«Зима 2025»

Урок русского языка в 11 классе «Рецензия. Способы моделирования вступления»

Данный урок знакомит учащихся с разными способами моделирования вступления, формирует навыки написания рецензии, содействует развитию коммуникативной, языковой, познавательной компетенции

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Урок русского языка в 11 классе

«Рецензия. Способы моделирования вступления»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Тема

Рецензия. Способы моделирования вступления (11 класс)


Педагогические цели

Создать условия для овладения способами моделирования вступления и формирования навыков написания рецензии путем разрешения учеб­ной проблемы;

содействовать развитию коммуникативной, языковой, познавательной компетенций

Тип

Обобщение и систематизация знаний


Планируемые образовательные результаты

Предметные:

базовый уровень - знают средства художественной выразительности; составляют план сочинения- рассуждения; определяют типы, стили речи, тему, идею текста;

продуктивный уровень - умеют определять средства художественной выразительности текста, авторскую позицию;

Личностные: осознают необходимость самосовершенствования; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу

Метапредметные

(универсальные учеб­ные действия)

  • познавательные - общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказыва­ния;

  • логические: совершенствуют мыслительные операции;

  • регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;

  • коммуникативные -умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга

Основное содержание темы, понятия и тер­мины

Эссе, отзыв, рецензия, план сочинения-рассуждения, средства художественной выразительности


Образовательные ре­сурсы

  1. Буклет «Способы моделирования вступления сочинения-рассужде­ния».

  2. Тексты упражнений









Организационная структура урока


Этапы урока

Формы, ме­тоды, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения


1

2

3

4

5

6

I. Вве­дение

1. «По­груже­ние»

Форма - фрон­тальная;

метод - беседа

Постановка вопросов,

направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

Вопросы:

- В каких жанрах может

быть написано сочинение-рассуждение?

Что такое отзыв?

Что такое рецензия?

Чем отличается отзыв от рецензии?

Что такое эссе?

Внимательно слушают, отвечают

на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний,

умений и навыков

по изучаемой теме,

делают выводы

Строят речевое

высказывание

при формулировании ответов на вопросы,

осуществляют

рефлексорно-оценочные уме­ния

Индивидуальная: формируют внутреннюю целевую устновку на урок

2. Сло­варная

работа


Отзыв о...

Рецензия на...

Составляют предложения с данны­ми словами

Отрабатывают

умение правиль­но строить рече­вое высказыва­ние, используя данные слова

Индивидуальная: составляют предложения, правильно используя значения слов.

II. Контрольно-подготовительный

Форма - фронтальная;

метод - практи­ческий

«Уплотнение» имеющихся знаний, создается ос­нова для дальнейшего продуктивного освоения

учебного материала

Составляют универсальный план

работы над рецензией

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют

поиск средств ее достижения

Фронтальная: составляют план рецензии.

1. «Со­гласен - не согласен»

Форма - фронтальная;

метод - практический

Формулирует задание:

определить по лексическому значению сред­ство художественной выразительности

По лексическому

значению определяют средство художественной выразительности

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют

поиск средств ее достижения лают выводы и умозаключе­ния

Фронтальная: определяют средства художественной выразительности

2. Опрос-кроссворд


Форма - индивидуальная;

метод – иллюстративно-объяснительный

Формулирует задание:

разгадать кроссворд.

Консультирует, выслушивает ответы и предла­гает осуществить само­оценку выполненных

заданий, обозначить

по оценочной шкале и прокомментировать результат,

- Чем были вызваны за­труднения?

Работают в парах,

разгадывая кроссворд. Дают взаим­ные консультации.

Озвучивают результат выполнения

Принимают и сохраняют учебные задачи;

Осуществляют поиск средств их достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности

Работа в парах:

разгады­вают

кроссворд

3. «По­иск»

Форма - работа

в паре; метод - практический

Определяет ход выполнения задания: в пред­ложениях найти сред­ства художественной

выразительности,

назвать их.

Осуществляет выбороч­ную проверку выпол­ненной работы, коммен­тирует оценку, дает ре­комендации

Выполняют зада­ние, применяя по­лученные знания

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют

поиск средств ее

достижения; адекватно воспринимают оценку деятель­ности учителем

Индиви­дуальная:

Читают предложе­ния, ука­зывают средства художе­ственной вырази­тельности

III. По­станов­ка учебной цели, «вызов»

Форма - индивидуальная;

метод - иллюстративно-объяснительный

Сообщая тему и основ­ную цель урока, предла­гает учащимся сформу­лировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности.

Определяет ход работы.

Консультирует и стимулирует учебные дей­ствия учащихся

Включаются в про­цесс организации учебной деятель­ности как актив­ные участники.

Работают с бук­летом

Принимают и сохраняют

учебную задачу;

осуществляют

поиск средств ее

достижения

Индиви­дуальная:

записыва­ют в тет­радь об­разцы вступле­ний

IV. Этап «сотворчества»

Форма - индивидуальная; метод - практи­ческий

Поддерживает актив­ность, интерес, возник­ший на предыдущих эта­пах урока, и сводит эти усилия в совокупное знание по изучаемому предмету. Организует и координирует дей­ствия учащихся по выполнению упражнений

Анализируют тек­сты, моделируют вступления по дан­ному трафарету

Сопоставляют, выделяют глав­ное, отвечают на вопросы

Индиви­дуальная:

анализиру­ют текст

по предло­женным вопросам

V. Итоги урока.

Рефлек­сия деятельно­сти

Форма -

фрон­тальная; метод - беседа

Постановка вопросов,

направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

Вопросы:

  • Что сегодня на уроке вам показалось слож­ным?

  • Над чем еще надо по­работать?

  • Как оцениваете свою деятельность на уроке? Предлагает обучающим­ся оценить степень до­стижения цели, постав­ленной в начале урока, обеспечивает положи­тельную реакцию на высказывание обу­чающихся.


Домашнее задание: смоделировать разными способами вступление рецензии на текст о доброте (По Н. Самвеляну.)


Отвечают на вопросы, оценивают

свою деятельность на уроке

Осуществляют

рефлексорно-

оценочные дей­ствия: называют основные пози­ции нового материала и то, как они их усвоили (что получи­лось, что не по­лучилось и почему)

Индиви­дуальная:

проводят самоана­лиз учебной дея­тельности






Сценарий урока

II. Контрольно-подготовительный.

1. Составление универсального плана работы над рецензией.

План:

  1. тема;

  2. идея;

  3. проблемы;

  4. композиция;

  5. стиль;

  6. средства художественной выразительности;

  7. личностная позиция.

2. Задание: по лексическому значению определите понятие, согласившись или не согласив­шись с учителем.

- Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления - это гипербола. (Согласен.)

- Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений - это эпитет. (Не согласен - метафора.)

- Художественное, образное определение, вид тропа - это оксюморон. (Не согласен - эпи­тет.)

- Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием - это аллитерация. (Согласен.)

- Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразитель­ность речи - это риторический вопрос. (Не согласен: риторическое обращение.)

- Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними - это синекдоха. (Не согласен - метонимия.)

- Однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении - это паронимы. (Согласен.)

3. Задание: разгадайте кроссворды.

Кроссворд 1 «Стилистические фигуры речи»


1


2









3










4











5








6











7









8












По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражени по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усилени выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксически конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новы выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Ответы:

По горизонтали: 1. Градация. 3. Антитеза. 4. Параллелизм. 5. Эпифора. 6. Оксюморон. 7. Инверсия. 8. Умолчание.

По вертикали: 2. Анафора.

Кроссворд 2



1






2







3









4










5











6











7













8











9









По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанш на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т. д. какого-либо явления.

По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

Ответы:

По горизонтали: 1. Антономасия. 3. Эпитет. 4. Метонимия. 5. Сравнение. 6. Перифраза. 7. Аллегория. 8. Гипербола. 9. Литота.

По вертикали: 2. Метафора.



4. Задание: в предложениях найти средства художественной выразительности, назвать их.

- Шел дождь и два студента. (Каламбур.)

  • Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Анафора.)

  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Антитеза.)

  • В сто сорок солнц закат пылал. (Гипербола.)

  • Швед, русский колет, рубит, режет. (Синекдоха, бессоюзие.)

  • И стала лисица пуховыми лапками мыться. (Эпитет.)

  • Не то на серебре - на золоте едал. (Метонимия.)

  • С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Парцелляция.)

  • Луна взошла багровая и хмурая, точно больная. (Сравнение.)

  • Ни одной крошки он не съел. (Гипербола.)

  • Я купил стол. Большой. (Парцелляция.)

  • Эй ты, синяя кофточка, подойди ко мне. (Синекдоха)

  • Ниже тоненькой былиночки надо голову сложить. (Литота.)

  • Весь город говорил о пожаре. (Метонимия.)

  • Холодное у него сердце. (Эпитет.)

  • Белеет парус одинокий. (Инверсия.)

  • Оптимистическая трагедия. (Оксюморон.)

  • Весенний и тлетворный дух. (Оксюморон.)

  • Я три тарелки съел. (Метонимия.)

  • Поля! Я предан вам душой. (Риторическое обращение.)

  • Отговорила роща золотая... (Инверсия, эпитет, олицетворение.)

IV. Этап «сотворчества».

А. Работа с предложенными текстами.

  • Прочитайте выразительно текст.

  • Ответьте на вопросы к тексту.

Упражнение 1 «Именительный темы»

1. Прочитайте отрывок из размышлений выдающегося русского писателя М. Пришвина (1873-1954).

Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно зна­чит. Мне кажется, если бы меня спросили, что такое душа, я бы довольно верно ответил на этот вопрос. Я сказал бы, что душа - это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний чело­века о себе и т. п. как сказано в учебниках психологии. В-третьих, я бы вспомнил о представле­нии души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле...

Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда потихоньку проливал слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет, я через это страдание узнавал свое назначение: мало- помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого. И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви. И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей и что душа - это и значит любовь.

2. Дайте развернутые ответы на вопросы, выполните задания, чтобы проверить глубину и точ­ность вашего восприятия исходного текста.

1) О чем говорится в тексте? (О том, какой смысл содержит понятие «душа».)

  1. Какое слово является ключевым? (Душа.)

  2. Какая мысль противоречит содержанию текста?

  • Автор текста только со временем понял, что такое душа.

  • Любовь является главным проявлением души.

  • Душа - это очень сложное понятие, сущность которого невозможно постичь сразу.

  • Лишь будучи молодым, человек имеет верное и полное представление о том, что такое на самом деле душа.

  1. О каком своем назначении узнал автор текста, ощутив свою особенность?

  • Человек родился, чтобы сопротивляться, чтобы говорить миру «нет».

  • Быть самим собой и есть важнейшая человеческая миссия.

  • Человек должен стать частью человеческой массы, слиться с нею, забыв про свою самость.

  • Человек осознает свое трагическое одиночество: он никому не нужен, и никто не нужен ему.

  1. Напишите вступление, используя именительный темы.

Схема приема:

  1. Запишите ключевое слово.

  2. Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.

  3. Сделайте переход к теме исходного текста.

... Мы все слышали много раз это слово, постоянно употребляем его в своей речи: «______________в душе», «у него за__________ нет ничего»... (Включаем «вопросы-стимулы», чтобы обнажить проблему исходного текста.) Но что такое__________ ? Какой__________ за­ложен в этом_________? О сущности этого удивительного______________ размышляет выдающий­ся русский писатель_____________ .

Ответ.

Душа... Мы все слышали много раз это слово, постоянно употребляем его в своей речи: «праздник в душе», «у него за душой нет ничего»... Но что такое душа? Какой смысл заложен в этом слове? О сущности этого удивительного явления размышляет выдающийся русский писа­тель М. Пришвин.

Упражнение 2 «Вопросы-стимулы»

      1. Прочитайте отрывок из рассказа известного русского писателя И. Соколова-Микитова (1892- 1975).

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля. Если у вас сохранился чуткий, острый слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена, во все века так ласково называли матерью-землею. Треск кузнечиков у протоп­танной тропинки и трепетание зеленой листвы, пение птиц и басовитое гудение шмелей, взлет жаворонка и шум тяжелых хлебных колосьев - все это бесчисленные звуки земли. Они заменяют нам музыку. Не из этих ли звуков, услышанных человеком, возникло лучшее, что запечатлялось в песнях и великих музыкальных творениях?

      1. Дайте развернутые ответы на вопросы, выполните задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста.

  1. О чем говорится в этом отрывке? (Об умении слушать природу.)

  2. Кто его автор? (И. Соколов-Микитов, русский писатель.)

  3. На какой из предлагаемых вопросов нельзя найти ответ в тексте?

а) Что можно услышать, оставшись наедине с природой?

б)Откуда великие музыканты берут звуки для своих гениальных творений?

в) Каким должен быть человек, чтобы ему открылась чарующая красота мира?

г) Как меняется природа в унылую пору осеннего увядания?

3. Используя подходящие по смыслу вопросы, которые даны в задании № 3, смоделируйте вступление.

? ? - ответы на эти вопросы можно найти, если прочитать отрывок из книги_______________________.

Ответ.

Что можно услышать, оставшись наедине с природой? Каким должен быть человек, чтобы ему открылась чарующая красота мира? - ответы на эти вопросы можно найти, если прочитать отрывок из книги И. Соколова-Микитова.



Упражнение 3 «Картина»

  1. Внимательно прочитайте статью, написанную известным русским писателем и поэтом В. Солоухиным (1924—1997), который активно выступал за сохранение духовных ценностей нашего народа, его самобытной культуры.

(1) Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начи­нает не хватать. (2) Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «заме­чать» употребить слово «дорожить». (3) Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим.

(4) По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле бли­же, чем трава. (5) Мы привыкли, что мир - зеленый. (6) Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (7) Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8) Подумаешь! (9) Сколько там травы? (10) Десять квадратных метров. (11) Не человека же засыпаем, траву. (12) Вырастет в другом месте.

(13) Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл кра­ник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю там, где стояла машина - на лужайке под окнами нашего деревенского дома. (14) Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смы­ло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15) Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. (16) Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой.

(17) Под окном, конечно, заметно. (18) Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужай­ку. (19) Но ведь это под собственным окном! (20) Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоми­наешь. (21) Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22) Жалко ли ее? (23) Ну, высыпали шлак (желез­ные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов тра­винок. Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и за­ботиться о таком ничтожестве, как травинка. (24) Трава? (25) Трава она и есть трава. (26) Ее много. (27) Она везде. (28) В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (29) Разве что вот в пу­стыне ее поменьше. (30) Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31) Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! (32) Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего на обугленной поверхности плане­ты единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.

  1. Дайте развернутые ответы на вопросы, выполните задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста.

    1. Какие вопросы не затронуты в этом тексте?

      • Каково отношение человека к окружающей природе?

      • Надо ли дорожить чистым воздухом, зеленой травой на земле?

      • В чем проявляется многообразие и неповторимость природы?

      • Чем может кончиться для человека его пренебрежение к природе?

    2. Какое суждение соответствует позиции автора текста?

  • Автор текста призывает жестоко наказать всех тех, кто варварски относится к окружа­ющей природе,

  • Автор текста с горечью понимает, что относится к числу тех, кто легкомысленно и безответственно губит природу.

  • Автор текста едко высмеивает тех, кто готов кричать о конце мира, увидев две-три увядшие травинки.

  • Автор текста считает, природа бессмертна, ее величественную красоту ничто не может разрушить.

  1. В каких предложениях содержится прямая авторская оценка описанной ситуации?

а) 11-12; 6)23; в) 25-26; г) 31.

  1. Какое суждение можно использовать в качестве комментария для предложений № 6-12?

  • Автор текста использует элементы разговорного стиля, чтобы создать шутливую инто­нацию и вызвать у читателя добрую и мягкую улыбку.

  • Короткие, прерывистые фразы, восклицания, вопросы, назывные предложения - эти синтаксические средства отражают гневное чувство автора, обращенное против губителей при­роды.

  • Автор, «надев маску» беспечного, легкомысленного человека, озвучивает нашу жизнен­ную философию - философию обыкновенных, вполне порядочных людей, которые привыкли от­носиться к природе потребительски.

  • Автор находится в растерянности, он не знает, где находится решение поднятой им про­блемы, вот почему в этой части так много восклицаний, вопросительных предложений.

  1. Определите стиль и тип речи текста:

  • публицистический стиль, рассуждение-размышление;

  • научный стиль, повествование;

  • художественный стиль, повествование;

  • научный стиль, рассуждение-размышление.

  1. Смоделируйте вступление по «картине».


Прочитайте самый конец текста, изобразите страшную бестравную пустыню, сожжен­ную солнцем.

Потрескавшаяся земля; колючий, злой ветер; шуршание горячего песка; почерневшие сучья сожженных зноем деревьев; мертвая тишина, тяжким надгробием придавившая землю; ни птичь­его гомона, ни шелеста листвы; отчаяние, которое охватывает человеческое сердце...

Ответ.

Бескрайняя пустыня... Знойное солнце... Горячий песок... Сожженные засухой деревья... И мертвое безмолвие... Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к при­роде. Именно эта мысль отчетливо звучит в тексте В. Солоухина.

Упражнение 4. «Название»

1. Прочитайте текст.

Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь от­четливо для себя определить, но которого прикосновение к себе ты непременно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был идетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью лслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования и литературу, он обо- ел и приютил тебя, словом сказать, сделал из тебя существо, способное жить. И всего этого достиг без малейшего насилия, одним теплым и бесконечно любовным к тебе прикосновением, н сделал даже больше того: неусыпно обнимая тебя любовью, он и в тебе зажег священную искру любви, так что и тебе нигде не живется такою полною горячею жизнью, как под сенью твоего отечества. (М. Салтыков-Щедрин.)

  1. Выберите из набора заголовок.

а) «О значении русского языка»;

б) «Один на один с одиночеством»;

в) «Согреться лучами отчизны»,

г) «За чертой великой тайны».

  1. Закончите фрагмент.

« » - так можно было бы озаглавить отрывок из статьи выдающегося русского писателя-сатирика и публициста М. Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель размышляет о живой связи человека с__________, о _________значении родины в ( становлении, жизни, воспитании, формировании) гражданина.

Ответ.

«Согреться лучами отчизны» - так можно было бы озаглавить отрывок из статьи выдающегося русского писателя-сатирика и публициста М. Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель размышляет живой связи человека с отечеством, о важном значении родины в воспитании гражданина.




  1. Работа с текстом К. Г. Паустовского: выполнить задания к тексту.

Упражнение 2

Об Алексее Максимовиче Горьком писали так много, что если бы это не был неисчерпаемый еловек, то можно было бы легко смутиться, отступить и не прибавить к тому, что уже написано нем, ни одной строчки.

Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Я даже решусь сказать, что существует «чувство Горького», ощущение его постоянного присутствия в нашей жизни.

Для меня в Горьком — вся Россия. Как я не могу представить себе Россию без Волги, так я не могу подумать, что в ней нет Горького.

Он был полномочным представителем бесконечно талантливого русского народа. Он любил и досконально знал Россию, знал, как говорят геологи, во всех «разрезах» - и в пространстве во времени. Не было ничего, чем бы он пренебрегал в этой стране и что бы он не увидел по-своему, по-горьковски. (К. Г. Паустовский)

Задания к тексту:

  • О чем говорится в тексте? (О необычайном таланте Горького.)

  • Почему именно об этом пишет автор в своей статье? (Автор пишет об этом потому, что пворчество Горького дорого каждому россиянину.)

  • Сколько в тексте абзацев? (4.)

  • Какое высказывание является главным в самом начале текста? (Горький - несчерпаемый че­ловек.)

  • Какая главная тема текста развивается дальше? (Горький хорошо знал Россию и любил её.)

  • Каково отношение автора к поднятой проблеме? (Позиция автора очевидна: он восхищен Горьким-писателем, Горьким-человеком.)

  • Какие художественные средства позволяют ему ярче выразить свою позицию? (Эпитеты, метафоры, однородные члены предложения.)

  • К какому выводу приводит нас автор текста? (У Горького был свой взгляд на происходящее в России и свой стиль.)

  • Смоделируйте вступительную часть сочинения, используя разные приемы: вопросы-сти­мулы, название, именительный темы.

Ответ:

Вопросы-стимулы

Какое место в жизни каждого из пас занимает творчество А, М. Горького? Что значит «чувство Горького»? Каково его отношение к России? Именно на эти вопросы отвечает в своем тексте К. Г. Паустовский.

Название

«В Горьком - вся Россия» - так можно было бы озаглавить текст К. Г. Паустовского, потому что Алексей Максимович Горький, о котором пишет автор, является истинно рус­ским писателем, сумевшим в своем творчестве создать многогранный образ России.



Именительный темы

Алексей Максимович Горький... Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений. Именно этому выдающемуся художнику слова посвящает свою статью К. Г. Паустовский.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.


Домашнее задание: смоделировать разными способами вступление рецензии на данный текст.


Теперь о доброте. Добрым называют такого человека, который приносит с собой в мир вовсе не сентиментальность, не слезливое умиление перед всем по поводу и без повода. Вот как опре­делен добрый человек в толковом словаре Владимира Даля: «Дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный», А в более позднем толковом словаре, вышедшем в свет через 80 лет по­сле далевского, под редакцией Д. Ушакова сказано: «То, что хорошо, полезно и приятно». Сле­довательно, добрый тот, кто умеет делать хорошо, полезно и приятно. Но таким, как подчеркива­ет В. Даль, может быть только человек сведущий. Сведущий - человек, не только знающий свое дело, свою специальность, а широко и объемно понимающий те цели, которые стоят перед обще­ством, и умеющий этим целям служить. Иными словами - человек культурный, мыслящий мас­штабно и действующий. Но культура действий невозможна без культуры чувств, которая приходит только к тому, кто умеет понять прекрасное, прислушаться к нему и объявить себя его слугой.

Кто мы такие без родной культуры? Люди, себя не знающие, родства не помнящие? Старая истина, но напомнить о ней никогда не грех. (По Н. Самвеляну.)

Литература

Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение : учеб. пособие для 10-11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. - 2-е изд., испр. - Челябинск : Взгляд, 2015

Коротаева, Е. В. Технология встречных усилий на уроках русского языка / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе.-2001,-№4.-С. 8-14.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее