«Весна — лето 2024»

Креативность и ее место в учебном процессе

Понятие креативности и как можно развивать креативность на уроках английского языка

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Средняя общеобразовательная школа № 3 им.Б.Майлина





Доклад







«Креативность и ее место в учебном процессе»

























Подготовила: Глебова Г.Н

Учитель английского языка










2023г



Креативность и ее место в учебном процессе




Обобщенное определение креативности – неопределенная способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio – созидание) – это качество мышления, проявляющееся в умении человека высказывать необычные идеи, находить нестандартные решения, отступая от традиционных, банальных мыслительных схем. К. Роджерс рассматривает под креативностью способность обнаруживать новые пути разрешения проблем и непривычные способы выражения. Несмотря на значительный багаж опыта и теоретического материала по изучению креативности, давшего практические результаты, единой и стройной научной теории креативности до сих пор нет, равно как и четкого ее определения и общепризнанных методик диагностики данного феномена. Тейлор отмечает, что уже в 60-х гг. XX в. было дано 60 определений креативности, которые можно сгруппировать в шесть основных типов:

1) гештальтистские – описывают процесс креативного мышления как разрушение существующего гештальта для создания нового, возможно лучшего;

2) инновационные – направлены на оценку креативности в аспекте новизны конечного результата;

3) эстетические (экспрессивные) – делают упор на самовыражении творца;

4) психоаналитические (динамические) – описывают креативность в терминах психоаналитических взаимоотношений между «Я», «СверхЯ» и «Оно»;

5) проблемные – дают определение феномену креативности через ряд процессов решения задач, что и делает Гилфорд, описывая креативность через термин «дивергентное мышление»;

6) различные одиночные, часто расплывчатые определения, не поддающиеся предложенной классификации.

Некотоые исследователи разделяют понятие креативности в узком и широком значении. Креативность в узком смысле – это дословно операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду. Отличительным признаком такого мышления является способность продуцировать множество примерно равнозначных идей относительно одного объекта. Креативность в широком понимании – творческий интеллектуальный потенциал, в том числе способность привносить что-то новое в опыт, способность выдвигать оригинальные идеи относительно поставленных новых задач и вариантов их разрешения, способность видеть и анализировать пробелы и противоречия, гипотетически достраивать недостающие элементы ситуации, умение отказываться от стереотипов. Известный американский ученый Торренс дает такое определение «Креативность – это процесс чувствительного реагирования на проблемы, дефицит знаний, наличие дисгармонии, несообразностей; фиксация этих проблем; поиск решений и выдвижение гипотез, а в результате – формулировка результата размышлений». Х. Гейвин подразумевает под креативностью умение получать ценные результаты нестандартным способом. Творчески настроенные люди отличаются от обычных оригиналов тем, что результаты их поведения целесообразны, оправданны и несут объективную пользу. Креативность – способность к нестандартной и одновременно востребованной работе: к чему-то оригинальному, о чем другие не подумали, и что оказывается небесполезным. Креативная деятельность несводима к исполнительному следованию установленным нормам, она объединяет разрозненные одиночные идеи. Креативность – системное (имеет много уровней и планов) психическое образование, включающее мотивацию, интеллектуальный потенциал, эмоции, уровень эстетического развития человека, его компетентность, экзистенциальные, коммуникативные качества.

Исследователи включают в понятие креативности новые нюансы, которые постаралась упорядочить О. В. Буторина. Вот результаты ее систематизации различных пониманий креативности:

• творческий потенциал человека;

• нечто новое, оригинальное;

• интеллектуальное творчество;

• отдаленные ассоциации;

• выход за переделы имеющихся знаний;

• нестандартное кодирование информации;

• дивергентное мышление;

• результат / отсутствие внутриличностных конфликтов;

• реструктуризация готовой системы;

• нетрадиционное мышление, с помощью которого быстро разрешается сложная спорная ситуация.

Дж. Гилфорд и другие ученые гипотетически вычленили 16 интеллектуальных способностей для анализа креативности:

• семантическая гибкость (способность выявить основное свойство объекта и по-новому его использовать),

• образная адаптивная гибкость (умение так изменить форму стимула, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности его применения),

• спонтанная семантическая гибкость (продуцирование разнообразных творческих идей в нерегламентированной обстановке),

• оригинальность (качество мышления, позволяющее порождать отдаленные ассоциации, нетипичные ответы),

• любознательность (чувствительность к проблемным моментам в окружающей среде, мире), способность к разработке гипотезы,

• «иррелевантность» (логическая независимость, некоторая нетипичность, неожиданность реакции на стимул),

• фантастичность (ирреальность ответа, его оторванность от действительности при наличии логической обусловленности стимула и ответной реакции).

Гилфорд объединил эти способности в понятии дивергентного мышления, которое может вполне проявить свою специфику лишь тогда, когда проблема еще не видна окружающим, и ее нужно выявить, сформулировать и найти способ решения при отсутствии каких-либо предписаний (в отличие от конвергентного мыслительного процесса, опирающегося на известное готовое решение). Позже Гилфорд определился с шестью основными параметрами креативности:

• способность увидеть и сформулировать проблему, как задачу для мышления;

• оригинальность (способность продуцировать нетривиальные идеи, отличные от общепринятых банальных решений, умение нестандартно, непредсказуемо отвечать на раздражители);

• «беглость», количественная продуктивность мысли (число идей, возникающих в единицу времени);

• гибкость – качество мышления, проявляющееся в умении порождать самые разные идеи;

• способность усовершенствовать объект, добавляя небесполезные детали;

• умение находить решение проблем посредством анализа и синтеза.

Гилфорд подразумевал под креативностью или дивергентным мышлением общую способность человека к творчеству. С 20-х по 90-е годы XX в. проблема наличия у людей креативного потенциала разносторонне исследовалась:

• с одной стороны, обществу не обойтись без креативных, творчески настроенных, активных личностей, которые будут направлять свой творческий импульс на систематическое, последовательное и качественное решение постоянно возникающих проблем, но нет достаточно разработанной системы педагогических средств и условий для повышения эффективности и оптимизации процесса креативной деятельности личности;

• с одной стороны, принцип креативности, внедряемый в школьную практику, приводит к завышенным требованиям к уровню знаний, которыми должен обладать школьник с творческими мыслительными задатками; в школе же, с другой стороны, еще нет достаточных условий для достижения и удержания высокого уровня развития креативных задатков учащихся;

• с одной стороны, развитие креативности школьников социально мотивировано и значимо. С другой, школе недостает научно-методической базы для организации креативного процесса мышления детей;

• с одной стороны, нужна объективная оценка творческого потенциала. С другой, разработанного единообразного педагогического инструментария, позволяющего объективно производить такую точную оценку уровня креативности школьников, просто нет.

Современное состояние общества требует от педагогов переустройства общего характера обучения, его индивидуализацию и дифференциацию, при которых у детей будет прогрессировать самостоятельное креативное мышление. Педагогический опыт доказывает наличие латентного потенциала одаренности у многих детей, и эти способности могут и должны проявляться при поддержке педагогов и наличии благоприятных условий развития. Постоянное развитие креативности в конкретной области возможно только на такой психологической подоплеке, которая исходит из богатства потребностей и интересов личности, ее направленности на полноценную самореализацию в труде, самовыражение в общении, познании. Такая психологическая база отличается высоким уровнем интеллектуальных возможностей, открытостью мышления ко всему новому, высокой работоспособностью, гибкостью критического мышления человека, физической силой и энергией, запасом психофизических возможностей. Задача школьного образования в том, чтобы всячески поспособствовать творческому отношению школьников к учению и поощрить внутреннюю мотивацию детей посредством соответствующих методов. Креативный базис в поведении, взаимоотношениях и самовыражении очень важен на начальном этапе познавательной деятельности. Затем нужно лишь совершенствовать его посредством различных методик. Термин «креативность», к сожалению, нередко упоминается в предисловиях к учебным программам, но его практическое или хотя бы теоретическое применение в конкретных предметных разработках встречается гораздо реже; еще реже идея креативности реализуется в практической педагогической практике учителя или в конкретных учебных моментах. В пособиях и учебниках для младших школьных классов практически нет заданий, упражнений на поиск новой информации, применение воображения. Акцент делается не на креативное переосмысление, поиск альтернативных решений, а на обычное воспроизведение и повторение содержания урока. Поэтому для современного учителя главная задача – поддержать исследовательские зачатки учеников, тем более что творческая позиция в отношении предложенных заданий естественна для детей. Для развития креативности в школьном возрасте нет объективных преград:

• все дети нуждаются в новизне, они открыты для нового опыта,

• школьники в младших классах ищут стимулы для своей креативной мыслительной энергии и могут видеть проблемы,

• учащиеся в начальной школе обладают широким восприятием, у них богатое воображение,

• дети легко, непринужденно меняют способы мышления, гибко переключаются с одной идеи на другую,

• школьники испытывают неподдельный интерес и увлечены своими действиями.

Однако креативность мыслительной деятельности не обладает природой и не дается от рождения. Креативность в чистом виде не является энергией – это лишь имманентный человеку потенциал, на характер которого влияет личность. Он проявляется в мышлении и творческой деятельности, приводящей к появлению инновационного продукта. Трудно и почти невозможно сразу точно ответить на вопрос, как воспитывать в учениках творческий подход к обучению. Образование, стимулирующее креативность,- это не просто увеличение количественных показателей идей за максимально короткое время; такой образовательный процесс направлен на личность в целом, на ее всестороннее развитие с акцентом на креативность. Институт школы обязан создавать все условия для мотивации, стимуляции, системы поощрения и воспитания творческого мышления и креативной деятельности, а учителя должны на личном примере демонстрировать такое отношение и поведение, а также стиль мышления и действий, которые они собираются развивать в своих учениках. Идеальные гипотетические условия такого обучения:

• создание свободных развивающих условий для учебы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать;

• принятие, положительная оценка и поощрение оригинальных идей;

• использование интересного для учеников материала, хорошо мотивирующего к учебе;

• одобрение и позитивная оценка попыток исследовательской деятельности, поиска проблемных моментов и дивергентного мышления, направленного на их разрешение;

• организация условий, при которых ребенок полностью вовлечен в школьную деятельность, что достигается благодаря поощрению, повышению самооценки, ответственности за работу;

• приобщение к социально ориентированному творчеству во время групповых занятий и общих проектов с самостоятельно выбранными партнерами;

• увлеченность задачей за счет высокой мотивации к понравившейся теме;

• создание комфортной атмосферы, в которой у детей не возникает беспокойства, неуверенности в своих силах и страха не успеть;

• обеспечение психологического комфорта, чувства открытости и свободы.

Таким образом, вычленим следующие аспекты успешного воспитания креативности в младшей школе.

1.Учитель должен стараться не выступать в роли дающего оценки организатора. Ему следует проявлять свои личностные, инициаторские, партнерские качества, свойства помощника и независимого эксперта.

2.Необходимо обеспечить условия последовательной смены активных периодов моментами расслабления, когда учащимся предоставляется возможность спокойно подумать над задачей.

3. Проявляйте юмор и умейте оценить иронию и юмор со стороны учеников.

4. Чаще задавайте вопрос «а что, если?..», позволяющий отойти от заданной схемы мышления, проявить свободную фантазию, поддержать любознательность.

5. Поощряйте стремление учеников задавать толковые вопросы и самостоятельно отвечать на них.

6. Организовывайте проблемные ситуации, подразумевающие творческий подход к их разрешению.

7.Избегайте вопросов с однозначным ответом: « да» или « нет».

8. Позволяйте школьникам ошибаться на пути к поиску творческих решений. На ошибках полезно учиться и набираться опыта, поскольку они являются составляющими активного поиска решения.

9. Воспитывайте в детях адекватное (не болезненное и не восторженное) отношение к критике и похвале. В образовании, ориентированном на развитие креативности личности, ведущим принципом выступает безоговорочное признание ее индивидуального потенциала.

Образование, направленное на развитие активного творчества учеников, предусматривает:

• открытость всей системы, гибкость организации,

• творчески ориентированное отношение учителей и администраторов к процессу обучения,

• планирование и реализацию масштабных проектов, в которых все школьники смогут поучаствовать в процессе коллективного решения проблем, приводящего к видимым, значимым для детей результатам.

Чтобы реализация креативности применительно к учебному процессу имела успех, целесообразно использовать системный подход – единство разнообразных видов творческих заданий, приемов и методик их выполнения. Личностный подход педагога направлен на поощрение креативных способностей в процессе школьной деятельности, в ходе которой учитель не ограничивает свободу выбора метода выполнения творческих заданий, поощряет разработку каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает опыт учащихся, индивидуальные психологические особенности школьников, который осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником. Обобщая опыт работы, предпринимается попытка разработать творческие задания, ориентированные на развитие креативных способностей школьников в учебном процессе. Результатом этих заданий должны стать более высокий уровень развития творческого мышления, творческого воображения, использование учащимися инновационных методов творчества в процессе выполнения заданий.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее