![ГБОУ СОШ с. Красносамарское Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красносамарское муниципального района Кинельский Самарской области Технологии работы с живописью как средство формирования культуры речи младшего школьника. Подготовила: Аникина Юлия Васильевна 2017 год](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_0.jpg)
ГБОУ СОШ с. Красносамарское Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красносамарское муниципального района Кинельский Самарской области Технологии работы с живописью как средство формирования культуры речи младшего школьника.
Подготовила: Аникина Юлия Васильевна
2017 год
![Технологии работы с живописью как средство формирования культуры речи младшего школьника](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_1.jpg)
Технологии работы с живописью как средство формирования культуры речи младшего школьника
![Живопись – поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_2.jpg)
Живопись – поэзия, которую видят,
а поэзия – живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
![Живопись – часть культуры народа. И в этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания школьников. Живописное полотно, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, причём духовно-ориентированного мышления, обогащению и «возвышению» словарного запаса.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_3.jpg)
Живопись – часть культуры народа.
И в этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания школьников.
Живописное полотно, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, причём духовно-ориентированного мышления, обогащению и «возвышению» словарного запаса.
![Научить детей видеть и воспринимать прекрасное через ознакомление с произведениями русских художников Развивать связную речь детей с проблемами в речевом развитии](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_4.jpg)
- Научить детей видеть и воспринимать прекрасное через ознакомление с произведениями русских художников
- Развивать связную речь детей с проблемами в речевом развитии
![Акцентирование деталей Приём «вхождения» в картину Прием «стратегия вопросов» Метод музыкального сопровождения Метод вызывания адекватных эмоций Тактильно-чувственный метод Методы и приёмы Пояснение Сравнение Игровые приёмы Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_5.jpg)
Акцентирование деталей
Приём «вхождения» в картину
Прием «стратегия вопросов»
Метод музыкального сопровождения
Метод вызывания адекватных эмоций
Тактильно-чувственный метод
Методы и приёмы
Пояснение Сравнение
Игровые приёмы
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов
![Приём «Войти в картину»](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_6.jpg)
Приём «Войти в картину»
![Стратегия вопросов – Что (кого) вы видите? – А что еще? Кто видит что-то другое? – Что происходит на этой картине? – Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать? – Кто этот человек? – Где это происходит? (Кто, что и где?) – Когда это происходит? (Где и когда?) Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? Каков смысл происходящего? Как бы вы назвали эту картину? Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_7.jpg)
Стратегия вопросов
- – Что (кого) вы видите?
- – А что еще? Кто видит что-то другое?
- – Что происходит на этой картине?
- – Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать?
- – Кто этот человек?
- – Где это происходит? (Кто, что и где?)
- – Когда это происходит? (Где и когда?)
- Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?
- Каков смысл происходящего?
- Как бы вы назвали эту картину?
Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др
![Приёмы работы: Приём сравнения. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_8.jpg)
Приёмы работы:
- Приём сравнения.
- Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
- Игровой приём.
![](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_9.jpg)
![](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_10.jpg)
![Золотая осень И.И. Левитан](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_11.jpg)
Золотая осень
И.И. Левитан
![Дидактическое упражнение « Составь композицию натюрморта ».](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_12.jpg)
Дидактическое упражнение
« Составь композицию натюрморта ».
![Дидактическая игра «С о б е р и палитру»](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_13.jpg)
Дидактическая игра «С о б е р и палитру»
![Уроки русского языка Развитие воображения, речи, используя приемы «озвучивания», «вхождения» в картину . По картине И. И. Левитана «Март»: -Какие звуки можно представить, рассматривая картину? -Что бы вам захотелось сделать, если вы оказались бы в этих местах?](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_14.jpg)
Уроки русского языка
Развитие воображения, речи, используя приемы «озвучивания», «вхождения» в картину .
По картине И. И. Левитана «Март»:
-Какие звуки можно представить, рассматривая картину?
-Что бы вам захотелось сделать, если вы оказались бы в этих местах?
![Обогащение словарного запаса. Подбор прилагательных к существительным – названиям предметов, изображенных на картине: ( небо – голубое, день- жаркий, дворик – тихий,уютный; дома-невысокие, деревянные; церковь- старинная, дети– маленькие, лошадь- неказистая и т. д. ) В. Д. Поленов «Московский дворик»](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_15.jpg)
Обогащение словарного запаса.
Подбор прилагательных к существительным – названиям предметов, изображенных на картине: ( небо – голубое, день- жаркий, дворик – тихий,уютный; дома-невысокие, деревянные; церковь- старинная, дети– маленькие, лошадь- неказистая и т. д. )
В. Д. Поленов «Московский дворик»
![Комплексный анализ картины и написание сочинения. В. М. Васнецов «Аленушка»](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_16.jpg)
Комплексный анализ картины и написание сочинения.
В. М. Васнецов «Аленушка»
![Уроки литературного чтения Соотнесение художественно-изобразительных средств поэтического произведения и картины . Беседа по картине К. Юона «Волшебница зима» с использованием стихотворений А. С Пушкина «Вот север,тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета ».](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_17.jpg)
Уроки литературного чтения
Соотнесение художественно-изобразительных средств поэтического произведения и картины .
Беседа по картине К. Юона «Волшебница зима» с использованием стихотворений А. С Пушкина «Вот север,тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета ».
![Описание портрета древнерусского богатыря при изучении былин и рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_18.jpg)
Описание портрета древнерусского богатыря при изучении былин и рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».
![Чтение стихотворения С. А. Есенина «Береза» при одновременном рассматривании картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_19.jpg)
Чтение стихотворения С. А. Есенина «Береза» при одновременном рассматривании картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
![Значение:](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_20.jpg)
Значение:
- Формирование речевых умений;
- активизация мышления;
- развитие воображения, эстетического вкуса;
- обучение умению воспринимать произведения искусства;
- раскрытие творческих возможностей .
![ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕПРОДУКЦИЙ: Васнецов В.М. «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри»; Грабарь И. Э . «Февральская лазурь»; Левитан И. И. «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода»; Перов В. Г .«Тройка»; Пластов А. А. «Первый снег»; Поленов В.Д. «Московский дворик», «Заросший пруд»; Шишкин И. И. «Сосны, освещенные солнцем», «Утро в сосновом лесу», «Рожь»; Саврасов А. К. «Грачи прилетели»; Юон К. Ф. «Волшебница зима».](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_21.jpg)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕПРОДУКЦИЙ:
Васнецов В.М. «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри»;
Грабарь И. Э . «Февральская лазурь»;
Левитан И. И. «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода»;
Перов В. Г .«Тройка»;
Пластов А. А. «Первый снег»;
Поленов В.Д. «Московский дворик», «Заросший пруд»;
Шишкин И. И. «Сосны, освещенные солнцем», «Утро в сосновом лесу», «Рожь»;
Саврасов А. К. «Грачи прилетели»;
Юон К. Ф. «Волшебница зима».
![](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/06/i_589897338246a/img_phpcx6bhW_rabota-s-zhivopisyu_22.jpg)