«Зима 2025»

"Путь Абая" Мухтара Ауэзова

Всё творчество Мухтара Ауэзова 1920-1930-х и отчасти 1940 годов можно рассматривать как своего рода подготовку к главному делу его жизни – созданию романа-эпопеи «Путь Абая».

Олимпиады: Викторина "Родная речь моя, я так горжусь тобой" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

"Путь Абая" Мухтара Ауэзова

«Подлинная энциклопедия всех многогранных сторон жизни и быта казахского народа во второй половине ХIХ столетия».

К.И. Сатпаев

Всё творчество Мухтара Ауэзова 1920-1930-х и отчасти 1940 годов можно рассматривать как своего рода подготовку к главному делу его жизни – созданию романа-эпопеи «Путь Абая». Она объединяет два романа – «Абай» и «Путь Абая», каждый из которых тоже состоит из двух книг. Первая книга эпопеи вышла в свет в 1942 году, четвёртая в 1956 году. В 1949 году за роман «Абай» Мухтар Ауэзов получил Государственную премию, а вся эпопея «Путь Абая» в 1959 году была удостоена Ленинской премии.
   Четыре книги эпопеи «Путь Абая» показывают последовательно созревание и рост поэта-борца. Первая книга – юность будущего поэта, открывающая ещё непонятные мальчику социальные противоречия и пробуждающая в нём поэтическое дарование, стремление служить песней свободе и справедливости, без которой нет истинной красоты. Мы видим юношу, которого ужасает произвол и нравы в обществе и который инстинктивно тянется к добру.
   Вторая книга рисует рост общественного сознания Абая и развитие таланта Абая-поэта. Эксплуатация подневольных тружеников, кровавые межродовые раздоры становятся для него столь нетерпеливыми, что он всё дальше отходит от своей среды и всё ближе сходится с аульными жатаками, представленными в романе поистине богатырскими характерами бунтарей: Даркембай, Базаралы.
   Выступая как бий защитником личной свободы женщины, сторонником жатаков, Абай постепенно становится певцом и вожаком жатаков и предметом лютой ненависти своих знатных сородичей.
   Под воздействием русской культуры, оплодотворяющей самобытный гений Абая, и идей русской революционной демократии формируется характер Абая – человека, художника и общественного деятеля.
   Третья книга, изображающая уже зрелого поэта-борца, широкое влияние которого на народ определяется не высоким положением или административной властью, а непререкаемым нравственным авторитетом. Абай выступает здесь как организатор и наставник молодёжи: молодых поэтов, молодых деятелей обновляющей степи. Жестокое обострение общественной борьбы окончательно размежевало друзей и врагов Абая. Отец поэта, его братья, первая жена, многие друзья юности оказались в стан врагов. Но всё новое, здоровое, растущее – с ним: с ним молодёжь, с ним русские ссыльные революционеры, с ним степные протестанты и бунтари, с ним и люди искусства, которые выступают в романе носителями всего прекрасного, знаменем добра, справедливости, свободы.
   И вот четвёртая книга – особая по содержанию и стилю. Это Абай-философ и гражданин, уже переживший немало разочарований и потерь, но сохранивший свои просветительские идеалы, свою верность делу народного блага, непреклонность борца.
   Трагически заканчивается жизненный путь Абая, теряющего в год великого народного бедствия друзей и соратников, последнего из любимых сыновей – Магаша, которого мыслил продолжателем своего дела. Сражённый горем и тяжёлым недугом, Абай умирает, с тоской размышляя об участи одинокого дерева, сражённого бурей и гибнущего в неведении, дадут ли благодатные всходы его рассеянные по миру семена.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее