«Зима 2025»

«Отечественный композитор, музыкант, педагог XX столетия Дмитрий Борисович Кабалевский»

Жизнь и творчество Дмитрия Борисовича Кабалевского

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств» Композиторы — детям. Дмитрий Борисович Кабалевский Автор: Колесникова Лариса Васильевна преподаватель фортепиано и МХК  Северск, 2015

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств»

Композиторы — детям.

Дмитрий Борисович Кабалевский

Автор: Колесникова Лариса Васильевна

преподаватель фортепиано и МХК

Северск, 2015

Цель: знакомство детей с творчеством и исполнительскими принципами Д.Б. Кабалевского.  Задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Д.Б. Кабалевского. 2. Способствовать развитию ассоциативно-образного мышления учащихся через восприятие различных видов искусства. 3. Развивать основные компетенции через обобщение знаний. 4. Дать некоторые методические рекомендации по исполнению фортепианных пьес композитора на начальном этапе обучения. 5. Расширять знания и умения учащихся с привлечением информационно-коммуникативных технологий. 6. О богатить репертуар и на его основе совершенствовать исполнительские умения и навыки учащихся. 7. Создать творческую атмосферу восприятия образного содержания музыки Д.Б. Кабалевского.

Цель: знакомство детей с творчеством и исполнительскими принципами Д.Б. Кабалевского.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Д.Б. Кабалевского.

2. Способствовать развитию ассоциативно-образного мышления учащихся через восприятие различных видов искусства.

3. Развивать основные компетенции через обобщение знаний.

4. Дать некоторые методические рекомендации по исполнению фортепианных пьес композитора на начальном этапе обучения.

5. Расширять знания и умения учащихся с привлечением информационно-коммуникативных технологий.

6. О богатить репертуар и на его основе совершенствовать исполнительские умения и навыки учащихся.

7. Создать творческую атмосферу восприятия образного содержания музыки Д.Б. Кабалевского.

«Самым любимым и дорогим, чем я в своей жизни занимался, была и остается работа для детей и с детьми, для юношества и с юношеством. Это - моя самая большая радость, это мой мир». Д.Б. Кабалевский

«Самым любимым и дорогим, чем я в своей жизни занимался, была и остается работа для детей и с детьми, для юношества и с юношеством. Это - моя самая большая радость, это мой мир».

Д.Б. Кабалевский

У истоков творчества Д.Б. Кабалевский - классик советской музыки, крупный общественный деятель, выдающийся просветитель и педагог. Чтобы представить широту композиторского горизонта и масштаб его дарования, можно назвать такие его произведения, как оперы «Семья Тараса» и «Кола Брюньон».

У истоков творчества

Д.Б. Кабалевский - классик советской музыки, крупный общественный деятель, выдающийся просветитель и педагог. Чтобы представить широту композиторского горизонта и масштаб его дарования, можно назвать такие его произведения, как оперы «Семья Тараса» и «Кола Брюньон».

Деятельность 1940-1946 - главный редактор журнала «Советская музыка». 1952 - секретарь Союза композиторов СССР; возглавлял комиссию по музыкально-эстетическому воспитанию детей и молодёжи. Член Совета директоров Международного общества музыкального воспитания. 1953 - член Советского комитета защиты мира. 1954 - член коллегии Министерства культуры СССР. 

Деятельность

1940-1946 - главный редактор журнала «Советская музыка».

1952 - секретарь Союза композиторов СССР; возглавлял комиссию по музыкально-эстетическому воспитанию детей и молодёжи. Член Совета директоров Международного общества музыкального воспитания.

1953 - член Советского комитета защиты мира.

1954 - член коллегии Министерства культуры СССР. 

У истоков творчества Музыкальное дарование будущего композитора проявилось поздно. В 8 лет Митю начали учить игре на фортепиано, но он взбунтовался против скучных упражнений и был освобожден от занятий... до 14 лет! Дмитрий и Елена Кабалевские. 1906 год Борис Клавдиевич Кабалевский с сыном Дмитрием и дочерью Еленой. 1909 год

У истоков творчества

Музыкальное дарование будущего композитора проявилось поздно. В 8 лет Митю начали учить игре на фортепиано, но он взбунтовался против скучных упражнений и был освобожден от занятий... до 14 лет!

Дмитрий и Елена Кабалевские. 1906 год

Борис Клавдиевич Кабалевский с сыном Дмитрием и дочерью Еленой. 1909 год

Годы учёбы Взрыв творческой энергии: за 6 лет юный Кабалевский окончил музыкальную школу, училище и поступил в Московскую консерваторию на 2 факультета - композиторский и фортепианный. 1929 год - окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я. Мясковского. 1930 год - по классу фортепиано А.Б. Гольденвейзера.  С 1932 года - преподаватель, а с 1939 года - профессор Московской консерватории. 

Годы учёбы

Взрыв творческой энергии: за 6 лет юный Кабалевский окончил музыкальную школу, училище и поступил в Московскую консерваторию на 2 факультета - композиторский и фортепианный.

1929 год - окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я. Мясковского.

1930 год - по классу фортепиано А.Б. Гольденвейзера. 

С 1932 года - преподаватель, а с 1939 года - профессор Московской консерватории. 

Творческое наследие Кабалевский сочинял почти во всех жанрах музыки: 4 симфонии 5 опер оперетта инструментальные концерты квартеты кантаты вокальные циклы на стихи В. Шекспира, О. Туманяна, С. Маршака, Е. Долматовского музыка к театральным постановкам и кинофильмам фортепианные пьесы песни.

Творческое наследие

Кабалевский сочинял почти во всех жанрах музыки:

4 симфонии

5 опер

оперетта

инструментальные концерты

квартеты

кантаты

вокальные циклы на стихи В. Шекспира, О. Туманяна, С. Маршака, Е. Долматовского

музыка к театральным постановкам и кинофильмам

фортепианные пьесы

песни.

Признание заслуг Награды: 2 ордена Ленина, другие ордена и медали. 1963 - Народный артист СССР 1965 - доктор искусствоведения 1971 - действительный член Академии педагогических наук СССР   1974 - Герой Социалистического Труда 1980 — Лауреат Государственной премии СССР

Признание заслуг

Награды:

2 ордена Ленина, другие ордена и медали.

1963 - Народный артист СССР

1965 - доктор искусствоведения

1971 - действительный член Академии педагогических наук СССР

1974 - Герой Социалистического Труда

1980 — Лауреат Государственной премии СССР

Прекрасное пробуждает доброе Дело его жизни - музыкально-педагогическая концепция массового музыкального воспитания и основанная на ней программа по музыке для общеобразовательной школы. Главная цель - увлечь детей музыкой, приблизить к ним искусство, таящее неизмеримые сокровища духовного обогащения человека.

Прекрасное пробуждает доброе

Дело его жизни - музыкально-педагогическая концепция массового музыкального воспитания и основанная на ней программа по музыке для общеобразовательной школы.

Главная цель - увлечь детей музыкой, приблизить к ним искусство, таящее неизмеримые сокровища духовного обогащения человека.

Беседы с детьми Первые беседы о музыке с детьми получили широкий общественный резонанс. Начав беседы в пионерском лагере Артек еще до войны, в последние годы композитор вел их в московских школах.

Беседы с детьми

Первые беседы о музыке с детьми получили широкий общественный резонанс. Начав беседы в пионерском лагере Артек еще до войны, в последние годы композитор вел их в московских школах.

В гостях у артековцев

В гостях у артековцев

Под звуки этой песни оканчивает школу не одно поколение выпускников.

Под звуки этой песни оканчивает школу не одно поколение выпускников.

Программа в действии В 1973 г. он стал работать учителем музыки в 209 московской средней школе. 7-летний эксперимент, который он вел с группой педагогов-единомышленников, блестяще оправдался. По программе Кабалевского ныне работают школы России, творчески используют ее в других странах.

Программа в действии

В 1973 г. он стал работать учителем музыки в 209 московской средней школе. 7-летний эксперимент, который он вел с группой педагогов-единомышленников, блестяще оправдался. По программе Кабалевского ныне работают школы России, творчески используют ее в других странах.

К 100-летию со дня рождения композитора был создан Музыкальный культурно-образовательный центр имени Кабалевского. Его руководителем стала дочь Мария Кабалевская.

К 100-летию со дня рождения композитора был создан Музыкальный культурно-образовательный центр имени Кабалевского.

Его руководителем стала дочь Мария Кабалевская.

Е. Н. Широков. Портрет композитора Д.Б. Кабалевского

Е. Н. Широков. Портрет композитора Д.Б. Кабалевского

Детям о музыке Его мысли воплотились в книги «Про трех китов и про многое другое», «Как рассказывать детям о музыке», «Ровесники».

Детям о музыке

Его мысли воплотились в книги «Про трех китов и про многое другое», «Как рассказывать детям о музыке», «Ровесники».

Три кита в музыке - песня, танец, марш

Три кита в музыке -

песня, танец, марш

Музыка — детям Этот раздел презентации направлен на то, чтобы на примере пьес Д.Б. Кабалевского: 1. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся через восприятие различных видов искусства. 2. Сформировать  знания  об  основных этапах восприятия музыкального  произведения. 3. Учить выявлять различные по смыслу музыкальные интонации и образное содержание произведений. 4. «Воспитать музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» (Д.Б. Кабалевский). 5. Подчеркнуть эффективность использования ИКТ на уроках по специальности.

Музыка — детям

Этот раздел презентации направлен на то, чтобы на примере пьес Д.Б. Кабалевского:

1. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся через восприятие различных видов искусства.

2. Сформировать  знания  об  основных этапах восприятия музыкального  произведения.

3. Учить выявлять различные по смыслу музыкальные интонации и образное содержание произведений.

4. «Воспитать музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» (Д.Б. Кабалевский).

5. Подчеркнуть эффективность использования ИКТ на уроках по специальности.

«Фортепианная музыка для детей и юношества» Это цикл из 13-ти тетрадей, включающих около полутора сотен пьес разных жанров, масштабов и степени трудности. Эти сочинения прочно вошли в школьный, а также училищный, учебный и концертный репертуар. Сочинять пьесы композитор начал еще в 1927 году, будучи студентом консерватории; самое позднее сочинение этого цикла - маленький концерт для фортепиано со струнным оркестром ор. 95.

«Фортепианная музыка для детей и юношества»

Это цикл из 13-ти тетрадей, включающих около полутора сотен пьес разных жанров, масштабов и степени трудности. Эти сочинения прочно вошли в школьный, а также училищный, учебный и концертный репертуар. Сочинять пьесы композитор начал еще в 1927 году, будучи студентом консерватории; самое позднее сочинение этого цикла - маленький концерт для фортепиано со струнным оркестром ор. 95.

Образы музыки Все вы любите сказки - веселые, добрые, с чудесами и приключениями. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения, то становится понятным, о чем рассказывает сказка звуками музыки.

Образы музыки

Все вы любите сказки - веселые, добрые, с чудесами и приключениями. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения, то становится понятным, о чем рассказывает сказка звуками музыки.

Средства выразительности Учимся: различать смену характера музыки; форму музыкального произведения; выделять выразительные средства - динамику, значение интонаций, ладовую окраску; передавать в движении различный характер музыкальных образов; находить выразительные тембры инструментов, передающие разный характер музыки; закрепляем представления детей о выразительном значении мелодических интонаций.

Средства выразительности

Учимся:

различать смену характера музыки;

форму музыкального произведения;

выделять выразительные средства - динамику, значение интонаций, ладовую окраску;

передавать в движении различный характер музыкальных образов;

находить выразительные тембры инструментов, передающие разный характер музыки;

закрепляем представления детей о выразительном значении мелодических интонаций.

Юным пианистам Вы знаете, что музыка передает настроения, она может изобразить портреты человека, животных, птиц, их повадки. Сейчас я загадаю Вам загадку, а вы скажете, кто перед нами. Весь утыканный иголками Прячется в траве под ёлками. Любит яблоки, грибы – Тащит он их до норы. Это что за великан Держит в хоботе  фонтан? Умываться любит он, И зовут чистюлю ...

Юным пианистам

Вы знаете, что музыка передает настроения, она может изобразить портреты человека, животных, птиц, их повадки. Сейчас я загадаю Вам загадку, а вы скажете, кто перед нами.

Весь утыканный иголками

Прячется в траве под ёлками.

Любит яблоки, грибы –

Тащит он их до норы.

Это что за великан

Держит в хоботе  фонтан?

Умываться любит он,

И зовут чистюлю ...

Ёжик Ключевые интонации пьесы, обозначающие героя и его действия: 1. Ёжик колючий - характеризует интонация секунды. 2. Важная ключевая интонация – «фигура притопа» (такты 2, 4, 8, 12). 3. Ежик весело шагает вприпрыжку по дорожке - «скрытая» в нотах «фигура шага». На этой основе можно сочинить сказку про ежика.

Ёжик

Ключевые интонации пьесы, обозначающие героя и его действия:

1. Ёжик колючий - характеризует интонация секунды.

2. Важная ключевая интонация – «фигура притопа» (такты 2, 4, 8, 12).

3. Ежик весело шагает вприпрыжку по дорожке - «скрытая» в нотах «фигура шага».

На этой основе можно сочинить сказку про ежика.

Ёжик Активные броски обеих рук движением сверху на сильные доли тактов подчеркивает остроту ритмику и поможет преодолеть основную трудность пьесы — согласованность звучания при симметрично противоположном движении обеих рук. Особое внимание — играют только 1-3-5 пальцы одновременно!

Ёжик

Активные броски обеих рук движением сверху на сильные доли тактов подчеркивает остроту ритмику и поможет преодолеть основную трудность пьесы — согласованность звучания при симметрично противоположном движении обеих рук.

Особое внимание — играют только 1-3-5 пальцы одновременно!

Ёжик Отметить выразительную роль пауз — ежик идет, останавливается и прислушивается, нет ли опасности поблизости. Можно сочинить подтекстовку: По дорожке ежик шел, Красно яблочко нашел. Вдруг заметил из-под елки Виден рыжий лисий хвост, Тут в клубочек он свернулся, Уколол ей прямо в нос. ( стихи сочинила учащаяся подготовительного класса)

Ёжик

Отметить выразительную роль пауз — ежик идет, останавливается и прислушивается, нет ли опасности поблизости. Можно сочинить подтекстовку:

По дорожке ежик шел,

Красно яблочко нашел.

Вдруг заметил из-под елки

Виден рыжий лисий хвост,

Тут в клубочек он свернулся,

Уколол ей прямо в нос.

( стихи сочинила учащаяся подготовительного класса)

Маленькая полька Пьеса состоит из двух разделов по 4 такта в каждом. Мелодия проводится в левой руке, сопровождение – в правой. «Перевёрнутое» изложение партий создает шуточно-комическое настроение. Выделяются интонации: пластические фигуры – «фигура шага» (т. 1), «притоп» (т. 2); «фанфарный сигнал» или ход по устойчивым звукам трезвучия (т. 1).

Маленькая полька

Пьеса состоит из двух разделов по 4 такта в каждом. Мелодия проводится в левой руке, сопровождение – в правой. «Перевёрнутое» изложение партий создает шуточно-комическое настроение. Выделяются интонации:

пластические фигуры – «фигура шага» (т. 1), «притоп» (т. 2);

«фанфарный сигнал» или ход по устойчивым звукам трезвучия (т. 1).

Частушка Частушка (припевка,коротушка) — жанр русского фольклора. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, прибаутки, дразнилки. Название происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другое значение названия — «то, что часто повторяют».

Частушка

Частушка (припевка,коротушка) — жанр русского фольклора. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, прибаутки, дразнилки.

Название происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другое значение названия — «то, что часто повторяют».

Частушка 1. Сочинить слова. 2. Определить изобразительные моменты: притопы, какие музыкальные инструменты играют. 3. Выделить технические трудности: перебросы руки играть широким движением, намечать глазами точку приземления, распределять внимание между руками (следить за той, которая совершает скачки), восходящий ход по тоническому арпеджио разделить по интонациям.

Частушка

1. Сочинить слова.

2. Определить изобразительные моменты: притопы, какие музыкальные инструменты играют.

3. Выделить технические трудности: перебросы руки играть широким движением, намечать глазами точку приземления, распределять внимание между руками (следить за той, которая совершает скачки), восходящий ход по тоническому арпеджио разделить по интонациям.

Сказочка «Сказочка» подвижная, стремительная, тревожная. Ее герои преодолевают препятствия и преграды. Быть может, она изображает погоню, музыка отрывистая, «скачущая». В ней есть разные оттенки настроений. Музыка то тревожная и стремительная (1-8 тт.), то неуверенная, боязливая (9-10 тт.), то смелая, решительная, устремленная вперед (10-12 тт.). Тревожные интонации повторяются, звучат громко, остро, напряженно. Это кульминация пьесы (10-16 тт.). «…Заигралась Машенька, да не доглядела: унесли братика гуси-лебеди, помощники Бабы Яги. Теперь Машеньке надо выручать Ваню, и помогут ей в этом добрые друзья: Ежик, Яблонька, Печка».

Сказочка

«Сказочка» подвижная, стремительная, тревожная. Ее герои преодолевают препятствия и преграды. Быть может, она изображает погоню, музыка отрывистая, «скачущая». В ней есть разные оттенки настроений. Музыка то тревожная и стремительная (1-8 тт.), то неуверенная, боязливая (9-10 тт.), то смелая, решительная, устремленная вперед (10-12 тт.). Тревожные интонации повторяются, звучат громко, остро, напряженно. Это кульминация пьесы (10-16 тт.).

«…Заигралась Машенька, да не доглядела: унесли братика гуси-лебеди, помощники Бабы Яги. Теперь Машеньке надо выручать Ваню, и помогут ей в этом добрые друзья: Ежик, Яблонька, Печка».

А как заканчивается «Сказочка»? Мелодия звучит все ниже, затихает и внезапно прекращается, будто кто-то умчался прочь или пропал внезапно... Сказка заканчивается таинственно и волшебно.

А как заканчивается «Сказочка»?

Мелодия звучит все ниже, затихает и внезапно прекращается, будто кто-то умчался прочь или пропал внезапно... Сказка заканчивается таинственно и волшебно.

Музыкальные портреты У композитора есть пьесы «Плакса, «Злюка» и «Резвушка»... Помните сказку про Царевну-несмеяну, которая проливала слезы, если что-то не по ней. Такие царевны-несмеяны встречаются и в жизни. А бывают дети-злюки, сердитые, драчливые, всех обижают. Резвушкой называют девочку-непоседу, попрыгунью, которой трудно усидеть на месте. Все бы ей веселиться, прыгать да бегать!

Музыкальные портреты

У композитора есть пьесы «Плакса, «Злюка» и «Резвушка»... Помните сказку про Царевну-несмеяну, которая проливала слезы, если что-то не по ней. Такие царевны-несмеяны встречаются и в жизни. А бывают дети-злюки, сердитые, драчливые, всех обижают. Резвушкой называют девочку-непоседу, попрыгунью, которой трудно усидеть на месте. Все бы ей веселиться, прыгать да бегать!

Музыкальные портреты Подберите слова для определения характера персонажей: звонко хмуро грустно бодро угрюмо печально весело мрачно жалобно приподнято тоскливо злобно

Музыкальные портреты

Подберите слова для определения характера персонажей:

звонко хмуро грустно

бодро угрюмо печально

весело мрачно жалобно

приподнято тоскливо злобно

Музыкальные портреты Мелодия «Плаксы» звучит тихо, жалобно, печально, медленно. Она заунывная, передает всхлипывания капризули. В пьесе «Злюка» мелодия звучит громче, быстрее и в сопровождении аккордов - жестких, сердитых, колючих. У резвушки совсем другой характер! Музыка быстрая, легкая, полетная, шаловливая, озорная. Мелодия то спускается вниз, то внезапно взлетает вверх, то стремительно подпрыгивает, порхает.

Музыкальные портреты

Мелодия «Плаксы» звучит тихо, жалобно, печально, медленно. Она заунывная, передает всхлипывания капризули. В пьесе «Злюка» мелодия звучит громче, быстрее и в сопровождении аккордов - жестких, сердитых, колючих. У резвушки совсем другой характер! Музыка быстрая, легкая, полетная, шаловливая, озорная. Мелодия то спускается вниз, то внезапно взлетает вверх, то стремительно подпрыгивает, порхает.

Труба и барабан На фортепиано можно изобразить звучание двух разных инструментов – трубы и барабана. В пьесе соединяются в одновременном звучании марш и песня (у барабана - ритм марша, а у трубы – интонации боевой песни (труба «поет»). Музыка по характеру решительная, уверенная, энергичная. С повышенной IV степенью связано появление новой интонации, более яркой, но несколько жесткой, отчего партия трубы приобретает более задорный характер.

Труба и барабан

На фортепиано можно изобразить звучание двух разных инструментов – трубы и барабана.

В пьесе соединяются в одновременном звучании марш и песня (у барабана - ритм марша, а у трубы – интонации боевой песни (труба «поет»).

Музыка по характеру решительная, уверенная, энергичная.

С повышенной IV степенью связано появление новой интонации, более яркой, но несколько жесткой, отчего партия трубы приобретает более задорный характер.

Труба и барабан  Трубач любил свою Трубу. А Трубочист — свою. Трубач играл в свою Трубу, А Трубочист — в свою. А вечерами Трубочист Звал в гости Трубача: Они сидели на трубе Они играли на трубе, И, громко хлопая себе, Плясали «Ча-ча-ча». А. Усачев

Труба и барабан

Трубач любил свою Трубу.

А Трубочист — свою.

Трубач играл в свою Трубу,

А Трубочист — в свою.

А вечерами Трубочист

Звал в гости Трубача:

Они сидели на трубе

Они играли на трубе,

И, громко хлопая себе,

Плясали «Ча-ча-ча».

А. Усачев

Клоуны Мелодия основана на противопоставлении двух различных образов. Различать ладовую окраску как выразительное средство музыки: один клоун веселый, а другой неудачник, он все делает наоборот. Образы чередуются из-за мерцания звуков «до» и «до диез», которые образуют мажорную и минорную терции трезвучия и окрашивают звуки то в светлые, то в грустные тона.

Клоуны

Мелодия основана на противопоставлении двух различных образов. Различать ладовую окраску как выразительное средство музыки: один клоун веселый, а другой неудачник, он все делает наоборот. Образы чередуются из-за мерцания звуков «до» и «до диез», которые образуют мажорную и минорную терции трезвучия и окрашивают звуки то в светлые, то в грустные тона.

Клоуны В I и III части интонации мелодии направлены вверх и звучат смело и решительно. Обратить внимание - часто начало лиг в затактах звучит тяжеловесно, для преодоления этого сделать «стоечку» на 3 пальце. Кроме того, короткие мотивы усложняют объединение мелодии в длинные фразы. Отметить изменение направления мелодии в средней части – клоун пытается подражать первому, но делает все наоборот.

Клоуны

В I и III части интонации мелодии направлены вверх и звучат смело и решительно.

Обратить внимание - часто начало лиг в затактах звучит тяжеловесно, для преодоления этого сделать «стоечку» на 3 пальце. Кроме того, короткие мотивы усложняют объединение мелодии в длинные фразы.

Отметить изменение направления мелодии в средней части – клоун пытается подражать первому, но делает все наоборот.

Клоуны Шутливый, озорной характер музыки создается легким, отрывистым звучанием аккомпанемента в левой руке. На протяжении всей пьесы он должен звучать четко и ритмично. Играть с опорой на 3 и 5 палец, а 1 палец левой руки играет, едва касаясь клавиш.

Клоуны

Шутливый, озорной характер музыки создается легким, отрывистым звучанием аккомпанемента в левой руке. На протяжении всей пьесы он должен звучать четко и ритмично. Играть с опорой на 3 и 5 палец, а 1 палец левой руки играет, едва касаясь клавиш.

Клоуны Во втором разделе средней части меняется характер аккомпанемента - аккорды создают напряжение. Мелодия состоит из настойчивых мотивов, устремленных вверх, - клоун делает попытки добиться успеха, но они заканчиваются неудачей. Окраска гармоний в кульминации. Заключительный диссонирующий аккорд и заканчивающаяся на неустойчивом звуке мелодия подчеркивают это. Такими средствами достигается комический эффект.

Клоуны

Во втором разделе средней части меняется характер аккомпанемента - аккорды создают напряжение. Мелодия состоит из настойчивых мотивов, устремленных вверх, - клоун делает попытки добиться успеха, но они заканчиваются неудачей. Окраска гармоний в кульминации. Заключительный диссонирующий аккорд и заканчивающаяся на неустойчивом звуке мелодия подчеркивают это. Такими средствами достигается комический эффект.

Медленный вальс Характерные черты вальса: лиризм, изящество, пластичность в сочетании с ритмической формулой на три четверти с акцентом на сильную долю.  Кружатся в вальсе снежинки под музыку ветра, Пледом пушистым ложатся на белую гладь. Стелятся снежных бескрайних полей километры. И со снежинками хочется вальс танцевать! http://russianpoetry.ru/stihi/pesni/vals-snezhinok.html

Медленный вальс

Характерные черты вальса: лиризм, изящество, пластичность в сочетании с ритмической формулой на три четверти с акцентом на сильную долю. 

Кружатся в вальсе снежинки под музыку ветра,

Пледом пушистым ложатся на белую гладь.

Стелятся снежных бескрайних полей километры.

И со снежинками хочется вальс танцевать!

http://russianpoetry.ru/stihi/pesni/vals-snezhinok.html

Медленный вальс Первая часть звучит спокойно, нежно, мечтательно, на широком мелодическом дыхании с мягким аккомпанементом. Мелодию необходимо играть гибко, плавно, слышать длинную фразу. Сочетание нисходящих интонаций мелодии с секстами в верхнем регистре придает характеру трепетность и нежность. Темп вальса брать, исходя из характера самого танца, так как любой танец — это движение. Второй раздел исполняется оживленнее и трепетно. Характер аккомпанемента более взволнованный.

Медленный вальс

Первая часть звучит спокойно, нежно, мечтательно, на широком мелодическом дыхании с мягким аккомпанементом. Мелодию необходимо играть гибко, плавно, слышать длинную фразу. Сочетание нисходящих интонаций мелодии с секстами в верхнем регистре придает характеру трепетность и нежность. Темп вальса брать, исходя из характера самого танца, так как любой танец — это движение.

Второй раздел исполняется оживленнее и трепетно. Характер аккомпанемента более взволнованный.

Медленный вальс Раскрыть выразительные краски сопровождения помогает ритмически организованный пианистический прием — погружение руки на сильную долю и легкое добавление аккордов на слабых долях.

Медленный вальс

Раскрыть выразительные краски сопровождения помогает ритмически организованный пианистический прием — погружение руки на сильную долю и легкое добавление аккордов на слабых долях.

Кавалерийская Главная задача — добиться точного воспроизведения пунктирного ритма в мелодии. От точности динамического плана зависит яркость художественного образа. Рельефность контрастов между фразами, яркие crescendo и акценты. Нарастание эмоционального напряжения к завершению пьесы. Координация рук. Аккорды исполнять активными цепкими пальцами при свободном запястье. Средняя часть — при исполнении мелодии концентрация веса в кончиках пальцев.

Кавалерийская

Главная задача — добиться точного воспроизведения пунктирного ритма в мелодии.

От точности динамического плана зависит яркость художественного образа. Рельефность контрастов между фразами, яркие crescendo и акценты. Нарастание эмоционального напряжения к завершению пьесы.

Координация рук. Аккорды исполнять активными цепкими пальцами при свободном запястье.

Средняя часть — при исполнении мелодии концентрация веса в кончиках пальцев.

Кавалерийская М. Греков. Трубачи Первой конной М. Греков. Красноармейская тачанка. Выезд на позиции. М. Греков. Тачанка

Кавалерийская

М. Греков. Трубачи Первой конной

М. Греков. Красноармейская тачанка. Выезд на позиции.

М. Греков. Тачанка

Этюд ля минор Основная трудность состоит в согласованном движении обеих рук: в правой руке — гаммообразные последовательности, а в левой — созвучия играются на одном движении. На первом этапе - работать отдельно каждой рукой. Довести до автоматизма движение в левой руке. На первый план выступает острота ритмической пульсации, яркие динамические сопоставления.

Этюд ля минор

Основная трудность состоит в согласованном движении обеих рук: в правой руке — гаммообразные последовательности, а в левой — созвучия играются на одном движении.

На первом этапе - работать отдельно каждой рукой. Довести до автоматизма движение в левой руке. На первый план выступает острота ритмической пульсации, яркие динамические сопоставления.

Этюд ля минор Задача педагога – определить и разъяснить ученику характер этюда и добиться соответствующего исполнения. Если в инструктивном этюде на первый план выступают задачи, связанные с овладением определенным пианистическим приемом, то это не значит, что прием можно рассматривать вне звукового образа и характера произведения. Ассоциативно-образные представления помогают более эффективному овладению техническим приемом. Работа над этюдами готовит учащегося к выполнению более сложных художественных задач.

Этюд ля минор

Задача педагога – определить и разъяснить ученику характер этюда и добиться соответствующего исполнения.

Если в инструктивном этюде на первый план выступают задачи, связанные с овладением определенным пианистическим приемом, то это не значит, что прием можно рассматривать вне звукового образа и характера произведения. Ассоциативно-образные представления помогают более эффективному овладению техническим приемом. Работа над этюдами готовит учащегося к выполнению более сложных художественных задач.

Этюд ля минор «Мои впечатления» (учащаяся 4 класса, 11 лет) Конечно, это просто этюд - упражнение для развития пальцев. Но в музыке я услышала, как постепенно надвигается гроза. С первых тактов возникает чувство тревоги, как будто завывает или налетает ветер. По городу пронесся ураган! Последние порывы - самые стремительные. Это самое трудное место в этюде, которое мне пришлось долго учить. Гроза не хочет отступать!

Этюд ля минор

«Мои впечатления» (учащаяся 4 класса, 11 лет)

Конечно, это просто этюд - упражнение для развития пальцев. Но в музыке я услышала, как постепенно надвигается гроза. С первых тактов возникает чувство тревоги, как будто завывает или налетает ветер. По городу пронесся ураган! Последние порывы - самые стремительные. Это самое трудное место в этюде, которое мне пришлось долго учить. Гроза не хочет отступать!

Токкатина Токката — виртуозная пьеса для органа или фортепиано. Первоначально токката сочинялась как вступление (прелюдия) к хоровому произведению и являлась жанром церковной музыки, затем становится самостоятельным концертным жанром. Для токкаты характерна фактура, отражающая стиль пальцевой игры, т. е. игры аккордами, пассажами, фигурациями мелодическими и гармоническими. Форма и виртуозность соединяется с глубиной содержания.

Токкатина

Токката — виртуозная пьеса для органа или фортепиано. Первоначально токката сочинялась как вступление (прелюдия) к хоровому произведению и являлась жанром церковной музыки, затем становится самостоятельным концертным жанром.

Для токкаты характерна фактура, отражающая стиль пальцевой игры, т. е. игры аккордами, пассажами, фигурациями мелодическими и гармоническими. Форма и виртуозность соединяется с глубиной содержания.

Новелла Новелла - повествовательный жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, неожиданная развязка. В пьесе плавно «покачивающиеся» интервалы в разных регистрах объединяются педалью в выразительный гармонический фон для неторопливо разворачивающейся мелодии, создавая красочный колорит пьесы, вызывая у учеников разные ассоциации. Воображение увлекает детей в мир фантазии, повышает интерес к занятиям на инструменте, поэтому важно педагогу не пройти мимо подобных пьес. Мы выбрали сюжет о событиях в Древней Руси.

Новелла

Новелла - повествовательный жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, неожиданная развязка.

В пьесе плавно «покачивающиеся» интервалы в разных регистрах объединяются педалью в выразительный гармонический фон для неторопливо разворачивающейся мелодии, создавая красочный колорит пьесы, вызывая у учеников разные ассоциации. Воображение увлекает детей в мир фантазии, повышает интерес к занятиям на инструменте, поэтому важно педагогу не пройти мимо подобных пьес. Мы выбрали сюжет о событиях в Древней Руси.

Древняя Русь в работах Елены Доведовой

Древняя Русь в работах Елены Доведовой

Значение наследия композитора Музыка Д.Б. Кабалевского привлекает своим мелодическим богатством, взращенным на русской классике и народном фольклоре. Продолжая классические традиции великой русской школы, композитор ищет новые интонации и выразительные средства. Это позволяет совмещать классические и современные тенденции в музыкальном образовании. В его музыке звучит живая нота юности, молодой души композитора, не стареющей в постоянном общении со своей юной аудиторией.

Значение наследия композитора

Музыка Д.Б. Кабалевского привлекает своим мелодическим богатством, взращенным на русской классике и народном фольклоре. Продолжая классические традиции великой русской школы, композитор ищет новые интонации и выразительные средства. Это позволяет совмещать классические и современные тенденции в музыкальном образовании. В его музыке звучит живая нота юности, молодой души композитора, не стареющей в постоянном общении со своей юной аудиторией.

«Я убежден, что каждый композитор обязан отдать детям не только частицу своего таланта, мастерства и опыта, но и частицу своего сердца. И он никогда не пожалеет об этом» (Д.Б. Кабалевский).

«Я убежден, что каждый композитор обязан отдать детям не только частицу своего таланта, мастерства и опыта, но и частицу своего сердца. И он никогда не пожалеет об этом» (Д.Б. Кабалевский).

Список литературы Дмитрий Борисович Кабалевский. Ко дню рождения композитора. - режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/3422649/post254600890/ Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. - М.: Кифара, 2002 Сказка в музыке. - режим доступа: http://music-fantasy.ru/content/kabalevskiy-skazochka-maykapar-skazochka Садеева Э. М. Нетрадиционные формы ансамблевого музицирования в классе фортепиано. - режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/284/5336 http://music-fantasy.ru/content/kabalevskiy-klouny Шаймухаметова Л.Н., Царёва Е.Ю. Играем вместе с учителем: учебное пособие для начинающих пианистов. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2013. – 47 с.,  Ссылки на изображения: http://kdmsh.muzkult.ru/img/upload/1472/image_image_316617.jpg http://www.kudkuda.info/wp-content/uploads/2014/11/59184973.jpeg http://static2.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000810116.jpg http://i.livelib.ru/boocover/1000470364/l/8be2/Pro_treh_kitov_i_pro_mnogoe_drugoe.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//57/81/57081134_Kloun_Kabalevskogo.png http://muzruk.info/wp-content/uploads/2009/06/kabalevskiy13.jpg

Список литературы

Дмитрий Борисович Кабалевский. Ко дню рождения композитора. - режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/3422649/post254600890/

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. - М.: Кифара, 2002

Сказка в музыке. - режим доступа: http://music-fantasy.ru/content/kabalevskiy-skazochka-maykapar-skazochka

Садеева Э. М. Нетрадиционные формы ансамблевого музицирования в классе фортепиано. - режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/284/5336

http://music-fantasy.ru/content/kabalevskiy-klouny

Шаймухаметова Л.Н., Царёва Е.Ю. Играем вместе с учителем: учебное пособие для начинающих пианистов. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2013. – 47 с.,

Ссылки на изображения:

http://kdmsh.muzkult.ru/img/upload/1472/image_image_316617.jpg

http://www.kudkuda.info/wp-content/uploads/2014/11/59184973.jpeg

http://static2.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000810116.jpg

http://i.livelib.ru/boocover/1000470364/l/8be2/Pro_treh_kitov_i_pro_mnogoe_drugoe.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//57/81/57081134_Kloun_Kabalevskogo.png

http://muzruk.info/wp-content/uploads/2009/06/kabalevskiy13.jpg

Ссылки на изображения http://enc.permculture.ru/getImage.do?object=1804909575&original=1&compatible=1 http://playnewsongs.ru/uploads/images/d_b_kabalevskij_pesnja_kraj_rodnoj_to_berjozka_to_rjabina.jpg http://f6.s.qip.ru/9Wc49nA7.jpg http://dmsh-aleksandrova.ru/fortepiannyy/kabalevskiy-materialy/ http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/09/pedagogicheskij-proekt-v-mire-zvukov-muzykalno-igrovaya-programma-ekskursiya-po-rodnomu-gorodu-10.jpg https://lh6.googleusercontent.com/-W9jH8gdZS-E/Uxh8iuPH13I/AAAAAAAABWE/ADvX4wpMzMQ/w400-h360-no/12345.png http://music.odvsoft.ru/netcat_files/userfiles/888.png https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRFoRxYVfTYeyvgCptU4Xg5rTn8qtjZOpgLOnpsCCsXyfX8Hd4p http://www.tomieoshiro.blogger.com.br/menina-pianolua.gif http://www.maminclass.ru/uploads/posts/2012-02/1328889832_zlyuka2.png http://s4.pic4you.ru/y2014/05-22/24687/4405996-thumb.png http://www.liveinternet.ru/users/mariku123/rubric/5131574/ http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/777/79777253_YOzhik.png http://q.foto.radikal.ru/0702/1b2eee553e2c.png http://www.playcast.ru/uploads/2015/02/16/12160074.png http://www.playcast.ru/view/7429608/4068c2d00f6f94080d5395d0a84bae742d768977pl

Ссылки на изображения

http://enc.permculture.ru/getImage.do?object=1804909575&original=1&compatible=1

http://playnewsongs.ru/uploads/images/d_b_kabalevskij_pesnja_kraj_rodnoj_to_berjozka_to_rjabina.jpg

http://f6.s.qip.ru/9Wc49nA7.jpg

http://dmsh-aleksandrova.ru/fortepiannyy/kabalevskiy-materialy/

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/09/pedagogicheskij-proekt-v-mire-zvukov-muzykalno-igrovaya-programma-ekskursiya-po-rodnomu-gorodu-10.jpg

https://lh6.googleusercontent.com/-W9jH8gdZS-E/Uxh8iuPH13I/AAAAAAAABWE/ADvX4wpMzMQ/w400-h360-no/12345.png

http://music.odvsoft.ru/netcat_files/userfiles/888.png

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRFoRxYVfTYeyvgCptU4Xg5rTn8qtjZOpgLOnpsCCsXyfX8Hd4p

http://www.tomieoshiro.blogger.com.br/menina-pianolua.gif

http://www.maminclass.ru/uploads/posts/2012-02/1328889832_zlyuka2.png

http://s4.pic4you.ru/y2014/05-22/24687/4405996-thumb.png

http://www.liveinternet.ru/users/mariku123/rubric/5131574/

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/777/79777253_YOzhik.png

http://q.foto.radikal.ru/0702/1b2eee553e2c.png

http://www.playcast.ru/uploads/2015/02/16/12160074.png

http://www.playcast.ru/view/7429608/4068c2d00f6f94080d5395d0a84bae742d768977pl

Ссылки на изображения http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/Veselaya-Baba-YAga-s-garmoshkoy.png http://f-picture.net/fp/d2d10edc1ba3448883f2a68f6213d9dc http://i066.radikal.ru/1010/5b/3e6192cfde28.png http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804471228 http://www.playcast.ru/view/1560638/409f74ec799e0f40148aa8c3949ef94b18d20213pl http://cs416921.vk.me/v416921783/14b7/jBhIEycxy1s.jpg http://www.school-11.edusite.ru/images/p144_vyipusknoy.jpg http://www.playcast.ru/uploads/2014/03/22/7947282.gif http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/112/965/112965282_4__6_.png http://img.vl.ru/i/catalog/add_images/29900/comp_770992_big_079a6164ba23443c55bb2adc93bae5f7.jpg http://www.stihi.ru/pics/2011/01/24/6138.gif http://www.playcast.ru/uploads/2014/11/08/10540094.png http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//70/834/70834009_lo.png http://i.imgur.com/zeAK8KW.png http://ic.pics.livejournal.com/leraux/24718822/3498/3498_original.png http://hrono.ru/proekty/rg/rgd102009_3.php http://uprsoc.tmbreg.ru/images/SEMIY/babysitting.gif http://nios.ru/sites/default/files/images/c6215dbb80d820dae52788b9e8ad7942.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/742/75742274_4318.png

Ссылки на изображения

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/Veselaya-Baba-YAga-s-garmoshkoy.png

http://f-picture.net/fp/d2d10edc1ba3448883f2a68f6213d9dc

http://i066.radikal.ru/1010/5b/3e6192cfde28.png

http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804471228

http://www.playcast.ru/view/1560638/409f74ec799e0f40148aa8c3949ef94b18d20213pl

http://cs416921.vk.me/v416921783/14b7/jBhIEycxy1s.jpg

http://www.school-11.edusite.ru/images/p144_vyipusknoy.jpg

http://www.playcast.ru/uploads/2014/03/22/7947282.gif

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/112/965/112965282_4__6_.png

http://img.vl.ru/i/catalog/add_images/29900/comp_770992_big_079a6164ba23443c55bb2adc93bae5f7.jpg

http://www.stihi.ru/pics/2011/01/24/6138.gif

http://www.playcast.ru/uploads/2014/11/08/10540094.png

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//70/834/70834009_lo.png

http://i.imgur.com/zeAK8KW.png

http://ic.pics.livejournal.com/leraux/24718822/3498/3498_original.png

http://hrono.ru/proekty/rg/rgd102009_3.php

http://uprsoc.tmbreg.ru/images/SEMIY/babysitting.gif

http://nios.ru/sites/default/files/images/c6215dbb80d820dae52788b9e8ad7942.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/742/75742274_4318.png

Ссылки на изображения https://img-fotki.yandex.ru/get/5818/4243123.19/0_86ca7_2820fa4d_L http://zaikinmir.ru/kartinki-nu-pogodi/kartinki-nu-pogodi.08.png http://images.clipartpanda.com/rain-clouds-with-rain-cloud-rain-hi.png http://www.playcast.ru/uploads/2015/02/15/12140744.png http://forum.materinstvo.ru/uploads/1250416727/post-155490-1250490748.png http://img-fotki.yandex.ru/get/6804/16969765.23b/0_91102_9cb06158_orig.png http://idata.over-blog.com/1/10/86/49/le-petit-placide/2011/petit-placide-2/placide/musicbg581.gif http://grumdas.ru/wp-content/uploads/2010/12/26-2.jpg http://www.ruspole.info/sites/default/files/u26/ryazansturm.jpg http://galkolas.ru/post293781972/ http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/03/scenarij-prazdnika-k-8-marta-leopold-v-gostyax-u-rebyat-srednyaya-gruppa.png

Ссылки на изображения

https://img-fotki.yandex.ru/get/5818/4243123.19/0_86ca7_2820fa4d_L

http://zaikinmir.ru/kartinki-nu-pogodi/kartinki-nu-pogodi.08.png

http://images.clipartpanda.com/rain-clouds-with-rain-cloud-rain-hi.png

http://www.playcast.ru/uploads/2015/02/15/12140744.png

http://forum.materinstvo.ru/uploads/1250416727/post-155490-1250490748.png

http://img-fotki.yandex.ru/get/6804/16969765.23b/0_91102_9cb06158_orig.png

http://idata.over-blog.com/1/10/86/49/le-petit-placide/2011/petit-placide-2/placide/musicbg581.gif

http://grumdas.ru/wp-content/uploads/2010/12/26-2.jpg

http://www.ruspole.info/sites/default/files/u26/ryazansturm.jpg

http://galkolas.ru/post293781972/

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/03/scenarij-prazdnika-k-8-marta-leopold-v-gostyax-u-rebyat-srednyaya-gruppa.png

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее