«Осень 2024»

Урок "Католический мир на подъеме"

на кроке преподаватель использовала слайды которые были заранее подготовлены

Олимпиады: Викторина "Берегите зрение, чтобы видеть мир" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по теме: «Католический мир на подъеме»

в 10 классе.














Составитель:

Базманова Д.Р.

учитель истории и обществознания









Конспект урока по теме: «Католический мир на подъеме».


Цель: повторить и укрепить знания о светской и духовной власти в Западной Европе, о крестовых походах, инквизиции и учении Фомы Аквинского.

Задачи:

Образовательные: актуализация понятий: «католицизм», «светская и духовная власть», крестовые походы, их цели и итоги, «инквизиция», «учение Фомы Аквинского».

Развивающие: развивать умения коллективной и индивидуальной работы, умение работать с текстом.

Воспитательные: развивать умение давать оценку поступкам людей, воспитывать чувство сопричастности.

Методы:  учителя следующие:

I) информационно-сообщающий,

2) объяснительно-иллюстративный,

З) стимулирующий,

4) побуждающий.

Методы учения, т.е. деятельности учащихся:

а) исполнительский,

б) репродуктивный.

1) метод рассказа и школьной лекции; 2) метод беседы; З) метод наглядности; 4) метод работы с учебником; 5) метод работы по историческому документу.

Формы: фронтальная и индивидуальная беседа.

Оборудование: учебник, мел, доска, компьютер, медиапроектор, презентации обучающихся.

Методическая литература: Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времён до конца XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин. - М.: ООО «Русское Слово - учебник», 2016. - 448 с.

Тип урока: комбинированный (опрос по предыдущей теме и изучение нового материала).

План урока:

1.Орг.момент.

2.Проверка Д.З.

3.Изучение новой темы.

4.Подведение итогов работы обучающихся на уроке (выставление оценок).

План (изучения темы):

1.Светская и духовная власть в Западной Европе.

2.Крестовые походы.

3.Инквизиция и учение Фомы Аквинского.

Проблемный вопрос: Почему католический мир в 11-13 веках испытывал подъем?


1.Орг.момент. (Обучающиеся готовятся к уроку, присутствие; отметка тех, кто отсутствует).

2.Проверка Д.З. по теме: «КУЛЬТУРА РУСИ X - НАЧАЛА XIII В. ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ».

1.Что такое культура?

2.Особенности культурного развития на рубеже 10-13 вв.?

3.Что происходило с письменностью и грамотностью в 10-13 вв.?

4.Расскажите про архитектуру 10-13 вв., в чем ее особенности?

5.Особенности живописи на руб.10-13 вв.?

6.Назовите летописные и литературные произведения 10-13 в. (авторов и названия произведения)?

7. Какие факторы оказали существенное влияние на формирова­ние русской цивилизации? Какой из них, по вашему мнению, яв­ляется самым главным?



3.Изучение новой темы: «Католический мир на подъеме».

Вопрос: - Что такое Католицизм, или католичество? (— крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,25 миллиардов членов. Католическая церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н. э.).

1.Светская и духовная власть в Западной Европе.

Работа обучающихся с учебником на стр.130-132.

Закрепление. Ответ на вопрос: В чем особенности светской и духовной власти в Западной Европе?

В период существования раннефеодальных империй в Западной и Центральной Европе преобладало натуральное хозяйство, города Древнеримской империи пришли в упадок, обезлюдели. Центрами жизни стали замки феодалов и монастыри с прилегающими сельскими угодьями. Замки феодалов и епископов становились aвтономными центрами власти, под защитой их стен строились храмы, селились ремесленники и торговцы.
В ХI -ХII вв. с развитием ремесла и торговли начался рост поселков, возникших возле замков. Складывались новые города. Большинство гopoдов европейского Средневековья были небольшими, численность их жителей составляла З-5 тыс. человек. По сравнению с Константинополем, где жило более 100 тыс, человек, или русскими городами (Киевом, Hовгородом) с десятками тысяч обитателей, это были небольшие поселения.

Феодалам, и светским, и духовным, было выгодно, чтобы на их землях развивались города, которые становились источником дoполнительных доходов. Со временем в городах возникла прослойка зажиточных горожан. Они начали добиваться от сеньоров уменьшения поборов, льгот для торювли и ремесла. Иногда эти льготы выкупались, но чаще борьба за их признание сопровождалась восстаниями против светских и духовных феодалов.

Постепенно наиболее крупные города обрели существенные льготы. Как правило, горожане освобождались от выполнения повиннастей (барщины, оброка) перед сеньором. Они заменялись выплатой ему небольшой денежной ренты и обязательством выставлять войско по ею требованию, горожане получили право избирать opгaны самоуправления (магистрат, совет). В выборах участвовали лишь сuстоятельные люди, владельцы недвижимости. Сложилась наследственная городская аристократия, города подорвали монополию церкви на образование. В ХI веке в Болонье (Италия) открылся первый в Европе светский университет, В ХII -ХIII вв. университеты возникли в Париже (Сорбонна), в Англии (Оксфорд и Кембридж).

В ХII -XIII вв. самоуправляющимися были многие города Ceвepной Италии (Венеция, генуя, Флоренция, Болонья, Лукка), Гepмaнии (Любек, Нюрнберг, Франкфурт). Северной Франции и Фландрии (Амьен, Ceн-Кантен, Суассон, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас) и др.

В городах можно было получить работу, скрыться от уплаты долгов феодалам. (Одна из городских привилегий состояла в том, что ceньоры не имели права преследовать зависимых от них крестьян, ecли они прожили "год и.день" в городе.) Это содействовало притоку селян в юрода, где росло количество нищих и бездомных.

Города не только противостояли власти феодалов, но и стали цeнтром духовного вызова сложившимся в Европе порядкам. Здесь получили распространение так называемые ереси. Объединяющим их началом была приверженность раннехристианским воззрениям о равенстве, осуждение официальной, католической церкви, которая превратилась в крупнейшего землевладельца, вмешивалась в светские дела. Еретические идеи овладевали не только горожанами. Kpeстьянами и низшими священнослужителями, но и частью феодалов, недовольных церковью.

Возник слой безземельных рыцарей - младших сыновей феодалов, которые не возражали бы против передела земель за счет цepковных владений. Монархи также были недовольны стремлениями Рима превратить церковь в организацию, стоящую выше светской власти.

Конфликт между светскими и духовными властями особенно обострился в XI-XII вв. Избранный в 1073 г. папой Григорий VII заявил о лишении власти епископов, назначенных Генрихом IV, императором Священной Римской империи, и потребовал прекратить практику подобных назначений. В ответ на отказ императора подчиниться воле папы тот отлучил eгo от церкви. Это означало, что подданные императора освобождались от вассальной присяги, получали право не признавать eгo власти. Генрих IV вынужден был принести покаяние, папа заставил eгo ждать аудиенции три дня, стоя в рубище босиком на cнeгy.

Получив прощение, Генрих захватил Рим и попытался нaзначить папой cBoeгo ставленника. Однако германские князья взбунтовались против императора. Лишь после смерти обоих конкурентов было заключено соглашение, по которому епископов утверждали в должности и папа, и император.

Острый конфликт произошел в конце XII века между Римом и королем Англии Генрихом ll. Он попытался упразднить цepковные суды. По eгo тайному замыслу был убит архиепископ, назначенный папой. В ответ на это папа отлучил короля от церкви и приостановил деятельность храмов по всей Англии. 

Священнослужители перестали крестить детей, венчать вступающих в брак, отпевать усопших. Король вынужден был принести покаяние.

Папа Иннокентий III (1198-1216) провозгласил себя заместителем Христа, наместником Бога на земле, иначе говоря, носителем высшей власти в мире, стоящим выше всех светских властителей.

Борьба между светской и духовной властью продолжалась с нeослабевающей остротой более двух веков. Рим использовал не только отлучения от церкви. Орудием eгo политики стали крестовые походы и инквизиция.


2. Крестовые походы.

(Презентация показа обучающегося. )

Закрепление:

В конце ХI века положение Византии резко ухудшилось. Ослабленная усобицами Русь перестала сдерживать половцев, которые начали разорять северные земли Византии. Турки, захватившие власть в Багдадском халифате, присоединили к себе большую часть территории Византии -Малую Азию, Сирию и Палестину. В этих условиях, несмотря на конфликт с римско-католической церковью, император Византии Алексей l обратился за помощью к папе римскому Урбану ll. В 1095 г. папа, в свою очередь, призвал христиан Европы освободить Святую землю (Иерусалим) от язычников. Всем участникам похода, в том числе ворам и убийцам, которые омоются в водах Иордана, где крестился Христос, папа обещал отпущение гpeхов.

Первыми в крестовый поход в 1096 г. двинулись толпы беднейших крестьян, горожан, безземельных рыцарей. По дороге в Константинополь крестоносцы, надеясь на последующее искупление гpexoв, грабили и разоряли земли Венгрии, Болгарии, Византии. Их плохо вооруженные, неорганизованные толпы легко разгромили турецкие войска.

Основные силы крестоносцев, возглавлявшиеся высшей знатью Франции и Фландрии, достигли Малой Азии в 1097 г. Турки не cмoгли противостоять фанатично настроенным тяжеловооруженным pыцарям, Им удалось отвоевать значительную часть Малой Азии, захватить Иерусалим и большую часть городов Средиземноморья. Далеко не все земли были переданы Византии: на них были основaны государства крестоносцев -Иерусалимское королевство, гpафство Эдесское, княжество Антиохия, гpафство Триполи.

Крестоносцы стремились расширить свои владения, в частности завоевать Египет. Их ударной силой стали рыцарские ордена (госпитальеров, или иоаннитов; тамплиеров, или храмовников; святой дeвы Марии, или Тевтонский орден).

Члены орденов приносили обет целомудрия (безбрачия), нестяжательства (отказа от обогащения) и послушания. Создание орденов обеспечило римско-католическую церковь собственной, хорошо opганизованной вооруженной силой и позволило найти сферу деятельности для младших сыновей феодалов (безземельных рыцарей).

Bceгo за 1096-1270 гг. состоялось восемь крестовых походов в Малую Азию, однако крестоносцам не удалось добиться новых успехов. Напротив, к концу ХIII века турки и Египетский халифат отвоевали Святую землю. Причиной этого стали раздоры между eвpoпейскими феодалами, а также конфликт между крестоносцами и Византией. Во время четвертого Kpecтовoгo похода (1202-1204) крестоносцы вмешались в борьбу за власть в Византии, захватили и разгpабили Константинополь. На eгo руинах была создана католическая Латинская империя. Православные византийские земли, избежавшие завоевания, объединились. После длительной войны в 1261 г. их войска выбили крестоносцев из Константинополя. Oднaко, чтобы избежать продолжения заведомо неравногo противоборства, император Византии Мuxаил VIII Палеолог(правил в 1259-1282) согласился в 1274 г. на заключение унии православной церкви с католической и признал верховенство папы в церковных делах.

Крестовые походы организовывались папством не только на Bocток. Их объектом стали сами европейские страны. где широко pacпространились так называемые ереси. В первой трети ХIII века coстоялось несколько крестовых походов на юг Франции. Число убитых исчислялось десятками тысяч, города, признанные рассадниками ереси, сравнивались с землей.

Задание: - Стр. 134-135 – работа с документом.(«Взятие Константинополя в 1204г.»).

Сравните оба описания в документе.


Основные крестовые походы. (Записывают в тетрадь).

Руководители

Цели

Результаты

1095-1099 (1 крест. Поход)

Готфрид Бульонский, РаймундТулузский

Захват Иерусалима, распространение католической веры

1099 – захват Иерусалима

Создание католических государств на территории Палестины:государство Триполи, княжество Антиохийское, графство Эдесское, Иерусалимское королевство.

1147-1149 (2 поход)

Людовик 7 и Конрад 3

Возвращение захваченного в 1144 графства Эдессы мусульманами. Поддержка других оставшихся государств

Неудачный для крестоносцев. Были уничтожены армии рыцарей. Подрыв авторитета Католической церкви (Бог не помог крестоносцам)

1189-1192

(3 поход)

Фридрих Барбаросса

Филипп 2

Ричард Львиное Сердце

1187 египетский султан Саладин захватил Иерусалим, что означало потерю всех завоеваний крестоносцев в Палестине. Цель: обратное возвращение Иерусалима

Неудачный поход. Долгая и безрезультатная осада Иерусалима. Позорный для чести Ричарда Львиное Сердце мир с Саладином.

1199-1204

(4 поход)

Бонифаций Монферрат.

Захват Египта

Изменение маршрута. 1204 – захват Константинополя и падение Византийской империи. До 1261 года на этой территории существовала Латинская империя.



1212 год – детский поход.



3.Инквизиция и учение Фомы Аквинского.

Важнейшим орудием борьбы с оппозицией стала инквизиция.

Вопрос: Что такое инквизиция? (Инквизиция - это преследование неверующих и атеистов, выступающих против догматов Церкви.)

(Презентация показа обучающегося.)

Закрепление:

Инквизиция была учреждена после принятия в 1233 г. папской буллы, предписывающей монахам ордена Св. Доминика преследовать еретиков. Инквизиторы имели право выявлять, пытать и судить их. Приговоренных обычно сжигали на костре. За время существования инквизиции число казненных жертв, по самой скромной оценке, coставило несколько сот тысяч человек.

Суду инквизиции подлежали люди, обвиненные в высказывании еретических взглядов, противоречащих церковным дoгматам, принадлежности к осужденным церковью сектам, заподозренные в колдовстве, ведовстве. Основанием для допроса чаще вceгo были доносы, как правило ложные. Однако с помощью пыток инквизиторы вырывали «признания» у своих жертв, которые затем давали повод вынесения cмepтнoгo приговора.

С особой подозрительностью инквизиция относилась к людям иных вероисповеданий (иудеям, мусульманам), даже если официально они не были запрещены.

Инквизиция, признающая лишь власть Рима, не подчинялась местным епископам, которые сами оказывались под ее надзором. Это ознаменовало усиление контроля папской власти над церковной жизнью. Одновременно была введена практика продажи индульгенций (гpaмoт об отпущении гpexoв), она стала важным источником доходов церкви.

Теоретическим основанием новой политики были труды теолога доминиканского ордена Фомы Аквинского (1224-1274), взгляды котopoгo получили официальное одобрение pyководства римско-католической церкви.

Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости). Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могyт расходиться с ecтественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал тoгo, что светские правители могyт пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь.

Возможность проявления злонамеренности cpeдневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование котopoгo считал обязательной для христиан. Атеисты, epeтики, дурные правители рассматривались как слуги владыки тьмы. В борьбе с ними Фома видел важнейшую задачу церкви. 

Это означало, что свобода выбора религиозных убеждений отвергалась. Приобщение человека к вере, в том числе и против eгo воли, становилось делом церкви. Она отпускала грехи тем, кто раскаялся в них, и карала с помощью инквизиции грешников, упорствующих в своих заблуждениях.

Записывают в тетрадь:

- Фома Аквинский (1225-1274).

Теолог, Основатель томизма, Философ-схоласт, Учитель церкви.

- Познание свой необходимой исток берет в чувственности.

- Внутренние чувства:

Общее чувство – главное функция, которого собирать воедино все ощущения;

Пассивная память – является хранилищем впечатлений и образов, соединенных общим чувством;

Активная память – извлечение сохраненных образов и представлений;

Интеллект – наивысшая чувственная способность.

Познание есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающей истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.

Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости).

Закрепление (после изучения каждого пункта).

Ответ на проблемный вопрос: Почему католический мир в 11-13 веках испытывал подъем?

4.Подведение итогов работы обучающихся на уроке (выставление оценок).


 



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее