«Зима 2025»

Конспект внеклассного занятия

В. Г. КОРОЛЕНКО

Тема урока: Внеклассное чтение.

Безграничная любовь писателя В.Г. Короленко к русскому народу

в рассказе «Река играет».

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

В. Г. КОРОЛЕНКО

Тема урока: Внеклассное чтение.

Безграничная любовь писателя В.Г. Короленко к русскому народу

в рассказе «Река играет».

 Целеполагание.

Цели:

1. Познакомиться

2. Научиться видеть

3. Закрепить умение анализировать

 Познакомьтесь с биографической справкой о В.Г. Короленко. Короленко Владимир Галактионович (1853—1921), писатель. Родился 27 июля 1853 г. в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Окончив с серебряной медалью реальную гимназию, он в 1871 г. приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако вскоре из-за недостатка средств вынужден был оставить учёбу и ради заработка стал раскрашивать ботанические атласы, выполнял чертёжные работы, занимался корректурой. В январе 1873 г. переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. В марте 1876 г. за участие в студенческих волнениях был исключён, арестован и выслан из Москвы. С тех пор вплоть до Февральской революции 1917 г. жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.

Впервые Короленко выступил в печати в 1878 г. с газетной статьёй об уличном происшествии. В 1879 г. он пишет свой первый рассказ «Эпизоды из жизни „искателя”». Литературное наследие Короленко велико и многообразно. Писатель яркого и большого демократического дарования, он вошёл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик и публицист. Пожалуй, самые известные произведения Короленко — повести «В дурном обществе» (1885 г.), «Слепой музыкант» (1886 г.), «Река играет» (1892 г.). Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.В 1900 г. Владимир Галактионович стал почётным академиком по разряду изящной словесности. Но в 1902 г. он вместе с А. П. Чеховым отказался от этого звания в знак протеста против отмены академией выборов М. Горького. Писатель был горячим сторонником общественного предназначения литературы. После Октябрьской революции выступал против произвола и репрессий, творимых

большевиками. Владимир Галактионович Короленко умер от воспаления легких в Полтаве 25декабря 1921 года во время работы над четвертым томом большого автобиографического произведения «История моего современника».

 Практическое задание.

Расставьте в хронологической последовательности важнейшие события жизни и творчества В.Г.Короленко.

Детство и юность писателя.

Почётный академик изящной словесности. Череда арестов и ссылок.

Учёба в Технологическом институте, затем в Петровской академии.

После Октябрьской революции. Первые произведения Короленко.

Основные мотивы творчества Короленко. Смерть писателя.

Размышляем.

 Работа в парах. Перед вами афоризмы о счастье, обсудите их.

 В жизни есть только несомненное счастье – жить для другого. (Л.Толстой)

 Желание служить благу, должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…(А.П. Чехов)

 Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон)

 Счастье не в счастье, а лишь в его достижении. (Ф.М. Достоевский)

 За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком,

постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…. (А.П. Чехов)

 Кто за счастье борется, к тому оно и клонится. (Русская народная пословица)

 Где нет стремления к счастью, та нет и стремления вообще. (Блез Паскаль,

философ)

 Как вы понимаете слова В.Г. Короленко: “Человек создан для счастья, как птица для полета”?

 Согласны ли вы с такими выводами:

 в своих произведениях Короленко учит не бояться жизни, принимать ее такой, какая она есть

 не склонять голову перед трудностями

 человек должен бороться, искать свое счастье, даже если рушится последняя надежда.

 писатель верил, что такие люди есть мощь и сила России, ее надежда и опора и, конечно, ее свет.

 Практическое задание. На основе очерка В.Бочкова «Образы и прототипы в русской литературе» из книги « Скажи, которая Татьяна?» составьте сообщение «Творческая история рассказа В.Г.Короленко «Река играет».

 Анализ произведения.

 Как характеризует рассказчика определение (обращение к нему Тюлина), закрепившееся как имя, — проходящий?

 Чем заинтересовал его перевозчик Тюлин? Выпишите слова рассказчика и окружающих крестьян, характеризующие Тюлина.

Рассказчик Жители деревень

 Перечитайте эпизод переправы через Ветлугу. Какие чувства испытывают к Тюлину Иванко, Евстигней и автор? Почему?

Положение действительно довольно критическое. Шест уходит вглубь, не маяча, то есть не доставая дна.

Тюлин, не обращая внимания на причитания Евстигнея, серьёзно смотрит на реку. Для него опасность — всех больше, потому что придётся непременно подымать паром против течения. Он видимо подтянулся, его взгляд становится разумнее, твёрже.

— Иванко, держи по плёсу! — командует он сыну.

Мальчишка на этот раз быстро исполняет приказ.

— Садись в гре́би, Евстигней!

— Да у тебя ещё есть ли гре́би-то? — сомневается тот.

— Поговори со мной!

На этот раз слова Тюлина звучат так твёрдо, что Евстигней покорно лезет с помоста и прилаживается к вёслам, которые оказываются лежащими на дне.

— Проходящий, лезь и ты… в тую ж фигуру.

Я сажусь «в тую ж фигуру», то есть прилаживаюсь к правому веслу так же, как Евстигней у левого. Команда нашего судна, таким образом, готова. Иванко, на лице которого совершенно исчезло выражение несколько гнусавой беспечности, смотрит на отца заискрившимися, внимательными глазами. Тюлин сует шест в воду и ободряет сына: «Держи, Иванко, не зевай мотри». На моё предложение — заменить мальчика у руля — он совершенно не обращает внимания. Очевидно, они полагаются друг на друга.

Паром начинает как-то вздрагивать… Вдруг шест Тюлина касается дна. Небольшой «огрудок» даёт возможность «пихаться» на расстоянии десятка сажен.— Вались на перевал, Иванко, вали-и́сь на перевал! — быстро сдавленным голосом командует Тюлин, ложась плечом на круглую головку шеста.Иванко, упираясь ногами, тянет руль на себя. Паром делает оборот, но вдруг рулевое весло взмахивает в воздухе, и Иванко падает на дно. Судно «рыскнуло», но через секунду Иванко, со страхом глядя на отца, сидит на месте.— Крепи́! — командует Тюлин.Иванко завязывает руль бечёвкой, паром окончательно «ложится на перевал», мы налегаем на весла. Тюлин могучим толчком подаёт паром наперерез течению, и через несколько мгновений мы ясно чувствуем ослабевший напор воды. Паром «ходом» подаётся кверху.Глаза Иванка сверкают от восторга. Евстигней смотрит на Тюлина с видимым уважением.— Эх, парень, — говорит он, мотая головой, — кабы на тебя да не винище — цены бы не было. Винище тебя обманыват… Когда при чтении рассказа было смешно и одновременно грустно?Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Река играет».

Как мировосприятие рассказчика раскрывается через пейзажные описания, через его отношение к мужикам, к народной песне?

 Практическое задание. Прочитайте выразительно пейзаж из рассказа.

Отметьте наиболее выразительные художественные приемы.

Ветлуга, очевидно, взыграла. Несколько дней назад шли сильные дожди: теперь из лесных дебрей выкатился па́водок, и вот река вздулась, заливая свои весёлые зелёные берега. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонку неслись клочья желтовато-белой пены. По берегам зелёный лопух, схваченный водою, тянулся из неё,

тревожно размахивая не потонувшими ещё верхушками, между тем как в нескольких шагах, на большой глубине, и лопух, и мать-мачеха, и вся зелёная братия стояли уже безропотно и тихо… Молодой ивняк, с зелёными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубнячок и ветлы. За ними тёмные ели рисовались зубчатою чертой; далее высились красивые осокори и величавые сосны. В одном месте, на вырубке, белели клади досок, свежие бревна и срубы, а в нескольких саженях от них торчала из воды верхушка затонувших перевозных мостков… И весь этот мирный пейзаж на моих глазах как будто оживал, переполняясь шорохом, плеском и звоном буйной реки. Плескались шаловливые струи на стрежне, звенела зыбь, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены, или, как её называют на Ветлуге, речного «цвету». И казалось мне, что всё это когда-то я уже видел, что всё это такое родное, близкое, знакомое: река с кудрявыми берегами, и простая сельская церковка над кручей, и шалаш, даже приглашение к пожертвованию на «колоколо господне», такими наивными каракулями глядевшее со столба…

Художественные приёмы Примеры.

 Главный прием характеристики рассказчика — прием самораскрытия (внутренний монолог). Каковы его особенности? И я думал: отчего же это так тяжело было мне там, на озере, среди книжных народных разговоров, среди «умственных» мужиков и начётчиков, и так легко, так свободно на этой тихой реке, с этим стихийным, безалаберным, распущенным и вечно страждущим от похмельного недуга перевозчиком Тюлиным? Откуда это чувство тяготы и разочарования, с одной стороны, и облегчения — с другой? Отчего на меня, тоже книжного человека, от тех веет таким холодом и отчуждённостью, а этот кажется таким близким и так хорошо знакомым, как будто в самом деле. Всё это уж было когда-то. Но только не помню когда…Милый Тюлин, милая, весёлая, шаловливая взыгравшая Ветлуга! Где же это и когда я видел вас раньше?

 Рефлексия. Как ответил Короленко на вопросы, поставленные им самим в заключительных строках рассказа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческая мастерская

М. Горький писал: «…это любимый мой рассказ; я думаю, что он очень помог мне в понимании «русской души».

Напишите эссе «Тайна русской души».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Участвуем в проектах

Своеобразие «народных портретов» в творчестве В.Г. Короленко

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее