«Зима 2025»

Комплексный анализ текста на основе герменевтики

Используя законы герменевтики, можно проанализировать сущность целостного текста через постижение и погружение в частное.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Фестиваль педагогических идей «Инновации в образовании» Комплексный анализ текста на основе законов герменевтики Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» Алешкина Ирина Николаевна г.Канаш

Фестиваль педагогических идей

«Инновации в образовании»

Комплексный анализ текста

на основе законов герменевтики

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

Алешкина Ирина Николаевна

г.Канаш

Гермене́втика ( др.-греч. ἑρμηνευτική — искусство толкования, от ἑρμηνεύω — толкую): теория и методология истолкования текстов  («искусство понимания»); направление в философии XX века , выросшее  на основе теории интерпретации литературных  текстов. законы, определяющие сущность целостного  через постижение и погружение в частное

Гермене́втика ( др.-греч. ἑρμηνευτική — искусство толкования, от ἑρμηνεύω — толкую):

  • теория и методология истолкования текстов

(«искусство понимания»);

  • направление в философии XX века , выросшее

на основе теории интерпретации литературных

текстов.

  • законы, определяющие сущность целостного

через постижение и погружение в частное

Герменевтический круг Герменевтический круг  — метафора, описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации , с одной стороны, и понимания  — с другой. Герменевтический круг является одним из основных понятий философии герменевтики. объяснение понимание и интерпретация

Герменевтический круг

Герменевтический круг  — метафора, описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации , с одной стороны, и понимания  — с другой. Герменевтический круг является одним из основных понятий философии герменевтики.

объяснение

понимание

и

интерпретация

1. Определение темы (основной и сопутствующей)   2. Определение проблематики   3. Особенность сюжета (система событий,  выстроенность событий) 4. Система персонажей   5. Философия имен и безымянность героев   6. Специфика отражения времени и пространства
  • 1. Определение темы (основной и сопутствующей)
  • 2. Определение проблематики
  • 3. Особенность сюжета (система событий,

выстроенность событий)

  • 4. Система персонажей
  • 5. Философия имен и безымянность героев
  • 6. Специфика отражения времени и пространства
Поэтика (поэтические средства) Поэтика названия ключ к расшифровке произведения Компас к произведению Выход на основную проблему «Плаха» Ч.Айтматов Высвечивание основной мысли «Преступление  и наказание» Ф.М.Достоевский «Прощание с Матерой» В.Распутин «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов

Поэтика (поэтические средства)

Поэтика названия

ключ к

расшифровке

произведения

Компас к произведению

Выход на

основную

проблему

«Плаха» Ч.Айтматов

Высвечивание

основной мысли

«Преступление

и наказание»

Ф.М.Достоевский

«Прощание с Матерой» В.Распутин

«Кому на Руси жить хорошо»

Н.А.Некрасов

Внутритекстуальные и интертекстуальные связи Сквозные образы , лейтмотивы, повторы и их роль Лейтмотив – сквозная идея, мысль. Реминистенция (строки из других произведений, включенные в данное произведение) Аллюзии (литературный намек на какой-либо образ, действие

Внутритекстуальные и интертекстуальные связи

Сквозные образы , лейтмотивы, повторы и их роль

Лейтмотив – сквозная идея, мысль.

Реминистенция (строки из других произведений, включенные в данное произведение)

Аллюзии (литературный намек на какой-либо образ, действие

Символика Символические детали – «букетик»  И.С.Тургенев «Свидание» Символические места – «кладбище» И.С.Тургенев «Отцы и дети» Роль пейзажа – «небо Аустерлица, дуб»  Л.Н.Толстой «Война и мир» Роль портрета – «внешность Базарова»  И.С.Тургенев «Отцы и дети» Роль интерьера – «усадьбы помещиков»  Н.В.Гоголь «Мертвые души»  Одежда героев – «балахон Базарова»  И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Символика

Символические детали – «букетик» И.С.Тургенев «Свидание»

Символические места – «кладбище» И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Роль пейзажа – «небо Аустерлица, дуб» Л.Н.Толстой «Война и мир»

Роль портрета – «внешность Базарова» И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Роль интерьера – «усадьбы помещиков» Н.В.Гоголь «Мертвые души»

Одежда героев – «балахон Базарова» И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Анализ текста на основе ассоциаций  К.Воробьев «Немец в валенках»  Вилли Броде  Ключевые слова Ассоциации   Подсолнух  Валенки  Хлеб тепло тепло солнце тепло Россия жизнь

Анализ текста на основе ассоциаций

К.Воробьев «Немец в валенках»

Вилли Броде

Ключевые слова Ассоциации

Подсолнух

Валенки

Хлеб

тепло

тепло

солнце

тепло

Россия

жизнь

Речь героев

Речь героев

  • Монологи – Сатин, Лука - М.Горький «На дне»
  • Диалоги – недомолвки, намеки, «недослышки» Д.С.Лихачев – Ф.М.Достоевский, Н.В.Гоголь«Ревизор»
  • Реплики – «Вся Россия – наш сад» А.П.Чехов «Вишневый сад»
  • Сквозные обороты речи, крылатые выражения – «И дым Отечества нам сладок и приятен» А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Цветопись  Цветопись в названиях произведений 1. Стендаль 2. Булгаков 3. Троепольский 4. Айтматов 5. Пелевин 6. Некрасов 7. Астафьев 8. Куприн 9. Джек Лондон « Красное и черное» «Белая гвардия» «Белый Бим Черное Ухо» «Тополек мой в красной косынке» «Желтая стрела», «Синий фонарь» «Мороз,Красный нос» «Мальчик в белой рубашке» «Гранатовый браслет» «Белый клык», «Белое безмолвие»

Цветопись

Цветопись в названиях произведений

1. Стендаль

2. Булгаков

3. Троепольский

4. Айтматов

5. Пелевин

6. Некрасов

7. Астафьев

8. Куприн

9. Джек Лондон

« Красное и черное»

«Белая гвардия»

«Белый Бим Черное Ухо»

«Тополек мой в красной косынке»

«Желтая стрела», «Синий фонарь»

«Мороз,Красный нос»

«Мальчик в белой рубашке»

«Гранатовый браслет»

«Белый клык», «Белое безмолвие»

Символика цвета в романах Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и М.А.Булгакова  «Белая гвардия» «Это был человек … с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».  «Так и есть: стояла значительная укладка ,побольше аршина в длину, с выпуклой крышкой, обитая красным сафьяном, с утыканным по нем стальными гвоздиками».  «Сверху, под белой простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром…»  « Красное , ну а на красном кровь неприметнее»

Символика цвета в романах Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и М.А.Булгакова «Белая гвардия»

  • «Это был человек … с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».
  • «Так и есть: стояла значительная укладка ,побольше аршина в длину, с выпуклой крышкой, обитая красным сафьяном, с утыканным по нем стальными гвоздиками».
  • «Сверху, под белой простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром…»
  • « Красное , ну а на красном кровь неприметнее»

Голубой цвет Он лишь пунктиром обозначен в романе (именно голубой, а не синий – цвет петлюровских жупанов), цвет двух стихий – моря и неба . Он – в глазах Николки и глазах пророка, обладателя козьего меха. И «голубой луны фонарь» на земле.

Голубой цвет

Он лишь пунктиром обозначен в романе

(именно голубой, а не синий – цвет

петлюровских жупанов), цвет двух стихий – моря и неба .

Он – в глазах Николки и глазах пророка, обладателя козьего меха.

И «голубой луны фонарь» на земле.

Составляем кластер, работая методом тройного дневника Достоевский Цвет Жизнь, чистота, время Распад, смерть Кровь, разложение Спасение, вера Чистота Булгаков Зеленый Желтый Красный Голубой Золотой Белый Уют, тепло, очаг Упадок Смерть Надежда, очищение Красота Елены Чистота, духовность

Составляем кластер, работая

методом тройного дневника

Достоевский

Цвет

Жизнь, чистота, время

Распад, смерть

Кровь, разложение

Спасение, вера

Чистота

Булгаков

Зеленый

Желтый

Красный

Голубой

Золотой

Белый

Уют, тепло, очаг

Упадок

Смерть

Надежда, очищение

Красота Елены

Чистота, духовность

Языковые средства выразительности

Языковые средства выразительности

  • Грамматические
  • Лексические
  • Синтаксические
Композиция

Композиция

  • Кольцевая
  • Линейная
  • Монтажная
  • Рассказ в рассказе (М.Горький «Старуха Изергиль»
  • Зеркальная (одно отражается в другом и наоборот)
Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») - «закономерная связь пространственно-временных координат

Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») - «закономерная связь пространственно-временных координат"

    пространство

    хронотоп

    время

    М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

    Ч.Айтматов «Плаха»

    Спасибо за внимание

    Спасибо

    за внимание

    Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



    Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


    Серия олимпиад «Зима 2025»



    Комплекты учителю



    Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

    Подробнее

    Вебинары для учителей



    Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


    Подробнее