«Зима 2025»

Развитие воображения школьников на внеурочных занятиях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа имени Героя Советского Союза В.И.Ерменеева с.Сабакаево муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

28



Введение


«Если из наших классов

выйдут писатели и словесники,

это хорошо, но не на это

мы рассчитываем.

Наше дело – подготовить ярко

чувствующего и критически

мыслящего читателя…»

М.А.Рыбникова


Думая о путях изменения, коренного обновления нашего общества, о судьбе Родины, всматриваясь в лицо современной школы, такой многоликой сегодня, так не просто и тяжело живущей, но единственной основы, на мой взгляд, оптимизма.

Перед школой сегодня поставлена задача - дать детям образование, то есть помочь образовать себя, сформировать свой образ. Указан путь, по которому этот образ испокон веков формировался, - вхождение ребенка в культуру, культуру общечеловеческую и культуру своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения и оценок, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных.

Как ввести ученика в мир культуры, помочь ему освоиться в нем? Как это сделать в сегодняшних условиях, при таких могучих и страшных конкурентах: мутной телевизионной волны, льющей на детей наших совсем иные ценности, глянцево-ярких упаковках «конфеток» заморских и куколок, что может противостоять этому? Культура.

Массовый представитель культуры сегодня - школа. Так уж случилось: не театр, не телевидение, не литература, а именно школа, так как в ней есть все – науки, литература, искусство и нравственные ценности, к которым школа может и должна открыть дорогу.

Наш предмет – литература – вид искусства, часть культуры. Тот единственный предмет, который пока остается с ребенком с первого до последнего класса. Литература, представляющая великолепные вечные нравственные и эстетические ценности. Всякое настоящее произведение искусства вызывает у нас разноречивые чувства, борьбу мнений и оценок. Писатель вовлекает читателя в сложный лабиринт противоречивых чувств, побуждает видеть в одном и том же герое доброе и дурное, в одном и том же событии высокое и ничтожное. И только тогда читатель откликается чувством на литературный текст, когда это внутренняя борьба побуждает его сопереживать: радоваться, негодовать, тревожиться, ликовать, сочувствовать, осуждать… Но чтобы это произошло, дети наши должны быть грамотными, заинтересованными читателями. А труд читателя измеряется не только количеством прочитанных книг. Нет, не цифры здесь решают, а способность вдуматься, вглядеться в текст, ставить перед собой вопросы, недоумевать и волноваться, находить и радоваться. Поэтому в ходе чтения и после знакомства с произведением искусства нас не оставляет желание обдумывать его. Без раскованности воображения, без отзывчивости чувства читатель не сможет войти в текст, наполниться его вопросами, заинтересоваться загадками художественного произведения. Без этой непосредственности общения с текстом, без волнения невозможно размышление над произведением. В то же время обдумывание художественного текста уточняет и углубляет чувства читателя. Развивать в себе эмоциональную отзывчивость, пылкость и точность воображения – первый шаг читателя к анализу произведения, условие всех дальнейших действий. Воображение и способность чувством отозваться на текст – это ключи, которые открывают читателю мир художественного произведения.


Актуальность темы определяется необходимостью поиска методов, приемов, средств, организационных форм учебно-воспитательной работы для развития воображения у подростков в процессе преподавания литературы.

Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс в средних классах по литературе.

Объект исследования: художественные произведения и их роль для развития воображения у подростков.

В ходе работы необходимо решить задачи:

  1. Изучение специальной литературы.

  2. Выявление уровня развития воображения у подростков.

  3. Обоснование роли художественных произведений для развития воображения у подростков на уроках литературы.

Для решения поставленных задач в процессе работы использовались методы:

  1. Изучение и анализ литературы по психологии, дидактике и методике в аспекте исследуемой проблемы;

  2. Теоретико – методологический анализ и синтез материалов.

Данная работа состоит из введения, двух глав (включающих 3 параграфа) , заключения и списка литературы.











Глава I. Определение воображения

 

Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.

Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выготский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”. [2]

“Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить «новое». Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”.[17]

“Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.[6]

Подобное можно прочитать и в “Философской энциклопедии”, где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.[5]

Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека - специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане.

“Вплетаясь” во все формы познавательного процесса, выступая компонентом восприятий, представлений, мышления, воображение, однако, имеет относительно самостоятельное значение. При его активном участии происходит выявление сущности объектов. Образы воображения осмыслены, в них осуществляется как бы “вторичная” чувственная реконструкция, основанная на знании субъектом части объекта. Развитие воображения здесь зависит от объема знаний, а также от интеллектуальных способностей субъекта.

Благодаря связи с мышлением, воображение характеризуется как творческий акт. Имеющаяся у субъекта информация (знания) способствует формированию новых образов, реконструированных из чувственного опыта и мышления. В этих процедурах действие воображения постоянно возобновляется. Причем отсутствие или недостаток познавательной информации способствует постановке целей и задач для воображения.

Роль и место воображения неодинаковы, оно по-разному функционирует в творческих актах, активно выступая в одних процессах или скрыто проявляя себя в других.

В самом общем смысле воображение есть способность субъекта создавать наглядные образы (частично или полностью) невоспринимающихся явлений при ведущей роли мышления, которые служат наглядным средством выражения мышления и тем самым его конкретизации и развития.

Процессы воображения в той или иной форме “проникают” во все виды деятельности человека, выполняя различные функции. Важнейшей из них является познавательная и связанная с ней эвристическая, имеющая большое значение в творческом поиске. Воображение осуществляет также прогностическую и планирующую роли, способствуя выработке целей, предваряя, предвосхищая результаты деятельности. Оно выступает и как организатор творческого поиска. Воображение помогает ориентироваться в исходном материале. Оно осуществляет и функцию определенного контроля, корректирует деятельность, способствуя адекватному отражению действительности.

Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого – неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального (понятийного) образа.


    1. Виды воображения

Можно выделить несколько видов воображения.

ВООБРАЖЕНИЕ



Активное

Пассивное



Произвольное

(мечтательность, грезы)

Непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия)

Творческое

Воссоздающее



Антиципирующее





Схема № 1 «Виды воображения».

Дадим характеристики данным видам воображения.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, в различных комбинациях относительно друг друга. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (то есть человек не теряет чувство реальности), оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Оно является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Французский психолог Т. Рибо считает, все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Поэтому богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие творческого воображения.

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Антиципирующее воображение – лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущее события, предвидеть результаты своих действий.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. Образы представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранения положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальная мнимое удовлетворение какого-либо желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительность.

Таким образом, учитывая характеристики видов воображения можно прийти к выводу, что оно является основой наглядно-образного мышления. В разные возрастные периоды жизни ребенка воображение имеет свои особенности. Особый интерес для меня представляет развитие воображения в подростковый период.

    1. Развитие воображения у подростков.

Известно, что переходный возраст характеризуется в целом ряде отношений противоречивостью, полярностью, характеризующей его моментов. Именно это обуславливает то, что самый возраст является критическим или переходным: это возраст нарушенного детского равновесия организма и ненайденного еще равновесия организма зрелого. Вот и воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поискам нового равновесия. Что деятельность воображения в том виде, как оно проявлялась в детском возрасте, у подростков свертывается. Школьник начинает более критично воспринимать окружающий мир вокруг себя и строит планы своего будущего. Другими словами, его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в сказочные чудеса. Возникает двойственность воображения, которую можно легко увидеть из того факта, что наиболее распространенной формой деятельности воображения в этом возрасте является литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так, что у него в эту пору создается особый, свой внутренний мир. Эта сторона воплощается в стихах, рассказе. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Но как правило у подростка очень скоро этот интерес пропадает. К литературному творчеству подростки начинают относится критически, его начинают не удовлетворять недостаточная объективность его писаний, и он оставляет писательство. Итак, подъем воображения и глубокое его преображение вот что характеризует критическую фазу. Поскольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода «пищи». Эти возрастные изменения необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако воображение, как и любая форма психического отражения, должно иметь позитивное направление развития. Оно должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Учителя должны опираться на возможности воображения школьников, когда необходимо построить чувственный или рациональный образ на основе изучаемого материала, преобразовать имеющейся образ, перейти от одной системы отчета к другой. Это должно происходить на уроках по всем дисциплинам. Но «благодатной» почвой для развития воображения, на мой взгляд, являются уроки литературы, ведь литература дает учащимся уникальный шанс открыть «образ мира» (по определению Б.Пастернака), почувствовать вкус слова, вкус творчества. Было бы не простительно не использовать этот шанс на уроках литературы.



























Глава II. Развитие воображения на уроках литературы

Немаловажную роль в развитии воображения ребенка имеет профессионализм учителя, отношение его к своему делу, насколько правильно и интересно для школьника разработана программа обучения.

«Профессионализм – это, наверное, одна из самых прекрасных и ценных вещей, существующих на свете, - писал известный советский нейрофизиолог П.В. Симонов. – Кому нужен врач, если, сгорая от искреннего желания помочь страдающим, он неумело делает операцию? Убереги нас судьба от его любви к медицине. Недостаточность профессиональной квалификации нельзя восполнить ни природной одаренностью, ни самой пылкой любовью к предмету» [18]. В арсенале учителя – искусство звучащего слова, приемы, активизирующие жизненные и читательские впечатления учащихся, «устное рисование», художественное рассказывание, воображаемые экскурсии, наглядные пособия, и разумно применяемые технические средства. Ученик не останется равнодушен к художественному слову, когда неравнодушен и взволнован сам учитель. Мысль учителя заставляет мыслить ученика. Расчет и импровизация, эмоции, логика и интуиция в их нерасторжимом единстве характеризуют деятельность лучших учителей-словесников. Свое воздействие на учащихся учитель полнее и больше всего оказывает на уроке. Именно урок определяет «тонус», настрой дальнейших отношений учеников к искусству слова. Именно на уроке у школьников закладываются основы тех знаний и умений, без которых немыслимо глубокое и адекватное восприятие и постижение произведений искусства слова. Именно на уроке происходит общение учителя и с каждым учеником, и с коллективом в целом, своеобразный диалог людей, объединенных общими целями и интересами.

Только тогда совершается акт встречи юных читателей с искусством, когда они видят в созданном воображением писателя художественном мире отражение конфликтов, столкновений, процесса большого мира – действительности, когда они чувствуют радость, боль, тревогу писателя и стремятся выразить свои думы и переживания в связи с прочитанным и познанным.

Полноценный урок литературы – это урок мысли и чувства, высокого духовного наслаждения и труда, эстетических переживаний и «добывания» знаний – знаний о людях, о жизни, о литературе. Атмосфера искусства, атмосфера творчества и сотворчества на уроках создается увлеченным отношением учителя к предмету, постановкой волнующих школьников нравственных, эстетических, политических, психологических проблем, характерных для изучаемого произведения, применением методов и приемов, способствующих активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.

В средних классах принципиально важно, так организовать процесс восприятия и анализа художественного произведения, чтобы учащиеся входили в художественный мир произведения естественно, постигая его на эмоциональном и эстетическом уровне. В качестве одного из таких инвариантных условий организации восприятия текста и выявления читательских впечатлений можно выделить систему работы с произведением по вопросам на сферы восприятия, созданную и описанную в многочисленных работах школы В.Г. Маранцмана. [12]

Данная система представляет собой организованную последовательность вопросов, позволяющих связать воедино процессы установки на чтение произведения, обеспечивающие направленное восприятие произведения, анализ первичных произведений учеников и создание установки на дальнейший анализ текста. Для этого рассмотрим структуру последовательности вопросов на сферы восприятия текста. Все вопросы с точки зрения функциональной их ориентации можно разделить на своеобразные диады:

- Выявление эмоционального отклика на произведение. Эмоциональный отклик – первичная реакция любого субъекта на воспринимаемый объект. И поэтому выявление эмоций – первое объективное условие для обнаружения контакта читателя с текстом.

Другими словами - это подготовка учащихся к встрече с художественным произведением и его автором, то есть, организация художественного восприятия. Сюда можно отнести: наглядность, интерьер класса, музыкальные заставки, включение в урок эмоционально-художественной детали (букет полевых цветов, осенних листьев, это может быть предмет, непосредственно связанный с текстом художественного произведения, волшебные предметы на уроке по сказке: блюдечко, яблоко, кольцо, клубок ниток и др.). К этой же стадии относится организация эмоционального фона и организация «эмоционального тона» урока: создание благоприятной коммуникативной обстановки, оформление содержания слова учителя. Далее после знакомства с произведением психика читателя ориентируется на формирование представлений каких-то событиях, фактах, героях произведения. Это значит, что в работу включается воображение. Без него невозможно представление, которое лежит в основе понимания.

Вторая диада вопросов позволяет нам выявить уровень развития воссоздающего и творческого воображения учеников, направить их представление на те эпизоды текста, которые наиболее ярко могут представить произведение и, которые необходимы при дальнейшем его анализе:

- актуализация воссоздающего и творческого воображения.

Сочетание вопросов, направленных на работу воссоздающего и творческого воображения, позволяет, с одной стороны, уточнить видение учениками некоторых эпизодов текста, углубить за счет внимания к определенным деталям портрета, костюма, обстановки, пейзажа и т.п., эмоциональное переживание учеников развернуть их представление в сторону осмысления важных компонентов текста. С другой стороны, включение творческого воображения в построение представлений учеников о произведении ориентирует их в сторону объективности этих представлений, так как главным компонентом ответа на вопрос является его мотивировка. Такое построение работы вокруг с воображением стягивает его вокруг текста, не давая произвольным и далеким ассоциациям взять верх над сущностными образами текста. Это очень важно, Потомучто вслед за эмоциями в этой системе вопросов сразу идет работа с образами, а не с оценками или понятиями. Такой ход работы является актуальным в современных условиях отчуждения учеников от чтения. На мой взгляд, совершенно мнение В.Г. Маранцмана, который отмечает, что деятельность читателя в сравнении в восприятием других искусств особенно сложна, так как слово не обладает вещественностью звука, линии, цвета, объема, движения. Читателю недостаточно понять отвлеченно логические значения слов. Необходимо нарисовать в сознании образы произведения, а в этом особая трудность работы воображения при представлении текста. Сначала, следуя тексту и своей эмоциональной реакции на него, ученик создает образ, а лишь потом идет анализ произведения, он опирается на этот образ, как на свой собственный опыт. Надо отметить, что в процессе создания в воображении образов текста существуют опасности. Первая из них связана с недостаточностью вживания читателя в создаваемое образное целое. При выполнении заданий на воображение необходимо следить именно за естественностью и правдой образов, создаваемых учениками. Вторая опасность – это соблазн шаблонного отношения в случае заданий воссоздающего характера. Просто перечисление найденных в тексте деталей важно, но недостаточно. Создаваемый образ обязательно должен носить личностный характер, в нем содержатся, как правило, или личностные оценки поведения героев, или домысленные детали, которых впрямую нет в тексте, но они могут присутствовать. Таким образом, можно говорить о невозможности вычленения абсолютно воссоздающего или творческого воображения. Процесс воображения всегда носит креативный характер.



2.1 Приемы активизации на уроке литературы для развития воображения


В реальной практике изучение литературного произведения очень важно, чтобы представления в воображении, рисования эпизодов, ситуаций, портретов героев и т.п. происходило в самом начале работы над текстом, тогда этот текст становится частью опыта ученика, то есть ученики переживают текст, как то, что происходит с ними лично. Хорошо воздействуют на ребёнка приёмы актуализации чувственного опыта (вживание в образ, в представления, перевоплощения, погружения в стихию) и устное словесное рисование. В этом случае создаётся психологическая установка при помощи слов «представь себе», «вообрази себе», «создай в своём воображении».

С этой целью уместна в средних классах творческая деятельность учащихся. Это может быть иллюстрирование, додумывание, дописывание, составление словесного портрета, сопоставление художественного произведения с другими видами искусства (живопись, музыка), «оживление» предметов, создание интерьера по характеристике героя, «игра» с предметом, инсценировка, ролевые диалоги (встреча литературных персонажей) и др. Рассмотрим некоторые из них поподробнее.

Инсценирование

Выбрать небольшую сценку в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (например, разговор Чичикова с Маниловым о покупке «мертвых душ», или «Бал у губернатора», или «Игра в шашки» Чичикова с Ноздревым и т.п.). попробуйте ее инсценировать, то есть сделать маленькую пьесу. Для этого прежде всего прочитайте не только выбранный эпизод, но и другие эпизоды, где действуют наши персонажи. Далее включите воображение и представьте себе – какие они, наши герои: их возраст, социальное положение, внешние данные, характерные черты, в какой обстановке действуют… И только после этого приступайте к инсценизации. В тексте эпизода выделите прямую речь каждого персонажа: она должна быть точно воспроизведена в инсценировке. Но вполне возможно, что некоторые реплики придется сочинять самим, не забудьте о ремарках – указаниях на тон реплик, на движение или поступки действующих лиц, произносят ли они свои слова «в сторону» или «про себя».

Ролевые игры.

Ты – актер, какую роль ты хотел бы сыграть в «Ревизоре»? Ты – режиссер. Какую пьесу ты включил в репертуар своего театра в этом сезоне: «Грозу» Островского или «Горе от ума» Грибоедова как наиболее актуальную для современного зрителя? Какую музыку привлечешь для создания музыкального образа? А также посмотреть на героя или ситуацию глазами… психолога, мамы, президента, студента

Интрига.

С нее можно начать любой урок, стихи, афоризмы, письмо, высказывание, страницы газеты – все может стать интересной интригой. Одним из самых интересных на мой взгляд в качестве интриги является урок – интервью, взятое у родителей по поводу их отношения, например к творчеству Н.А. Некрасова или роману А.С. Пушкина «Дубровский» . Учащиеся здесь могут сами составить вопросник и записать ответы. Другое поколение, другое видение, а это значит интересная тема для разговора на уроке. Интригой может стать и вопрос учителя: « Какие книги стояли на полке у читателей 60 –х годов XIX века»?

Интрига – это умственное действие, к которому приглашает учитель, заложивший в проект урока целую систему обучения анализу и синтезу, наблюдению и развитию воображения в работе над художественным произведением.

Интересен детям и такой прием на уроке литературы как встреча, (воображаемая, конечно): Павла Ивановича Чичикова и Н.В. Гоголя, исколесивших энскую губернию вдоль и поперек, в городе, на балу.




Дописывание. Додумывание


1. Читается отрывок из незнакомого учащимся художественного произведения. Чтение останавливается на самом интересном месте, предлагается письменно решить задачу, как будут развиваться события дальше.

2. Представьте и опишите, как выглядит герой в конкретной ситуации.

3.Представьте и опишите место действия.

4.Читается стихотворение. Учащимся предлагается нарисовать мысленно возникшую в воображении картину и дать ей название.


Диалог

Диалоги, которые предстоит придумать и разыграть ученикам, - маленький литературный театр, который займет на уроке от трех до десяти минут.

Инсценировка же маленького рассказа ( «В наш меркантильный век», «Маска» Чехова, «Чудик» В. Шукшина), сцены из пьес ведут нас в настоящий театр с костюмами, бутафорией, художественными деталями… Конкурсы на лучший монолог, диалог, сочинение, игру, чтение призваны активизировать творческое воображение всех: учителя и ребят.

Готовясь к воспроизведению диалога школьники ориентируются на рекомендации учителя:

  1. Внимательно прочитайте диалог литературных героев; постарайтесь мысленно пересказать его, не упуская деталей.

  2. Нарисуйте в своем воображении картину действия; представьте по описанию в тексте внешний вид участников диалога, их жесты.

  3. Как относятся к друг другу собеседники, как следует передавать интонационными средствами отношения каждого из них к предмету разговора, к своему собеседнику.

  4. Воспроизведите диалог, учитывая отношения автора к героям, а также собственную оценку их позиций.

В выборе героев для встречи нужно быть осторожным. Лучше, чтобы это был ровесник сегодняшнего школьника, - например, Вася (В.Короленко, «Дети подземелья»), Петя или Гаврик (В.Катаев, «Белеет парус одинокий»).


Создание устного портрета героя

Портрет – это не только описание внешности героя. В портрете отражается характер героя, его душевные качества, социальные условия его жизни.

Например, М.Ю. Лермонтов «Мцыри», используя характерологические , поведенческие детали составьте портрет «Мцыри».

Кроме устных видов деятельности учащихся можно проводить и письменные работы, подготавливающие восприятие школьников. Например:


Рисование.


Спектр заданий при использовании такого приема весьма разнообразен. Можно предложить нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат после прочтения отрывков из книги В. Астафьева «Царь- рыба» на тему «Земля - наш дом»

Совершается в процессе направленного воображения. Необходимо объяснить учащимся, что они должны нарисовать Это может быть медаль писателя или поэта. Вспомнить, что такое медаль. Показать примерное изображение известных медалей. Лучше показать собственную медаль, выполненную заранее.

Сделать психологическую установку:

– Вспомните всё, что вы сегодня узнали об этом писателе или поэте. Вспомните, что знали о нём раньше. В каких образах-символах можно представить его жизнь, его мысли, его мечты, его произведения? Выберите нужные вам краски, карандаши. Представьте себе этот символ! Представьте себя этим символом! Сконцентрируйте на нём всё своё внимание, все свои мысли! Изобразите его!

Процесс рисования может сопровождаться специально подобранной музыкой.

Сочинение – миниатюра


Это творческая работа, в которой дается анализ небольшой сцены или эпизода художественного произведения. Такое сочинение обязывает, тщательно изучить текст, в малом увидеть многое – то есть то, что характерно для произведения в целом.

Сочинение – миниатюру нельзя свести к пересказу содержания сцены

(эпизода). Чтобы учащиеся не допускали такой ошибки, для этого необходимо составлять план:

1 Тема данного эпизода (сцены).

2. Значение эпизода, сцены для произведения в целом и для конкретных персонажей.

3. Какие мысли хочет довести до читателя автор и какими художественными средствами?

4. Ваши личные впечатления, какие мысли и чувства вызвал анализируемый эпизод?

Другим примером написания сочинения-миниатюры могут быть и такие задания:

1. Опиши состояние радости, не употребляя этого слова, а теперь посмотрим, как сумел передать это поэт…;

2. Попробуй описать утро, вечер, акцентируя внимание на звуках, красках…;

Цель таких работ – привести учащихся в особое расположение души, родственное авторскому. Сделать каждый урок литературы интересным, разнообразным, емким, содержательным, позволяющим достичь глубины понимания текста и авторской позиции, и… творчество, о котором лучше А.А. Ахматовой не скажешь:

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один, все победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо…

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки.

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.















Заключение


Таким образом, изучив и проанализировав литературу по данному вопросу можно прийти к выводу, что такой познавательный процесс как воображение, является основной двигательной силой творческого процесса человека, для становления его личности и формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения, необходимо всячески помогать его развитию у человека с раннего детства.

В данной работе не представилось возможным рассмотреть каждый возрастной период развития воображения. Но, по мнению психологов, именно воображение выходит на первое место, и характеризуют всю умственную деятельность Ребенка, особенно в подростковом возрасте. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л.В. Выготский. [3]

Особую роль в развитии воображения и творческих способностей играет школа. От того, насколько профессионально относятся учителя к своему делу, насколько правильно и интересно разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребенка. Это должно происходить на уроках по всем дисциплинам. Но «благодатной» почвой для развития воображения, на мой взгляд, являются уроки литературы. Именно на них происходит установка восприятия произведения. Будет ли это произведение прочитано школьником или он ограничится его кратким пересказом.

Организация восприятия произведения кардинально меняет характер его понимания, высвечивает центры размышления, ведет ученика, как нить Ариадны, по лабиринту смыслов и образов произведения, выводя на свет истинного понимания и создания собственной мотивированной и осознанной концепции. Осознание роли и значения воображения должно явиться результатом общего эстетического развития учащихся и требует длительной систематической работы. Для этого учителям необходимо применять весь спектр приемов развития воображения и творческих способностей, которые используются методикой и сегодня.

Применение различных приемов активизации деятельности на уроках литературы не только поддерживают мотивацию на чтение и понимание у читателя, но и воспитывает у него способность и потребность в восхождении к истине, а не просто удовлетворенность поверхностным первым впечатлением.

Можно заключить, что урок литературы сегодня – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, процесс познания, самостоятельного постижения знаний, развитие умений и навыков читать, слышать, понимать, принимать (или не принимать) писателя. Трудно? Но необходимо, потому, что сегодня мы хотим обучать и воспитывать не послушного исполнителя, а личность – инициативную, самостоятельную, со своими взглядами и собственной позицией.



















Литература


1. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. Пособие для учителя, М., «Просвещение», 1976

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1950

3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991

4. Воспитание творческого читателя: Книга для учителя / под ред. Михалкова С.В., Полозовой Т.Д. – М.: Просвещение, 1981

5. Гурова Л.Л. Воображение // Философская энциклопедия. - М., 1960. - Т. 1

6. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. - М., 1956

7. Литература в школе / под ред. Крупина Н.Л. – М.: №1, 1996

8. Литература в школе / под ред. Крупина Н.Л. – М.: №7, 1998

9. Литература в школе / под ред. Крупина Н.Л. – М.: №8, 1998

10. Литература в школе / под ред. Крупина Н.Л. – М.: №6, 2000

11. Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия лит. произведения к анализу. – М.: Просвещение, 1986

12. Маранцман Е.К. От образа к смыслу: Развитие образного и концептуального мышления школьников на уроках литературы. – СПб.: «Наука», «Сага», 2005

13. Современные проблемы изучения и преподавания литературы: Межвузовский сборник научно-метод. Тр. – Вып.7. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос .пед ун-та, 2006

14. Проблемы преподаваний литературы в средней школе: Пособие для учителя / под ред. Курдюмовой Т.Ф. – М.: Просвещение, 1985

15. Рыбникова М.А.Избранные труды: К 100-летию со дня рождения / Сост. Каплан И.Е. – М.: Педагогика, 1985

16. Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М., 1940

17. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для детей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996

18. Урок литературы: Пособие для учителя / Сост. Зепалова Т.С. Мещерякова Н.Я. – М.: Просвещение, 1983

19. Щербина В.Р. Проблема литературного образования в средней школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982

20. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998






















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее