«Осень 2024»

«Отечественный композитор, музыкант, педагог XX столетия Дмитрий Борисович Кабалевский»

Жизнь и творчество Дмитрия Борисовича Кабалевского

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

О Д.Б. Кабалевском



Есть личности, влияние которых на жизнь общества выходит далеко за пределы их чисто профессиональной деятельности.

Таким был Дмитрий Борисович Кабалевский — классик советской музыки, крупный общественный деятель, выдающийся просветитель и педагог.

Чтобы представить широту композиторского горизонта и масштаб дарования Кабалевского, достаточно назвать такие его произведения, как оперы «Семья Тараса» и «Кола Брюньон», Вторая симфония (любимое сочинение великого дирижера А. Тосканини), сонаты и 24 прелюдии для фортепиано (входившие в репертуар крупнейших пианистов современности), «Реквием»,на стихи Р.Рождественского (прозвучавший на концертных площадках многих стран мира), знаменитая триада «молодежных» концертов (Скрипичный, Виолончельный, Третий фортепианный), кантата «Песня утра, весны и мира», «Серенада Дон-Кихота», песни «Наш край», «Школьные годы»...

 

Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был математиком, выпускником Петербургского университета, мать, посвятившая свою жизнь семье, детям — прирожденным педагогом, воспитателем. С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье. В числе их была и музыкальная одаренность, но строгая учительница, пресекавшая желание юного Кабалевского импровизировать, надолго отвратила его от музыки. Вместо этого появилось желание рисовать, стремление к выражению себя в живописных и пластических образах, настолько сильное, что через несколько лет оно привело юношу в училище живописи и ваяния.

В 1918 году семья переехала в Москву. Именно там, когда ему исполнилось 14 лет, Кабалевский, по его собственному выражению, «взял второй музыкальный старт», теперь не по желанию родителей, не потому, что так было принято в семьях их круга, а по непреодолимому душевному влечению. Он поступил в музыкальную школу, где напряженным трудом стал наверстывать упущенные годы. Через год его приняли в Музыкальный техникум имени Скрябина, в класс фортепиано директора — В. Селиванова. Одновременно он стал заниматься сочинением, принося своему педагогу все новые и новые опусы, и тем самым вынудил директора открыть в техникуме новое — композиторское — отделение. Преподавать композицию был приглашен видный музыкальный ученый, автор трудов по музыкальному анализу и гармонии Г. Катуар. Жизнь в те годы, после большевистского переворота, была крайне тяжелой. Приходилось думать не только о занятиях, но и о заработках. Юноша перепробовал множество занятий: рисовал плакаты, служил почтальоном, был тапером в кино и, наконец, стал заниматься с малышами в открытой при техникуме музыкальной школе. Так он пришел к детям, с которыми остался связанным до конца дней. Появились первые инструктивные пьесы.

 

В 1925 году Кабалевский поступил в Московскую консерваторию на фортепианный и композиторский факультеты и окончил ее в 1929 году по классу композиции Н. Мясковского и в 1930-м по классу специального фортепиано А. Гольденвейзера.

На протяжении 30-х годов появляются сочинения в разных жанрах — «Поэма борьбы» на слова пролетарского поэта А. Жарова, три симфонии, из которых Первая посвящена «15-летию Великой Октябрьской революции», а Третья — Реквием памяти Ленина. Он пишет музыку к нескольким фильмам. Наиболее интересной и потом широко зазвучавшей по всей стране стала музыка к комедии «Антон Иванович сердится», в которой снялся знаменитый тенор С. Лемешев. Создается и много музыки к драматическим спектаклям, что стало подступом к самому значительному произведению предвоенных лет — опере «Мастер из Кламси» («Кола Брюньон») по повести Ромена Роллана.

Одновременно с сочинением все эти годы Кабалевский занимался педагогикой, и не только детской: с 1932 года он стал преподавать в Московской консерватории, в 1935 году без защиты диссертации получил ученую степень кандидата искусствоведения, в 1939 году стал профессором. В 1940 году он вступил в единственную в стране правящую Коммунистическую партию.

 

После начала Великой Отечественной войны, как и многие другие столичные учреждения, Союз композиторов был эвакуирован. Кабалевский вместе с ним оказался в Свердловске (раньше и ныне — Екатеринбург). Там он преподавал в Уральской консерватории, организовывал концерты и беседы об искусстве в ремесленных училищах. В 1942 году музыкант несколько раз ездил в действующую армию. Вместе с поэтом Е. Долматовским он писал песни, задумал сюиту «Народные мстители» для смешанного хора и симфонического оркестра — о партизанах, действовавших в тылу врага, оперу «В огне». Осенью 1943 года Кабалевский побывал в осажденном Ленинграде, а вернувшись оттуда приступил к созданию одного из лучших своих сочинений. Этим сочинением стали «24 прелюдии для фортепиано» — цикл небольших пьес, в основе каждой из которых лежит народная мелодия, по-своему оригинально претворенная автором. Законченные осенью 1944 года, они впервые были исполнены Я. Флиером уже после окончания войны. «Более четверти века я исполняю его 24 прелюдии, — вспоминал пианист. — Я выступал с ними у нас, в Японии, в Америке и в большинстве стран Европы. ... Ряд крупных музыкантов обратился к ним, их включили в свой репертуар Горовиц, Смит, Магалов и другие. ... Это не обработка песен. Это совершенно новое, оригинальное, очень органичное произведение, цикл, в котором каждая из двадцати четырех его частей в то же время имеет самостоятельное значение. В каждой прелюдии — свой смысл, свое настроение, своя образность. В целом — это одно из наиболее глубоких и мастерски сделанных сочинений Кабалевского».

Темы и замыслы, связанные с военной тематикой, еще долго не оставляют композитора. Образами и событиями минувших грозных лет навеян Второй струнный квартет, некоторые из песен, Вторая и Третья фортепианные сонаты, наконец — опера «Семья Тараса» по повести Б. Горбатова «Непокоренные», создававшаяся на протяжении 1946—1950 годов.

 

Все эти годы продолжается работа над произведениями для детей. В 1944 году появляется сборник из 24-х легких фортепианных пьес, затем «Семь веселых песен» на стихи С. Маршака, «Четыре песни-шутки» на стихи С. Михалкова. В конце 40-х годов у композитора возник замысел создания триады инструментальных концертов для юных исполнителей. В 1948 году появился первый из них — для скрипки с оркестром, с посвящением молодежи, — также одно из самых удачных его сочинений. Задуманный как скромный педагогический опус, концерт широко зазвучал в исполнении многих музыкантов-мастеров, получил международное признание. В начале 1949 года был написан следующий — Концерт для виолончели с оркестром, а в 1952 году закончен последний из триады — Фортепианный концерт, основанный на интонациях детских, пионерских песен, рассчитанный на исполнение школьниками.1955 год приносит вокальный цикл «10 сонетов Шекспира» — произведение, о котором композитор мечтал много лет, не решаясь прикоснуться к великой поэзии; для московского Театра имени Вахтангова Кабалевский пишет музыку к спектаклю «Ромео и Джульетта» — так происходит еще одна встреча с Шекспиром. Из нее автор составил сюиту — «Музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра». В конце того же года состоялась премьера новой оперы Кабалевского «Никита Вершинин» по пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд 14—69» из времен гражданской войны на Дальнем Востоке. В следующем году появляется Четвертая симфония; 1957 год приносит два крупных произведения — кантату «Песни утра, весны и мира», посвященную популярной в те годы жесткого противостояния двух систем теме борьбы за мир, и оперетту «Весна поет», продолжающую тему молодости в творчестве Кабалевского.

 

Много работает композитор в кино.

«Первоклассница», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский», «Вихри враждебные», «Вольница» — эти разные фильмы разных режиссеров одинаково профессионально «озвучены» Кабалевским. А в течение 1956—1959 годов он создает самую значительную из своих киноработ — музыку к трилогии «Хождение по мукам» по роману А. Толстого. На основе музыки к первой части трилогии — «Сестры» — позднее были написаны полная драматического накала Патетическая увертюра и симфоническая поэма «Весна», вобравшая в себя лирические, светлые образы киномузыки.

В 1962 году появляется Реквием Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры. В советской музыке это не первое сочинение такого плана— еще в середине 30-х годов появился первый атеистический, не только не основанный на богослужебных текстах, но прославляющий борца за коммунизм Реквием памяти Кирова М. Юдина, затем, в 1946 году, — Реквием памяти павших героев Ю. Левитина. Так что Кабалевский лишь продолжил традицию советского атеистического реквиема. Однако его сочинение стало наиболее популярным в этом ряду. Вслед за Реквиемом появилось еще несколько сочинений, которые исследователями творчества композитора названы «спутниками Реквиема» — это траурная музыка к многочисленным памятникам павшим в боях, поставленным после великой войны в разных городах: Горловке, Брянске, Анапе, Волгограде (Сталинграде), Полоцке, Твери (тогда — Калинине), Артемовске и др.

 

Все эти годы в жизни Кабалевского продолжается «детская тема». Он давно уже не преподает, хотя продолжает писать инструктивные пьесы. Его работа теперь идет в другом русле: он председатель комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества, почетный президент Международного общества по музыкальному воспитанию детей и юношества. Он пишет статьи, посвященные молодым, ведет беседы, как в концертных залах, так и с экрана телевизора. Встречается с юными слушателями и исполнителями у пионерских костров: регулярно ездит в крупнейший в стране, показательный международный пионерский лагерь Артек в Крыму, в другие, менее известные, но также престижные лагеря. Наконец, пишет книгу «Про трех китов и про многое другое» — о песне, танце и марше, которые считает «тремя китами» музыки, о связи разных видов искусств. Обширна его переписка с детьми и их родителями, посвященная их музыкальным, и не только музыкальным проблемам. Наконец, в начале 60-х годов он дает свое имя конкурсу юных пианистов Поволжья, который зародился в Куйбышеве (Самаре) и стал традиционным, дожив до конца XX столетия. На первых конкурсах композитор неизменно присутствует, специально для них создает новые произведения, участвует в концертах лауреатов в качестве дирижера.

 

В конце 60-х годов композитор возвращается к опере своей молодости, которой теперь возвращено ее настоящее имя — «Кола Брюньон». Премьера второй редакции состоялась в начале 1968 года в Ленинградском Малом оперном театре. А через год в оперном театре Перми состоялась еще одна премьера — оперы «Сестры» по повести И. Лаврова «Встреча с чудом». Пермский спектакль — это не случайно. Композитора с этим городом связывает его общественная деятельность. Именно в Перми он в течение многих лет избирается в депутаты одной из палат Верховного Совета СССР — Совета национальностей (в нем, по выработанному в годы советской власти статусу, заседают самые крупные представители искусства и культуры). И надо отдать ему должное: Кабалевский делает очень много для своих избирателей, за что они платят ему искренней любовью. С 1970 года композитор становится председателем парламентской группы СССР, а с 1979 по 1984 год — заместителем председателя Совета Национальностей. Такого доверия со стороны всесильной власти не имел никто другой из деятелей культуры.

1970—1980-е годы приносят «Пражский» фортепианный концерт, кантату «О родной земле», вокальный цикл «Время» — шесть романсов на стихи Маршака, — созданные произведения можно перечислить по пальцам, так как все больше времени уходит на другие дела. Наряду с депутатскими это деятельность в ИСМЕ — Интернациональном обществе по музыкальному воспитанию, — в котором Кабалевский принимает участие с 1960 года, а в последние годы выступает в качестве члена Совета директоров. Композитор был на конгрессах ИСМЕ в Париже, Токио, Будапеште, Интерлохене (США), Дижоне, Стокгольме, Перте (Австралия), Монтрё (Швейцария), Варшаве. Везде он выступает с сообщениями, докладами, речами.

Есть у него и еще одно, совершенно неожиданное занятие: в 1973 году он становится учителем музыки в общеобразовательной школе и ведет свой единственный класс с первого по седьмой, создавая новую программу музыкальных занятий в собственной лаборатории, где ему помогают энтузиасты.

 

Кажется, что Кабалевский — человек абсолютно ясный: открытый, доброжелательный, демократичный. Однако в личной жизни он очень закрыт. В 70—80-е годы о нем появляется много книг, к нему обращаются авторы за теми или иными сведениями, но никогда композитор не говорит ни о чем, кроме как о творчестве и другой разнообразной деятельности.

О нем известно очень немногое: довольно рано женился, но брак, от которого остался сын Юрий, был недолгим. На всю жизнь он соединился со второй женой, Ларисой Павловной, которая стала его другом, помощницей, матерью любимой дочери Марии. Даже с теми, кого он сам избирал в качестве своих биографов, Кабалевский не был откровенным. Он сумел в несвободной стране добиться максимальной свободы для себя. Кто знает, чем он пожертвовал, что делал для этого. Во всяком случае его, человека того же происхождения и воспитания, что и Прокофьев, и Шостакович, не коснулись выпавшие на их долю, как и на долю многих музыкантов меньшего ранга, гонения и издевательства. Напротив, он всегда был среди тех, кто определял художественную политику. «Кабалевский — магнит, который притягивает к себе, Кабалевский — полюс, который концентрирует вокруг себя», — так писал о нем один из его помощников по «детским делам». Но подчеркивал при этом, что Кабалевский был «трудным» человеком, и работать с ним было не просто.

 

Последние годы проходили сложно: кипучая деятельность, часто связанная с поездками, как по стране, так и за рубеж, чередуется с долгим пребыванием в больницах и санаториях. Основные силы теперь композитор вкладывает в продвижение своего любимого детища — программы по музыкально- эстетическому воспитанию, которая встречает упорное сопротивление Академии педагогических наук. Много надежд возлагает Кабалевский на объявленную новым Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым перестройку: одна из его статей, посвященная изнурительной борьбе с НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, даже названа «О перестройке с оптимизмом, но без прикрас». О том же композитор не устает говорить в Союзе композиторов СССР, одним из руководителей которого уже давно являлся.

 

В начале 1987 года в Москве собрался международный форум «За безъядерный мир, за выживание человечества». Руководство страны просило Кабалевского непременно принять в нем участие — таким международным авторитетом он обладал. И композитор отменил из-за этого намеченные поездки. 14 февраля он был на открытии форума, встретился со многими знакомыми из разных стран мира. На пути домой в машине разговаривал с шофером, но внезапно умолк. Шофер оглянулся, остановил машину: сердце его пассажира не билось. Так ушел из жизни, словно на лету, в кипении дел, этот человек — в Москве 14 февраля 1987 года. Его похороны были торжественными и официальными, как и полагалось при советской власти по статусу крупнейшего композитора и общественного деятеля.

 

Многие годы Кабалевский выступал в печати и публично против недооценки эстетического воспитания подрастающего поколения, горячо пропагандировал опыт энтузиастов массового художественного образования. Он возглавил работу по эстетическому воспитанию детей и юношества в Союзе композиторов СССР и в Академии педагогических наук СССР; как депутат Верховного Совета СССР выступал по этим проблемам на сессиях. Высокий авторитет Кабалевского в области эстетического образования юных был оценен зарубежной музыкально-педагогической общественностью, он был избран вице-президентом Международного общества по музыкальному воспитанию (ISME), а потом стал его почетным президентом.

Делом всей жизни Кабалевский считал созданную им музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и основанную на ней программу по музыке для общеобразовательной школы, главной целью которой было увлечь детей музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека.

По программе Кабалевского ныне работают многие школы, творчески используют ее и зарубежные педагоги.

Всей своей жизнью — музыкой, словом и делом утверждал Дмитрий Борисович истину: прекрасное пробуждает доброе — сеял это доброе и растил его в душах людей.

 

СОЧИНЕНИЯ

Оперы

  • Кола Брюньон, соч. 24 (Мастер из Кламси, по Р. Роллану, 1938, Ленинградский Малый оперный театр; 2-я редакция 1968, поставлена 1970, ЛМАТОБ, одновременно в театре «Эстония», Таллин),

  • В огне, соч. 37 (Под Москвой, 1943, Большой театр),

  • Семья Тараса, соч. 47 (по повести «Непокорённые» Б. Л. Горбатова, либретто С. А. Ценина, 1950, ЛАТОБ имени С. М. Кирова),

  • Никита Вершинин, соч. 53 (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова, либретто С. А. Ценина, 1955, Большой театр),

  • Сестры, соч. 83 (по повести «Встреча с чудом» И. М. Лаврова, 1969, Пермский театр оперы и балета);

Балеты

  • Золотые колосья, соч. 28 (1940, не окончен).

Оперетты

  • Весна поёт, соч. 58 (1957, МТО).

Для симфонического оркестра и хора

  • Поэма борьбы, соч. 12 (1931)

  • Музыка к радиокомпозиции «Галицийская жакерия» для оркестра, хора и солистов, соч. 15 (1931)

  • «Парад молодости». Музыкальное представление для детского хора и оркестра, соч. 31 (1941)

  • Вокальные монологи для голоса с оркестром, соч. 33 (1941)

  • Родина великая, соч. 35 (кантата, слова разных поэтов, 1942)

  • Народные мстители, соч. 36 (сюита, 1942)

  • Песня утра, весны и мира, соч. 57 (кантата, 1958)

  • Ленинцы, соч. 63 (кантата, 1959)

  • Реквием, соч. 72 (посвящён «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», слова Р. И. Рождественского, 1962)

  • О родной земле, соч. 82 (кантата, 1965)

Для симфонического оркестра

  • 4 симфонии (cis-moll, соч. 18 — 1932; c-moll, соч. 19 — 1934; b-moll «Реквием» для оркестра и хора, соч. 22 — 1933; c-moll, соч. 54 — 1956)

  • 4 концерта для фортепиано с оркестром (соч. 9 — 1928; соч. 23 — 1935; соч. 50 — 1952; соч. 99 — 1979)

  • Концерт для скрипки с оркестром, соч. 48 (1948)

  • 2 концерта для виолончели с оркестром (соч. 49 — 1949; соч. 77 — 1964)

  • Походный марш для духового оркестра (1932)

  • Сюита из оперы «Кола Брюньон», соч. 24а (1941)

  • Сюита «Комедианты», соч. 26 (из музыки к пьесе «Изобретатель и комедиант» М. Даниэля, 1940)

  • Сюита из балета «Золотые колосья», соч. 28а (1940)

  • «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра, соч. 56 (1956)

  • «Патетическая увертюра» для большого симфонического оркестра, соч. 64 (1960)

  • Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960)

  • Рапсодия на тему песни «Школьные годы» для фортепиано с оркестром, соч. 75 (1963)

  • «Памяти героев Горловки» — симфоническое посвящение es-moll, соч. 78 (1965)

  • Симфоническая поэма «К Вечному огню в Брянске», соч. 85 (1968)

  • «Героям Революции 1905 года» для духового оркестра, соч. 95 (1974)

  • Фанфары ИСМЕ для симфонического оркестра, соч. 96 (1974)

Камерно-инструментальные произведения

  • 2 струнных квартета (a-moll, соч. 8 — 1928; g-moll, соч. 44 — 1945)

Скрипка

  • Импровизация для скрипки и фортепиано, соч. 21 (из музыки к фильму «Петербургская ночь», 1934)[[1]]

  • Рондо для скрипки и фортепиано, соч. 69 (для 2-го Международного конкурса им. Чайковского, 1961)

  • Пьесы для скрипки и фортепиано, соч. 80 (1965)

Виолончель

  • Две пьесы для виолончели и фортепиано, соч. 2 (1927)

  • Мажорно-минорные этюды для виолончели соло, соч. 68 (1961)

  • Соната для виолончели и фортепиано B-dur, соч. 71 (1962)

  • Рондо для виолончели и фортепиано «Памяти Сергея Прокофьева», соч. 79 (1965)

Для фортепиано

  • 3 сонаты (соч. 6 — 1927; соч. 45 — 1945; соч. 46 — 1946)

  • 2 сонатины (соч. 13 № 1 — 1930, соч. 13 № 2 — 1933)

  • 3 прелюдии, соч. 1 (1925)

  • Сборник детских пьес, соч. 3 (1927—1940)

  • 4 прелюдии, соч. 5 (1928)

  • «Из пионерской жизни», пьесы для фортепиано, соч. 14 (1931)

  • 4 прелюдии, соч. 20 (1934)

  • 30 детских пьес, соч. 27 (1938)

  • 3 пьесы, соч. 30 (1939)

  • 24 прелюдии, соч. 38 (1944)

  • 24 лёгкие пьесы, соч. 39 (1944)

  • Лёгкие вариации, соч. 40 (1944)

  • Лёгкие вариации, соч. 51 (1952)

  • Рондо a-moll (для 1-го Международного конкурса им. Чайковского, 1958)

  • 4 лёгких рондо, соч. 60 (1958)

  • 6 прелюдий и фуг, соч. 61 (1959)

  • Весенние танцы, соч. 81 (1965)

  • Речитатив и рондо, соч. 84 (1967)

  • «В пионерском лагере», 6 пьес для фортепиано, соч. 86 (1968)

  • Вариации на народные темы, соч. 87 (1976)

  • 6 пьес, соч. 88 (1971)

  • 35 лёгких пьес, соч. 89 (1974)

  • Лирические напевы, соч. 93 (1971)

Для голоса и фортепиано

  • 10 сонетов Шекспира (1955, перевод С. Я. Маршака)

  • Романсы на слова Р. Гамзатова

Песни

7 весёлых песен (слова С. Я. Маршака, 1945), 4 песни-шутки (слова С. Я. Маршака и С. В. Михалкова, 1945), Четвёрка дружная ребят (слова С. Я. Маршака), Наш край (слова А. Пришельца), Пионерское звено (слова О. И. Высоцкой), Про вожатую (слова О. И. Высоцкой), Школьные годы (слова Е. А. Долматовского), Спокойной ночи (слова В. И. Викторова), Часовые стоят (слова В. Шляхова), Не только мальчишки (слова В. И. Викторова), Счастье (слова О. И. Высоцкой), Артековский вальс (слова В. И. Викторова) и др.

Музыка к драматическим спектаклям

  • «Земля и небо» братьев Тур (1932, МХАТ 2-й),

  • «Мстислав Удалой» И. Л. Прута (1932, ЦТКА, Москва),

  • «Шутники» Островского (1933, там же),

  • «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука (1934, там же),

  • «Дорога цветов» Катаева (1934, театр имени Е. Б. Вахтангова),

  • "«Слава» В. М. Гусева (1936, ЦТКА),

  • «Весёлый портняжка» (1935, ЦКТ),

  • «Мера за меру» Шекспира (1940, театр имени Е. Б. Вахтангова),

  • «Чёртов мост» А. Н. Толстого (1939, Московский театр Сатиры),

  • «Школа злословия» Р. Шеридана (1939, МХАТ),

  • «Мадам Бовари» (по Флоберу, 1939, Московский Камерный театр),

  • «Севильский цирюльник» Бомарше (1940, МАДТ имени Моссовета)

  • «Домби и сын» (по Диккенсу, 1949, МХАТ),

  • «Ромео и Джульетта» Шекспира (1956, театр имени Е. Б. Вахтангова);)

Музыка к кинофильмам

  • Петербургская ночь (1933)

  • Аэроград (1935)

  • Зори Парижа (1936) (совместно с Н. Н. Крюковым)

  • Щорс (1938)

  • Антон Иванович сердится (1941)

  • Первоклассница (1948) (совместно с М. П. Зивом)

  • Академик Иван Павлов (1949)

  • Мусоргский (1950)

  • Вихри враждебные (1953)

  • Вольница (1955)

  • Сёстры (1957)

  • Восемнадцатый год (1958)

  • Хмурое утро (1959)

Библиография

  • Избранные статьи о музыке. М. Советский композитор 1963 г.

  • Рассказы о музыке. М. Музыка 1968 г.

  • Прекрасное пробуждает доброе. Статьи, доклады, выступления. М. Педагогика. 1973г

  • Про трех китов и про многое другое. М.: Дет. лит., 1976 г.

  • Дорогие мои друзья. М., Молодая гвардия, 1979 г.

  • Педагогические размышления. М. Педагогика 1986г

  • Р. В. Глезер «Дмитрий Борисович Кабалевский». — Л.: «Советский композитор», 1969. — 39 с.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее