Здравствуйте, господа!
Если вы Юноша, то поднимите левую руку,
А если вы девушка, то - правую!
Теперь я могу определить, кто из вас юноши, а кто девушки.
Спасибо, опускайте руки.
Мое выражение содержало условия, по которым вы смогли определить, что вам нужно сделать. Как вы думаете, как называется выражение, которое содержит условие?
(щелчок) Итак, как вы уже поняли, тема нашего занятия «Условные выражения»
Предлагаю определить, что нам нужно узнать на сегодняшнем занятии, выберите нужные цели из списка! (читаю)
Какие цели оставим?
Давайте проверим?
Выражение является условным выражением, если в нем выполняется проверка некоторого условия. Условия мы можем задавать при помощи конструкции Если то, или если то иначе, если есть какие-то действия, которые выполняются в противном случае.
Попробуйте придумать условия, основанные на данных конструкциях!
Например,
Если вы сегодня еще не ели, то вы голодный
Если число делится на два, то оно четное, иначе – нечетное
Если мы видим солнце, то сейчас день, иначе – ночь
Мы все здесь собрались, потому что нам интересно программировать, и нам очень хочется быстрее этому научиться. Ни одну программу нельзя написать, не используя разных условий. Мы задаем компьютеру условие, а он решает, что делать дальше, по какой ветке программы пойти.
В языке Паскаль условные выражения записываются в виде оператора if-else.
-
Разберем пример: Рассмотрим блок схемы: в ромбике записывается условие, условие имеет два выхода – выполнено или нет, в прямоугольнике записываются действия, а затем выход из условия. Попробуем переписать схему в виде кода.
1)if (a 0) then
WriteLn(‘а – положительное число’);
А теперь разберем вторую схему
2) if (a 0) then
WriteLn(‘а – положительное число’)
else
WriteLn(‘а – отрицательное число’);
Что делает наша программа? Давайте подумаем, есть ли недостаток у нашей программы? Что произойдет если ввести ноль?
На экране появится, что 0 – отрицательное число. Как нам нужно доработать программу? Попробуем поставить еще одно условие.
if (a 0) then
WriteLn(‘а – положительное число’)
else if (a = 0) then
WriteLn(‘а = 0’)
else
WriteLn(‘а – отрицательное число’);
Заметим, что условий else if может быть некоторое количество, а также в каждом блоке может быть несколько действий, в программе их будем выделять фигурными скобками, за которыми нужно следить! Каждой открывающей должна соответствовать закрывающая.
if (Условие1) then
begin
Действие1;
Действие2;
…
ДействиеN;
end
else if (Условие2) then
begin
Действие1;
Действие2;
…
ДействиеN;
end
….
else if (УсловиеM) then
begin
Действие1;
Действие2;
…
ДействиеN;
end
else
begin
Действие1;
Действие2;
…
ДействиеN;
end;
Давайте попробуем написать самостоятельно свою первую программу, используя условный оператор. Переверните листочки, вы увидите задание и блок-схему. На листок бумаги капнула желтая краска, в какой цвет окрасится клякса, если может капнуть синяя, красная, зеленая или желтая?
Давайте проверим, совпало ли ваше решение с доской? Все молодцы, а сейчас на втором листе отметьте смайлами те пункты, которые вы усвоили сегодня. Поднимите руку у кого три смайла, два , один. Спасибо за урок.
Да
Желтая клякса
Оранжевая клякса
Капнула желтая
Нет
Да
Салатовая клякса
Нет
Зеленая клякса
Капнула синяя
Нет
Да
Капнула красная