на столе.

Слайд 6 (Портрет Ч.Т Айтматова)

Подготовленный ученик коротко рассказывает биографию писателя.

Слайд 7 (Текст)

Учитель:

- Сейчас прочитаем текст по цепочке (чит. подгот. ученики) и подчеркнём ключевые слова текста. Вспомните, какие слова называются ключевыми?

Ученик 1: Ключевые слова – это наиболее встречающиеся у данного автора или в конкретном тексте выражения, несущие существенную информацию.

Ученик 2: В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» под редакцией М. Н. Кожиной даётся такое определение: «Ключевые слова – это слова, выражающие главную идею целого художественного текста». уч-ся подчёркивают ключевые слова в тексте, а затем один текст проецируем через документ-камеру и проверяем )

Слайд 8 (Ключевые слова)

-Прочитаем все слова и словосочетания, которые вы выбрали.




-А теперь, ребята, мы приступаем к анализу текста и заполнению рабочих листов.

 (рабочие листы даны каждому)

Критерий 1 требует определение проблемы.

- Что такое проблема текста?

Слайд 9 (Определение «Проблемы»)

Ученик: ПРОБЛЕМА (от греч . problema — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

(уч-ся определяют проблематику текста, т.е заявляют несколько проблем)




  1. Проблема материнской любви.

  2. Проблема исторической памяти.

  3. Проблема бездушного отношения к людям.

  4. Проблема власти и народа.



Слайд 10

-Как вы видите, проблем в тексте может быть несколько, а вам нужно выбрать одну, более близкую вам или ту, которую будет проще прокомментировать.

Вспомните поэму А. Ахматовой «Реквием», вспомните Великую Отечественную войну, акцию «Бессмертный полк». Наиболее актуальная проблема- это проблема исторической памяти, поскольку сейчас много желающих подвергнуть сомнению нашу победу над фашизмом. Чтобы он никогда на возродился, мы должны помнить и чтить тех, кто отдал жизнь за нашу родину.



Самая доступная для раскрытия и комментирования проблема в тексте – это проблема памяти

Слайд 11 (Проблема текста в сочинении)




Будет большой плюс, если вы скажете, к какой группе (нравственно-этической, философской, общечеловеческой, языковой и др.) относится выбранная вами проблема. Также хорошо отметить, актуальна она или не актуальна.

Какой характер носит эта проблема? (нравственный)

Актуальна ли она? (актуальна)




- Грамотно оформите формулировку проблемы текста в своих рабочих листах.




  1. Нахождение комментариев к проблеме.

-Что значит прокомментировать проблему?

Слайд 12

Определите лексическое значение слова «комментировать». (Работа с толковым словарем: «комментировать» - объяснять, пояснять; комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста).

- Грамотно оформите комментарий к проблеме в своих рабочих листах.

Писатель рассказывает предание о древних манкуртах, пленных рабах, которых завоеватели лишали на всю оставшуюся жизнь памяти. Такой раб был безопасен для хозяина и абсолютно предан ему. Равнозначный бессловесной твари, никаких потребностей, кроме голода, манкурт не чувствовал.

  1. Формулировка позиции автора и своей позиции.

А теперь попытайтесь отметить строки, которые отражают позицию автора. (предл.13, 14. Пропишите позицию автора, опираясь на текст. Прочитайте составленное предложение.

Писателя глубоко возмущает этот самый жестокий вид варварства. Ведь идёт уничтожение сокровенной сути человека: его имени, детства, родовых корней, привязанностей.

 

Сформулируйте свою позицию и запишите её.

Отразите своё отношение к позиции автора: согласны ли вы с ней или нет.

Мне близка позиция автора. Лишение человека памяти - самое жестокое из всех злодеяний на земле. Прошло много веков с тех времён, которые описывает писатель в предании, но до сих еще много желающих вытравливать историческую память людей.




Выбор аргументов. Следующим этапом вашей работы над сочинением-рассуждением будет  задача – продумать аргументы своего сочинения-рассуждения. Подборку материалов вы заготавливали. Хорошим аргументом, приведённым из литературного произведения, является произведение, с отрывка которого мы начали наш урок

При написании сочинения-рассуждения не забывайте пользоваться речевыми клише.

Слайд 13

Вспомним сталинский тоталитарный режим .Когда ,по словам Ахматовой: « Безвинно корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами чёрных марусь».Наверное, этот режим имел в виду Евгений Замятин в романе «Мы». В этом романе тоже идёт речь о мятежных «нумерах», расправиться с которыми режим решил посредством лишения их памяти. И в наше время некоторые политики стремятся «переписать историю», отнять у людей их веру в победу над фашистской Германией, привить им чуждые ценности, уничтожить те идеалы, которые делают человека человеком.


Вывод.

Таким образом, какими бы изощренными ни были политические технологии по оболваниванию людей, мы должны суметь противостоять им ,суметь отстоять свои нравственные идеалы, не дать подменить истинные ценности фальшивыми.



-Да, сочинение по тексту – трудная работа, но…выполнимая. Я верю в вас и хочу, чтобы вы поверили в себя!.



1. Домашнее задание:

-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-размышление.

 Слайд 14



2. Рефлексия.

Продолжите предложения

  • Для меня это важно и интересно …

  • Я получил конкретные рекомендации…

  • Мне было трудно (не понравилось)…

  • Моя оценка психологической атмосферы…

  • Для меня было недостаточно…



Приложение.

Хочу напомнить знающим и рассказать не знающим легенду о манкурте, приведенную Чингизом Айтматовым в романе "И дольше века длится день".
Жуаньжуаны, захватившие сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину. Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой - надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритье головы, опытные забойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матерого верблюда. Освежевывая верблюжью шкуру, первым долгом отделяли ее тяжелую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, ее тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями - наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта - раба, не помнящего своего прошлого. После надевания шири каждого обреченного заковывали деревянной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток.
Брошенные в поле на мучительную пытку в большинстве своем погибали под сарозекским солнцем. В живых оставались один или два манкурта из пяти-шести. Погибали они не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей кожей. Неумолимо сокращаясь под лучами палящего солнца, шири стискивало, сжимало бритую голову раба подобно железному обручу. Уже на вторые сутки начинали прорастать обритые волосы мучеников. Жесткие и прямые азиатские волосы иной раз врастали в сыромятную кожу, в большинстве случаев, не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания. Последние испытания сопровождались полным помутнением рассудка. Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто. Если заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель достигнута. Такого поили водой, освобождали от оков и со временем возвращали ему силу, поднимали на ноги. Это и был раб-манкурт, насильно лишенный памяти и потому весьма ценный, стоивший десяти здоровых невольников. Манкурт не знал, кто он, откуда родом племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери - одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного "я", манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Манкурту в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.

Среднеазиатская легенда же говорит об одном из таких несчастных , - о молодом наймане попавшем в плен к жуаньжуаням, насильно лишенном памяти и потому превращенном в идеального раба: готового трудиться в жутких условиях за мизерное вознаграждение и не помышляющего о побеге или восстании. А заканчивается легенда тем, что одна мать, не смирившаяся с потерей сына, отправляется в опасные поиски на вражьей стороне и находит его, но в каком состоянии… Манкурт не помнит себя, имени отца, своего рода-племени. Что только не делала отчаявшаяся мать, чтобы вернуть сына: она пела ему колыбельные песни, внушала, умоляла, приказывала. Она хотела спасти его от чудовищной доли, она не надеется вылечить его, но хотя бы прекратить его страдания, увести домой. Пусть он будет манкуртом, но дома, при ней, а не бесправным рабом. Тогда бы он послужил бы примером бесчеловечного обращения жуаньжуаней с пленными найманами и добавил бы им мужества в сражениях с беспощадным врагом. Все напрасно. Лишенный памяти, но не навыков стрельбы из лука, манкурт, по приказу хозяев, убивает свою мать и навсегда, до смерти остается РАБОМ.
В современном мире же нет необходимости надевать на голову человека верблюжью кожу для того чтобы сделать его рабом, безродным манкуртом. 
Современные технологии сделали этот процесс безболезненным и незаметным для человека, а потому позволяющим применять его массово, в неведомых доселе масштабах. 
Необходимо понимать, что нет смысла спорить и ругаться с людьми, которые находятся в состоянии добровольного рабства, пытаясь вернуть их настоящим человеческим ценностям, стоящим выше банального наполнения своего желудка и посещения развлекательных мероприятий. Единственное что нужно делать - это попытаться освободить разум такого человека, причём делать это необходимо соблюдая строгую последовательность, без чего можно только навредить - манкурт, как и всякое другое существо неспособное самостоятельно мыслить, действует и мыслит по шаблонам, заложенным в его голове хозяевами. Это подобно тому, как собака начинает проявлять агрессию при виде, скажем, бегущего человека, так же и манкурт начинает огрызаться при любых попытках вернуть его ценностям.
Хотя сам я опять непоследователен, самое главное с чего надо начинать это следить за собой, контролировать - твои ли это мысли руководят твоим поведением? Понимаешь ли ты для чего ты создан? Помнишь ли ты кто ты и откуда ты?

 








Речевые клише

Вступление и заявление проблемы

В тексте рассматривается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

Проблема, обсуждаемая в тексте...

КОММЕНТАРИЙ

С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна...

По-моему, злободневность этой проблемы в том, что...

Автор обращает внимание на то, что…

Автор рассуждает о том, как важно…

Автор приводит примеры…

Автор убедительно рассказывает (о чём?)...

Писатель верно подметил, как...

На мой взгляд, для осознания прочитанного в тексте важны слова о том, что...

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор приходит к выводу (что?)...

Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».

ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…

АРГУМЕНТЫ

Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

Правоту моих слов подтверждают …

Во-первых, … во-вторых…

Народная мудрость гласит: «…».

ВЫВОД

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

 

5. Критерии оценивания

  • К1. Формулировка проблемы — 1.

  • К2. Комментарий к проблеме — 2.

  • К3. Отражение позиции автора — 1.

  • К4. Аргументация — 3.

  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) —2.

  • К6. Точность и выразительность речи — 2.

  • К7. Орфография — 3.

  • К8. Пунктуация — 3.

  • К9. Грамматические ошибки — 2.

  • К10. Речевые ошибки — 2.

  • К11. Соблюдение этических норм — 1.

  • К12. Фактологическая точность — 1.

  • Всего - 23 балла.




































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее