Пояснительная записка
Цель изучения МХК в 11 классе среднего (полного) общего образования – формирование общей культуры учащихся, связанной с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации.
Изучение МХК на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в МХК, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Рабочая программа по МХК для 11 класса (2016-2017 учебный год) составлена на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089// Сборник нормативных документов. Искусство. Министерство образования Российской Федерации. – М.: Дрофа.
Рапацкая Л.А. Программы курса. 10-11 классы .Мировая художественная культура (допущен Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации). –Москва : Гуманитарный издательский центр «Владос» , 2010.
Используемый учебник : Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура.11 класс (учебник в 2 частях).- Москва : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (приказ № 01-07/128 от 29.08.16 «О годовом календарном графике»). Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета.
Тематическое планирование
1.Художественная культура Нового времени ( 19 часов).
2. Художественная культура конца XIX-начала XX века ( 15 часов).
Поурочное планирование
Тема: Художественная культура Нового времени (19 часов).
№1. Стили и направления в искусстве нового времени
Общая характеристика стилей и направлений в искусстве нового времени. Стиль барокко. Изменение мировосприятия в эпоху барокко.
№2. Архитектура барокко.
Характерные черты стиля барокко в архитектуре. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини). Петербург и его окрестности. Архитектурное творчество Растрелли (Художественные произведения: Лоренцо Бернини: ансамбль собора св. Петра в Риме. Барромини церковь Сант Иво в Риме. Церковь Знамения в Дубровницах. Растрелли: Зимний дворец, Собор Смольного монастыря, Строгановский дворец).
№3. Изобразительное искусство барокко.
Живопись барокко П.П. Рубенс – король живописи («Персей и Андромеда», «Битва с амазонками», «Автопортрет с Изабеллой Брандт», «Союз Земли и Воды».
№4. Реалистическая живопись Голландии XVII века.
Многообразие жанров голландской живописи. Творчество Вермеера Дельфтского. Творчество Рембрандта – вершина реализма.
(Ян Вермеер Дельфтский: «Девушка с письмом», «Мастерская живописца», «Хозяйка и служанка».
Адриан Ван Остаде: «В деревенском кабачке».
Терборх: «Бокал лимонада».
Рембрандт Ван Рейн: «Флора», «Урок анатомии доктора Тульпа», «Даная», «Возвращение блудного сына», «Ночной дозор».
№5. Музыкальная культура барокко.
Итальянская опера. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. Русская музыка барокко.
(Г. Перселл: «Дидона и Эней»
Ж.Б. Люли: «Альцеста», «Персей»
Вивальди «Времена года»
И.С. Бах : «Токката и фуга ре минор», «Страсти по Матфею», «Высокая месса си минор».
Гендель: сюита «Музыка на воде».
М Березовский «Не отвержи меня»
Д.Бортнянский «Херувимская песнь».
Е.Фомин арии из оперы «Ямщики на подставе»).
№6. Классицизм и ампир в архитектуре Западной Европы.
Классицизм как общеевропейский стиль. Дворцово-парковые ансамбли Версаля (Лево, Мансар, Лебрен: дворец и парк в Версале; Ж.Жак Суфло «Пантеон», А. Габриэль: ансамбль площади Согласия, Малый Трианон).
№7. Шедевры классицизма в архитектуре России
Архитектура Москвы (В.И. Баженов, В.Ф. Казаков)
Архитектура Петербурга.
(В. Баженов: проект Московского Кремля, ансамбль Царицыно, дом Пашкова.
Д. Трезини: Петропавловский собор, здание 12 коллегий.
Кокоринов и Вален Деламот: Академия художеств в Петербурге).
№8. Заочная экскурсия по Москве и Петербургу ( работа с мультимедийными презентациями учащихся).
№9. Изобразительное искусство классицизма.
От классицизма к академизму в живописи. Никола Пуссен – художник классицизма. Творчества Ж.Л. Давида. Скульптурные шедевры классицизма . Русская живопись XVIII века
(Н. Пуссен: «Царство Флоры», «Танкред и Эрминия», «Пейзаж с Полифемом», «Времена года», «Автопортрет».
Ж.-Л. Давид: «Клятва Горациев», «Смерть Марата», «Клятва в зале для игры в мяч».
Гудон: «Вольтер».
Фальконе: «Медный всадник»).
№10. Русский портрет XVIII века.
У истоков русского портрета. Шедевры русских портретистов (Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В. Боровиковский). Мастера скульптурного портрета.
(И. Никитин «Напольный гетман», «Пётр I на смертном одре».
И. Вишняков портрет Сары Фремор
А. Лосенко портрет актёра Фёдора Волкова
Ф.Рокотов портрет Майкова, портрет Струйской, портрет Суровцевой
Д.Левицкий портрет Кокоринова, «Смольнянки», «Екатерина-Законодательница»
В. Боровиковский: портрет Лопухиной, портрет Боровского, портрет Куракина).
№11. Композиторы Венской классической школы.
Венский музыкальный классицизм. Классический симфонизм Гайдна. Творчество Моцарта. Творчество Бетховена.
(Гайдн «Сотворение Мира», «Времена года».
Моцарт опера «Свадьба Фигаро», симфония №40, «Реквием».
Бетховен: сонаты «Лунная», «Патетическая», симфония №9) .
№12. Театральное искусство XVII- XVIII веков.
Западноевропейский театр барокко. Французский театр классицизма. Русский драматический театр.
(Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», «Тартюф».
Корнель «Сид».
Расин «Федра».
Кальдерон «Жизнь есть сон».
Фонвизин «Недоросль» ).
№13. Выход в театр (или написание рецензии на просмотренный ранее спектакль)
№14. Обобщающий урок. Интеллектуальная игра.
№15. Романтизм в художественной культуре Европы XIX века.
Романтизм как направление европейской культуры. Романтический идеал и его отображение в музыке. Романтизм в живописи. Пейзажная живопись романтизма
(Ф. Шопен: этюды, прелюдии, мазурки.
Р.Вагнер «Тангейзер», «Кольцо Нибелунга».
Ф. Шуберт «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Ave Maria».
Прерафаэлиты: Ф. Гойя, Э. Делакруа (портреты , «Свобода, ведущая народ», «Резня на Хиосе».)
Т.Жерико «Плот «Медузы», «Бег свободных лошадей в Риме»,
А.Гро: «Наполеон на Аркольском мосту».
У.Тернер: «Морозное утро», «Невольничий корабль», «Дождь, пар и скорость»).
№16. Русская художественная культура первой половины XIX века.
Романтизм в русской живописи (К.Брюллов, А.Иванов).
Глинка-основоположник русской классической музыкальной школы.
(О. Кипренский «Портрет мальчика Челищева»
«Портрет Екатерины Авдулиной»
К.Брюллов «Всадница», «Последний день Помпеи».
А.А. Иванов «Явление Христа народу».
М.Глинка «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин»).
№17. Реализм.
Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье). Мастера реалистического пейзажа. Русские художники – передвижники (Репин, Суриков). Пейзажная живопись русских художников.
(О.Домье: «Прачки», «Вагон третьего класса».
Г.Курбе: «Дробильщики камней».
К.Коро: «Воз сена».
И.Репин, В. Суриков, И.Крамской, Н.Ге, В.Верещагин,
А.Саврасов, А.Куинджи, В.Поленов.)
№18.Русская музыка во второй половинеXIX века.
«Могучая кучка». Творчество П.И. Чайковского
(А.П. Бородин «Князь Игорь», «Богатырская симфония».
М.Мусоргский «Борис Годунов», «Картинки с выставки».
Н. Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко».
П.И. Чайковский «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Лебединое озеро»).
№19. Обобщающий урок. Тестирование.
Тема: Художественная культура конца XIX – начала ХХ века (15часов)
№1. Импрессионизм.
Основные направления в живописи конца XIX века (импрессионизм, постимпрессионизм). Художественные искания импрессионистов (Э. Манэ, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар).
Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель). Импрессионизм в скульптуре. (О. Роден).
(Э. Манэ: «Завтрак на траве», «Любитель абсента», «Олимпия»,
«Бар Фоли-Бержер».
К. Моне: «Руанский собор», «Стог сена».
Э. Дега: «Прачки», «Голубые танцовщицы».
К.Писарро: «Вид на Руан».
О. Ренуар: «Портрет Жанны Самари».
К. Дебюсси: «Послеполуденный отдых Фавна».
К.Равель: «Павана», «Балеро)
№2. Постимпрессионизм.
Ван Гог: «Подсолнухи», «Сеятель», «Автопортрет».
П. Гоген. «Таитянские пасторали».
П. Сезанн «Купальщик», «Дом на Марне», натюрморты.
№3 Модерн в искусстве.
Модерн в архитектуре (В.Орта, А.Гауди, Ф.О. Шехтель).
Модерн в живописи и графике.
А.Гауди (Испания), В.Орта (Бельгия), Ван де Вельде (Бельгия), Шехтель (Россия) «Особняк З.Т. Морозовой», Ярославский вокзал в Москве - архитектура.
Г.Климт (Австрия), Э.Мунк (Норвегия) – живопись.
О. Бердслей (Англия), Фогель (Германия), А. Бенуа, К. Сомов (Россия) – графика.
№4. Творческое объединение «Мир искусства».
Роль С.П. Дягилева и А.Бенуа в развитии эстетики мироискусничества. Живопись художников круга «Мира искусства» (В.А. Серов, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих). «Русские сезоны в Париже». Творчество И.И. Левитана и К.А.Коровина.
(Л.С. Бакст «Портрет С.П. Дягилева с няней».
В.А. Серов «Похищение Европы», «Девочка с персиками», «Портрет графини О.Н. Орловой».
А.Н. Бенуа «Прогулка короля».
К.А. Сомов «Дама в голубом», «Осмеянный поцелуй».
М.В. Добужинский «Человек в очках».
Н.К. Рерих «Святые гости», «Идолы».
Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», «Масленица», «Портрет Шаляпина».
А.Н. Бенуа эскиз костюма балерины для Т.Г. Карсавиной (балет «Петрушка» ).
И. Левитан «Золотая осень», «Март», «Владимирка».
К.А. Коровин «Зимой»).
№5. Искусство символизма
Эстетика символизма (С.Малларме, А.Рембо, Э. Верхарн (Франция), Владимир Соловьёв, В. Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый, А.Блок (Россия ), М.Метерлинк «Синяя птица» (Бельгия), Оскар Уайлд «Портрет Дориана Грея» (Англия)); М.А. Врубель «Демон», «Царевна-лебедь» - Символ и миф в живописи; символизм в музыке (А.Н. Скрябин «Поэма экстаза», «Божественная поэма», «Прометей» ).
№.6.Экспрессионизм.
Основная характеристика экспрессионизма. Экспрессионизм в живописи. Объединения «Мост», «Синий всадник» (Э. Мунк, «Крик», Э.Нольде, Ф. Марк, П.Клее, О. Кокошка «Благовещение», «Пляска вокруг золотого тельца», Кирхнер «Фрэнци в розовом кресле», Отто Дикс «Большой город», «Война»).
Экспрессионизм в музыкальном искусстве, его предтечи (Г.Малер, А.Шенберг, «Свидетель из Варшавы», «Ожидание»). Экспрессионистический музыкальный театр (А.Шенберг, А.Берг «Воццек»).
№7. Основные направления развития зарубежной живописи XX века.
Фовизм (А. Матисс «Красная комната», «Красные рыбки», «Танец», «Музыка»).
Кубизм (П.Пикассо «Старый нищий», «Девочка на шаре», «Герника»).
Абстракционизм (В.Кандинский «Импровизация 26», « Композиция 218», «Горы», «Сумеречное»).
Сюрреализм (С.Дали «Автопортрет с жареным беконом», «Постоянство памяти», «Атомная Леда», «Атомистический крест», «Предчувствие гражданской войны»).
№8. Мастера русского авангарда.
Творческое объединение «Бубновый валет» (П.П. Кончаловский «Семейный портрет», И.И. Машков «Синие сливы», М.Ф. Ларионов «Отдыхающий солдат», Н.С. Гончарова «Рыбная ловля», А.В. Лентулов «Василий Блаженный»).
«Аналитическое искусство» Филонова П.Н. («Крестьянская семья», «Победитель города», «Формула весны», «Формула революции», «Лики»).
Супрематизм К.Малевича («Чёрный квадрат») «Русский футуризм».
№9. Архитектура XX века.
Идеи принципы архитектуры XX века. Мастера зарубежной архитектуры. (Корбюзье, Ф.Л. Райт, О.Нимейер). Архитектурные достижения России (В.Е. Татлин).
(М. Корбюзье: Капелла Нотр-Дам дю о в Роншане.
Фрэнк Ллойд Райт: Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке.
В.Гропиус: здание Баухауза в Дессау.
Людвиг Мисс Ван дер Роэ: стеклянные небоскрёбы Лейк Шор Драйв в Чикаго.
Алвар Аалт: дворец «Финляндия» в Хельсинки.
А.Гауди: собор Ла Сограда Фамилиа в Барселоне,
Ансамбль Всесоюзной с/х выставки;
Р.Душкин: станция метро «Маяковская» в Москве.
М.Посохин: дворец съездов в Кремле.
Л.Руднев: здание МГУ.
В.Щусев: мавзолей В.И.Ленина.
В.Шухов: радиобашня на Шаболовке в Москве).
№10. Заочная экскурсия по Москве (работа с мультимедийными презентациями учащихся).
№11. Театральная культура XX века.
Театральная жизнь Европы XX века. Эпический театр Б.Брехта (Б.Брехт « Трехгрошовая опера», Э. Ионеско « Король умирает», С.Беккет «В ожидании Годо»). Режиссёрский театр (К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко).
№12. Зарубежная музыка XX века
Становление музыкальных школ музыки. Творчество Г. Малера («Первая симфония», «Песнь о земле»). Творчество немецких композиторов П . Хиндемита («Туда и обратно», Художник Матис», «Гармония мира») и К.Орфа («Кармина бурана» из « Баварских песен»).
Объединение молодых французских композиторов «Шестёрка». Творчество Ф.Пуленка («Человеческий голос», «Лик человеческий»).
Начало возрождения композиторской школы Англии (Бенджамин Бриттен «Бенджамин Граймс» , «Военный реквием»).
№13. Русская музыка XX века.
Музыка начала XX века (С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта», «Война и мир». С.В. Рахманинов: второй концерт для фортепиано с оркестром. А.И. Хачатурян «Спартак». Д.Д. Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда». А.Г. Шнитке).
Композиторы советской эпохи (В.П. Соловьёв-Седой, Дунаевский, Пахмутова).
Феномен массовой песни.
№14. Массовая культура.
Кинематограф. Виды и жанры телевидения. Дизайн, компьютерная графика и анимация. Мюзикл. Искусство джаза и его истоки. Рок-, поп- и электронная музыка.
(Дуи Жан и О.Люмьер. Ч.Чаплин «Золотая лихорадка», «Огни большого города». Рене Клер «Под крышами Парижа». Р.Росселини «Рим – открытый город». Л.Висконти «Гибель богов», «Смерть в Венеции». Ф.Феллини «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «8 ½» , «Рим». М. Антаниони «Крик», «Красная пустыня». И. Бергман «Земляничная поляна». Л.Армстронг «Сен-Луи блюз». Э.Пресли. «Битлз»: «Белый альбом», «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера». Ансамбль «Дип Перпл»: «В стиле рок». Ансамбль «Пинк Флойд» : «Обратная сторона Луны», Э.Ллойд – Узбер «Иисус Христос – Суперзвезда»).
№15. Итоговый урок ( просмотр мультимедийных презентаций учащихся по курсу МХК).
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
Ученик должен
знать – понимать
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили МХК;
- шедевры МХК;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой
эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями
различных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о МХК;
- выполнять учебные доклады, сообщения, творческие задания.
- использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.