«Весна — лето 2024»

Конспект урока истории

Урок истрии в 9 классе на тему " Идеология и культура в 1945-1953 гг"

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок истории в 9 классе «Идеология и культура1945-1953гг.».



Цели урока:


· способствовать расширению и закреплению понимания противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период;

·  дать информацию о достижениях советских ученых, возрождении системы образования, успехах в области художественной культуры;

·  продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы;

·  продолжить работу по формированию у учащихся устойчивой гражданской позиции, воспитывать гражданские патриотические качества личности;

Основные знания: восстановление «железного занавеса»; достижения отечественной фундаментальной науки; развитие системы образования.

Основные понятия: «железный занавес»; «космополитизм»; «низкопоклонство перед Западом»; «безыдейные произведения»;



Ход урока

План

  1. Литература

  2. Музыка

  3. Театр

  4. Кино

  5. Образование и наука



Учитель объявляет тип, тему, цель урока. Работа по плану (план следует написать на доске). В конце урока — работа с тестами. В начале урока для создания проблемной ситуации учитель предлагает прослушать “Песню о Родине” В. Лебедева-Кумача — гимн конца 30-х годов:

Широка страна моя родная
Где так вольно дышит человек...
Человек проходит как хозяин…
С каждым днем все радостнее жить...

Учитель: Так ли это было на самом деле? Наша задача — ответить на этот вопрос. Докажем справедливость названия темы.



Учитель: Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного режима на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре. “Демократическому импульсу” войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Борьба демократической и тоталитарной тенденций — лейтмотив общественного развития. Война принесла стране неисчислимые потери и разрушения. Особенно тяжелыми были потери в людях. В сражениях на фронтах, в борьбе с оккупантами на временно захваченной врагом территории, в концлагерях, на фашисткой каторге погибло около 27 млн человек; резко сократилось количество трудоспособного населения; остались миллионы сирот, вдов, инвалидов...

Учитель: Назовите черты массового сознания после войны.

Ученики: Оптимизм: мир пришел; надежды на лучшую жизнь, перемены.

Ученики: У рабочих — на отмену жестких предвоенных законов, введение 8-часового рабочего дня, ежегодных отпусков, отмену принудительных сверхурочных работ; у колхозников — на появление бóльших возможностей работать в личном хозяйстве; у интеллигенции — на предоставление свободы творчества, возможности вести дискуссии; у репатриантов — на возможность вернуться домой, к нормальной жизни, устроиться на работу; у заключенные ГУЛАГА —  на освобождение, возвращение домой; у населения союзных республик — на изменение национальной политики... А вместо исполнения надежд — подозрения, проверки, спецлагеря.

Учитель: Как война изменила общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в 1930-е гг.?



Ученики: Экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, принимать на себя ответственность в решающий момент, действовать самостоятельно. Война проломила “железный занавес”, участники европейского похода Красной Армии (около 10 млн чел.), репатрианты (около 5,5 млн чел.) воочию увидели тот буржуазный мир, о котором они знали исключительно из пропагандистских материалов, “разоблачавших” его пороки. Вследствие этого посеяны сомнения в правильности навязываемых оценок. Недовольство выражали офицеры и генералы, которые, почувствовав относительную независимость в принятии решений в годы войны, снова оказались все теми же “винтиками” в сталинской системе.

“Демократический импульс” войны проявился в возникновении ряда антисталинских молодежных групп в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Власти были обеспокоены. Большинство же населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы.

Ученики: Путь “декоративной”, “видимой” демократизации; по сути же, происходило усиление борьбы с “вольнодумством” и укрепление тоталитаризма

Вывод: Велики и многообразны были надежды народа-победителя. Но далеко не все из этих надежд воплотились в жизнь. Трагичными оказались после войны судьбы депортированных народов, узников ГУЛАГа, бывших военнопленных — солдат и офицеров, оказавшихся на Родине в заключении.

Первое послевоенное десятилетие вошло в историю нашей страны как апогей сталинизма, «достойно» увенчавший тридцатилетний период тоталитарного режима в СССР. Важнейшей задачей, стоявшей перед государством, победившим в самой тяжелой и кровопролитной из всех войн в мировой истории, было восстановление народного хозяйства, всех его отраслей, включая науку и культуру, которые понесли в военную пору огромные потери.

В 1945 – 1953 гг. развитие отечественной науки в первую очередь было направлено на обеспечение лидерства СССР в оборонных отраслях, а культуры – на изоляцию от Запада. В то же самое время происходило ужесточение борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от задач социалистического строительства.



Учитель: Конец 40-х — начало 50-х гг. — очень тяжелое время и для советской культуры. Жесткий идеологический пресс, навязывание догм, строгий контроль за новинками художественной, публицистической литературы... О надеждах интеллигенции мы сегодня уже говорили. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946 г. власти развернули широкое наступление против “западного влияния” на отечественную культуру. По существу, это было наступление на свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, возвращение безраздельного партийно-политического контроля над ней. Кто был главным идеологом страны в послевоенное время? против “западничества” возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВПК(б) А.А. Жданов. Но подлинным вождем и руководителем этой позорной кампании был Сталин.



«Идеология и культура»

Хочется всей необъятной страной

Сталину крикнуть "Спасибо, Родной!"

Весел напев городов и полей –

Жить стало лучше, жить стало веселей!

Работа с документом.

«И в конце войны, и сразу после нее, и в сорок шестом году довольно широким кругам интеллигенции казалось, что должно произойти нечто, двигающее нас в сторону либерализации… ». К. Симонов

Какие надежды связывала интеллигенция с послевоенным развитием культуры?

Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие.

(слайд 3) Вспомните, каковы были основные задачи в области культуры в 30-е гг.?

Работа с документом.

«Не каждому государству под силу взять на себя задачу политического воспитания народа. Особая ответственность за дело политического воспитания народа в нашей стране лежит на партии». В. Молотов

На ком лежит ответственность за политическое воспитание народа, по мнению В.Молотова?

С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру. По существу, речь шла о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над интеллигенцией.



(слайд 4) Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А. А. Жданов.

Работа с документом.

«Надо учитывать, что чуждые буржуазные влияния из-за границы будут перекликаться с пережитками капитализма в сознании некоторых представителей советской интеллигенции, выражающимся в несерьезных и диких стремлениях поменять сокровищницу советской музыкальной культуры на жалкие лохмотья современного буржуазного искусства». А. Жданов

За что подверглись критике представители советской интеллигенции?

(слайд 5) Что такое космополитизм?

Термин космополит в системе советской идеологии и пропаганды стал обозначать врага. В советской печати постоянно утверждалась мысль, что космополиты – пособники США, антипатриоты, противники советской власти.

«Направления в работе диктуются сверху… Патриотическая линия принесет нашей науке вред. Мы еще более отгораживаемся от передовых ученых и техников… Я интернационалист, но меня называют космополитом. Я не разделяю науки на советскую и зарубежную. Мне совершенно безразлично, кто сделал то или иное открытие». Л.Д. Ландау

«Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

Словарь. Железный занавес- система мер, направленных на внешнюю изоляцию

СССР от других стран.





События в литературной жизни страны” (доклад ученика)

Несмотря на то что в первые послевоенные годы вышло большое количество постановлений, где говорилось о развитии демократии, изменении методов работы партийных органов и т.д., стиль их деятельности не менялся. Руководство СССР взяло курс на немедленное “завинчивание гаек” в отношении интеллигенции, которые несколько ослабли в последние годы войны. В 1946–1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВПК(б) по вопросам культуры. Начали с ленинградцев. Постановление 1946 г. “О журналах “Звезда”“ и “Ленинград” подвергло беспощадной критике творчество М. Зощенко и А. Ахматовой. На Оргбюро ЦК, где обсуждался вопрос об указанных журналах, И.В. Сталин заявил, что журнал в СССР “не частное предприятие”. Он не имеет права приспосабливаться к вкусам людей, “которые не хотят признавать наш строй”. “Кто не хочет перестраиваться, например Зощенко, — конкретизировал Сталин, — пусть убирается ко всем чертям. Не нам же переделывать свои вкусы”. В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует “гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность” с целью дезориентации советской молодежи, “изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме”, а Ахматова является типичной представительницей “чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии”, “блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой”.

Журнал “Ленинград” был закрыт, а в журнале “Звезда” заменено руководство. (20 октября 1988 г. решением Политбюро ЦК КПСС постановление “О журналах „Звезда” и “Ленинград” было отменено как ошибочное. Но сколько лет действовало это постановление, принижая нашу великую литературу и укорачивая жизни многих ее истинных талантов.)

«Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко... изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной».

«В каждом древе распятый Господь...»

В каждом древе распятый Господь,

В каждом колосе тело Христово,

И молитвы пречистое слово

Исцеляет болящую плоть.

1946

«Мое поколение»

Мое поколение
Мало меду вкусило. И вот
Только ветер гудит в отдаленье,
Только память о мертвых поет.
Наше было не кончено дело,
Наши были часы сочтены,
До желанного водораздела,
До вершины великой весны,
До неистового цветенья
Оставалось лишь раз вздохнуть…
Две войны, мое поколенье,
Освещали твой страшный путь.

Работа с документом.

«Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства. Задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия». А. Жданов

В чем , по мнению А. Жданова, состоит главная задача советской литературы?

Работа с документом

Из доклада А. А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»

«Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко... изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной».

В чем обвинены М.Зощенко и А. Ахматова?

Объектами критики в первом постановлении были «салонная дворянская поэтесса Ахматова». А. Ахматову упрекали в эстетстве и декадентстве.

«Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой». А.Жданов

«Хулиган ваш Зощенко! Балаганный писака... Мы хотим отдохнуть, смеясь. Он это улавливает, но его смех - рвотный порошок». И. Сталин

«Мелкобуржуазный пошляк и хулиган Зощенко». Поводы указывались самые нелепые:

М. Зощенко обвиняли в очернительстве советской действительности на страницах детского рассказа «Приключения обезьяны».

«Прекратить доступ в журналы произведений Зощенко, Ахматовой и им подобных».

Из постановления ЦК

Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство.

Были и партийные поэты, партийные стихи.

Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А. А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия», в котором было недостаточно-показано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М. А. Исаковский — за пессимизм стихотворения «Враги сожгли родную хату...».

Враги сожгли родную хату



Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?



Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.



Стоит солдат — и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,

Героя-мужа своего.

Далека ли музыка от политики? При ответе на этот вопрос можно привести такой пример. Кто не знает великой русской певицы Лидии Руслановой, ее знаменитых песен («Валенки»), которая объездила весь фронт и даже приобрела на свои средства несколько «катюш» и передала их в минометный полк? Эта женщина после войны, когда был арестован ее муж, генерал

В. Крюков, была приговорена к 10 годам исправительных работ и отбывала срок в лагерях Восточной Сибири.

В конце 1947 г. жесткий идеологический пресс обрушился и на советских музыкантов. Поводом послужило исполнение трех произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С. С. Прокофьева, «Поэмы» А. И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В. И. Мурадели. Критиковались и другие композиторы, «придерживающиеся формалистического, антинародного направления», — Д. Д. Шостакович и Н. Я. Мясковский.

«Не только музыкальное, но и политическое ухо советских композиторов должно быть очень чутким». А. Жданов

Объясни смысл этого высказывания?





Работа с документом

В театральной критике сложилась антипартийная группа последышей буржуазного эстетства. Надо решительно, раз и навсегда покончить с либеральным попустительством всем этим эстетствующим ничтожествам. Надо очистить атмосферу искусства от антипатриотических обывателей.

Драматурги и театры должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь советского общества в ее непрестанном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека, с особой силой выявившихся во время Великой Отечественной войны».

За что подверглось критике партии театральное искусство?

Какие задачи выдвигало советское руководство перед драматургами и театрами страны?

отрывок из «Воспоминаний» певицы Галины Вишневской. Выделите факторы малопосещаемости театров после войны.

«Под лозунгом «Долой космополитизм!» черная чума прокатилась по всем театрам, и множество лучших произведений искусства на долгие годы оказалось погребенным. Одним за другим сыпались приказы, обязывавшие театры ставить современные советские пьесы, прославляющие партию, и целая армия бездарных писателей, драматургов, поэтов, композиторов, годами точившая перья в ожидании своего часа, наперегонки кинулась к кормушке, истерически славя советскую власть и великого вождя, гения всех времен и народов.

1947–1949 годы, актеры играют почти в пустых залах — публика перестала ходить в театр. Так больно слышать, как замечательные артисты Александринского театра, стыдясь самих себя, натужно, с ложным пафосом выкрикивают трескучие фразы, прославляющие партию и великого вождя.

Одно утешает: мало, кто их слышит. В великолепном — с бархатом и позолотой — зале Александрийского театра на 1200 мест сидит несколько десятков человек. И я среди них».



В постановлении ЦК ВКП(б) осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм».

«Ставить ежегодно не менее двух-трех высококачественных в идейном и художественном отношении спектаклей на современные советские темы».

Из постановления ЦК

В январе 1941 г. А.А.Жданов дал задание С. Эйзенштейну снять фильм об Иване Грозном. Естественно, заказ исходил от Сталина. Режиссер, чей фильм «Александр Невский» получил высочайшее одобрение, согласился.

«Эйзенштейн справился с задачей. Иван Грозный, как прогрессивная сила своего времени, и опричнина, как его целесообразный инструмент, вышли неплохо ».

И. Сталин

Вторую серию уже смонтировали, а в марте 1946 г. ... запретили.

Из постановления ЦК ВКП(б)

« Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов... а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета».

«Царь у вас получился нерешительный. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения, ограждая страну от иностранного влияния». И. Сталин

Ты можешь объяснить, какое дело ЦК до Ивана Грозного и Гамлета?

Работа с документом.

Из постановления ЦК ВКП(б)

«Кинофильм «Большая жизнь» порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении …В фильме фальшиво изображены партийные работники. Секретарь парторганизации на восстанавливаемой шахте показан в нарочито нелепом положении, поскольку его поддержка инициативы рабочих по восстановлению шахты может якобы поставить его вне рядов партии. Постановщики фильма изображают дело, таким образом, будто бы партия может исключить из своих рядов людей, проявляющих заботу о восстановлении хозяйства»

Какие обвинения были предъявлены создателям фильма «Большая жизнь»?

Критике были подвергнуты кинофильмы «Большая жизнь» режиссера Л. Лукова; «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина; кинорежиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг и др

Образование.





Достижения отечественной фундаментальной науки. Как и прежде, власти придавали первостепенное значение развитию фундаментальных научных исследований, и в первую очередь тех из них, которые могли быть использованы в военной области. В 1945—1949 гг. были созданы Казанский филиал, Дагестанская, Карельская и Якутская базы Академии наук СССР, преобразованные позже в филиалы АН СССР, а также Восточносибирский филиал Академии наук. К 1950 г. академии наук существовали уже в десяти союзных республиках. В стране действовало пять отраслевых академий. Общее количество научных учреждений составило 3447, превысив довоенный уровень. Удвоилась по сравнению с 1940 г. численность научных работников. В мае 1947 г. была возобновлена работа Комитета по изобретениям и открытиям при Совмине СССР. В декабре того же года был образован Госкомитет по внедрению новой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР).

Одним из главных направлений в фундаментальных научных исследованиях стали работы по использованию атомной энергии под руководством академика И. В. Курчатова и разработки ракетных систем под руководством С. П. Королева. Большой вклад в это дело внесли такие крупнейшие ученые, как А. Д. Сахаров, Я. Б. Зельдович, И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон. Результатом стало осуществление в декабре 1946 г. ядерной цепной реакции в первом в Европе атомном реакторе. В 1948 г. был пущен первый промышленный уран графитовый реактор, а в августе 1949 г. прошло испытание советской ядерной бомбы. Работы С. П. Королева, назначенного главным конструктором по созданию комплексов автоматических управляемых ракет дальнего действия, привели к запуску в 1948 г. первой отечественной управляемой ракеты дальнего действия Р-1, а в 1949 г. — первой высотной геофизической ракеты В-1-А.

В интересах оснащения армии новыми видами вооружений бурными темпами развивалась авиационная наука и техника. В апреле 1946 г. стартовали реактивные истребители Як‑15 и МиГ‑1. Новые типы самолетов и авиационных двигателей разрабатывали А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов, А. И. Микоян и др.

В 1946 г. вошла в строй в Москве первая ультракоротковолновая радиостанция.

В 1951 г. под руководством академика С. А. Лебедева была смонтирована первая советская ЭВМ.

Значительные успехи были достигнуты в развитии математики, механики, физики, астрономии, некоторых отраслей химии.

Однако, как и прежде, эти достижения (внедренные, как и ранее, в сферу исключительно военного производства) почти и не отразились на жизни и быте советских людей.



. Назовите особенности развития науки и культуры в послевоенные годы.



(Особенности развития науки и культуры в послевоенные годы:

  • огромный материальный ущерб, нанесённый науке и культуре войной, людские потери;

  • значительные достижения отечественной фундаментальной науки;

  • засилье лжеученых (Т.Д. Лысенко);

  • объявление генетики и кибернетики лженауками;

  • успехи в развитии школьного образования; переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию;

  • насаждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве;

  • преследования деятелей культуры, пытавшихся в своём творчестве проявить свободомыслие).





















































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее