![Вечные темы в искусстве Библейский сюжет «Тайная вечеря»](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_0.jpg)
Вечные темы в искусстве
Библейский сюжет
«Тайная вечеря»
![Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_1.jpg)
- Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
- Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
- При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
![Три важнейших события произошли на Тайной Вечери, последней трапезе Иисуса Христа с учениками: 1) предсказание Христом предательства (Иуды), 2) установление обряда причащения и 3) омовение Им ног учеников.](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_2.jpg)
- Три важнейших события произошли на Тайной Вечери, последней трапезе Иисуса Христа с учениками:
- 1) предсказание Христом предательства (Иуды),
- 2) установление обряда причащения и
- 3) омовение Им ног учеников.
Хаиме Серра. Тайная Вечеря. (Вторая половина XIV века). Палермо. Национальный музей.
![Предсказание предательства и установление Евхаристии — образуют два основных типа изображений Тайной Вечери:](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_3.jpg)
- Предсказание предательства и установление Евхаристии — образуют два основных типа изображений Тайной Вечери:
исторический и литургический (или символический).
Историческая Тайная Вечеря акцентирует момент предсказания предательства Иуды,
литургическая (или символическая) Тайная Вечеря — сакраментальный характер установления Евхаристии .
![ИСТОРИЧЕСКАЯ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ Раннехристианские изображения Тайной Вечери демонстрируют Христа с учениками, расположившимися по дуге D-образного стола. Христос на левом краю; это место за таким столом являлось самым почетным (за прямоугольным столом, каким он стал изображаться в более позднее время, такое место — посередине ). Раннехристианская мозаика. Тайная Вечеря. (520). Равенна. Церковь Сант Аполлинаре Нуово .](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_4.jpg)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
- Раннехристианские изображения Тайной Вечери демонстрируют Христа с учениками, расположившимися по дуге D-образного стола. Христос на левом краю; это место за таким столом являлось самым почетным (за прямоугольным столом, каким он стал изображаться в более позднее время, такое место — посередине ).
Раннехристианская мозаика. Тайная Вечеря. (520).
Равенна. Церковь Сант Аполлинаре Нуово .
![Изображения исторической Тайной Вечери с одиннадцатью учениками (то есть без Иуды) встречаются в западном искусстве не раз. Здесь запечатлен эпизод Евангелия от Иоанна — так называемые прощальные речи Христа Прощальные речи воспринимаются учениками с благоговейным вниманием; евхаристическая чаша отодвинута с центра стола.](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_5.jpg)
- Изображения исторической Тайной Вечери с одиннадцатью учениками (то есть без Иуды) встречаются в западном искусстве не раз.
- Здесь запечатлен эпизод Евангелия от Иоанна — так называемые прощальные речи Христа
- Прощальные речи воспринимаются учениками с благоговейным вниманием; евхаристическая чаша отодвинута с центра стола.
Дюрер. Тайная Вечеря (1523). Гравюра.
![Христос со светящимся крестообразным нимбом в центре прямоугольного стола; Иоанн, самый молодой из учеников, возлежит у Него на груди , ученики — по обе от Него стороны; Иуда, которого мы узнаем по его традиционному атрибуту — кошельку, сидит с противоположной от Христа стороны стола, спиной к зрителю, его лица не видно (в соответствии с распространенным обычаем избегать изображать Иуду так, чтобы его взгляд мог встретиться со взглядом зрителя). У Дюрера, однако, есть и традиционное с точки зрения иконографии изображение исторической Тайной Вечери — со всеми двенадцатью учениками. Это гравюра из его цикла «Большие Страсти» . Дюрер. Тайная Вечеря (из цикла гравюр «Большие Страсти»). (1510).](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_6.jpg)
Христос со светящимся крестообразным нимбом в центре прямоугольного стола; Иоанн, самый молодой из учеников, возлежит у Него на груди , ученики — по обе от Него стороны; Иуда, которого мы узнаем по его традиционному атрибуту — кошельку, сидит с противоположной от Христа стороны стола, спиной к зрителю, его лица не видно (в соответствии с распространенным обычаем избегать изображать Иуду так, чтобы его взгляд мог встретиться со взглядом зрителя).
- У Дюрера, однако, есть и традиционное с точки зрения иконографии изображение исторической Тайной Вечери — со всеми двенадцатью учениками. Это гравюра из его цикла «Большие Страсти» .
Дюрер. Тайная Вечеря (из цикла гравюр «Большие Страсти»). (1510).
![Шедевром этого типа Тайной Вечери является фреска Леонардо да Винчи в трапезной миланского монастыря Санта Мария делла Грацие](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_7.jpg)
Шедевром этого типа Тайной Вечери является фреска Леонардо да Винчи в трапезной миланского монастыря Санта Мария делла Грацие
![Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства. Леонардо располагает Христа посередине прямоугольного стола .Все двенадцать апостолов помещаются по шесть с обеих от Него сторон. Иуду можно распознать среди учеников по его традиционному атрибуту — кошельку, который он сжимает в руке. Леонардо помещает Иуду на стороне Иисуса, резким поворотом головы предателя он отводит его взгляд от зрителя. Никто из художников не может сравниться с Леонардо в передаче глубины и силы реакции учеников на предсказание Иисуса. Мы словно слышим их возбужденную речь — слова протеста, испуга, недоумения.](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_8.jpg)
Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства.
Леонардо располагает Христа посередине прямоугольного стола .Все двенадцать апостолов помещаются по шесть с обеих от Него сторон. Иуду можно распознать среди учеников по его традиционному атрибуту — кошельку, который он сжимает в руке. Леонардо помещает Иуду на стороне Иисуса, резким поворотом головы предателя он отводит его взгляд от зрителя.
Никто из художников не может сравниться с Леонардо в передаче глубины и силы реакции учеников на предсказание Иисуса. Мы словно слышим их возбужденную речь — слова протеста, испуга, недоумения.
![В эпоху Возрождения тема Тайной Вечери становится излюбленной в убранстве монастырских трапезных. Для трапезной — миланского монастыря Санта Мария делла Грацие — и Леонардо написал свой шедевр. «Как раз против входа в нее, вдоль торцовой стены в глубине залы, стоял стол приора, а по обе стороны от него — столы монахов, приподнятые над полом на одну ступень, и только когда входящий оборачивался, он видел над невысокой дверью в четвертой узкой стене, нарисованный стол, за которым сидел Христос со своими учениками, как если бы и они принадлежали к обществу, собравшемуся здесь. Должно быть, сильное было впечатление, когда в часы трапезы сидящие за столом приора и сидящие за столом Христа встречались взглядами друг с другом, словно в зеркале, а монахам за их столами казалось, что они находятся между двумя этими содружествами» (Гёте И. В. Джузеппе Босси о «Тайной Вечере» Леонардо да Винчи, с. 208)](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_9.jpg)
В эпоху Возрождения тема Тайной Вечери становится излюбленной в убранстве монастырских трапезных. Для трапезной — миланского монастыря Санта Мария делла Грацие — и Леонардо написал свой шедевр.
- «Как раз против входа в нее, вдоль торцовой стены в глубине залы, стоял стол приора, а по обе стороны от него — столы монахов, приподнятые над полом на одну ступень, и только когда входящий оборачивался, он видел над невысокой дверью в четвертой узкой стене, нарисованный стол, за которым сидел Христос со своими учениками, как если бы и они принадлежали к обществу, собравшемуся здесь. Должно быть, сильное было впечатление, когда в часы трапезы сидящие за столом приора и сидящие за столом Христа встречались взглядами друг с другом, словно в зеркале, а монахам за их столами казалось, что они находятся между двумя этими содружествами» (Гёте И. В. Джузеппе Босси о «Тайной Вечере» Леонардо да Винчи, с. 208)
![Обратите внимание, что ни один из персонажей «Тайной Вечери» у Леонардо не обращает своего взгляда на зрителя, потому сидевшие за столом приора не могли бы встретиться взглядами с Апостолами — Тайная Вечеря была именно тайной, и не могло быть никаких посторонних собеседников (а устремленный на зрителя взгляд персонажа, как известно, вовлекает первого в диалог; о тайности этой Вечери забывали многие поздние художники, писавшие Тайную Вечерю с большим числом дополнительных персонажей Обратите внимание, что ни один из персонажей «Тайной Вечери» у Леонардо не обращает своего взгляда на зрителя, потому сидевшие за столом приора не могли бы встретиться взглядами с Апостолами — Тайная Вечеря была именно тайной, и не могло быть никаких посторонних собеседников (а устремленный на зрителя взгляд персонажа, как известно, вовлекает первого в диалог; о тайности этой Вечери забывали многие поздние художники, писавшие Тайную Вечерю с большим числом дополнительных персонажей](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_10.jpg)
- Обратите внимание, что ни один из персонажей «Тайной Вечери» у Леонардо не обращает своего взгляда на зрителя, потому сидевшие за столом приора не могли бы встретиться взглядами с Апостолами — Тайная Вечеря была именно тайной, и не могло быть никаких посторонних собеседников (а устремленный на зрителя взгляд персонажа, как известно, вовлекает первого в диалог; о тайности этой Вечери забывали многие поздние художники, писавшие Тайную Вечерю с большим числом дополнительных персонажей
- Обратите внимание, что ни один из персонажей «Тайной Вечери» у Леонардо не обращает своего взгляда на зрителя, потому сидевшие за столом приора не могли бы встретиться взглядами с Апостолами — Тайная Вечеря была именно тайной, и не могло быть никаких посторонних собеседников (а устремленный на зрителя взгляд персонажа, как известно, вовлекает первого в диалог; о тайности этой Вечери забывали многие поздние художники, писавшие Тайную Вечерю с большим числом дополнительных персонажей
![Андреа дель Кастаньо. Тайная Вечеря. (1445—1450). Флоренция. Трапезная монастыря Санта Аполлония. Обратите внимание. у Иуды кусок, обмоченный в вине, что обозначает его как предателя, поскольку кусок этот не был благословлен Христом. Кастаньо преднамеренно противопоставляет руку Христа, благословляющую хлеб и вино, чтобы передать их Апостолам, руке Иуды, уже держащей кусок. В этот самый момент в Иуду вошел сатана; художник передал это в облике Иуды: у него выявились сатанинские черты — горбатый нос, выступающая вперед козлиная борода.](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_11.jpg)
Андреа дель Кастаньо. Тайная Вечеря. (1445—1450). Флоренция. Трапезная монастыря Санта Аполлония.
- Обратите внимание. у Иуды кусок, обмоченный в вине, что обозначает его как предателя, поскольку кусок этот не был благословлен Христом. Кастаньо преднамеренно противопоставляет руку Христа, благословляющую хлеб и вино, чтобы передать их Апостолам, руке Иуды, уже держащей кусок. В этот самый момент в Иуду вошел сатана; художник передал это в облике Иуды: у него выявились сатанинские черты — горбатый нос, выступающая вперед козлиная борода.
![Под влиянием Андреа дель Кастаньо несколько раз пишет свои Тайные Вечери Доменико Гирландайо. Их интересно рассмотреть все вместе . Эта фреска особенно ярко обнаруживает композиционное сходство с Андреа дель Кастаньо Доменико Гирландайо. Тайная Вечеря. Флоренця. Аббатство в Пассиньяно.](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_12.jpg)
Под влиянием Андреа дель Кастаньо несколько раз пишет свои Тайные Вечери Доменико Гирландайо. Их интересно рассмотреть все вместе .
- Эта фреска особенно ярко обнаруживает композиционное сходство с Андреа дель Кастаньо
Доменико Гирландайо.
Тайная Вечеря. Флоренця. Аббатство в Пассиньяно.
![В Тайной Вечери для монастыря Сан Марко занимательная повествовательность превратила художника в хрониста Флоренци середины XV века. Это одно из самых типичных произведений Гирландайо. Спокойно, скромно и убедительно оно свидетельствует о происходящем – достаточно взглянуть на бесстрастного Иуду, сидящего напротив Христа и, кажется, даже разговаривающего с Ним.](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_13.jpg)
- В Тайной Вечери для монастыря Сан Марко занимательная повествовательность превратила художника в хрониста Флоренци середины XV века. Это одно из самых типичных произведений Гирландайо.
- Спокойно, скромно и убедительно оно свидетельствует о происходящем – достаточно взглянуть на бесстрастного Иуду, сидящего напротив Христа и, кажется, даже разговаривающего с Ним.
Доменико Гирландайо. Тайная Вечеря. Флоренця. Монастырь Сан Марко
Доменико Гирландайо. Тайная Вечеря. Флоренци.
Церковь Оньисанти
![Художники опирались и на литературные программы при изображении сюжета «Тайной вечери» Иисус на Тайной Вечере не только предрек предательство, но и указал конкретно на предателя. О том, как Он указал на Иуду, повествуют Матфей, Марк и Иоанн. Идентичные свидетельства синоптиков, правда, несколько отличаются от повествования Иоанна. Матфей пишет: « Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня» ; «Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» . Согласно Иоанну, действие было иное : « Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту»](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_14.jpg)
Художники опирались и на литературные программы при изображении сюжета «Тайной вечери»
- Иисус на Тайной Вечере не только предрек предательство, но и указал конкретно на предателя. О том, как Он указал на Иуду, повествуют Матфей, Марк и Иоанн. Идентичные свидетельства синоптиков, правда, несколько отличаются от повествования Иоанна. Матфей пишет: « Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня» ;
- «Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» .
- Согласно Иоанну, действие было иное : « Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту»
![Так, Джотто опирался на синоптиков,](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_15.jpg)
- Так, Джотто опирался на синоптиков,
Джотто. Тайная Вечеря (1304—1306). Падуя. Капелла Скровеньи
![тогда как неизвестный мастер, иллюстрировавший Библию де Флореффе, взял за основу рассказ Иоанна. Неизвестный мастер. Тайная Вечеря. Иллюстрация Библии де Флореффе. Лондон. Британская библиотека (Add. 17738) .](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_16.jpg)
тогда как неизвестный мастер, иллюстрировавший Библию де Флореффе,
взял за основу рассказ Иоанна.
Неизвестный мастер. Тайная Вечеря. Иллюстрация Библии де Флореффе. Лондон. Британская библиотека (Add. 17738) .
![ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ Первые изображения установления таинства Причастия, имевшего место на Тайной Вечере Христа, — литургическая Тайная Вечеря — восходят к VI веку. Евхаристическая чаша (потир) и гостия — вино (Кровь Христова) и хлеб (Тело Христово) — стали изображаться с VII века; первое такое изображение имеется в Евангелии, хранящемся в Колледже Тела Христова в Кембридже. Но обычными эти атрибуты Тайной Вечери становятся только с XV века. Известны выдающиеся образцы этого типа Тайной Вечери](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_17.jpg)
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
- Первые изображения установления таинства Причастия, имевшего место на Тайной Вечере Христа, — литургическая Тайная Вечеря — восходят к VI веку.
- Евхаристическая чаша (потир) и гостия — вино (Кровь Христова) и хлеб (Тело Христово) — стали изображаться с VII века;
- первое такое изображение имеется в Евангелии, хранящемся в Колледже Тела Христова в Кембридже. Но обычными эти атрибуты Тайной Вечери становятся только с XV века.
- Известны выдающиеся образцы этого типа Тайной Вечери
![Дирк Боутс. Тайная Вечеря (Установление Таинства Евхаристии) (1464). Лувен. Церковь Св. Петра. Козимо Росселли. Тайная Вечеря. (1482). Рим. Ватикан. Сикстинская капелла.](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_18.jpg)
Дирк Боутс. Тайная Вечеря (Установление Таинства Евхаристии) (1464).
Лувен. Церковь Св. Петра.
Козимо Росселли. Тайная Вечеря. (1482). Рим. Ватикан. Сикстинская капелла.
![В основе литургической Тайной Вечери лежит идея иллюстрирования слов Христа Литургическая Тайная Вечеря изображалась либо как благословение чаши с вином и хлеба (гостии), совершаемое Христом за столом в присутствии учеников Дирк Боутс. Тайная Вечеря (Установление Таинства Евхаристии) (1464). Лувен. Церковь Св. Петра. Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632. Холст, масло, 304х250. Пинакотека ди Брера, Милан, Италия](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_19.jpg)
В основе литургической Тайной Вечери лежит идея иллюстрирования слов Христа
- Литургическая Тайная Вечеря изображалась либо как благословение чаши с вином и хлеба (гостии), совершаемое Христом за столом в присутствии учеников
- Дирк Боутс. Тайная Вечеря (Установление Таинства Евхаристии) (1464).
- Лувен. Церковь Св. Петра.
- Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632. Холст, масло, 304х250. Пинакотека ди Брера, Милан, Италия
![либо в виде установления таинства Причащения, когда Христос дает вкусить хлеб Причастия (гостию) ученикам Иос ван Вассенхове (Юстус ван Гент). Тайная Вечеря (Причастие апостолов). (1473—1475). Урбино. Национальная галерея.](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_20.jpg)
либо в виде установления таинства Причащения, когда Христос дает вкусить хлеб Причастия (гостию) ученикам
- Иос ван Вассенхове (Юстус ван Гент).
- Тайная Вечеря (Причастие апостолов).
- (1473—1475).
- Урбино. Национальная галерея.
![Мы рассмотрели исторический и литургический типы изображения сюжета, но есть ещё и смешанный тип изображения. Художник соединяет те или иные обстоятельства исторической Тайной Вечери с учреждением Христом Евхаристии, то есть литургической Тайной Вечери. Домашнее задание: найти произведения смешанного типа на данный сюжет.](http://fsd.intolimp.org/html/2019/09/22/i_5d876f8b2835f/img_phpmgbxov_Tajnaya-vecherya_21.jpg)
Мы рассмотрели исторический и литургический типы изображения сюжета, но есть ещё и смешанный тип изображения.
Художник соединяет те или иные обстоятельства исторической Тайной Вечери с учреждением Христом Евхаристии, то есть литургической Тайной Вечери.
- Домашнее задание:
- найти произведения смешанного типа на данный сюжет.