«Осень 2024»

Тема по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание в среднем звене"

. Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. В духовно-нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить обучающегося в различные виды деятельности, где раскрываются их отношения. Для решения данной проблемы требуется умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание через художественные произведения, экскурсии, беседы. творческие проекты и классные мероприятия.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки








Тема по самообразованию:

«Особенности духовно-нравственного

воспитания в среднем звене»

2016-2017 учебный год

Работу выполнила

классный руководитель 9 класса

МКОУ «Школа-интернат№5 г. Нижнеудинск»

Заичко Т. Н.
















Актуальность исследования. Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. В духовно-нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить обучающегося в различные виды деятельности, где раскрываются их отношения. Для решения данной проблемы требуется умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание через художественные произведения, экскурсии, беседы. творческие проекты и классные мероприятия.

Целью исследования является: изучение особенностей духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе.

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание учащихся среднего звена.

Предмет исследования: особенности духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе.

Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать в образовательном процессе.

В соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие

задачи:

1. Проследить состояние проблемы духовно-нравственного воспитания в научной литературе.

2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления духовно-нравственного воспитания на примере внеклассных мероприятий, творческих проектов.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты особенностей духовно-нравственного воспитания учащихся в среднем звене.

Методологической основой данной работы являлись труды Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории духовного и нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов воспитания.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме; эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа; методы экспертной оценки.

Методики исследования: В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский «Шкала совестливости», М. Рокича «Нравственная проблематика школьников», Кэмпбелл «Диагностика доброжелательности», Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануилов «Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп».

В 1 главе были рассмотрены такие аспекты, как:

- сущность и природа духовности и нравственности;

- методы и приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся;

- отличительные особенности и проблемы, возникающие в процессе духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста в среднем звене

База исследования: В процессе исследовательской работы принимало 20 учащихся 7 класса(2014 – 2015 учебного года) МКОУ школа-интернат № 5, из них 13 девочек и 7 мальчиков, в возрасте 13 лет - 50%, 14 лет - 45% и 5% - 15 лет.

И сделаны следующие выводы:

Воспитывая и развивая милосердие, необходимо прислушиваться к естественным проявлениям ребёнка, осознать его индивидуально-типологические особенности. Дети воспринимают мир по-разному, разными способами, в разном темпе и с разными чувствами. Личные опыты детей также индивидуальны. Неадекватное использование особенностей индивидуальной организации тормозит личностное развитие и затрудняет формирование начал духовного и нравственного. При этом ключевым компонентом в воспитании становится эмоциональная сфера. У современных детей широко фиксируются нарушения в эмоциональной сфере: раздражительность, чрезмерная подвижность, аутизм, отрицательное отношение к людям, алекситимия (бедность воображения, фантазии, трудность в вербализации собственных эмоциональных состояний). Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребёнка с внешним миром, с другими людьми. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие, с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий характер «вечных» ценностей и идеалов человека, а с другой - целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни. Особое место в духовно-нравственном воспитании отведено школе, так как дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком, развиваются моральные чувства. Духовно-нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также дина­мику формирования тех или иных личностных качеств. В заключение подчеркнем, что только глубокое изу­чение и знание особенностей развития каждого школь­ника создает условия для успешного учета этих особен­ностей в процессе духовно-нравственного воспитания.

Во второй главе работы представлены описание организации и проведения исследования. Методы и методики исследования.

Способы организации духовно-нравственного воспитания в процессе учебной деятельности

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных и духовных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Итак, рассматривая духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в этом процессе. Духовно-нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

«Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности».

Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.

Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.

«Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания» .

Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств в учебно-воспитательной деятельности

Таким образом, формирование духовно-нравственного воспитания у учащихся включает в себя актуализацию эмоциональных переживаний. Прежде чем перейти к реальному переживанию сострадания и милосердному поведению, ребёнок должен научиться распознавать эти переживания на примере персонажей художественных произведений. Детские истории позволяют ему увидеть свои душевные побуждения и при этом не чувствовать себя непосредственно задетым себя лично.

Цель опытно-экспериментальной работы заключается в изучении уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся 7 класса в учебно-воспитательной деятельности за один учебный год.

Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определение изначального уровня духовно-нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей.

2. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем духовно-нравственных представлений.

3. Определить степень эффективности педагогических условий в процессе формирования духовно-нравственных качеств в ходе урочной и внеурочной работы.

Для диагностики и выявления уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся среднего звена методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.

Предварительно провели небольшое исследование с родителями учащихся.

Данные анкетного опроса родителей учащихся выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы. Так, абсолютное большинство опрошенных взрослых, оценили её как актуальную. Для большей наглядности, можно выстроить круговую диаграмму (рис. 1).

Рис. 1. Развитие духовности и нравственности через внеклассное чтение

Что касается интереса родителей к чтению книг и журналов, то результаты оказались очень неудовлетворительными. Результаты тестирования родителей представлены в табл. 1.

Таблица 1





Показатели заинтересованности родителей к чтению книг


«часто»

«редко»

«никогда»

1. Любите ли Вы читать книги?



11,5%



23%



65,5%

2. Проявляете ли Вы интерес к чтению своего ребёнка?



19,2%



30,7%



50%

Отношение родителей учащихся к чтению прямопропорционально к интеллектуальному, духовному и нравственному потенциалу. В семьях, где чтение стало традицией, дети вырастают духовно богаче.

В формировании ценностных ориентаций, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей. Анкетирование учащихся на начало учебного года показало, что такими идеалами у школьников являются родители и ближайшие родственники, учителя и герои литературных произведений и фильмов, друзья и знакомые. Наглядно отображено на круговой диаграмме (рис.2).

Рис. 2. Идеальные личности школьников 7 класса, выявленные в экспериментальной выборке

Затем мы выявили степень понимания учащимися терминологию духовной и нравственной проблематике методом ранжирования. Значительная часть детей дали высокую оценку ценностям нравственного характера таким, как порядочность, ответственность и честность. Если младшие школьники более склонны к внешним впечатлениям, всё воспринимается ими поверхностно, с выраженной эмоциональностью, то обучающиеся среднего звена уже глубже понимают и могут более точно выразить свои мысли. Образовательный процесс помогает выстраивать свои параметры и взгляды, а уроки расширяют кругозор, пополняют словарный запас. Поэтому низкую оценку получили такие социальные ценности, как богатство, мода, внешняя привлекательность.

В ходе констатирующего эксперимента была применена методика «экстраверсия - интроверсия», по которой определялось, какими качествами, чертами характера по их собственной оценке, обладали школьники. Результаты диагностики представлены на рис. 3.

Рис. 3. Выраженность черт характера в среднем по выборке

Проверить положение выдвинутой гипотезы об использовании разнообразных методов и приемов для повышения эффективности работы по формированию духовно-нравственных качеств можно путем выявления уровня сформированности.

На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей нравственного опыта испытуемых. Следовательно, прежде необходимо выявить специфику норм морали. Их особенность заключается в том, что они носят универсальный, общечеловеческий характер. Их предписания применимы во всех сферах жизнедеятельности человека (личной, семейной, профессиональной, общественной). Другой особенностью норм морали является то, что они опираются на авторитет общественного мнения, и, пожалуй, главное - на совесть человека (без совести и общественное мнение может оказаться бессильным).

Бездуховный и нравственно неразвитый человек разменивается на мелкое, приземлённое, не выходящее за границы обыденности. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой духовно-нравственной норме.

При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

При определении особенностей духовно-нравственного опыта учащиеся использовались следующие критерии: степень соответствия духовно-нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

Для оценки духовно-нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

О духовно-нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Для этого на первом этапе исследования учащимся 7 класса было предложено ответить на вопросы, с целью проверки знаний о таких понятиях как «милосердие», «доброжелательность» и «ответственность»:

Анализ ответов испытуемых показывает, что знания неоднозначны для своей выборки. Прежде всего, хочется выделить ответы испытуемых, которые свидетельствуют о том, что подростки находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с другим уровнем духовно-нравственного опыта. Под влиянием внешних факторов мнение каждого ребёнка постоянно подвергается изменениям. Результаты на основе данных сравнительного анализа, для большей наглядности, представлены на рис. 4.

Рис. 4. Усреднённые показатели опроса «Содержание

духовно-моральных норм»

Очевидно, что содержательная сторона духовно-нравственных понятий учащихся не соответствуют возрастным особенностям подросткового возраста. Многие из ребят имеют представление о таких понятиях, как милосердие, доброжелательность и ответственность на примитивном уровне, не соответствующего возрастной границы. Вместе с тем, осознавая их положительную или отрицательную направленность, они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно.

Поэтому возникла необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений  о духовно-нравственных категориях.

Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство подростков, даже осознавая потребность нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под аморальное влияние родителей, сверстников и т.д. Следовательно, находятся на «малоустойчивой стадии духовно-нравственной воспитанности». Необходима целенаправленная работа, направленная на ликвидацию разрыва между их духовно-нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.

На основе полученных результатов был сделан вывод о недостаточной степени развития у обучающихся 7 класса духовно-нравственных качеств. Проведённое нами ранжирование основных причин недостаточного уровня сформированности составило следующий ряд убывания: недостаточно высокий уровень использования возможностей духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочное время, недостаточная разработанность методической базы; недостаточная подготовленность педагогов к работе в этом направлении и низкий уровень психологического благополучия ребёнка в семье.

Формирование духовно-нравственного опыта в подростковом возрасте

Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию ответственности и доброжелательности, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, приемлемых в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся среднего звена.

Психологический портрет учащихся даёт возможность утверждать о низкой самооценки личности. Вербальная диагностика самооценки личности помогла прояснить духовные и нравственные установки детей в их поступках и поведении. На основе полученных результатов, для большей наглядности, можно выстроить круговую диаграмму (рис. 5).

Рис. 6. Вербальная диагностика самооценки личности в

экспериментальной выборке

Превалирует низкий уровень самооценки, дети болезненно переносят критические замечания, что порождает неуверенность в себе. В разговорах с родителями неоднократно было замечено, что дети подвержены физическим наказаниям. В связи со сложившейся ситуацией продолжается работа с родителями через разъяснительные беседы, посещение семей на дому, совместные внеклассные мероприятия.

Формирование ответственности проводилось по следующим направлениям:

- организация взаимной деятельности учащихся;

- анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов заданий с нравственной точки зрения;

- организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной и внеучебной работы.

Доброжелательность формировалась следующим образом:

- организация взаимопомощи учащихся при выполнении заданий;

- систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время выполнения заданий.

Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления духовно-нравственного опыта, для развития сознания и самосознания учащихся.

Тест. На заключительном этапе формирующего эксперимента провели три тестирования.

1. Диагностику личностной установки «альтруизм-эгоизм». Методика нацелена на изучение социально-психологической установки личности исходя из имеющейся тенденции поведения в данной ситуации. Был предложен опросник из 20 вопросов. Рассмотрим полученные результаты, для большей наглядности на круговой диаграмме (рис. 7).

Рис. 7. Диагностика личностной установки «альтруизм – эгоизм»,

выявленная в экспериментальной выборке

Подростки склонны к бескорыстной помощи, особенно, если в ней нуждаются те, кто вызывает симпатию, уважение и доверие. В этом можно так же убедиться регулярно наблюдая за ними и в учебном процессе и вне школы.

2. Данные сравнительного анализа результатов диагностики доброжелательности (по шкале Кэмпбелла) представлены на рис. 8.

Рис. 8. Показатели доброжелательности в двух замерах
















3. Результаты диагностики коммуникативной компетентности по методике «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский) показаны на круговой диаграмме (рис. 9).

Рис. 9. Показатели уровня уважения к социальным нормам и этическим требованиям

Целесообразный и содержательный подбор перечня литературных произведений позволил наблюдать разницу в результатах тестирования. Средние показатели сравнительного анализа двух замеров представлены на рис. 10. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Рис. 10. Выраженность понимания духовности

Влияние семьи на динамику развития духовно-нравственных ценностей учащихся.

«Детство - важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - говорил В. А. Сухомлинский [8, с. 25].

Именно эта идея («Ребёнок не только готовится к жизни, но уже и живёт») - главная в «Школе жизни» Ш. А. Амонашвили. Ведущий принцип учёного - развивать и воспитывать в ребёнке жизнь с помощью самой жизни, «воспитание должно означать питание духовной оси, питание души» [14, с. 46].

Одной из форм отражения мировоззрения, интересов, ценностей учащихся в среднем звене также является рисунок. Он раскрывает духовно-нравственный мир подростка, внутренние переживания, чувства, способствует их более глубокому осмыслению. Ребятам предлагалось нарисовать свою семью. Мы заметили, что чаще других в центре рисунка тот член семьи, который значимее, ближе ребёнку. К продолжению темы предложен тест «Рисунок семьи». Результаты диагностики представлены в табл. 2.

Таблица 2

Интерпретация теста «Рисунок семьи»

Вопросы

мама

папа

бабушка

брат, сестра

друзья

1. К кому ты обращаешься за помощью, советом?

57,7%

7,7%

11,5%

15,4%

7,7%

2. Кому можешь доверить свои тайны?

65,4%

3,9%

7,7%

11,5%

11,5%

3. С кем бы ты никогда не хотел разлучаться?

88,5%

7,7%

-

3,9%

-

Исходя из практики, анализа педагогической литературы, результатов ряда исследований, мы предполагаем следующую таблицу ценностей, которые по нашему мнению, доступны пониманию и усвоению детьми данного возраста. Методом ранжирования, основываясь на результаты сравнительного анализа, для большей наглядности, представлены на рис. 11.

Рис. 11. Духовно-нравственные ценности подростков

Время, в котором мы живём, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовно-нравственного становления ребёнка. Современные передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к пониманию чтения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. Мы дали детям только материальный взгляд на мир, дали миропонимание, которое привело к потере свободы духа, творчества. Это, в свою очередь, привело к равнодушию, к потере читательского интереса. Следовательно, нужно пересмотреть способ общения и изложения материала. В методике литературы средней школы, возможно, ввести элемент философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения.

Когда ребёнок читает книгу, он начинает идентифицировать себя с героями этих историй: сочувствует им, страдает вместе с ними и радуется счастливому концу. Ряд историйподросток готов слушать и читать снова и снова, этот феномен выполняет важную психическую функцию для ребёнка, который знает, что будет дальше, и узнаёт знакомые ситуации. По мере того как он вспоминает о пережитых чувствах, действиях, он извлекает из хаоса окружающего мира нечто знакомое. Функция узнавания освобождает ученика от страха, психических нагрузок и даёт ему уверенность в том, что он способен справиться с проблемами, чувствами, внутренними и внешними конфликтами, как и герои историй. В них он узнаёт самого себя, понимает, что ситуация гнева, зависти, эгоизма, беспомощности свойственны не только ему одному, но и другим детям. Это понимание смягчает его страхи. На этих примерах подросток учится, как себя вести в конкретных жизненных ситуациях. Ценность узнавания заключается в его психоаналитическом толковании, когда желания и беды ребёнка становятся символическими, сознательными. Дети из пассивно переживающих становятся активно действующими, так как получают веру в собственные силы.

Семья должна поддержать систему отношений, формируемых в школе, создать условия для их развития. Известно, что семья - основа общества, и от того, как каждая семья, а значит и общество в целом, относится к школе, зависит процесс духовно-нравственного воспитания наших детей.

Исследовательская работа показала необходимость дальнейшего проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию с подрастающим поколением, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выгодского) [33].

Этой работой мы подтвердили «закономерность духовно-нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: Если человека учат добру - …в результате будет добро» [37]. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.



Выводы по второй главе и заключение

В результате проведённого эмпирического исследования нам удалось доказать, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье, школе, детском объединении, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Самое существенное в учебно-воспитательной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса.

Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят духовно-нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет духовно-нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.


Практическая значимость работы: исследование представляет ценность, прежде всего для учителей, классных руководителей и воспитателей маленьких провинциальных городов, так как формирование духовности и нравственности является основополагающим звеном в развитие личности подростка.































































































































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее