«Весна — лето 2024»

Мастер-класс "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"

В мастер-классе дана характеристика творческим способностям младших школьников.Приведены примеры различных упражнений по развитию творческих способностей. Данные упражнения могут быть использованы учителями начальных классов для развития творческих способностей детей.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Принцип мастер-класса:

«Я знаю, как это делать. Я научу вас».


Цель: распространение опыта работы по использованию в начальных классах, приёмов, способствующих развитию творческих способностей младших школьников.


Задачи:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.

  • Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.

  • Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.

  • Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.


Материалы и оборудование: карандаши, ручки, фломастеры, маркеры , бумага формата А-4 для индивидуальной и групповой работы, задания для работы в группах, мультимедийная презентация, образцы детского творчества.



Ход выступления.

  1. Приветствие.


Дорогие друзья, я рада приветствовать всех собравшихся в этой аудитории. Думаю, что объединяющим началом нашей деятельности сегодня станет общее желание пообщаться друг с другом, открыть для себя новые горизонты общечеловеческого и профессионального уровня. Надеюсь, занятие не пройдет зря – мы все станем чуточку добрее, мудрее, терпимее друг к другу.

Позвольте представиться. Меня зовут Сорокина Светлана Павловна, я учитель начальных классов ШГ №1 имени Динмухамеда Конаева.

Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.





Упражнение – игра «Подари камешек»

- Возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ...»



Эпиграфом к моему выступлению я взяла стихотворение:

Возьмите меру доброты, участья,

Добавьте сердца чистый свет,

Приправьте лучезарной горстью счастья

И каплей острой тайны на десерт.

Загадками дополните творенье,

Сотрудничества меру не забудьте взять,

На творческое, яркое горенье поставьте –

И старайтесь не мешать.

А добавляйте лишь терпенье, пониманье

И креативность, что несёт нам новый век,

Приправьте всё культурой, состраданьем -

В итоге выйдет гармоничный человек,

Что все преграды превзойти сумеет,

Что новый путь всегда найдёт.

Он тернии невзгод преодолеет

И солнце творчества ярчайшее зажжёт!



II. Теоретическая часть


1. Введение в тему

В настоящее время проблема развития творческих способностей является наиболее актуальной. Ведь для решения повседневных задач в современных непростых условиях зачастую требуется изменение устоявшихся традиций, умение идти на риск. Жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. А на это способны только творческие личности. Это они во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. И сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции обновлённого казахстанского образования.

Личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход, исследовательская и проектная деятельность дают большие возможности для развития творческих способностей младших школьников.

Между тем известно, что значительная часть учащихся уже на втором, или третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальной школе.

В связи с этим, задача учителя начальных классов таким образом организовать учебный процесс, чтобы наряду с усвоением прочных знаний и умений развивались и творческие способности учащихся.

Что же такое творчество?

Творчество - это умственная гимнастика.

Творчество – это ключ для развития мышления.

Творчество –это свобода деятельности и мысли.

Творчество – это созидание.

Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Мир детства и надежд – это самая благоприятная почва для развития творческих способностей.



Традиционно считалось, что наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство и художественная деятельность. Этому способствуют уроки рисования, труда, музыки. Но такие предметы, как литературное чтение и русский язык, математика и познание мира тоже имеют немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Я приготовила вашему вниманию идеи, педагогические находки для развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения. Одной из основных задач на этих уроках я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

При помощи различных методик мною был проведен мониторинг динамики развития творческих учащихся 1-го, а затем 2-го класса.

Было выявлено, что творческие способности у большей части детей находятся на среднем уровне, и, хотя во втором классе прослеживается динамика в развитии творческого потенциала, необходимо проделать еще очень большой объѐм работы.




III. Практическая часть. Работа в группах

  1. Интеллектуальная разминка

Пример с урока риторики «Коротко о книге»

  • Название русской народной сказки из одного слова, пяти букв.

  • Отгадай загадку: «Сто одёжек и все без застёжек»

  • Главный герой произведения о золотом ключике.

  • Какая по характеру лиса в русских народных сказках?

  • Назови писателя, который написал много рассказов о животных.

  • Как называется первая страница книги?

  • Книга состоит из 10 листов, а сколько страниц в этой книге?

  • Как называется часть текста, которую мы пишем с красной строки?

  • Имя поэтессы Барто.

  • Назови вторую часть фамилии писателя: Мамин - ….


2. Установление ситуативных связей между предметами.

- Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: газета - верблюд.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете про верблюдов?

Почему читая газету, ты сутулишься, как верблюд?

- Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными или смешными.

Варианты пар слов:

банка - река, ножницы - дорога, линейка - книга, огонь - раковина, карандаш - замок, шляпа - мост.


3. Представляем последствия событий.

- Представь, что ты уменьшился до размеров муравья. Придумай историю о своём чудесном превращении, используя вопросы:

Какое у тебя было любимое занятие?

Чего бы ты опасалась?

Через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?

Варианты событий

- Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:

  • из крана на кухне полился апельсиновый сок;

  • люди придумали бы таблетки от сна.


4. Система упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.


Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения - проблема, над которой я работаю два года. Обобщая изученную литературу, для решения данной задачи важным, необходимым считаю – активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. На своих уроках я стараюсь создать условия для проявления творческих способностей каждого учащегося, стараюсь включать в уроки четыре последовательных этапа.

  1. Разминка.

  2. Развитие творческого мышления.

  3. Выполнение развивающих частично-поисковых задач.

  4. Решение творческих задач.

Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что только

использование в системе тех или иных средств воздействия на учащегося

может привести к формированию творчески развитой личности. Под системой я понимаю последовательное включение творческих заданий: от простого к сложному.

В связи с этим мне хотелось бы выделить 3 уровня сложности содержания системы творческих заданий.


Задания I (начального) уровня сложности

предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Данный уровень предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном и младшем школьном возрасте и эвристических методов.


  1. Словесные шкатулки ( счастье, любовь, настроение

и т.д)

Пример с урока литературного чтения

Б.Житков «Как слон спас хозяина от тигра»

(приложение 1)


Словарь настроений:

Спокойное Игривое Ожидающее

Грустное Приподнятое

Радостное Приподнятое Весёлое

Отличное Нормальное Печальное



  1. Игра "Определение".

В игру играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашки, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть своё слово и жестикулировать руками.

  1. Объяснение образного сравнения.

Придумайте, с чем можно сравнить причёску, одуванчик, снежинку, ласточку, озеро, чащу леса, степь, ветер.

Например: причёска.

Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.

Прочность: рассыпалась как карточный домик, как песочный кулич, держалась, как из железобетона.

Цвет: как из соломы, как воронье крыло, как мореный дуб.

Красота: как произведение искусства.

Постарайтесь придумать и к остальным объектам как можно больше сравнений.


4. Подбор синонимов.

М. Горький считал, что у слова "хороший" 30 синонимов (слов с таким же значением). Попробуй за 1 минуту назвать как можно больше синонимов слова "хороший".




Задания II уровня сложности

находятся на ступеньку выше и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Задачи здесь представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме.



  1. Поэтическая тетрадь: «Осень», «Зима», «Весна»



Пример работы из поэтической тетради


  1. Метод контрольных вопросов 

облегчает процесс творчества. Так же он позволяет ребёнку удерживать общую логику рассказа или сказки.

Например: (Кто это был?). Жил - был зайчик. (Как выглядел?) Он был маленький, беленький и очень одинокий. (Куда пошёл?) Решил он найти свою маму. Поскакал мимо елочек на опушку леса. (Кого встретил?) Вдруг видит, навстречу ему какой-то зверь идёт на длинных ногах и с большими рогами и т.п.

Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова была его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.

В эту игру можно играть вдвоём: по очереди то один, то другой пишут ответы на вопросы.


  1. Оценивание события с разных сторон.

Игра "Хорошо - плохо". Каждое событие оценивать с двух позиций: с хорошей и плохой. Например:

Драка

Хорошо

Плохо

Сумел постоять за себя.

Порвал одежду.

Сумел защитить слабого.

Опять будут ругать родители.

Показал, кто здесь главный и т.д.

Поссорился со своими друзьями.





  1. Процесс стихосложения 

вызывает у школьников неподдельный интерес. Начинать эту работу можно с рифмования слов, сочинения чистоговорок.

Сочинение чистоговорок, как правило, проходит на положительном фоне, со смехом, шутками и большим желанием, так как нет ничего страшного, если ребёнок ошибётся, ведь это экспромт.

Упражняться в стихосложении можно и по заданным рифмам.

Например: ______________ пойду

______________ найду

______________ птичка

______________ синичка


Фрагмент урока внеклассного чтения «Зимушка – зима»

  • Выбор заголовка.

  • Ассоциации к слову «зима».

  • Рисование снежинок. (Творческое рисование)

- Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка. Лёгкая, пушистая, красивая…

- На что похожи снежинки?

- Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка – это визитная карточка зимы?

  • «Снежные слова»

  • «Снежная палитра» (Какой снег в декабре, январе, феврале?)

  • Стихотворение о зиме. (Дети записывают стихотворение на свою страницу)



Задания III ( высокого) уровня сложности.

Это задачи, содержащие скрытые противоречия. Задания такого типа предлагаются учащимся четвертого года обучения. Они направлены на

развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения,

осознанного применения алгоритмических и эвристических методов

творчества, приѐмов типового фантазирования, которые были разработаны Г.С. Альтшуллером


  1. Проведение имитационной игры

Игры по типу «Я вам называю действия, а вы делаете наоборот».

Представьте, человек с возрастом стал уменьшаться в размере, – каким он

должен стать в старости? Какие проблемы по уходу по уходу за младенцами-

гигантами появляются у родителей, чей рост и вес много меньше?

Придумайте и запишите несколько советов родителям по уходу за ребѐнком.

  1. Учимся придумывать сказки.

Первый этап - придумать окончание или начало сказки, придумать как можно больше заглавий к сказкам или рассказам.

Второй этап - сочинение сказок по опорам


Известный итальянский детский писатель Дж. Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй:


Предписание или запрет.

Нарушение.

Вредительство или недостаток.

Отъезд героя.

Задача.

Встреча с дарителем.

Волшебные дары.

Появление героя.

Сверхъестественные свойства противника.

Борьба.

Победа.

Возвращение.

Прибытие домой.

Ложный герой.

Трудные испытания.

Беда ликвидируется.

Узнавание героя.

Ложный герой изобличается.

Наказание противника.

Свадьба.

Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6 - 8. Запиши сочинённую сказку.


Образец придуманной сказки

(приложение 3)


  1. Сказка на новый лад.

  • У знакомых сказочных героев выделяются свойства, действия или функции и заменяются на противоположные.

- Вспомните, какой зверь в русских сказках всегда злой, глупый (волк).

- Давайте попробуем его изменить. А вместе с ним и сказки.

- Измените сказку про трех поросят, Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый

и доверчивый.

  • Измените сказку про Красную Шапочку. Пусть девочка станет

хитрой, злой, грубой, а волк наивным и добрым.

- Какой была бы мораль в новых сказк



4. Пример с интегрированного урока русского языка и литературного чтения «Наречие»

Творческая работа. Работа в группах.

1 группа – «Мыслители»- размышляют о том, что наречия необходимы в нашей жизни.

2 группа – «Поэты» - пишут буриме с наречиями:

  • ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, далеко

  • ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,глубоко

  • ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, весело

  • ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, высоко

  1. группа – «Художники» - рисуют наречие.



  1. Проектная задача по творчеству Драгунского В.Ю. и К. Чуковского «Доктор Айболит» (приложение 4)



IV. Рефлексия

- Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два

мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении?

И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и

мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты

мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам

подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их

распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой

мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его

ожиданиям: "Все в твоих руках".

- В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим

ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся

нераскрытыми. И помните:

Ребёнок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь!

(Средневековая мудрость)






V. Заключение.

Уважаемые коллеги, большое спасибо за активную работу, помощь и

поддержку. Искренне надеюсь, что наше занятие заинтересовало вас, и вы

сможете использовать данный материал на своих уроках.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее