«Весна — лето 2024»

«Применение дикционной и артикуляционной гимнастики на занятиях по вокалу»

«Применение дикционной и артикуляционной гимнастики на занятиях по вокалу»

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки











Тема: «Формирование дикции и артикуляции на уроках вокала»








































Содержание.

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические подходы к проблеме дикции и артикуляции в работе

с детьми на уроках вокала……………………………………………………5

1.1. Понятие дикция и артикуляция………………………………………….6

1.2. Приемы работы над дикцией и артикуляцией………………………….8

1.3 Дикция и артикуляция в работе с текстом песен………………………….9

1.4. Как развить дикцию и четкость речи……………………………………..10

Глава 2. Практическое исследование

2.1. Разработка анкеты для учащихся. Анализ результатов анкетирования.…………………………………………………………………11

Заключение …………………………………………………………….………13

Список используемой литературы...………………………….……………..14

Приложение… ……..…………………………………………………………..15





















Введение.

Удивительным свойством наградила человека природа, дав ему выражать свои чувства и мысли при помощи звуков.

Выработка ясного, четкого правильного произношения слов в пении является одним из важнейших элементов на уроках вокала.

«Хорошо сказанное - наполовину спето", - говорил Ф. И. Шаляпин.

Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции и артикуляции хора, которая является средством для постижения литературного содержания хорового произведения.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы через осмысленную работу над произнесением текста в произведениях выработать правильные нормы его произношения, привить детям любовь к родному языку, и через элементы художественных образов, воспитать в детях интерес к содержанию вокальной речи и ее выразительным качествам.

В методической и педагогической литературе встречается достаточное количество исследований, которые посвящены проблемам формирования дикционных навыков в вокальной работе с детьми.

Актуальность исследования можно сформулировать следующим образом. Вокальное исполнительство является наиболее массовой формой активного приобщения учащихся к музыке.

Но, к большому сожалению, приходится констатировать, что многие дети имеют нарушения речевых функций. В результате, дефекты речевой моторики негативно  сказываются на фонетической стороне речи, дикции и уровне вокального исполнения.

И одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений. Поэтому,  артикуляция и дикция -  являются основообразующими  компонентами  вокального творчества, что можно считать очень своевременным и актуальным.

Цель исследования - выявить особенности формирования дикционных и артикуляционных навыков на уроках вокала

Задачи:

- изучить научно-методическую литературу по теме исследования;

- определить последовательность и трудности формирования дикционных навыков в начальный период обучения;

- рассмотреть вокально-хоровые приемы работы над дикцией и артикуляцией.

- разработать анкету и провести анкетирование среди учащихся;

- сделать выводы по результатам опроса;

Объект исследования: учащиеся 5-8 классов МБОУ лицея №7,младшая вокальная группа «Гармония» МБОУ лицея №7.

Предмет исследования: вокально-хоровая работа

В работе использовались следующие методы исследования:

База исследования: МБОУ лицей №7 г. Красного Сулина.

Методическую базу исследовательской работы составили труды таких авторов, как Г.П. Стулова, А. А. Сергиев, К. П. Виноградов, Л. Д. Алфёрова и др.

Методы исследования: сбор и систематизация материалов; анализ и интерпретация полученных данных; наблюдения; анкетирование.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана и внедрена в учебный процесс методика формирования певческих умений (дикция, артикуляция) у будущих вокалистов, включающая системы учебных занятий, активные методы обучения: творческие задания, игровой метод.

Структура работы.

Содержание работы раскрыто во введении, двух главах, заключении. Исследовательская работа состоит из списка используемой литературы и приложения.

































Глава I. Теоретические подходы к проблеме дикции и артикуляции в работе

с детьми на уроках вокала


1.1 Понятие дикция и артикуляция.


Каждое слово, с которым мы обращаемся в зал, либо при речи, либо при пении должно быть послано достаточно громко, четко и ясно, чтобы слушатель без особого напряжения мог уловить смысл происходящего на сцене.

Для этого вокалист должен работать над активной подвижностью всего артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и т.д.

Артикуля́ция (от лат. articulo — «расчленяю») — в фонетике представлена как комплексная систематизация работы определенных мышц лица, участвующих при формировании и произношении звуков речи, в результате чего появляется грамотная и красивая речь.(12)

Артикуляционные навыки вырабатываются в условиях активной работы мышц речевого аппарата, главным образом щёчных и губных, а также кончика языка. Немаловажную роль в выработке правильных навыков артикуляции играет нижняя челюсть, подвижность которой в значительной мере влияет на произношение слов.

Артикуляционные навыки включают в себя:

⦁ чёткое и грамотное произношение;

⦁ округление звука, за счёт приема пения на скрытом зевке;

⦁ сохранение ровного, стабильного звука при пении различных гласных;

⦁ ощущение близкой вокальной позиции;

⦁ умение коротко и чётко произносить согласные при максимальной протяжённости гласных.

Выработка вышеперечисленных навыков артикуляции, в дальнейшем подготовит почву для хорошей дикции, которая является результатом работы артикуляционного аппарата.

Дикция – (лат.) в переводе означает произношение.

Под хорошей оптимальной дикцией мы должны осознавать отчетливое и ясное произношение абсолютно всего диапазона звуков с верной их артикуляцией при четком произнесении слов и целых фраз.(12)

Поскольку мелодия в хоровом произведении неразрывно связана с текстом, дикция играет большую роль в пении хора. Дикционные навыки имеют следующие особенности:

⦁ напевность гласных;

⦁ способ произнесения гласных в разных регистрах;

⦁ чистое, редко измеряемое звучание гласных;

⦁ быстрое выговаривается согласных на высоте последующих за ними гласных ;

⦁ согласные в конце слога, выговаривается в начале следующего слога.

Умение хора ясно и четко произносить слова при пении, то есть хорошая дикция, позволит слушателям не только разобрать смысл каждого отдельного слова, но и понять глубинное содержание исполняемого произведения.


1.2. Приемы работы над артикуляцией и дикцией


Правильная артикуляция и четкая дикция – это гармония двух процессов пения, взаимодействующих между собой и влияющих друг на друга, так как воспроизводятся одним голосовым аппаратом.

В процессе пения практически всю длительность звука, которого интонирует вокалист, занимают гласные звуки, а согласные звуки при этом становятся короче – это один из важнейших правил кантиленного звучания. Отсюда, постановка аппарата у вокалиста начинается с работы над правильной постановкой вокальных гласных, от которых зависит вся красота, индивидуальность, тембр и высокохудожественная значимость голоса.

На протяжении процесса обучения необходимо овладеть навыками вокальной артикуляции. От этого будет зависеть легкость певческого звука, его естественность, гармоничность. Все эти критерии составляют неотъемлемую часть голосового аппарата любого солиста.

Каждая буква и целиком слово, произнесенное в речи или в пении, необходимо произносить четко, красочно и выразительно. Громкость летящего звука должна быть настолько сильной, чтобы его услышали зрители, сидящие в конце зала. Вот для чего необходимо овладение отличной дикцией. Эти навыки можно приобрести в результате ежедневных артикуляционных упражнений, с помощью которых разрабатываются технические возможности голосового аппарата.

Первое условие работы артикуляционного аппарата — естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов.

Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. Для этого мы делаем артикуляционную гимнастику, куда включаются упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка (Приложение № 1).

После разогрева артикуляционного аппарата мы уделяем внимание работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т. п. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на упражнениях, и скороговорках (Приложение № 2).

Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

После работы над скороговорками мы переходим к работе над песней.

Особое внимание следует обращать на свободно и хорошо открывающийся рот у детей. Мягкое и свободное движение нижней челюсти играет большую роль в процессе артикуляции.

Если рот хорошо открывается, то улучшается звучание голоса и повышается разборчивость речи. Если челюсти зажаты, ребёнок говорит и поет "сквозь зубы".

Рот должен открываться в вертикальном направлении, путём опускания нижней челюсти которая обычно очень напряжена. Ощутить ее свободное движение можно при помощи распевания слов “май, дай, бай” и др.

Губы играют чрезвычайно важную роль и в голосообразовании и в дикции. Активная работа губ способствует внятности произношения и в пении и в речи, так как большое количество согласных и гласных формируется при помощи участия губ.

Язык играет немаловажную роль в вопросе дикции и звукообразования. Высоко поднимающийся корень языка, который способен закрыть своей массой большую часть пространства в глотке, и при этом его пассивное и вялое состояние, крайне вредят звукообразованию. Язык должен свободно (но не вяло) лежать на дне рта, образуя в середине незначительную ложбинку, двигаться больше своими краями чем серединой, касаясь кончиком корней нижних передних зубов. Корень языка при пении должен быть опущен как в момент легкого позевывания (зевка).

Необходимо обращать внимание учащихся на положение мягкого неба и форму ротового резонатора при произнесении разных гласных и согласных. В качестве тренировки движений губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки.

Слова всех упражнений должны произноситься твёрдыми губами при активной работе кончика языка. Заниматься следует начинать в медленном темпе с утрированной артикуляцией всех звуков, при средней динамике и в средней тесситуре. Затем условия произношения постепенно усложняются в отношении темпа, динамики и тесситуры.

Очень важно на уроках объяснить и лично демонстрировать учащимся все артикуляционные движения и упражнения. Задачей хормейстера в работе над дикцией, является укрепление мускулатуры губ поющих, и прежде всего - путем личного показа формирования гласных, слогов и целых слов при помощи активно работающих губ.

Борьба с дикционными недостатками должна продолжаться на протяжении всего дальнейшего обучения, и быть направлена не только на достижение вокальной, но и речевой культуры, ясной и правильной речи.

Таким образом, в процессе занятий на уроках вокала можно использовать разные формы работы над дикцией и артикуляцией:

а) артикуляционная гимнастика;

б) упражнения для дикции;

в) упражнения перед началом пения, распевки;

г) работа над произношением слов разучиваемого произведения.







1.3 Дикция и артикуляция в работе с текстом песен


Работу над песней начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, притопыванием и другими ритмическими движениями. Эти движения помогают выявить слоговую структуру слова.

  •  Сомкнуть (слегка сжать) зубы и утрированно проговорить текст песни, (затем проговаривается текст как обычно)

  •  Подоприте кулачком свою челюсть, преодолевая сопротивление, читайте текст, отодвигая челюстью кулак

  •  Проговорить текст нараспев, соединяя гласные

  •  Произведения с активным произношением предварительно пропевать на слоги «бра», «дри»

  •  Выразительно прочитать текст (по одному куплету) на высоком звучании. Этим приемом пользуюсь как в процессе разучивания, так и при повторении усвоенных песен. Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

  Можно использовать следующие вокальные упражнения.

  • Бра-брэ-бри-бро-бру - (по трезвучию)

  • Да-ба-да-ба-да-ба-да-ба-да - (ч. 5 поступенное движение вверх-вниз

  •  Да-да-да-да-да - (ч. 3 или ч. 5), челюсть прыгает свободно

  •  Дай-яй-яй – (ч. 3), активная работа челюсти

  •  Дари-дари-дари-дари, дари-дари-да.

  •  «Поезд едет скрежеща, же – че – ша – ща».

  •  Р-Р-Р-Р-р – (ч. 3 поступенное движение вверх-вниз)

  • «Мы перебегали берега перебегали берега» (ч. 5 поступенное движение вверх-вниз)

Далее идет пение скороговорок.

Веники, веники,
Веники – помелики.
На печи валялися
С печи оборвалися.
Кум Гавлила, кум Гаврила,
Я Гавриле говорила:
Веретёна, не точёна,
В бане веники мочёна.
Веники, веники,
Веники – помелики.
На печи валялися
С печи оборвалися.

Работа над музыкальным произведением с использованием различных упражнений – это, прежде всего, системный подход к развитию голоса, который тренируется последовательно и стабильно.

1.4.Как развить дикцию и четкость речи



 К сожалению, далеко не каждый взрослый может похвастаться хорошей дикцией. Часто мы слышим непонятные нам слова: кафка, вместо кашка; фышка, вместо шишка и т. д. Пора всерьез поработать над своей дикцией. Как это сделать и с чего начать.

1. Читайте вслух как можно больше

Включите диктофон и приступайте к чтению. Прочитав несколько абзацев, прослушайте запись. Проверьте себя: все ли окончания произнесли отчетливо? как звучит голос – монотонно или нет? Тренируйтесь, пока не достигнете хорошего результата.

2. Следите за своей интонацией

Правильная интонация – одна из важнейших характеристик отличной дикции, вот несколько основных правил.

  • К середине обычной фразы тон голоса всегда повышается, к концу понижается.

  • В вопросах и восклицаниях тон в конце фразы всегда выше, чем в начале.

  • Между предложениями обязательно нужна небольшая пауза длительностью 1-3 секунды.

  • Переходя от одной мысли к другой (от одного абзаца к другому), делайте пятисекундную паузу.

Следя за интонацией, мы достигаем сразу нескольких целей:

  • наши высказывания более понятны и интересны слушателям;

  • голос обретает уверенность и более приятное звучание;

  • слушатель лучше ориентируется в информации, которую мы хотим ему передать.

Кроме того, контроль интонации помогает нам преодолеть застенчивость, ведь в момент речи мы сосредотачиваемся на произносимых словах, а не на своих внутренних переживаниях.

3. Тренируйтесь регулярно

Результат гарантирован только в том случае, если вы упражняетесь постоянно, а не от случая к случаю. Работайте над произношением ежедневно.

4. Делайте упражнения для речевых органов

  • Возьмите в зубы карандаш и попробуйте произнести фразу из 10-15 слов. Повторяйте до тех пор, пока каждое слово не будет получаться хорошо.

  • Наберите в рот орехов и произнесите любую скороговорку. Старайтесь каждый звук произносить максимально четко.

  • Высуньте язык и попытайтесь достать им до носа, до подбородка, потом – до правой и левой щеки.

  • Сомкните зубы и представьте, что их задняя сторона – это забор, а язык – кисточка. Сначала «покрасьте» нижний ряд, потом – верхний. Затем «рисуйте» линии по твердому нёбу.

  • Надуйте щеки и перекатывайте во рту воображаемый «воздушный шарик» из одной стороны в другую.

Этот базовый комплекс упражнений при регулярном выполнении дает хороший результат.

5. Работайте с конкретным проблемным звуком

Очень важно научиться произносить изолированный звук.

Первый шаг – приведите органы речи в нужное положение:

  • произнесите звук [к] несколько раз, почувствуйте, как задняя часть языка поднимается в этот момент и замрите;

  • кончик языка уприте в бугорки возле верхних зубов;

  • энергично выдохните и направьте поток воздуха к кончику языка – он должен завибрировать;

  • добавьте голос.

Второй шаг – учимся произносить звук в различных сочетаниях, например:

  • дра – дрэ – дры – дро – дру, драма, дракон, друг, кадр, кедр;

  • зра – зрэ – зры – зро – зру, зразы, зрачок, прозрачный;

  • гра – грэ – гры – гро – гру, град, грек, грызун, гром, грусть;

  • тра – трэ – тры – тро – тру, трамвай, метро, труба, метр;

Шаг третий – отрабатываем звук с помощью скороговорок. Сначала произносите их медленно, следите за четким произношением, затем наращивайте темп.

7 Чистота и богатство речи

Качество речи резко снижается, если вы постоянно употребляете слова-паразиты, такие как «блин», «ну», «типа» и т. д. Постоянно работайте над пополнением словарного запаса.

8. Учитесь правильно дышать

Человек может говорить только на выдохе. Поэтому важно уметь правильно дышать, чтобы вам хватало воздуха на всю фразу. Для этого тренируйте диафрагму.

  • Встаньте, выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч. Положите руку на живот. Вдохните через нос, почувствуйте, как живот двигается вперед. Совершите выдох через губы, вытянутые трубочкой.

  • Усложним предыдущее упражнение. Во время вдоха-выдоха ходите по комнате или совершайте наклоны.

  • Глубоко вдохните. На длинном выдохе тяните любую гласную. Старайтесь держать ее как можно дольше, не меняя тональности.





Глава 2. Практическое исследование

2.1. Разработка анкеты для учащихся. Анализ результатов анкетирования.


Знают ли учащиеся что такое дикция и артикуляция, и какую роль они играют в их жизни?

Чтобы получить ответы на наши вопросы, мы решили составить анкету и опросить учащихся 5-8 классов МБОУ лицея №7. В опросе принимали участие 60 человек. (Приложение № 3)

В своих анкетах мы интересовались:

1.Знаете ли вы, что такое дикция и артикуляция?

Да -82%

Нет-18%

2.Считаешь ли ты, что четкая дикция приятна для слухового восприятия

Да-93%

Нет-7%

3.Какие недостатки вашей речи вас беспокоят?

нет недостатков -63%

некрасивая речь-17%

пропускаете или заменяете многие звуки-11%

говорите взахлёб -9%

4. Исправляете ли вы свои речевые ошибки-

Да- 41%

Нет-34%

Не всегда-25%

5 Могут ли уроки вокала сформировать правильную дикцию и артикуляцию?

Да -56%

Нет –19%

Не знаю -25%

6.Чтобы сформировать правильную дикцию и артикуляцию, что для этого нужно

много читать28%

тренировать речь -45%

выполнять специальные упражнения -27%

7.В каких профессиях требуется четкая дикция и артикуляция

Диктор -35%

Бизнесмен -5%

Учитель-15%

артист-39%

Менеджер -6% (Приложение№4)


Результаты анкеты показали: большинство учащихся 5-8 классов знают, что такое дикция и артикуляция.

Однако, имеются недостатки речи детей, чаще всего это результат невнимательного отношения родителей к развитию речи своих детей.

Ребята понимают, что дефекты в произношении могут быть устранены с помощью простых систематических вокальных упражнений, тренировок. Но, это нужно делать под наблюдением и контролем взрослого.

Также мы опросили учащихся, которые не первый год занимаются в вокальной группе «Гармония». Ребята назвали одну из важнейших особенностей развития речи на уроках вокала - формирование навыка «автоматизма» исполнения упражнений. Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях, применение музыкальных игр развивают ребенка целостно: тренируют память, интуицию, речь, логическое и образное мышление






























Заключение


 Изучив и проанализировав материал по данной теме, мной был сделан вывод. Руководитель хора должен постоянно заботиться о развитии гибкости и подвижности артикуляционного аппарата поющих, добиться активности, легкости и свободы в работе отдельных его частей (языка, губ, челюсти), без чего не может быть хорошего, ясного произношения слов текста.

Дикция и артикуляция на уроках вокала, формируя главные качества вокального звука, активизируют дыхание, помогают петь в высокой светлой позиции, способствуют достижению яркого звучания, помогают достигать наибольшей силы звука при экономной затрате энергии.

Артикуляционная гимнастика помогает:

  •  устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

  •  разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;

  •  развить мимику, артикуляционную моторику;

  •  развить выразительную дикцию.

Дикционные навыки должны формироваться и при необходимости исправляться под чутким наблюдением педагога. Задача педагога на уроках вокала состоит в том, чтобы выявлять и исправлять недостатки артикуляции детей при пении, используя определенные методы и приемы

Использование методик по формированию, развитию и активизации речевого аппарата позволяют качественно повысить уровень вокального исполнительства, способствуют гармоничному развитию личности ребёнка, росту его творческих способностей, повышению уровня самореализации.














Список используемой литературы.


1 В. Соколов Работа с хором издательство Музыка Москва 1967

2 Г.П. Стулова "Теория и практика работы с детским хором" Москва. Владос 2002.

3 К. П. Виноградов " Работа над дикцией в хоре" Издательство Музыка Москва 1967

4 В. Краснощёков. "Вопросы хороведения." изд. Музыка, Москва 1969.

5 В. Живов. "Исполнительский анализ хорового произведения" Москва, "Музыка", 1987

6 Д. Е. Огороднов "Методика комплексного музыкально-певческого воспитания."

7 Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение. Санкт-Петербург, Музыка 2000

8 В. П. Морозов Тайны вокальной речи. Ленинград 1967

9. Л. Д. Алфёрова. Речевой тренинг: дикция и произношение. Пособие для самостоятельной работы.

10. http://vocabulary.ru/dictionary/789/word/navy

11.http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/

12.https://dmsh2kerch.crm.muzkult.ru/media/2020/01/28/1250382270/

13.https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-vokalnye-uprazhnenija-i-muzykalno-rechevye-igry-krotova-t-e.html

14. https://nsportal.ru/user/703309/page/kompleks-uprazhneniy-na-artikulyatsiyu-i-diktsiyu

















Приложение № 1

Артикуляционная гимнастика

1. Активизация мышц губ.

  • «Шлепки губами» (беззвучно, со звуками « П - Б»)

  • «Трубочка» (беззвучно, со звуком «у-у»)

  • «Зевок» (беззвучно, со звуком «а-а»)

2. Активизация языка.

  • «Маятник» ( пошевелить языком из стороны в сторону, касаясь щеки)

  • «Винтик» (круговые обороты в обе стороны)

  • «Трубочка» (язык собрать в узенькую трубочку).

3. Активизация мышц нижней челюсти.

  • «Озноб» (постучать мелко, дробно передними зубами)

  • «Лодочка» (подвигать челюстью в стороны)

4. Активизация гортани.

  • «Насос» («выброс» воздуха со звуком «фу»)

  • «Тихо – громко» (произнести звуки «К - Г»)

5. Закрепление активизации мышц артикуляционного аппарата.

Произношение основной таблицы гласных звуков: И-Э-А-О-У-Ы.




















Приложение № 2

Упражнения для дикции.

1.«Мою окно»

ПРИ-ПРЭ-ПРА-ПРО-ПРУ-ПРЫ

2.«Мою полы»

ТРИ-ТРЭ-ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ

3.«Жонглирую»

БИППИ – БЭППЭ-БАППА-БОППО-БУППУ-БЫППЫ

4.«Серсо»

СИ-СЭ- СА-СО-СУ-СЫ

5.«Игра в теннисный мяч»

ТИ-ТЭ-ТА-ТО-ТУ-ТЫ

6.«Завожу машину»

ЗИС – ЗЭС-ЗАС-ЗОС-ЗУС-ЗЫС

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!

  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!

  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!


Скороговорки

***

Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.

***

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

***

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

***

Мышки сушек насушили, Мышки кошек пригласили.















Приложение №3

Анкета для учащихся.

Уважаемые учащиеся!

Просим Вас принять участие в анкетировании. Для этого Вам необходимо письменно ответить на вопросы. Ваши искренние ответы нам необходимы для написания исследовательского проекта.


1.Возраст ребенка ______ лет, пол ребенка ___________________.

2.Знаете ли вы, что такое дикция и артикуляция?

Да___

Нет___

3.Считаешь ли ты, что четкая дикция приятна для слухового восприятия

Да___

Нет___

4.Какие недостатки вашей речи вас беспокоят?

-некрасивая речь;

-пропускаете или заменяете многие звуки;

-говорите в захлёб;

другое___________

5. Исправляете ли вы свои речевые ошибки

Да___

Нет___

Не всегда___

6. Могут ли уроки вокала сформировать правильную дикцию и артикуляцию?

Да___

Нет___

7.Чтобы сформировать правильную дикцию и артикуляцию, что для этого нужно

-много читать

-тренировать речь

-выполнять специальные упражнения

другое_______

8.В каких профессиях требуется четкая дикция и артикуляция

-диктор;

-бизнесмен;

-учитель;

-певец;

-менеджер.

Большое спасибо


Приложение№4





24


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее