Конспект урока информатики и ИКТ
Класс 11(углубленное изучение)
Тема урока: Выигрышная стратегия.
Тип урока: комбинированный урок.
Продолжительность: 45 минут
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная;
индивидуальная
работа в паре.
Цель урока: сформировать навыки решения задач имеющих выигрышную стратегию.
Задачи урока:
Образовательные.
Освоить понятия: стратегия игры, дерево игры, выигрышная и проигрышная позиция.
Овладеть методом построения таблицы позиций, дерева игры.
Приводить доказательство того, что стратегия игры - правильная.
Развивающие.
Развивать умения и навыки анализа и построения дерева игры, таблицы позиций.
Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении информатики, математики.
Развивать сообразительность, наблюдательность, быстроту в принятии решений.
Воспитательные.
Оценивать результаты своей деятельности.
Активировать творческие способности учащихся.
Эффективно использовать разные информационные ресурсы.
Ученик должен знать:
Метод построения таблицы позиций, дерева игры.
Ученик должен уметь:
Строить таблицы позиций, полное дерево игры.
Приводить доказательство того, что приведенная стратегия игры – правильная.
Уметь определять выигрывающего игрока.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Программное обеспечение ПК: операционная система Windows 7, MS Power Point.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, MS Power Point 7; презентация “Выигрышная стратегия”, раздаточный материал с заданиями (Приложения1, 2, 3).
План урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний
Целеполагание и мотивация.
Объяснение нового материала.
Закрепление учебного материала.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие учащихся.
2. Актуализация знаний (3 мин.)
На предыдущих уроках мы изучали вопросы, связанные с различными линейными алгоритмами.
Разобрали такие понятия как:
этапы решения задачи на компьютере,
свойства алгоритма,
оптимальная программа,
дерево возможных вариантов.
Дайте, пожалуйста, им определения.
Как вы усвоили эту тему, я пойму проверив домашнее задание. В конце урока не забудьте сдать тетради.
3. Целеполагание и мотивация (3 мин.)
Звучит музыкальная заставка к программе «Что? Где? Когда?»: «Что наша жизнь: игра!»
А любите ли вы играть?
Тогда мы продолжим изучение темы Теория игр.
Я хотела бы вам предложить следующую тему, определить которую поможет изречение китайского стратега и мыслителя, жившего в VI веке до н. э. Сунь-Цзы. Автора знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».
| Определяют тему урока |
Мы не будем сегодня рассматривать все виды игр
Нас будут интересовать только логические игры определенного вида Попробуем сформулировать цель урока | Определять выигрышную стратегию. |
3. Объяснение нового материала (10 мин.)
| Камень ножницы бумага, угадывание монеты, рулетка и.т.д |
| Возьмите карту урока и выполните 1 задание, отметив буквами В - выигрыш П - проигрыш Ответы: А, В, Д, Ж
|
|
|
| В чем заключается выигрышная стратегия при игре в крестики нолики? Занять выигрышные позиции: центр и углы
|
Используя Дерево возможных вариантов, попробуем решить следующую задачу
| Строим полное дерево игры поэтапно в карте урока |
|
В неполном дереве: указываются все возможные ходы того, кто проигрывает; достаточно одного хода того, кто выигрывает.
|
| Выигрышные позиции |
| Нужно оставлять сопернику N = 3k + 1 камней.
|
4. Физкультминутка
А теперь закрыли глаза, считаем до 3. Открываем глаза и смотрим вдаль, считаем до 5. И еще раз то же самое.
Теперь крепко зажмурились, считаем до 3, открываем глаза.
Следим за ручкой в моей руке. Рисую фигуры: круг, квадрат, зигзаг.
Молодцы!
Продолжаем урок.
5. Закрепление учебного материала (10 мин.)
https://learningapps.org/view8925064
| Правила игры – раздел математики изучающий конфликтные ситуации на основе их математических моделей. Теория игры – система условий регламентирующих возможные варианты действий обоих сторон. Партия – каждый вариант реализации игры определенным образом. Ход – выбор и реализация одного из вариантов поведения. Игра – упрощенная математическая модель конфликтной ситуации, отличающаяся от реального конфликта тем, что ведется по определенным правилам. Стратегия - совокупность правил, однозначно определяющих последовательность действий игрока в каждой конкретной ситуации. |
Работа в паре
Задание 3 Шоколадка представляет собой прямоугольник, разделённый углублениями на квадратики. Двое по очереди разламывают её на части по углублениям: за один ход можно разломить любой из кусков (больший одного квадратика) на два. Кто выигрывает при правильной игре? (У кого из игроков есть выигрышная стратегия?) Задание 4 Фишка стоит в углу шахматной доски размером 8 на 8. Двое игроков по очереди передвигают ее на соседнее поле. Поля соседние, если у них есть общая сторона. Второй раз ходить на поле, где уже побывала фишка нельзя. Тот, кому некуда ходить, проигрывает. Кто победит при правильной игре? Задание 5 В коробке 24 спички, за один ход можно взять любое количество спичек от одной до пяти. Проигрывает тот, кто не может сделать ход. Кто их игроков выиграет при правильной игре? | Работают ученики – консультанты
Федорова Алена Ларьков Никита Демешко Артем |
6. Подведение итогов урока (5 мин.)
Подводя итоги я хочу услышать ваше мнение:
что нового вы сегодня узнали?
могут ли пригодиться в жизни вам эти знания?
А еще я хочу добавить: сегодня мы заложили основы для умений решать задание 19-21 ЕГЭ по информатике, которые мы научимся выполнять на следующем уроке.
Кроме этого, не лишним будет сказать, что умение правильно прогнозировать ситуацию пригодится вам в развитии личностного и карьерного роста, так как у понятия слова стратегия есть и более глубокий смысл, а именно:
Стратегия - форма организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающая возможности, перспективы, средства деятельности субъектов, проблемы, трудности, конфликты, которые препятствуют осуществлению взаимодействий, это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
7. Выставление оценок (3 мин.)
Помощники помогут мне подвести итоги и выставить оценки.
Результат вы увидите в электронном журнале
Домашнее задание (1 мин.)
1.Выучить теорию из карты урока.
2.Выполнить задания для домашней работы из файлов.
Приложение 1
Карточка 1
Два игрока, Вы и я, играем в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди. Первый ход делаете вы. За один ход игрок может добавить в кучу один камень или увеличить количество камней в куче в два раза. У каждого игрока, чтобы делать ходы, есть неограниченное количество камней.
Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 20. Если при этом в куче оказалось не более 30 камней, то победителем считается игрок, сделавший последний ход. В противном случае победителем становится его противник.
Изначально в куче 18 камней.
Карточка 2
Два игрока, Вы и я, играем в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди. Первый ход делаю я. За один ход игрок может добавить в кучу один камень или увеличить количество камней в куче в два раза. У каждого игрока, чтобы делать ходы, есть неограниченное количество камней.
Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 20. Если при этом в куче оказалось не более 30 камней, то победителем считается игрок, сделавший последний ход. В противном случае победителем становится его противник.
Изначально в куче 8 камней.
Приложение 2
Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди. Первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу один камень или увеличить количество камней в куче в два раза.
Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 20. Если при этом в куче оказалось не более 30 камней, то победителем считается игрок, сделавший последний ход. В противном случае победителем становится его противник. Например, если в куче было 17 камней и Петя удвоит количество камней в куче, то игра закончится, и победителем будет Ваня. В начальный момент в куче было S камней, 1 ≤ S ≤ 19.
Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника. Описать стратегию игрока – значит описать, какой ход он должен сделать в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника.
Выполните следующие задания:
1. а) При каких значениях числа S Петя может выиграть в один ход?
Укажите все такие значения и соответствующие ходы Пети.
б) У кого из игроков есть выигрышная стратегия при S = 18, 17, 16?
Опишите выигрышные стратегии для этих случаев.
2. У кого из игроков есть выигрышная стратегия при S = 9, 8?
Опишите соответствующие выигрышные стратегии.
3. У кого из игроков есть выигрышная стратегия при S = 7?
Постройте дерево всех партий, возможных при этой выигрышной стратегии в виде рисунка (дерева). На ребрах дерева указывайте, кто делает ход; в узлах – количество камней в позиции.