«Зима 2025»

Доклад на тему: «Выбор инновационных методик на занятиях в ГПД».

Я использую такой метод работы на занятиях группы продлённого дня. Ребята занимаются с интересом. Учитель с ними наравне выполняет те же самые поделки.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Доклад на тему:  «Выбор инновационных методик на занятиях в ГПД».

Выполнила воспитатель ГПД: Савыкова Раиса Габдрафиковна

Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Одна из главных основ технологии – учитель на этих уроках перестаёт быть учителем, "назидателем", лектором и "урокодателем". Он становится Мастером, а это меняет и его поведение, и цели, и тактику урока. Он создаёт специальные условия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного, книжного ответа на вопрос. Мастер является скорее консультантом, помощником, который организует урок, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию. 

Задача учителя-мастера создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика в творца. Используя личный опыт, ребёнок совершает открытие в предмете. Он делает это сам, а учитель создаёт условия, катализирует процесс познания.

Девиз французских мастерских – «Делай по-своему».

Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта.  Мастер предлагает и гарантирует ребятам творческий характер деятельности, направляет их на поисковые методы. 

В начале занятия дети получают исходный материал, основу, использовав которую, они сделают свои открытия. К этому материалу педагог продумывает несколько заданий, для их выполнения понадобятся навыки поиска и творческий настрой. Эта технология не ранжируют детей. Она утверждает, что все способны к постижению знаний и, как следствие, на высокий результат. При этом создатели технологии отмечают, что время всё-таки для этого у каждого своё. Учитель должен составить урок так, чтобы дать ребятам эту возможность. Отсюда произрастает ещё одно незыблемое правило технологии – свобода. Ребёнок свободен в выборе инструментов для познавательной деятельности, свободен в построении своей работы и т.д. Его не должны сковывать рамки, он должен чувствовать себя открытым для творчества и для самовыражения. 

Процесс познания имеет большую ценность, нежели само знание. Ученик движется к истине своим путём. Ученик имеет право на ошибку. Ошибка тоже двигатель познания. Коллективное творчество культивируется – совместная работа только усиливает эффект плодотворной работы.

Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:

  • Равенство всех участников, включая мастера;

  • Все способны к творчеству;

  • Создание личностной мотивации;

  •  Отсутствие оценки, соперничества;

  •  Чередование индивидуальной и коллективной работы;

  •   Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;

  •    Язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета;

  • Выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;

  •   Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

 

Уроки в общеобразовательной школе, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:

- направленность на образное мышления как способа художественного освоения бытия;

- моделирование состояния вдохновения, "игра" с элементами творчества, "спонтанная" ситуация;

- создание на занятиях атмосферы заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;

- воспитание навыков импровизации;

- формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия;

- создание эстетических ситуаций - важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;

- всемерное стимулирование художественной культуры на основе реализации собственного творческого опыта.

Этапы работы мастерской.

Как и любой педагогический процесс, технология педагогических мастерских проводится в несколько этапов:

1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету, обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.

4. «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. «Афиширование» — вывешивание работ учеников и педагога-Мастера в классе и ознакомление с ними — все ходят, обсуждают, смотрят.

6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе работы.

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость.  Многие дети чувствуют себя беспомощными, в их действиях прослеживалась неуверенность. Не закончив один вид деятельности, они переключались на другой, в этой ситуации учитель должен прийти на помощь и не торопясь дать необходимый совет.  Изготовление поделки становится самоцелью. Но ведь ребенка нужно учить самостоятельному выполнению доступных ему практических операций. При этом большое значение имеет процесс интеллектуального и духовно-эмоционального осмысления работы, а также качественное ее выполнение.

Постоянно ставить перед детьми определенные задачи, в той форме, в какой решение задач становится посильным и доступным для детей, и тем самым управлять в какой-то мере процессом их познавательной деятельности.

Обеспечить освоение учителем умения проектировать план решения проблемы, готовить несколько (если это возможно) вариантов решения проблемы, но не предлагать ее решение в готовом виде, а обсуждать совместно с детьми, например, с помощью наводящих вопросов: «Какие инструменты, материалы, приспособления нужны для выполнения поставленной задачи?», «Как лучше?», «Почему?», «Докажи», «Возможен ли другой вариант решения поставленной задачи?» и т.д.

Устанавливать связь новых знаний со знаниями, уже имеющимися у младших школьников, т.е. использовать знания и опыт применительно к новой ситуации.

Дети должны видеть в знании присутствие человека с его умом, нравственностью, эстетическим отношением, тревогой, радостью и т.д.

При составлении и разработке практических заданий, задач и упражнений основное внимание уделялось возможности развития мышления детей, их пространственного воображения, творческого мышления, а также формированию у детей умений переходить от частного, конкретного к общему, абстрактному.

Каждый новый вопрос рассматривался в пределах, доступных для понимания детей данной возрастной группы.

Особое внимание уделяется систематическому формированию самостоятельности в процессе разнообразной трудовой деятельности, т.к. школьник достаточно прочно и хорошо усваивает знания, если они приобретены на материале, требующем от него умения делать что-нибудь своими руками. Разумеется, при активной мыслительной деятельности.

Работы во французских мастерских побуждают детей к пониманию, выявлению различных знаний, умений и первоначальных навыков, а также на формирование у детей важнейших положительных качеств личности и свойств характера, самостоятельности, познавательно-творческой трудовой активности, эстетического вкуса, культуры труда и др.

Обобщение опыта работы французских мастерских дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:

1. Педагог-Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности.

2. В процессе занятий педагог-Мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой теме.

3. Педагог-Мастер работает вместе с детьми, он равен ученику в поиске знания.

4. Педагог-Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.

6. Исключает официальное оценивание работы учащегося, не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит, но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося.

Специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространство, жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития, позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к открытию знаний, источником которого при традиционном обучении является только учитель.  

Целью экспериментального исследования было с помощью специально подобранного метода, который был включен в обычные занятия по технологии сформировать у детей трудовую самостоятельность. Оценивая ход и результаты выполнения заданий, мы убедились, что в деятельности учащихся появились существенные изменения. У них лучше развивается внимание и память.










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее