Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
Копейского городского округа
Методическая разработка:
«Работа над техникой левой руки в классе скрипки.»
Выполнила: Куварина Оксана Александровна
Преподаватель класса скрипки
г. Копейск
Содержание
Введение……………………………………………………………….3 стр.
Постановка левой руки………………………………………………..4 стр.
Интонация……………………………………………………………...6 стр.
Аппликатура…………………………………………………………...8 стр.
Основные формы техники левой руки………………………………9 стр.
Вибрация……………………………………………………………...13 стр.
Заключение…………………………………………………………...15 стр.
Список литературы…………………………………………………..16 стр.
Введение
Одной из важнейших проблем музыкально- педагогического процесса является развитие технического мастерства скрипача. Безусловно ясно, что без изучения определенных технических приемов игры скрипача не могут быть решены задачи исполнительского мастерства, художественного воображения, вкуса, что и является целью воспитания педагогического процесса.
Культура игровых движений предполагает чувство мышечной свободы, гибкость, эластичность. Исполнитель должен уметь управлять мышечными напряжениями и расслаблениями. Это очень важно для рационального развития техники скрипача.
Термином постановка обозначаются типичные формы приспособления скрипача к инструменту, расположение корпуса, ног и рук при игре. Вернее понимать постановку в более широком плане - как творческое взаимодействие исполнителя с инструментом, достижение наиболее оптимальных условий, «зоны комфорта» для действий рук и осуществления игровых максимального художественного результата.
Хочется подробно остановится на вопросе о развитии техники левой руки, так как это является одним из важнейшего звена в техническом развитии будущего музыканта.
Постановка левой руки
Разумное развитие скрипичной техники обеих рук должно основываться на врожденных анатомических особенностях. К сожалению, в одном из важнейших функций левой руки мы вынуждены идти против природы.
Положение частей левой руки: предплечья, кисти, пяти и большого пальца тесно связано и находится в зависимости от общей постановки скрипача. Нельзя изменить постановку левой руки, не изменяя всей постановки в целом.
Л. Ауэр в своей книге «Моя школа игры на скрипке» пишет так: «скрипку следует держать таким образом, чтобы глаза были прямо устремлены на гриф инструмента, а левая рука должна быть протянута вперед под нижней декой скрипки таким образом, чтобы пальцы падали перпендикулярно струнам, а кончики их могли ударять по последним с твердостью».
Нужно избегать опускать скрипку на плечо. Употребление подушки под декой инструмента в целях придания большей устойчивости нажиму подбородка также не должно иметь места (не подозревая этого, подушка начинает заглушать звук скрипки). Что касается придерживания инструмента подбородком, то последнее должно быть сообразно с шеей ученика так, чтобы играющий был в состоянии держать скрипку свободно и без напряжения.Всегда следует поднимать скрипку как можно выше, чтобы доставить руке наибольшую свободу передвижения от одной позиции к другой.Большой палец не должен вытягиваться над грифом инструмента, так как это мешает играть на струне соль.
Для достижения уверенности в том, что рука стоит правильно, проделайте следующий опыт. Поставьте второй палец на ноту фа струны ре в первой позиции; если большой палец стоит против той же линии, он находится в надлежащем положении. Чтобы избегнуть неправильное положение пальцев в первой позиции и одновременно укрепить их, поставьте все четыре пальца на четыре струны: первый на ноту фа струны ми, второй – на ноту до струны ля, третий – на ноту соль струны ре, и четвертый – на ноту ре струны соль. Не поднимайте ни одного из пальцев, пока все четыре не станут на указанные места. Когда все пальца окажутся на месте, поупражняйте каждый палец отдельно, поднимая его и позволяя ему пасть назад на то же место несколько раз подряд. Упражнение должно быть проделано таким образом, чтобы каждый раз остальные три пальца оставались на струнах. Настойчиво возобновляя его, вы несомненно достигните двух важных результатов: абсолютно правильной постановки пальцев, в особенности –большого, и увеличения их крепости.
Можно выделить следующие основные виды движений различных частей левой руки- предплечья, пальцев, кисти и плеча.
Движение пальцев
ПРОСТЫЕ( одного пальца)
Постановка (опускание) на струну
Снятие со струны
Удержание на струне
Продольное (скользящее) движение вдоль струны
Поперечное перемещение (скольжение) со струны на струну без поднятия
Переброска на другою струну ( при аккордах)
Колебательное движение- активное и пассивное (вибрато)
Оттягивание и растягивание
Защипывание струны (пиццикато)
СЛОЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ ПАЛЬЦЕВ
Со дружественные движения пальцев в одном направлении (при исполнении терций, октав, фингерзацев)
Противоположные (расходящиеся) движения
Смешанные ( с переброской пальцев)
ДВИЖЕНИЯ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА
Вдоль шейки при перемещениях руки по грифу
Поперечное – отведение кисти от грифа при вибрато и перед переходами, изменение положения пальца при аккордовой игре
Смешанное
ДВИЕНИЕ КИСТИ
Колебательные (при вибрато)
Поперечные (при переносе групп пальцев со струны на струну)
Опережающие (или отстающие) при переходах
ДВИЖЕНИЯ ПРЕДПЛЕЧЬЯ И ПЛЕЧА
Сгибательное и разгибательное (в пределах одной группы)
Вращательное (в плечевом поясе)
Смешанное (при переходах)
Важно подчеркнуть, что практически при любом движении левая рука (как и правая) действует целостно, изолированных движений пальцев физически быть не может. Ведь при движении пальца в той или иной степени задействованы и другие части руки. Они участвуют и в самом осуществлении этого движения. Следовательно, любое движение является комплексным, сблокированным с предыдущим и последующим, достаточно сложным по своей сущности, несмотря на кажущуюся порой его простоту.
Интонация
Прежде чем приступить к рассмотрению основ техники левой руки, мы должны заняться выяснением проблемы чистоты интонации.
Главная цель, к достижению которой мы стремимся всей деятельностью левой руки, состоит в том, чтобы исполнить необходимое количество звуков в определенной последовательности, с указанной скоростью и со свойственной им по законам акустики числом колебаний, то есть «чисто».
Скрипка имеет только четыре струны, тем не менее мы можем извлечь из нее при «полутонной» системе около 53 различных звуков. Считая же звуки, отличающиеся не только своей высотой, но и тембром, мы получим еще больше. К этому следует еще прибавить флажолетные звуки, также соединения двух и более звуков, которые мы называем созвучиями или двойными нотами и аккордами. Согласно законам акустики, звук имеет определенное число колебаний.
Верная интонация приобретается в результате внимания и обострения музыкального слуха, болезненно воспринимающего фальш, то есть отклонение от точной высоты звук.
Работ над интонацией должна быть подчинена режиму и плану в той же мере как и другие отделы, являющиеся предметом наших занятий (ритм, динамика, различные виды техники).
Предварительная подготовка музыкального слуха есть основное условие правильного интонирования и корректирования фальшивых нот. Обычно учащийся тщательно настраивает скрипку, но не заботится о том, чтобы соответствующим образом «настроить себя» и этим вызвать необходимые и вполне определенные слуховые предощущения тональности мотива, высоты отдельного звука, величины интервала. Недостаток такого ощущения вынуждает ученика непроизводительно затрачивать время на исправление интонации.
Физическое состояние рук, пальцев, а также причины внутреннего характера- общее неудовлетворительное состояние, наряду с понижением слуховой впечатлительности, оказывают заметное влияние на точность интонирования.
Необходимо упражняться в транспонировании в различные тональности отдельного отрывка (начиная от несложной мелодии, затем постепенное усложнения произведения), что весьма содействует развитию нашего музыкального слуха и его приспособляемости к ощущению тональности в целом и к ее перемещению.
В занятиях различными видами техники левой руки следует устанавливать для себя определенное направлении: занимаясь так называемой гимнастикой пальцев, мы добиваемся их устойчивости на струне, цепкости, известной физической силы и надежности ощущения усилия; в работе над интонацией совершенно не требуется проявление таких физических усилий, которые могут быть помехой для ловких передвижений пальцев и для быстрого исправления фальшивой ноты. Левая рука не должна лишком напрягаться особенно в начальном стремлении к достижению верной интонации.
При разучивании пьесы в медленном темпе фальшивая интонация резко заметна у учащегося; в пьесах подвижного характера это отрицательное впечатление несколько сглаживается. Добиваясь верной интонации и проверяя ее преимущественно в медленном темпе, мы тем самым проверяем и исправляем движение руки и пальцев, отбирая наиболее целесообразные движения их и вырабатывая необходимую степень мышечного усилия.
Недостаточно ясное слуховое представление тональности, главным образом минорных гамм, особенно в двойных нотах, оказывает несомненное влияние на неудовлетворительное интонирование интервалов. В работе над интонацией чрезвычайно важно определение опорных звуков как по их интонационной точности, так и по окраске. Особенно существенно значение опорных звуков в образовании аккордов и двойных нотах.
Интонация находится в значительной зависимости от аппликатуры.
Вполне естественно, что при резко измененном положении пальца на струне качество звучания скрипки снижается. Объясняется это явление еще тем, что затруднения, испытываемые в данном случае левой рукой и пальцами, из-за неестественного взаимодействия передаются частично правой руке, которая как бы берет на себя часть усилий.
Учащийся должен тотчас же исправить каждую ошибку в интонации. Но он может делать это, только играя в умеренном темпе. В быстром темпе он с трудом сможет замечать свои ошибки. Вот почему он должен изучать все упражнения поочередно в медленном и более быстром темпе.
Аппликатура
Аппликатура- это определенная система приемов исполнения музыкального текста, связанная с тем или иным расположение и движение пальцев на струнах, направленная на выразительное интонирование и воплощение художественного замысла.
Аппликатура обозначается проставленными на нотами цифрами, указывающими, каким пальцем берется нота.
Аппликатура непосредственно связана со многим факторами, к примеру: стиль сочинения, полифоническая или гармоническая его структура, тембр, агогика, характер музыкальной фразы, индивидуальный исполнительский стиль скрипача, суть исполнительского замысла сочинения, строение руки музыканта.
Верный выбор аппликатуры помогает не только полноценно воплотить содержание музыкального сочинения, но и способствует развитию свободы и устойчивости движений.
К. Флеш обосновал 5 требований к выбору аппликатуры:
Соответствие музыкальному замыслу
Использование средних струн не выше седьмой позиции
Соотнесение учебно- тренировочной аппликатуры с художественной практикой
Использование в верхних позициях вместо четвертого пальца на более сильного- третьего
Необходимость сообразовываться со звучанием сопровождения (фортепиано, оркестра или ансамбли).
Существует 2 подхода к индивидуальному выбору аппликатуры – интуитивный и рационалистический. Первый подход, используемый при чтении нот с листа, импровизации, является более простым, для эстрады в чем-то надежнее. Рационалистическая аппликатура базируется на типологических комплексных движениях руки, наиболее благоприятных аппликатурных структурах, обеспечивающих целостный рисунок исполнения тех или иных сложностей.
Основные формы техники левой руки
В музыкальном искусстве применяется бесконечно число всевозможных звуковых комбинаций. Можно установить 13 основных видов техники левой руки скрипача.
Рассмотрим вкратце каждую из этих технических формул:
Простые диатонические гаммы.
а) в объеме одной октавы в первой позиции – рекомендуемая аппликатура для восходящего движения – открытая струна, для нисходящего движения – четвертый палец.
б) в том же объеме, но на одной струне – в нисходящем движении смену позиций рекомендуется выполнять исключительно на полутонах.
в) в объемах двух октав на всех четырех струнах - рекомендуемая аппликатура для восходящего движения – открытая струна, для нисходящего движения – четвертый палец.
г) в объеме двух октав на одной струне – нисходящая часть гаммы трудна для исполнения. Этим объясняется манера импровизирующих скрипачей играть двух октавные гаммы на одной струне только в восходящем , но не в нисходящем.
д) в объеме трех октав – отличие аппликатуры мажорных и минорных гамм является следствием различной последовательности тонов и полутонов в мажоре и миноре.
е) в объеме четырех октав – Если между двумя высокими звуками на струне ми взять открытую струну, то будет звучать не основной тон, а его октава.
Арпеджио трезвучий и септаккордов.
а) в объеме одной октавы в первой позиции.
б) одно октавные арпеджио на одной струне
в) в объеме двух октав на всех четырех струнах.
г) двух октавные арпеджио на одной струне – практически применяются очень редко.
д) в объеме трех октав
е) в объеме четырех октав
Ломаные терции
а) в объеме одной октавы в первой позиции
б) то же на одной струне
в) в объеме двух октав на всех четырех струнах
г) то же в объеме трех октав
Хроматические гаммы
а) в объеме одной октавы в первой позиции
б) то же на одной струне
в) в объеме двух октав на всех четырех струнах
г) в объеме трех октав
Хроматические гаммы –glissando.
Этот обособленный вид скрипичной техники представляет собой прерываемое по полутонам скольжение, исполняемое комбинацией двух движений – «горизонтального» и «вертикального»
Вертикальные движения выполняются кистью с закрепленным лучезапястным суставом, горизонтальные – предплечьем. В целом это соединение glissando толчкообразным vibrato предплечьем. Эта двойная механика должна действовать согласно и равномерно. Согласованное выполнение этих движений создает вначале неравномерное, а после продолжительных упражнений точное хроматическое glissando.
Терции
а) гаммы в объеме двух октав
б) хроматические гаммы
Сменные позиции следует выполнять по возможности на сильных долях такта. Кроме того, в аппликатуре желательно также использовать открытые струны.
Аппликатурные октавы
а) гаммы в объеме двух октав
б) хроматические гаммы
в) арпеджио трезвучий и септаккордов
Техника аппликатурных октав, как и терций, основана на применении одинаковых видов движений пальцев при различных расположениях их на струнах. Проблема гамм в терциях и аппликатурных октавах состоит из четырех тесно связанных между собой видов движений:
Падение пальцев
Растяжение пальцев
Смена позиций
Смена смежных струн.
Сексты
а) гаммы в объеме двух октав
б) хроматические гаммы – исполняются они обычно без смены смежных струн, за исключением тех случаев, когда смена струн совпадает с переменной направления штриха.
«Одинарные» октавы (исполняемые 1-м и 4-м пальцем)
а) гаммы в объеме двух октав – чем выше позиция, в которой исполняются октавы, тем теснее должно быть расстояние между первым и четвертым пальцами, причем следует помнить, что 4-ый палец проходит меньшее расстояние, чем 1-ый.
б) хроматические гаммы
в) арпеджио трезвучий и септаккордов.
Децимы.
Трудности, которые предстоит преодолеть, особенно для небольших рук, заключается в чрезмерном растяжении, постепенном сокращении расстояний между 1-ым и 4-ым пальцами. Редко можно встретить чисто исполненные гаммы в децимах, так как неизбежное при этом неестественное положение кисти и пальцев является препятствием для систематических упражнений.
Трель
Трель можно охарактеризовать как хорошо отработанное «дрожание», движение, которое лежит на основе исполнения штрихов staccato и tremolo, а также vibrato и хроматических glissando. Чисто теоретически – всякий скрипач, обладающий уверенной и быстрой пальцевой техникой, должен также иметь и хорошую трель. Могут встретиться различные двигательные помехи, а именно:
Зажатие пястного сустава большого пальца
Напряжение кистевого сустава
Напряжение не принимающих участия в исполнении трели вышележащих пальцев
Судорожный нажим неподвижного лежачего пальца
Слишком высокое поднимание исполняющего трель пальца и вытекающего отсюда замедленное его движение.
Недостаточно эластичное поднимание или опускание пальца.
Флажолеты
Флажолеты- это частичные тоны колеблющейся струны, которые приобретают самостоятельное звучание при легком прикосновении пальца в нужно месте струны. Такие флажолеты называются натуральными. Обычно употребляется 4 флажолета: октавный, квинтовый, квартовый, терцовый.
При игре флажолетов мизинцем рекомендуется его выпрямление. Для хорошего звучания большое значение имеет выбор точки ведения смычка по струне. Чем выше флажолет, тем ближе точка располагается к подставке. Для квинтовых и квартовых флажолетов она находится почти в плотную к подставке – в этом секрет звонкого, яркого звучания флажолетов. Если флажолет выполнен правильно, то он еще будет звучать некоторое время после снятия пальца и смычка со струны.
Другой вид флажолетов это искусственные: нижний палец стоит на струне, а мизинец или третий палец слегка касаются ее. При их выполнении нет необходимости плотной постановки нижнего пальца на струну.
Pizzicato
Особый вид скрипичной техники представляет пиццикато- один из виртуозных скрипичных приемов. Он исполняется как правой, так и левой рукой. При игре пиццикато правой рукой возможно защипывание струны или удар пальцем. Защипывание исполняется указательным пальцем. При игре пиццикато левой рукой необходимо глубже охватывать пальцами струну, ставя их скорее «За струну», чем на нее, что создает условия для хорошего зацепления пальца и оттягивания струны в бок, а затем резко ее отпускания с одновременным «срыванием» пальца со струны. Как писал К. Мострас, «это создает благоприятные условия для лучшего захвата струны большей поверхностью подушечки пальца и сообщает пальцу больший размах для энергичного отскакивания его от струны под углом, достаточно для того, чтобы не задеть верхнюю струну».
Наибольшую сложность представляет трель пиццикато, исполняемая вторым и третьим, либо третьим и четвертым пальцами. Здесь ведущим будет нижний из двух пальцев. В исполнении пиццикато левой рукой заметную роль играет кисть, своими движениями помогающая пальцами быстрее совершить отрыв от струны.
Вибрация
Является важнейшим исполнительским навыком, составной частью пальцевой техники, придающим звучанию певучий, выразительный, красочный характер.
Если правая рука решает точно определимые, доступные контролю нашего сознания задачи, то обязанность левой руки заключаетсся, чтобы тесно связать наши личные переживания со звуковым явлением.
Никто не может отрицать того, что именно в вибрации ярче всего выявляются индивидуальные звуковые качества исполнителя.
Вибрато имеет несколько параметров, определяющих его качественные характеристики.
Частота колебания, зависящая от скорости автоматизированных колебательных движений групп мышц, участвующих в процессе, подобно колебаниям голосовых связок при пении.
Амплитуда колебаний звуковысотности или размах движения пальца на струне. У скрипачей она относительно невелика – от 1/6 до ¾ тона. Большое размаховое движение пальца вверх от средней точки, чем вниз, придает звуку светлую, серебристую окраску, а наоборот-темную и густую.
Форма , то естьпротекающий во времени процесс комплексных изменений не только звуковысотности, но и динамики, тембра, которые заметн отличаются от ровного, волнообразного вида.
Характеристики вибрато зависят от таких факторов, как регистр, темп и динамика звучания. В нижнем диапазоне вибрато имеет наиболее широкую амплитуду и меньшую частоту, в верхнем диапазоне амплитуда заметно уменьшается, а частота несколько возрастает. Чем быстрее темп музыки, тем на меньшем количестве звуков можно успеть осуществить вибрато. В пассажах это будут опорные ноты, в аккордах – лишь верхняяя половина.
Существуют различные мнения о необходимости непрерывного вибрато в мелодических местах. Ю. Янкелевич говорил, что «в настоящее время постоянная вибрация применяется, во всяком случае, значительно чаще, чем раньше. Но, следовательно, она должна быть разнообразной, иначе она станет навязчивой и не будут выполнять художественно функцию». Именно поэтому механическая привычка вибрировать малозначима, и сам по себе «красивый» звук быстро надоедает. Недаром американская критика отмечала, что Л. Коган «вибрирует не в силу привычки, а в силу художественного чувства».
Д. Ойстрах считал, что непрерывно вибрирующая рука дает большую свободу движению левой руки, ибо здесь смена статики и динамики, разного положения кисти, переключения движения с импульса на торможение инерции отсутствуют, и при это создаётся единая система движений, а не две системы (движение пальцев и вибрационные колебания на отдельных нотах с некоторыми изменением положения кисти). Вибрато надо начинать от фаланги пальца, играя в более медленном темпе, и соединять ноты в мелодии таким образом, что при движении мелодии вверх последнее движение пальца тоже должно быть в этом же направлении. Такое движение должна делать именно фаланга пальца, так как рука в быстром темпе не успеет повибрировать в нужном направлении кистью. Этот способ рекомендовал при начальном обучении вибрато, утверждая, что тогда развивается плавное вибрато, а левая рука становится «теплой, наполненной мелодией».
А. Ямпольский считал, что самым важным моментом в осуществлении верного, качественного вибрато является нервный, активный импульс пальца, направленная вверх- к подставке, а далее следует подхватить и использовать рефлекторное обратное движение кисти, добиваясь затем автоматизированного, независимого от непосредственного осознания вибрато. Ю. Янкелевич поддерживал эту точку зрения: «Импульс может быть кистевым, локтевым, смешанным. Но передатчиком импульса на струну всегда является палец. Решающее значение имеет свобода фаланги пальца при эластичной, свободной руке. Палец нельзя сильно прижимать к струне – это затрудняет свободу вибрационного движения пальца».
Остается упомянуть главное – формирование яркого предваритеьного слухового представление о звуке, который должен быть извлечен.
Заключение
Получая хорошую техническую базу и приобретая игровые навыки, ученик приобретает возможность развиваться гармонично, так ка технический и художественный материал не могут существовать отдельно друг от друга.
Вопрос целесообразности постановки может рассматриваться лишь в непосредственной связи с теми движениями, ради которых эта постановка создаётся и свободу которых она должна обеспечить. При этом нельзя забывать, что в музыкальном исполнительстве критерий правильности игровых движений устанавливается лишь с учётом качества обеспечиваемого ими звучания.
Вопросу первоначальной постановки скрипача придаёт большое значение и Л. Ауэр: «Сколько бы ни подчёркивать значение первых простейших шагов в сложном процессе овладения игрой на скрипке, нет опасности преувеличивать их. К лучшему или худшему, но привычки, появившиеся в ранний период обучения, влияют непосредственно на всё дальнейшее развитие учащегося.
Список литературы
Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке». Издательство «Музыка», г. Москва, 1965 г.
К. Флеш «Искусство скрипичной игры» Том 1. Издательство «Музыка», г. Москва, 1964 г.
Ю. И. Янкелевич «Педагогическое наследие», г. Москва, 1993 г.
К. Мострас «Интонация на скрипке», Издательство «Музгиз», г. Москва, 1962 г.
В. Ю. Григорьев «Методика обучения игры на скрипке». Издательский дом «Классика - XXI», 2006 г.
13