«Весна — лето 2024»

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ»

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе

на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ»

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МКОУ «МИГЛАКАСИМАХИНСКАЯ СОШ»




Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе

на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ»






Урок подготовила

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «МИГЛАКАСИМАХИНСКАЯ СОШ»

ЧАПАЕВА АМИНАТ МУХТАРОВНА

дАТА ПРОВЕДЕНИЯ-2018г


Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе

на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ»

Вид урока: интегрированный урок развития речи по русскому языку, литературе.

Цель урока: систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом.

Задачи.

Образовательные: совершенствование умения определять вид подчинительной связи в словосочетании, тип односоставного предложения, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для публицистического стиля, подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национальной достоинства

Оборудование: мультимедийная установка: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал

ХОД УРОКА

1.Организационный момент .

2. Повторение теории. (Слайд )

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ?

(56 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).

2. А сколько баллов из 56 выпускник набирает за задание №26 – сочинение рассуждение по тексту?

(24 балла)

Значит, наша задача – научиться писать сочинение-рассуждение по тексту как можно лучше.

3. Каков должен быть объём сочинения? Что грозит выпускнику, если норма количества слов в сочинении будет меньше установленной нормы?

( Менее 150, но более 70 – баллы по критериям уменьшаются, менее 70 слов – выпускник получает 0 баллов).

4. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту?

5. Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их. (Слайд )

  1. Проблема.

  2. Своя позиция

  3. Позиция автора

  4. Аргумент 1

  5. Аргумент 2

  6. Комментарий.

  7. Заключение.

Проверим себя!

Правильный план сочинения по тексту: (Слайд + обратная сторона доски)

1. Проблема.

  1. Комментарий.

  2. Позиция автора

  3. Своя позиция

  4. Аргумент 1

  5. Аргумент 2

  6. Заключение.

3. Работа по теме урока. (звучит песня «Журавли» стихи Р.Гамзатова)


Сегодня наш урок посвящен интересной и очень важной теме. А какой, вы узнаете, прочитав эпиграф:

Помните!


Через века,


Через года,-


Помните!


О тех,


кто уже не придет


Никогда,-


Помните!

(Роберт Рождественский «Реквием»).


- Итак, как вы думаете, на какую тему у нас сегодня пойдет разговор?

- Да, о войне.

В далёкое прошлое уходят суровые годы войны, и в наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, которая была более чем полвека назад?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, о тех, кто защищал Родину?

Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Вот почему эпиграфом к уроку стали строки из знаменитого «Реквиема» поэта Роберта Рождественского:

- Какой вы представляете себе войну? (страшной, жестокой, ужасной)

- По каким источникам знаете о ней? (по фильмам и книгам о войне)

Чтобы настроиться на дальнейший диалог, посмотрите видеоклип.


.(Клип-песня «На безымянной высоте»,.показать слайды о нашем памятнике участникам Великой Отечественной войны, открытие памятника )


Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. И память о всех погибших и выживших как святыню пронесут в своих книгах писатели-фронтовики. Почему же многие писатели продолжают рассказывать о ней?

Ответ на этот вопрос даёт писатель Юрий Бондарев. Прочитайте его высказывание: «Книги о войне неотразимо воздействуют на нашу память, как кровоточащие зарубки высокого духа».

Одной из них стала его книга«Мгновения». Сегодня мы будем работать с текстом из этой книги, по которому дома вы и напишете сочинение.

Существует мнение, что сочинение учит думать, учит понимать, учит вчитываться в каждое слово

Прежде несколько слов о Юрии Бондареве.

группа учеников-кон­сультантов, пользуясь Интерне­том, подготовила сообщение о нем. (На

мультимедийном экране демонстрируются фотографии академика Ю. Бондарева).

К славной плеяде авторов правдивой литературы о войне относится и Юрий Васильевич Бондарев.

Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошёл длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951 год он учился в Литературном институте имени М. Горького

Писатель принадлежит к «славному поколению» юношей 1941 года, которые молоденькими лейтенантами отправились на фронт защищать Отечество. Это им удалось воссоздать жуткий, дьявольский облик войны, которому противостояли хрупкие мальчики, вчерашние школьники и студенты, не знавшие, как воевать со смертоносным железом.

Юрий Васильевич Бондарев начал писать и публиковаться в первые же послевоенные годы, но наибольшую известность ему принесли произведения, посвященные Сталинградской битве: «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег». И во всех последующих произведениях писатель остался верен выбранной теме – через всю его дальнейшую прозу война проходит красной нитью.

По его сценариям были поставлены кинофильмы, которые составляют Золотой фонд российского кинематографа: «Горячий снег», «Последние залпы», «49 дней», «Тишина», «Батальоны просят огня», «Берег», киноэпопеи «Трагедия века» и «Освобождение». Как одному из авторов сценария фильмов знаменитой киноэпопеи «Освобождение» в 1972 году Ю. В. Бондареву была присуждена Ленинская премия. Бондарев Ю. В. – лауреат всевозможных премий, обладатель множества орденов и почетных званий.


Учитель:

Сейчас, когда сама память о героях Великой Отечественной войны нередко оказывается оскверненной, нам так нужна настоящая правда о войне – та правда, которую несет в себе проза Ю. В. Бондарева; поэтому произведения великого писателя остаются для нас тем нравственным мерилом, над которым не властно время.

Сегодня мы познакомимся с текстом Ю.Бондарева из книги «Мгновения»

3. Знакомство с текстом Ю. Бондарева из книги “Мгновения”.

На столах учащихся лежат листы с распечатанным текстом

(1)Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.

(2)Мы мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле каждый день по своей закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зеленой; фонари – для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный…

(3)За долгие четыре года войны, чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, казалось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

(4)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (5)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. (6)Порой мы ненавидели солнце – оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншею “юнкерсов”. (7)Солнце могло беспощадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: развороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.

(8)Кто мог представить, что когда-нибудь увидит в белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

(9)Война была жестокой

и грубой школой. (10)Мы сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемётные гашетки.

(11)Война уже стала историей. (12)Но так ли это?

(13)Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. (14)Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (15)

Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитают историки. (16)Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

(17)В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории.

(18) Конечно, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди

жесточайшие ее факты. (19)Но никогда не должны они пере­стать волноваться, узнавая о

них.

(20)Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить

в летописях наши предки все детали древней истории, – это самоутверждение человека,

поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем

прадеде, который был фронтовиком.

(21) Наш долг –сохранить и передать священную память о воинах из рук в руки, от сердца

к сердцу.

2. 7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

Работа с текстом

Давайте вспомним задание части 26?

Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается» . Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене.

Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста

-Заметьте: один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания ; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научится «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

1) Беседа по прочитанному. Выявление первичного восприятия, создание мотивации для

написания своего текста.

-Какое впечатление вы получили, познакомившись с этим текстом?

- О чем же этот текст? Какова тема этого текста? Как бы вы его озаглавили?

- Близка ли она (тема) вам? Чем для вас интересен этот текст?

2. Определите стиль и тип речи.

1) художественный стиль, описание.

2) художественный стиль; повествование

3) публицистический стиль, рассуждение

4) разговорный стиль; рассуждение

Комментирование выполненного задания.

-Почему вы выбрали 3 вариант ответа? Обоснуйте свою точку зрения. (Предложения 15 и 16)

Мы видим, что речь идет о войне и памяти, это публицистический стиль речи

.Текст эмоциональный, авторская позиция передается прямо

-Назовите признаки стиля речи.

(Цель текста – воздействовать на читателя; сфера использования – журнал; сборник очерков, эссе; адресат – широкие слои общественности; жанр – эссе; стилевые черты – лаконичность, доходчивость изложения, эмоциональность).

-А что такое

эссе?

( Эссе - прозаическое произведение малой формы и свободной композиции. Автор эссе раскрывает частную тему, выбранную им, стремится передать свои впечатления.)

- Назовите средства выразительности, характерные для публицистического стиля.

(Синтаксический параллелизм (4 и 5 предложения), риторический вопрос (12 предложение), контекстные антонимы (“сидели не за партами, а в мёрзлых окопах”, “были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемётные гашетки”), антонимы (“мир и прочен, и зыбок”), метафоры (“чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти”, “В нашей крови пульсируют

потоки тех людей, что жили в Истории”)

- Какой тип речи текста? Докажите (рассуждение)

Учитель:

Верное определение стиля и типа речи помогут вам не только определить главное и второстепенное в тексте, но и с большей степенью достоверности понять исходный текст.

Итак, перед нами – публицистический текст; ведущим типом речи в нем является рассуждение.

Для этого перескажем текст сжато.

1 .Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них было оружие. У этих ребят отсутствовал жизненный опыт и понимание истинной ценности самых простых вещей.

2. Война заставила с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года… Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.

3. Давно уже стала историей война, но память о ней должна жить. Мы обязаны помнить тех солдат и то суровое время!

- В черновиках составим план к тексту. Варианты плана могут быть разные: вопросный, назывной, тезисный, цитатный, комбинированный. (ниже приведен примерный план).

(Вспоминая войну, Ю. Бондарев говорит о том, что…

1.война- это безумие

2. мечта вернуться в мирное время.

3. что мы должны помнить о тех, кто защищал нас с вами


Выделим ключевые слова: война, память, мир

1. Формулировка проблемы

-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг

Формулирование одной из проблем.

- Учитель: Теперь мы должны с вами выявить и сформулировать проблему исходного текста.

- О чём говорится в тексте? .

- Что такое проблема?

(это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте, именно над ней он в основном размышляет).

Какие чаще всего виды проблем встречаются в текстах?

Ученики: философские, социальные, политические, научные, экологические, нравственно-этические.

Учитель: Что значит «сформулировать» проблему текста?

В словаре С.И.Ожегова находим и читаем слово «формулировать» - кратко и точно выражать мысль

- Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Слайд.(проблема, тема)

  • -Так какие же проблемы поднимает автор? Сформулируйте их, используя шаблоны

Чтобы определить проблемы текста, можно воспользоваться таким приемом, как постановка вопросов к тексту. Давайте попробуем сформулировать эти вопросы.

Вопросы к тексту:

- Кто такие “мы”, от имени которых говорит автор? Дает ли Ю. Бондарев ответ на этот вопрос в тексте?

- Почему автор утверждает, что им “было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно”?

- Какой жизненный опыт приобрели герои этого текста?

- Стала ли война историей?

- Что значит не забывать Время и Людей?

- Все ли о войне могут рассказать историки?

- Почему нам надо помнить этих людей?

- Какие ассоциации возникают у вас при осмыслении этого образа?

- Можно ли согласиться с этой мыслью?

- Какие аргументы приводит автор?

- Какие из поставленных вопросов являются главными?

  • - какова проблематика предложенного текста?

(Проблема памяти; трагедии поколения молодых людей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны)

- Почему так стремительно взрослеют люди на войне?

- Какой жизненный опыт они приобретают?

-Должны ли мы помнить тех, кто воевал?

Именно над

этими вопросами предлагает задуматься Юрий Бондарев в своем эссе”; “В отрывке из книги “Мгновения” Юрий Бондарев предлагает задуматься над тем, какой опыт приобретают люди на войне и почему мы должны помнить тех, кто воевал”).

  • Работа в группах.

  • 1 группа:. Формулирует проблему о войне, находит позицию автора.

  • 2 группа: формулирует проблему о памяти, находит позицию автора

3. автор поднимает проблему сохранения памяти о погибших солдатах Великой Отечественной Войны. Ведь они были такими же молодыми, целенаправленными, как те, кто живет, и так же любили жизнь, как и любой другой человек. Но судьба распорядилась иначе.

На мой взгляд, данная проблема актуальна и в наше время. Безусловно, люди стараются помнить о тех, кто сражался за мир, и о погибших в той нелегкой войне. Каждый год, на великий праздник, День Победы, чествуют ветеранов, благодарят их за победу.

Юрий Васильевич Бондарев – советский писатель, в своем произведении затрагивает проблему трагедии молодого поколения на войне.

Им было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно, сообщает автор читателю. Они узнавали, что мир порочен и зыбок. Солнце могло не взойти, его могла уничтожить черно-белая завеса дыма от бомбежки.

отметить, что со временем не ослабевает интерес к героям и участникам Великой Отечественной Войны. Проводятся различные конкурсы и акции на военную тематику, в которых принимают

участие дети, что, безусловно, радует.

  • В данном тексте Ю.Бондарев поднимает важную нравственную проблему, проблему памяти о войне.

2. Комментарий к поставленной в тексте проблеме. Беседа по вопросам.


  • Учитель: Наша следующая задача – прокомментировать сформулированную нами проблему.

Давайте вспомним, что такое комментарий?

Запомните,

что комментарий текста – работа достаточно сложная. Для того чтобы «комментировать», надо сначала понять чужой текст. Восприятие их людьми очень индивидуально. Понимание и оценка художественного текста зависят от жизненного опыта человека, в частности – опыта его общения с искусством, а также от его природной восприимчивости, внимания, культурного багажа. Ваша задача – прокомментировать только сформулированную вами проблему исходного текста.

  • Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?

(Актуальна, потому что в последнее время о является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении

- На каком жизненном материале строится текст?

(Автор делится увиденным им во время В.О. войны)

-Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?

(Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его волнует то, о чем он пишет)


  • Комментарий представляет собой «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции. Здесь уместны такие «переходные предложения», как:

  • Комментируя эту проблему, хочется отметить

  • Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…

  • Проблема поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что… и др.

  • Переходное предложение очень важно в сочинении. Оно указывает на связность вашего текста: от одной микротемы к другой; от одного абзаца к другому.

3. Формулировка позиции автора. Беседа по вопросам и самостоятельная запись формулировки позиции автора. Время выполнения задания – 2 мин.

- Давайте вспомним, что такое позиция автора? 4 слайда

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

-Какова же авторская позиция?

-В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо?

  • Какое отношение имеет формулировка позиции автора к проблеме, обозначенной нами в начале работы с текстом? (Это ответ на вопрос-проблему).

  • Сформулирована ли позиция автора в тексте?

  • (Да, в предложении 21 Наш долг- сохранить и передать священную память о воинах из рук в руки, от сердца к сердцу).

  • Сформулируйте позицию автора своими словами. В случае затруднения обращайтесь к речевым клише

4.Формулировка собственной позиции.( Учащиеся устно формулируют свою позицию, демострируя различные речевые формы


Я полностью разделяю мнение автора. Война коснулась каждой семьи нашей необъятной родины, и сохранение истинной памяти об участниках этих страшных событий - долг и дело чести любого из нас.

Уверена, что никто из тех солдат, о которых писал Ю.Бондарев, никогда не будет забыт, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.

5. Аргументация собственной позиции.

Учитель:

Ребята, мы с вами нашли проблему нашего текста и выяснили то, что хотел нам сказать автор данного текста. А теперь – новый этап нашей работы. Вы должны аргументированно выразить собственное мнение.

Это самая трудная для вас часть творческой работы. .

Трудность объясняется не тем, что вы мало знаете, а отсутствием умения собрать воедино свои

знания и преобразовать их в стройную и убедительную аргументацию.

Аргументация-это объяснений, примеров для обоснования вашей мысли. Чтобы на экзаменах получить максимальный балл по критерию К4, формулируйте свою позицию четко и прямо.

Задайте себе вопрос: разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ней? Если согласны, задайте вопрос: почему? Если не согласны, задайте вопрос: почему? Вы при этом должны этически корректно сформулировать свое мнение.

- Что вы должны отразить в своих аргументах? (Отношение к себе, обществу, миру)

- Что может выступить в качестве аргумента?

(Ссылки на примеры из мировой культуры, литературы, живописи, истории и т.д.; апелляция к средствам массовой информации, которые активно рассматривают эту тему: газетам, радио, телевидению; обращение к собственному жизненному опыту).

- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты)

  • Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

  • С автором трудно не согласиться, и хотя в наше время жизнь ветеранов очень непростая, уважение соотечественников к их подвигу, героизму может скрасить тяготы быта.

  • Наверное, нельзя не согласиться с автором в том, что память могут хранить любые предметы, что каждый человек – хранитель и носитель воспоминаний. Место этих рассуждений постепенно занимают мысли о том, что лучший памятник тем, кто отдал жизнь в борьбе с фашизмом, - это спокойная послевоенная действительность.

  • Почему мы должны говорить о войне? Ведь она не коснулась лично нас.

  • На мой взгляд, Великая Отечественная война затронула всех и каждого. Не обошла она стороной и нашу семью… (Ответы учащихся)

  • Есть ли у вас любимые книги о войне? Какие? (Ответы учащихся)

Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне – тоже памятник

погибшим. Оружие писателя – его перо, его книги – вклад в общее дело борьбы за мир.

Помните, что высказанное вами мнение должно соотноситься с проблематикой исходного текста

Критерий 4 гласит : экзаменуемый выразил своё мнение по сформированной им проблеме, поставленные автором текста согласившись или не согласившись с позицией автора, аргументировав его ( привёл не менее 2 аргуменитов, один из которых взят из художественной , публицистической или научной литературы.

- Попробуем разобраться, что можно считать жизненным опытом, а что –читательским?

Жизненный опыт

Реальные факты Собственные наблюдения и Традиционно-исторический опыт

из жизни окружающих

выводы

Приводя аргументы из жизни окружающих, вы можете написать:

- Помню, как-то мама( отец, дедушка, бабушка, друг) рассказывали, как ….

-Мне кажется, этот случай убеждает нас в том , что (вспомните какую авторскую позицию, позицию ты обозначил, что данный пример является доказательством).

Если приводить в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения, можно воспользоваться такими фразами:

- Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было в моей жизни.

- Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспомнила похожую ситуацию , когда я (мой друг,одноклассник…)

Традиционно- исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека , что сделает ваши аргументации сильной.

Ссылка на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне»- сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, учёного, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку. Сила таких аргументов состоит в том, что используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

« Третья сторона» может быть конкретным или обобщённым лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся философ, историк.

- Любой историк скажет вам, что…..

- Гениальный русский полководец ……. однажды сказал, что…..

- Великий русский писатель Л.Н.Толстой отметил, что……

- Как сообщают очевидцы событий, ……

- Как установлено японскими учёными……

А теперь поговорим о читательском опыте.

Читательский опыт.

Художественная литература Историческая Научно-популярная литература

литература

Обращение к читательскому опыту- сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае. если ты хорошо помнишь и автора книги , и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.

Когда вы будете обращаться к русской классической литературе , запомните такое правило: не допускайте выражения типа Александр Пушкин, М.И.Цветаеву нельзя называть Марина.

Говоря о героях литературных произведений именуйте их так.как эт делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина из «Грозы», но не Екатерина.Необходимо соблюдать корректность и точность иначе потеряете баллы по критериям 11, крит.12.

Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён(а), мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнения, возможно, я ошибаюсь, но позволю себе высказать собственное видение проблемы.

Видеоролик. .( показать участников войны Кизлярского района, их внуков в акции »Бессмертный

Полк)

9) Работа в группах. Задание: подобрать 2 аргумента, подтверждающих вашу мысль. Время – 4 мин!

1 группа - аргументы из жизненного опыта.

Я согласна с автором: мир остается миром благодаря стойкости и мужеству великого народа. Наше поколение не знает, что такое война. И этим мы обязаны нашим дедам и прадедам.

Все вышесказанное можно подтвердить на примере: в 1940 году мой прадедушка ушел на войну. Воевал он недалеко от дома. Войска противника стремительно надвигались на его деревню. Белые стали грабить дома, убивать всех, несмотря на возраст и пол. Опасаясь за свою семью, прадед направился к своему дому, но было поздно. Зайдя в комнату, он увидел мертвую жену, а в люльке плачущего ребенка. Схватив малышку, он выбежал из дома, прадед не успел добежать до дома родственников, его настигли немцы и убили выстрелом в голову, он упал, и закрыл собой малышку, он спас ее. Мой прадед был мужественным человеком, и умер он, защищая родных.

2 группа- аргументы из художественной литературы

Материал для аргументации по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной »:

- Л.Толстой «Война и мир»

- Б.Васильев «А зори здесь тихие»

- В.Некрасов «В окопах Сталинграда»

- Ю.Бондарев «Горячий снег»

- Ю.Бондарев «Батальоны просят огня»

- К.Воробьёв «Убиты под Москвой»

- В.Быков «Обелиск», «Сотников»

- В.Быков «Круглянский мост»

- В.Кондратьев «Сашка»

- Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

- М.Шолохов «Судьба человека»

- А.Толстой «Русский характер»

- Мустай Карим «Помилование»

- С.Алексиевич «У войны не женское лицо»

- Б.Лавренёв «Сорок первый»

-Э.М.Ремарк «На Западном фронте без перемен»

- А.Франк «Погибель»

-В.Катаев «Сын полка»


Примерные варианты аргументов учащихся

Нельзя оставить без внимания, рассуждая об исторической памяти, удивительный рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В нем говорится о трагической судьбе простого солдата, потерявшего во время войны своих родных. Встретив мальчика-сироту, он называет себя его отцом. О чем свидетельствует данный поступок? Обычный человек, который прошел через боль утрат, пытается противостоять судьбе. В нем не угасла любовь, и он хочет подарить ее маленькому мальчику. Именно желание творить добро дает солдату силы жить, несмотря ни на что.

Взаимовыру чка, ответственность за другого человека ярко выражена в произведении Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Все подопечные капитана Васкова не просто вместе сражаются за свободу Родины, они живут по человеческим законам.

У Симонова в романе «Живые и мертвые» Синцов на себе выносит товарища с поля боя .

Все аргументы, приведенные из различных литературных произведений, помогают понять суть исторической памяти, важность возможности ее сохранения, передачи другим поколениям.


. Проблема памяти о войне поднимается и в современном кинематографе. Не так давно на экраны вышел фантастический фильм Ивана Шурховецкого "Туман". Главные герои - молодые солдаты 21 века, совершавшие марш- бросок и решившие сократить путь, попадают в сильный туман и, выйдя из него, оказываются в 1941 году, в самый разгар войны. Вернувшись в свое время, молодые люди понимают, насколько важна память о тех страшных днях.


Таким образом, могу с уверенностью сказать: память о войне навсегда останется в человеческих сердцах, мы всегда будем чтить тех, кто завоевал для мира великую Победу.


В том числе и Юрий Бондарев, участник Великой Отечественной войны, прозаик, автор романов, повестей и рассказов. Автор статьи поднимает проблему изменения мироощущения человека на войне. ( проблема мужества на войне. )

В наши дни эта проблема очень актуальна.

Подтверждение мысли Юрия Бондарева о проявлении мужества на войне, можно найти в любом учебнике истории. Дети, проявляя желание, сами уходили на войну, сформировывали партизанские отряды, помогали раненым, а иногда даже сами, с оружием в руках, шли на врага. Именно это истинное мужество, рискуя своей жизнью, спасти чужую.

Еще убедительнее для меня звучит эта тема в замечательном художественном фильме А. Малюкова «Мы из будущего» . Главные герои этой ленты – четверо «черных копателей» - ведя раскопки в местах, где когда-то шли бои, попадают в 1942 год. Пройдя через тяжелые испытания, они возвращаются в свой привычный мир совсем другими людьми.

Юрий Бондарев, опираясь на собственный опыт, и авторы фильма, прибегнув к фантастике, помогают нам понять, в чем же истинная ценность жизни. Таким образом, поднятая Юрием Васильевичем проблема памяти заставила задуматься

На мой взгляд, примером могут послужить различные памятники и литературные произведения, созданные как напоминание о подвиге всех без исключения солдат, сражавшихся за Родину. В каждом городе есть памятник неизвестному солдату, который является символом нерушимой памяти о погибших…

А в поэме известного писателя-фронтовика Александра Твардовского «Василий Теркин» идет повествование о нелегких буднях солдат, которые, не щадя себя, сражались за мир «этот бой не ради славы, ради жизни на Земле…».


Я полностью разделяю взгляд автора, мне близка его боль. Я также считаю, что тема народной памяти очень актуальна в нынешнее время.Опираясь на это, я считаю, что невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны

Великая Отечественная война создала целую поэтическую антологию эпохи. Важность народной памяти не раз подчеркивалась в произведениях талантливых писателей . Таким образом они показали нам, что эти события священны для всего народа. Мы должны помнить о тех, кто погиб, и с уважением относиться к ветеранам.

Вспомним, хотя бы, «Обелиск» Василя Быкова, где подвиг учителя, расстрелянного фашистами, не был забыт.

Также примеру, можно вспомнить повесть Кондратьева «Сашка».

Говоря об этом произведении, нельзя пройти мимо таких понятий, как мужество, честь, смелость и отвага. Именно этими качествами обладал главный герой повести. Сашка. Хоть этот герой совсем еще юн, но к своей профессии относиться очень серьезно.

Никого не оставляют равнодушными события тех лет. И очень ценно то, что со временем мы не превращаемся в рабов-манкуртов из известной легенды, не помнящих своего прошлого.

Главное – помнить поистине великие слова А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости».


У Твардовсого есть такие строки «Я знаю: никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны…». Да, моей вины, конечно, нет… Но всё же… Всё же я ощущаю вину, когда молодые люди устраивают танцы возле Вечного огня, убивают ветеранов, чтобы продать их боевые награды. В повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо» 16-17 летние кричат ветерану : «Победители! Если бы ты не победил, мы бы сейчас баварское пиво пили…». Моё предназначение – быть матерью. Я не хочу, чтобы мои дети были похожи на этих мальчишек.

Осознала это и Светлана Алексиевич, автор книги «У войны не женское лицо», которая записывала рассказы женщин-фронтовичек, чтобы сохранить их для истории. Автор считает, что в го ды Великой Отечественной войны более восьмисот тысяч женщин проявили мужество и героизм, когда наравне с мужчинами защищали Родину. Судьбы этих великих женщин легли в основу книги С. Алексиевич.

Духовный опыт молодого человека, прошедшего войну, описывает в стихах поэтесса Юлия Друнина, которая «ушла из детства в грязную теплушку», потому что не могла найти для себя имя ближе, чем Россия. Ее стихи проникнуты любовью к Отчизне, верой в мужество советского народа. Именно благодаря ее стихам мы можем судить о том, как жили и о чем думали те, кому восемнадцать исполнилось в войну, кто вместо университетской книги, как и Ю. Бондарев, и сама Ю. Друнина, учил жизнь по бронебойным снарядам. Поэтесса убеждает нас в том, что дойти до конца и выстоять нашему народу помогла вера в то, что у страны есть «вечной прочности вечный запас».

Да, война — это особая героическая страница нашей истории, и мы должны помнить тех, кто обеспечил нам мирную жизнь.

Проверка полученных аргументов, тезисная запись наиболее убедительных.

Учитель: Мы с вами выполнили «предварительную» работу нашего сочинения. Но это ещё лишь половина нашей работы. Для сочинения характерна смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Вспомните, как осуществляется всё это. (ответы учащихся: лексические повторы, однокоренные слова, синонимы, антонимы, местоимения, союзы и частицы, вопросительные и побудительные предложения)

Учитель: Очень хорошо, ребята, а теперь вспомните композиционные части (ответы учащихся: вступление, основная часть, заключение)

Учитель: И ещё маленькая помощь для вас – читайте на интерактивной доске афоризмы о и выберите себе для написания сочинения (учащиеся записывают)

Составление синквейнов на тему «Мир»

10) Подведение итогов .

Тему урока мы обозначили строками из знаменитого «Реквиема» Роберта Рождественсккого: . - Кто напомнит ?


Так давайте же помнить, «какою ценой завоёвано счастье», будем бережно относиться к живущим рядом с нами пожилым людям, будем вспоминать об участниках войны не только в дни юбилейных торжеств… И в светлый и горький («со слезами на глазах») праздник Победы поклонимся их светлой памяти!

(.(Клип-песня :Ты помни никогда не забывай» или чтение стихотворения

Когда уйдет последний ветеран!


Когда уйдет последний ветеран,

И с залпами затихнет гимн прощально,

Лишь ПАМЯТЬ будет кровоточьем ран,

Напоминать про подвиг тот печально!


Напоминать про тяжкий ратный труд,

Как телом заслонили наши души,

Пусть годы ПАМЯТЬ эту не сотрут,

Пусть время ПАМЯТЬ эту не разрушит!


Когда уйдет последний ветеран,

И тишь укроет братские могилы,

Пусть будет ПАМЯТЬ, как священный храм,

СНЕСТИ КОТОРЫЙ НЕ НАЙДУТСЯ СИЛЫ!!

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.

12. Д/з: написать сочинение-рассуждение


Подводя итог, хочется отметить, что сохранение памяти павших за Родину – это наш человеческий долг, мы должны помнить о тех, кто сражался за мир и свободу.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее