![Понятие рифмы](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_0.jpg)
Понятие рифмы
![](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_1.jpg)
![](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_2.jpg)
![Понятие стопы, метра и стихотворного размера. Б у ря мгл о ю н е бо кр о ет, Стопа стихотворный Метр размер В и хри сн е жные кр у тя…](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_3.jpg)
Понятие стопы, метра и стихотворного размера.
Б у ря мгл о ю н е бо кр о ет,
Стопа
стихотворный
Метр размер
В и хри сн е жные кр у тя…
![расставить ударение; определить ударные и безударные слоги; поставить номера ударных слогов или записать полученную схему; определить размер.](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_4.jpg)
- расставить ударение;
- определить ударные и безударные слоги;
- поставить номера ударных слогов или записать полученную схему;
- определить размер.
![Двусложный размер, состоящий из ударного и безударного слогов. 1,3,5,7…. Б у́ ря мгл о́ ю н е́ бо кр о́ ет В и́ х ри сн е́ ж ны е кру т я́ … А.С. Пушкин](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_5.jpg)
Двусложный размер, состоящий
из ударного и безударного слогов.
1,3,5,7….
Б у́ ря мгл о́ ю н е́ бо кр о́ ет В и́ х ри сн е́ ж ны е кру т я́ …
А.С. Пушкин
![Двусложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов. 2,4,6,8…. Мой д я́ дя с а ́мых ч е́ стных пр а ́вил… А.С. Пушкин](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_6.jpg)
Двусложный размер, состоящий
из безударного и ударного слогов.
2,4,6,8….
Мой д я́ дя с а ́мых ч е́ стных пр а ́вил…
А.С. Пушкин
![Хорей – плавный, протяжный, напевный. Поэты использовали данный стихотворный размер, чтобы придать своему произведению легкость, романтичность. Ямб – деловой, энергичный. Яркой особенностью этого стихотворного размера является придание стихотворению определенного четкого ритма. Очень часто ямб использовали, чтобы произведение было бодрым, ясным. Ямбом писали торжественные оды.](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_7.jpg)
Хорей – плавный, протяжный, напевный. Поэты использовали данный стихотворный размер, чтобы придать своему произведению легкость, романтичность.
Ямб – деловой, энергичный. Яркой особенностью этого стихотворного размера является придание стихотворению определенного четкого ритма. Очень часто ямб использовали, чтобы произведение было бодрым, ясным. Ямбом писали торжественные оды.
![Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные. 1,4,7,10…. Т у́ чки не б е́ сные, в е́ чные стр а́ нники М.Ю.Лермонтов](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_8.jpg)
Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные.
1,4,7,10….
Т у́ чки не б е́ сные, в е́ чные стр а́ нники
М.Ю.Лермонтов
![Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные. 2,5,8… Не в е́ тер бу ш у́ ет над б о́ ром, Не с г о́ р побе ж а́ ли ру чь и́ … Не с г о́ р побе ж а́ ли ру чь и́ … Н.А.Некрасов](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_9.jpg)
Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные.
2,5,8…
Не в е́ тер бу ш у́ ет над б о́ ром,
Не с г о́ р побе ж а́ ли ру чь и́ …
- Не с г о́ р побе ж а́ ли ру чь и́ …
Н.А.Некрасов
![Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два других – безударные. 3,6,9,12…. О, вес н а́ без кон ц а ́ и без кр а ́ ю — Без кон ц а́ и без кр а ́ ю меч т а́ ! А.Блок](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_10.jpg)
Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог,
а два других – безударные.
3,6,9,12….
О, вес н а́ без кон ц а ́ и без кр а ́ ю — Без кон ц а́ и без кр а ́ ю меч т а́ !
А.Блок
![Анапест сходен с ямбом, т.к. ритмически утверждает жизнелюбие. А дактиль , также как и хорей создаёт минорный лад. У амфибрахия монотонно-раскачивающаяся интонация. А.П. Сумароков (поэт, литератор, современник М.В. Ломоносова) находил, что амфибрахий – своеобразная золотая середина. Поэт называл хорей и дактиль “ нежными стопами ”, ямб и анапест – “ живоносными ”. А вот про амфибрахи й говорил, что это “ нежности и живности смесь ”.](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_11.jpg)
Анапест сходен с ямбом, т.к. ритмически утверждает жизнелюбие. А дактиль , также как и хорей создаёт минорный лад.
У амфибрахия монотонно-раскачивающаяся интонация.
А.П. Сумароков (поэт, литератор, современник М.В. Ломоносова) находил, что амфибрахий – своеобразная золотая середина.
Поэт называл хорей и дактиль “ нежными стопами ”, ямб и анапест – “ живоносными ”. А вот про амфибрахи й говорил, что это “ нежности и живности смесь ”.
![УСЕЧЁННАЯ СТОПА - строка, в которой последняя стопа дана неполной. ПИРРИХИЙ - это группа слогов, состоящая из 2-х безударных слогов.](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_12.jpg)
УСЕЧЁННАЯ СТОПА - строка, в которой последняя стопа дана неполной.
ПИРРИХИЙ - это группа слогов, состоящая из 2-х безударных слогов.
![ВАня – хорей ИвАн - ямб](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_13.jpg)
ВАня – хорей ИвАн - ямб
![](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_14.jpg)
![](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_15.jpg)
![](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_16.jpg)
![В е тер п о мор ю гул я ет И кор а блик подгон я ет; О н беж и т себ е в волн а х На разд у тых парус а х. А.С.Пушкин Четырехстопный хорей](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_17.jpg)
В е тер п о мор ю гул я ет
И кор а блик подгон я ет;
О н беж и т себ е в волн а х
На разд у тых парус а х.
А.С.Пушкин
Четырехстопный хорей
![У луком о рья д у б зел е ный, Злат а я ц е пь на д у бе т о м, И дн е м, и н о чью к о т уч е ный Всё х о дит п о цеп и круг о м. А.С.Пушкин ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_18.jpg)
У луком о рья д у б зел е ный,
Злат а я ц е пь на д у бе т о м,
И дн е м, и н о чью к о т уч е ный
Всё х о дит п о цеп и круг о м.
А.С.Пушкин
ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ
![Я теб е ничег о не скаж у , Я теб я не встрев о жу нич у ть, И о т о м, что я м о лча тверж у Не реш у сь ни на чт о намекн у ть. А.Фет ТРЕХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_19.jpg)
Я теб е ничег о не скаж у ,
Я теб я не встрев о жу нич у ть,
И о т о м, что я м о лча тверж у
Не реш у сь ни на чт о намекн у ть.
А.Фет
ТРЕХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ
![Б у дем как С о лнце! Заб у дем о т о м, Кт о нас вед е т по пут и золот о му… К. Бальмонт ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_20.jpg)
Б у дем как С о лнце! Заб у дем о т о м, Кт о нас вед е т по пут и золот о му…
К. Бальмонт
ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ
![Дуб о вый лист о к оторв а лся от в е тки род и мой И в ст е пь укат и лся, жест о кою б у рей гон и мый.. М.Ю.Лермонтов ПЯТИСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_21.jpg)
Дуб о вый лист о к оторв а лся от в е тки род и мой
И в ст е пь укат и лся, жест о кою б у рей гон и мый..
М.Ю.Лермонтов
ПЯТИСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ
![](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_22.jpg)
![Созвучие в окончании двух или нескольких слов. Виды рифм ПАРНАЯ аабб КОЛЬЦЕВАЯ, ОПОЯСЫВАЮЩАЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ абба абаб](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_23.jpg)
Созвучие в окончании двух или нескольких
слов.
Виды рифм
ПАРНАЯ
аабб
КОЛЬЦЕВАЯ,
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ
ПЕРЕКРЕСТНАЯ
абба
абаб
![Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог , Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог . Его пример другим наука ; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство , Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_24.jpg)
Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог , Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог . Его пример другим наука ;
Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство , Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!"
А.С. Пушкин
![Рифмы бывают: Мужские – ударение на последний слог в строке Женские – ударение на второй с конца строки слог Дактилические – ударение на третий с конца слог Гипердактилические – ударение на четвертый с конца слог Рифмы делятся на: Простые и составные; Ясные и неясные .](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_25.jpg)
Рифмы бывают:
Мужские – ударение на последний слог в строке
Женские – ударение на второй с конца строки слог
Дактилические – ударение на третий с конца слог
Гипердактилические – ударение на четвертый с конца слог
Рифмы делятся на:
Простые и составные;
Ясные и неясные .
![В приведенных примерах обозначьте способ рифмовки. В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далёких, чуждых стран. ПЕРЕКРЕСТНАЯ М.Ю.Лермонтов](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_26.jpg)
В приведенных примерах
обозначьте способ рифмовки.
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких, чуждых стран.
ПЕРЕКРЕСТНАЯ
М.Ю.Лермонтов
![Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орёл молодой , Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном. А.С. Пушкин ПАРНАЯ](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_27.jpg)
Сижу за решеткой в
темнице сырой.
Вскормленный в неволе
орёл молодой ,
Мой грустный товарищ,
махая крылом,
Кровавую пищу клюёт
под окном.
А.С. Пушкин
ПАРНАЯ
![Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя. М.Ю.Лермонтов КОЛЬЦЕВАЯ, ОПОЯСЫВАЮЩАЯ](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_28.jpg)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась
рано,
По лазури весело играя.
М.Ю.Лермонтов
КОЛЬЦЕВАЯ, ОПОЯСЫВАЮЩАЯ
![](http://fsd.intolimp.org/html/2024/03/28/i_6605b22ab0427/img_phpePOdJe_Stihotvornyj-razmer_29.jpg)