МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА «ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ»
В БАШКИРСКОМ ЭПОСЕ «УРАЛ-БАТЫР»
СЛАЙД 1. Для человечества всегда был, есть и остаётся актуальным вопрос поиска смысла жизни. Исследованием темы занимались не только философы времён античности, но и мыслители новейшего времени.
СЛАЙД 2. Смысл их изучения состоит в поиске ответов на волнующих практически всех вопросы:
Какова цель существования человека?
Ради чего (кого) необходимо жить?
Каковы главные ценности в жизни?
СЛАЙД 3. Суждения мыслителей из разных эпох значимо различались. К примеру, античные философы видели смысл жизни в удовлетворении потребностей и регулярном саморазвитии. Сократ побуждал человечество изучать высокую духовную нравственность и совершенствовать внутренние качества. Аристотель полагал, что жизнь есть счастье, заключающееся в осознании окружающего мира. Эпикур считал, что бытие людей предполагает взаимосвязь именно с мирскими наслаждениями.
В эпоху Средневековья изменяется суждение о смысле жизни. В духовных первоисточниках было написано о том, что человеку надобно руководствоваться примеру собственных предков, помня религиозные идеалы. Данную тематику лаконично излагал в своих трудах Фома Аквинский и мыслитель Августин. В тот исторический отрезок времени о жизни часто говорили нелицеприятно. К примеру, в вероисповедании буддизме жизнь уподоблялась с мучениями, а в азиатских текстах отождествлялась с пропастью зла и страданиями.
Невзирая на существование множества мнений, во многих точках зрения жизнь истолковывается как мгновение, дающееся человеку для приготовления к завершению земного пути. Странно, однако смерти человека и его допустимому бессмертию постоянно уделяли много внимания, чем существованию в жизни.
СЛАЙД 4. Смерть — это полное приостановление биологических и физиологических процессов в живом организме. С точки зрения философии понятие смерти, приведенное на слайде, не является достаточным. Это явление совершенно неизбежно и непредсказуемо, поэтому оно постоянно накладывает отпечаток таинственности и мистичности. Человечество всегда страшилось чего-то неизвестного, поэтому мыслители, исследуя суть смерти, пытались найти способ избавления людей от чувства боязни.
СЛАЙД 5. Примером изучения вечных философских вопросов о поиске смысла жизни и определения значения понятия «смерть» служит башкирский эпос «Урал-Батыр». В нём рассматриваются следующие вопросы:
Смерть – это абсолютное зло или естественный закон мироздания?
Возможно ли одержать победу над смертью?
СЛАЙД 6. В произведении имеется основанное на диалектике понимание смысла понятий «жизнь» и «смерть». Эти извечные проблемы – противостояния и умиротворения жизни и смерти представляют основу философствования.
СЛАЙД 7. Завершение земного пути близко и невидимо. Урал осознаёт, что гибель, которая «не сильнее людей», которая не дойдёт до них, вдруг может оказаться так близко. У него возникает вопрос: те животные, которые истребляются ими, захотят захватить их дом? а смерть не расправится ли с ними самими?
Когти в сукмар превратив,
задумают захватить наш дом,
смерть, что нашим глазам не видна,
пред нашими не взойдет ли глазами,
не расправится ли и с нами? [1]
Юный Урал полон сил и решимости победить Смерть, уверен, что Смерть должны знать в лицо:
Злодейку по имени Смерть
Мы всегда узнавать должны.
Обычай сильных слабого есть –
Мы отвергнуть навеки должны [2].
СЛАЙД 8. Всякий человек размышляет о своём внутреннем мире, своём существовании. Это осмысление происходит сообразно субъективному опыту каждого человека и объективному опыту того общества, в котором живёт человек, и истории в целом. У разных людей в познании собственного существования имеется что-то общее, но каждый решает проблему смысла жизни по-своему. Урал после долгого пути победы над смертью, наконец, понимает, что смерть есть не зло, а нескончаемый, немеркнущий закон мироздания.
Сам Урал-батыр в завершении земного пути уже не относится к смерти как к абсолютному злу. Гибель самого батыра становится тому ярким примером: на смертном одре Урал завещает своим потомкам:
Пусть станет добро лишь вашим конем,
Пусть имя будет вам – человек,
Злу не давайте дорогу вовек,
Пусть мир и добро пребудут вовек! [3]
В итоге, обобщая наши мысли, можно сказать о том, что эпос «Урал-батыр» раскрывает вопрос о сущности жизни: бессмертие человека не в нескончаемом физическом долголетии, смысл жизни – в самой жизни. Жизнь и смерть не обособлены друг от друга годами. Жизнь и смерть есть два берега одной реки, именуемое «бытием». Как не существует реки с одним берегом, так не существует и жизни без смерти. Несомненно, они не противоположны. Они необходимы друг другу для существования, они взаимосвязаны.
СЛАЙД 9. Таким образом о земной жизни и о её завершении рассуждали философы в разные эпохи. Нелегко найти человека, не задумывающегося о сущности собственного существования, грядущей смерти и достижении бессмертия. Практически каждый задает себе подобные вопросы: Что такое душа? Вечна ли она? К какой вечной жизни надобно стремиться человек: к бессмертию души или физическому бессмертию? Надобно ли человеку физическое бессмертие? В частности, стремлением найти вечную жизнь преисполнен эпос башкирского народа «Урал-батыр». Ради жизни на земле Урал-батыр пускается на поиски источника вечной жизни. В эпосе через описание земного пути древних башкир повествуется об идее живой и мертвой воды, нахождение которой связано с получением бессмертия. Герой эпоса Урал, неизменно ищущий тайну вечной жизни, в итоге находит живую воду. Но преодолевший муки бессмертия мудрый старик открывает герою иную тайну – бесполезности собственной вечной жизни.
СЛАЙД 10. ЛИТЕРАТУРА
Башкирское народное творчество. Эпос. – Уфа, 1987. – Т. 1. – С. 36.
Башкирское народное творчество. – С. 43.
Башкирское народное творчество. – С. 42.
Вильданов У.С., Вильданова Г.Б. Мировоззренческие проблемы в башкирском эпосе «Урал-Батыр» // Философия и общество. – Волгоград, 2013. – № 4. – С. 114-124.
Утарбаева Р.С. Истоки добра и зла в башкирском народном эпосе «Урал-Батыр» // Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2016. – № 12. – С. 182-187.