«Весна — лето 2024»

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения"

Мастер-класс даёт возможность продемонстрировать учителям стратегии смыслового чтения на практике. Данные стратегии можно использовать в урочной и внеурочной деятельности.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 города Белово»













Мастер-класс


«Стратегии смыслового чтения»






Васильева И. А.,

учитель начальных классов











2017


Стратегии смыслового чтения


Кто не умеет читать - тот не умеет мыслить.

В. А. Сухомлинский

Цель: обзор стратегий смыслового чтения и приёмы использования на практике.


Задачи:

продемонстрировать теорию работы в малых группах (стратегий смыслового чтения);

отработать стратегии смыслового чтения в группах;

рефлексировать деятельность по использованию стратегий смыслового чтения участниками мастер – класса.


Оборудование:

столы в аудитории расставлены для групповой работы по 4 человека; самоклеющаяся плёнка (экран); цветные бланки для оформления «экрана»;

чёрные, зелёные, красные маркеры ;

стикеры с номерами участников (1, 2. 3,4);

карты продвижений; белые облака, информационные карточки, цветные карточки.



Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный:

Объявление цели и задач


-Добрый день, уважаемые гости. Тема моего мастер-класса «Стратегии смыслового чтения».

-Эпиграфом к нему послужили слова Василия Александровича Сухомлинского

- Давайте поприветствуем друг друга. Партнёры по плечу(1,2 номера) положите руку на плечо, партнёры по лицу(№1,4 и №2, 3) улыбнитесь и пожмите руку.

- А работать сегодня будем в карте продвижения. Запишите ФИО.

.






Участники заполняют карты продвижения

Основная часть








Постановка проблемы
.

Совместное решение. Совместная отработка в группах стратегий смыслового чтения


Мозговой штурм.

Цель стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

-Уважаемые коллеги.  Внимание на рисунок.  Что это?

-Запишите ваши ассоциации к рисунку на облаках чёрным маркером.( Работаем с партнёром по плечу (№1-2, №3-4))

- Участники под № 1 и 3 из каждой группы представляют свои ассоциации на экране.    

    Учителя в группах записывают возможные ассоциации (когда и где появилось кино; кто был его создателем; где состоялся первый просмотр; как развивался кинематограф; какие ваши любимые фильмы и актёры; ваше отношение к кино)

- Предположите название текста, с которым будем работать.

-А сейчас в карте продвижения найдите задание 1 и оцените себя.


Глоссарий.

Цель  стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

-Продолжаем работать в группах. Перед вами карточки со словами, выберите те, которые могут быть связаны с текстом «Появление и развитие кино»:


фотография                                     фабрика                     братья Люмьер

движущиеся картинки                  поезд                          Эдисон

целлулоидная плёнка                    техник                       Мельес

иллюзия движения                        Нью-Йорк                 Зворыкин

-Участники под №4 из каждой группы представляют свои слова на экране.

- Теперь прочитайте текст и проверьте, верны ли ваши предположения (группам выдаются тексты для самостоятельного чтения).

-Есть ли совпадения? Зачитайте. Какие слова лишние? Почему? Что можете добавить? (по желанию выходят)

-Теперь в карте продвижения найдите задание 2 и оцените свою работу.


Чтение вслух (попеременное чтение)

Цель  стратегии: проверка понима­ния читаемого вслух текста.

-          А сейчас мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша зада­ча читать с пониманием, задача слушающих - задавать чтецу во­просы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

-У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу.

-Если его ответ не верен или не точен, слушающие его по­правляют.

-Читают участники под №2, остальные задают ?

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

Примеры вопросов:

Когда появилось кино?

Где демонстрировались первые фильмы?

При помощи чего демонстрировались первые фильмы?

Как назывался аппарат, созданный братьями

Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.


Когда воспроизвели впервые иллюзию движения?

Кто изобрёл кинетоскоп?

Что такое кинетоскоп?

На какой плёнке располагались фотографии?

В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из во­рот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.


Что показывали в фильмах братьев?

Какие были фильмы по продолжительности?

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественно­го кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реаль­ностью.


Где начал свою деятельность Жорж Мельес?

Кто такой Жорж Мельес?

Кем был Жорж Мельес?

Что доказал Жорж Мельес?

Кто является родоначальником художественного кинематографа?


-А сейчас в карте продвижения найдите задание 3 и оцените свою работу.


Информационная карточка.

-Перед вами информационные карточки, заполните их, пользуясь сведениями из текста. (Текст в группах)

- Каждая группа представляет свои ответы на экране. Все согласны?

-О ком не говорилось в тексте, но это фамилия встречалась в заданиях?

-Если у вас остались вопросы, на которые нет ответа в тексте, есть повод обратиться к другим источникам информации. Вот вам и домашнее задание.

-А сейчас в карте продвижения найдите задание 4 и оцените свою работу в группе.




Аудитория разделена на группы.




Работа в группах организована по сингапурской методике.

Участники выполняют задания и оценивают свою работу в карте продвижения











Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, оценивают себя и свою работу в группе
































Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, оценивают себя и свою работу в группе

Рефлексия содержания материала.

Заключительное слово


-Внимание на экран.

-Что же это было с нами? (Открывается вопрос, группы высказывают мнение)

-А какие стратегии мы сегодня использовали?

-Внимание. Задание.

-Установите соответствия (стрелочки)


1 этап. Предтекстовый информационная карточка


2 этап. Работа с текстом глоссарий


3 этап. Послетекстовый мозговой штурм


попеременное чтение


-А сейчас, уважаемые участники, разойдитесь по углам, номера которых соответствуют вашему номеру, проверьте себя, обменяйтесь информацией с коллегами. Займите свои места.

-Первая группа для 1 этапа устанавливает соответствие, вторая группа - для 2 этапа, третья -для 3 этапа.


-В карте продвижения закончите самостоятельно предложения:

-Я теперь…

-Было трудно…

-Я могу…

- Я начну, а вы продолжите…



-Читающий человек надолго остаётся молодым - ведь старость начинается со старения мозга, а увлечённому читателю это не грозит!

-А какие книги читаете Вы?(Пауза)

-Читайте электронные книги, слушайте аудиокниги, читайте печатные книги, но читайте!

-Уважаемые коллеги! Спасибо за работу!


Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер – классе.

Учителя называют стратегии


Участники устанавливают соответствия в индивидуальных карточках, расходятся по пронумерованным углам и обмениваются информацией, затем устанавливают соответствия на экране.



Участники в карте продвижения

самостоятельно заканчивают предложения.








Приложение

Тема: Кино


Вопросы:

Ответы:

Дата рождения?


Кто изобрёл?


Где демонстрировался первый фильм?


Как назывался первый аппарат?


Что показывали?


Кто придумал художественные фильмы?


Кто раннее работал над аппаратом для кино?





Тема: Известные имена


Вопросы:

Чем известны эти имена?

1.Братья Люмьер


2.Эдисон


3. Диксон


4.Зворыкин


5. Мельес





Тема: Знаменитые места


Вопросы:

Что скрывается за этими словосочетаниями?

«Гран-кафе»


Бульвар Капуцинок










фотография                                     фабрика                     братья Люмьер

движущиеся картинки                   поезд                          Эдисон

целлулоидная плёнка                    техник                       Мельес

иллюзия движения                        Нью-Йорк                 Зворыкин


















Этапы


Стратегии

Работа до чтения текста

«Информационная карточка»


Работа с текстом

«Мозговой штурм»


Работа после чтения текста

«Глоссарий»




«Попеременное чтение»







Когда появилось кино?

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.


Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.


В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из во­рот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.


Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественно­го кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реаль­ностью. 





Карта продвижения


Ф.И.О.________________________________________________________

Тема: Стратегии смыслового чтения

Деятельность


Оценивание

Задание №1 «Мозговой штурм»



Запишите ваши ассоциации по теме текста «Появление и развитие кино».


Самооценка




легко трудно

(зелёный) (красный)

Задание 2. «Глоссарий»

Выберите слова, которые могут быть связаны с текстом «Появление и развитие кино»

Подчеркните необходимое


Справилась Не справилась



Задание 3. «Попеременное чтение»


Прочитайте текст по абзацам. Читать необходимо с пониманием. Задача слушающих - задавать чтецу вопросы.






Поставьте метку

на соответствующем уровне


Я справилась с заданием


Были затруднения

Я ничего не сделала

Задание 4. «Информационная карточка»



Заполните информационные карточки, пользуясь сведениями из текста.




О ком не говорилось в тексте? Почему?

Оцените свою работу в группе


да

нет

Я сотрудничала с другими



Я активно работала



Я затруднялась ответить на ?



Я предлагала решения



Я работала тогда, когда меня просили



Я помогала группе




Рефлексия


1.Что же это было с нами?


2. Установите соответствия



3. Закончите предложения



Было интересно…

Было трудно…

Я почувствовал(а), что…

Я научился (ась)…


У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…



Индивидуальные карточки












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее