«Весна — лето 2024»

Методическая разработка открытого мероприятия «Первая мировая война в жизни и творчестве поэтов Серебряного века».

Слайд № 1.

Учитель литературы: Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Первая мировая война в жизни и творчестве поэтов Серебряного века».

Слайд № 2.

(Звучит песня времен 1-й мировой войны «Мы смело в бой пойдём»).

Вступительное слово учителя истории: Слайд № 3.

Мировая империалистическая война 1914–1918 годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. Никогда еще противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. В этом конфликте участвовало 38 государств. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду: на земле, на воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы – все было направлено на уничтожение человеческой жизни.

Слайд № 4.

Можно с уверенностью утверждать, что спровоцировали этот конфликт серьезные экономические противоречия сложившихся в начала века союзов мировых держав.

Но главную роль в развязывании войны сыграла, конечно же, Германия. Решив начать войну, Германия использовала в качестве предлога убийство в г. Сараево 25 июня 1914 г. наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены. Теракт совершил член сербской националистической организации Г. Принцип. Между Австрией и Сербией разгорелся международный конфликт, в котором Россия стала поддерживать Сербию, а Германия приняла сторону Австро-Венгрии. 19 августа 1914 г. Германия объявила войну России, как ответный шаг на начавшуюся мобилизацию российских войск. Слайд № 5.

Учитель истории: Так началась первая мировая война.

Учитель литературы: (Звучит музыка «Танго смерти»).

Петроградское небо мутилось дождем, На войну уходил эшелон. Без конца - взвод за взводом и штык за штыком Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели Боль разлуки, тревоги любви, Сила, юность, надежда. В закатной дали Были дымные тучи в крови.

И, садясь, запевали Варяга одни, А другие - не в лад - Ермака, И кричали ура, и шутили они, И тихонько крестилась рука. (А.Блок)

Слайд № 6.

Учитель литературы: В этом году 1 августа Россия официально почтила память солдат и офицеров, погибших в Первой Мировой войне, Великой войне, как её тогда называли, и до сих пор называют в Европе. Русские поэты и писатели принимали непосредственное участие в боях, награждены боевыми наградами. Мы медленно восстанавливаем свою историческую память. Первая мировая война все еще остается в России без героев, без их имен, без памятников воинам, павшим в мировой войне.

Исторических источников, документальных, а тем более вещественных, периода Первой мировой войны сохранилось крайне мало. В редчайших случаях в домашних и семейных архивах остались фотографии родственников — участников войны 1914–1918 гг., тем более в офицерской форме, награды, Георгиевские кресты. Это были бы явные улики. Чтобы выжить в годы гражданской войны и репрессий, уничтожалось все: письма с фронта, фотографии, газеты, журналы, книги, любые косвенные свидетельства. Многие представители известных дворянских фамилий вынуждены были их сменить, скрывая свое не рабочее происхождение. И самое драматичное — люди замолчали, глубоко запрятав в себя прошлое, унося в вечность свою память.

Слайд № 7. (Звучит песня «Мы дети России Великой»).

Слайд № 8.

Учитель литературы: Особую ценность имеют произведения, вышедшие из-под пера писателей-фронтовиков, хроникеров, по свежим следам фиксировавших живые картины Первой мировой. Сегодня мы поговорим о некоторых из них и вспомним их стихи…

Слайд № 9.

1 ведущий

Знал он муки голода и жажды, Сон тревожный, бесконечный путь, Но Святой Георгий тронул дважды Пулею не тронутую грудь.

Я — угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во мгле, Я возревновал о славе Отчей, Как на небесах, и на земле. Сердце будет пламенем палимо Вплоть до дня, когда взойдут, ясны, Стены нового Иерусалима На полях моей родной страны. Николай Гумилёв («Память»)

Слайд № 10.

Один из писателей-фронтовиков является ярчайший представитель поэзии Серебряного века Николай Степанович Гумилёв. Он добровольцем ушел на фронт: «В немолчном зове боевой трубы / Я вдруг услышал песнь моей судьбы». Но его не берут. У него «белый билет». Еще в 1907 г. Гумилёв был освобожден от воинской повинности из-за болезни глаз. Он добивается зачисления на военную службу и разрешения стрелять с левого плеча. Он выбирает кавалерию. За отдельную плату, частным образом, обучился владению шашкой и пикой: «Променял веселую свободу / На священный долгожданный бой». Слайд № 11.

24 августа 1914 г. Гумилёв был зачислен в 1-й эскадрон лейб-гвардии Ее Величества государыни императрицы Александры Федоровны уланского полка и 28 сентября, получив боевого коня, отправился на передовую, к границе с Восточной Пруссией.

Слайд № 12.

(Звучит музыка «Реквием по мечте»).

Та страна, что могла быть раем, Стала логовищем огня, Мы четвертый день наступаем, Мы не ели четыре дня. Но не надо яства земного В этот страшный и светлый час, Оттого что Господне слово Лучше хлеба питает нас. И залитые кровью недели Ослепительны и легки, Надо мною рвутся шрапнели, Птиц быстрей взлетают клинки. Я кричу, и мой голос дикий, Это медь ударяет в медь, Я, носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть. Словно молоты громовые Или воды гневных морей, Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу, Словно девушку, в жемчуга, Проходя по дымному следу Отступающего врага. (Наступление)

2 ведущий

Слайд № 13.

Поэт, романтик, «рыцарь счастья» верил, что не погибнет: «Я, носитель мысли великой, /Не могу, не могу умереть». К своему участию в войне Гумилёв отнесся очень серьезно. Он подготовил себя к сражениям. Он был отличный стрелок. Он был отважен. Уже в декабре 1914 г. улан Гумилёв был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, а в январе 1915 г. произведен в младшие унтер-офицеры. Николай Гумилёв ведет подробнейший дневник военных дней. Корреспонденция Гумилёва с фронта печаталась весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». 17 октября 1914 г. Гумилёв принял «боевое крещение». «Этот день навсегда останется священным в моей памяти, — писал Гумилёв. — Я был дозорным и первый раз на войне почувствовал, как напрягается воля, прямо до физического ощущения какого-то окаменения, когда надо одному въезжать в лес, где, может быть, залегла неприятельская цепь, скакать по полю, вспаханному и поэтому исключающему возможность быстрого отступления»… «Храбрость в том и заключается, — всегда говорил Гумилёв, — чтобы подавлять страх и делать то, что надо. Бой — это умение справиться со страхом». С внутренним убеждением выходил Гумилёв на поле брани, сражаясь за веру, царя и отечество, как делали его отцы и деды.

Слайд № 14.

В марте 1915 г. стояли сильные морозы. Гумилёва привезли в Петроград с воспалением легких. В лазарете он пролежал два месяца. По состоянию здоровья Гумилёв был признан негодным к военной службе, но, как и в начале войны, ему удалось переубедить врачей, и в мае он снова на фронте. Летом 1915 г. Гумилёв награжден вторым Георгиевским крестом 3-й степени за спасение пулемета под огнем противника.

3 ведущий

Слайд № 15.

28 марта 1916 г. Гумилёв получил первый офицерский чин прапорщика с переводом в 5-й Александрийский гусарский полк. 6 мая Гумилёв заболел и был эвакуирован в Петроград. С обнаруженным процессом в легких его поместили в лазарет Большого дворца в Царском Селе. 25 июля 1916г. Гумилёв снова выехал на театр военных действий. Завершилась служба Гумилёва в 5-м Гусарском полку неожиданно. Полк был переформирован, а прапорщик Гумилёв направлен в Окуловку Новгородской губернии для закупки сена частям дивизии; там застала его Февральская революция и отречение императора Николая II от престола. В апреле 1917 г. из штаба полка пришло сообщение о награждении прапорщика Гумилёва орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, но поэт не успел его получить. Он добился командировки на Салоникский фронт, и 17 мая Анна Ахматова проводила мужа на крейсер. Но поскольку Россия была выведена из войны неслыханно позорным Брестским миром, Гумилёв в апреле 1918 г. возвратился домой. Такова биографическая канва жизни Гумилёва в период войны 1914–1918 гг. Но существует и другая — творческая — биография поэта.

Слайд № 16.

В 1914–1918 гг. помимо упомянутых произведений им был записан цикл стихотворений, посвященных войне и своей военной судьбе. Стихи военного цикла — это лирический дневник, духовный, идеологический поиск, создание поэтом своей концепции человека и истории, своей концепции личности. Живя в Советской России, Гумилёв не скрывал своих религиозных и политических взглядов — он открыто крестился на храмы, заявлял о своих воззрениях. Так, на одном из поэтических вечеров он на вопрос из зала — «каковы ваши политические убеждения?» ответил — «я убеждённый монархист». В конце августа 1921 г. Петроградская губчека расстреляла русского воина, талантливого поэта Николая Степановича Гумилёва. Убили его за участие в мировой войне, за любовь и преданность России.

4 ведущий

Слайд № 17.

А теперь поговорим об авторе стихотворения, прозвучавшего ранее, Александре Блоке.

Не бывал ты в ратном деле, Не водил в атаку строй Русских воев-кавалеров, Не обрёл в бою покой. Значит так России надо, Было велено судьбой, Что б рука твоя строчила За пришедшей в Дом бедой. В век Серебряный багряно Полилась Отчизны кровь, В строки стиший заливала Смерти поступи-шагов. Твой призыв к народам, к Миру Не услышан, начат Бой. За четыре военных года Многих нас породнит с землёй. А в начале кровавой схватки, Ты уже поминал друзей, Что покинули без оглядки Мир, которого нет милей: «…Крест и насыпь могилы братской, Вот где ты теперь, тишина! Лишь щемящей песни солдатской Издали’ несется волна. А вблизи — всё пусто и немо, В смертном сне — враги и друзья. И горит звезда Вифлеема Так светло, как любовь моя».

Слайд № 18.

Первая мировая война коснулась творчества Блока, вошла в его судьбу. Начавшаяся летом 1914 г., с самого начала она вселяла в Блока зловещие предчувствия. «Казалось на минуту, — писал он позже о войне, — что она очистит воздух; казалось нам, людям чрезмерно впечатлительным; на самом деле она оказалась достойным венцом той лжи, грязи и мерзости, в которых купалась наша родина.» В следующие годы записные книжки Блока пестрят такими записями: «Дурные вести с войны», «Плохо в России», «На войне все хуже», «Страшные слухи». Но как раз в это время общество безмолвно признало за Блоком право называться первым поэтом России. Все издания его стихов становились литературным событием и мгновенно расходились. Небольшой томик «Стихи о России», изданный в мае 1915г., имел невероятно шумный успех. Уже в августе он провожает на фронт в качестве сестры милосердия свою жену. 26 июля 1916 г. он сам призван к штабной службе на белорусский фронт и зачислен табельщиком инженерно-строительной бригады, находящейся в Пинских болотах, в прифронтовой полосе. Занималась она сооружением запасных оборонительных позиций. По его словам, он живет «бессмысленной жизнью, без всяких мыслей, почти растительной».

Слайд № 19.

Откликом на войну становятся стихотворения Блока 1914 – 1916 гг., которые войдут в цикл «Родина», включая одно из знаковых блоковских стихотворений «Коршун» (1916).

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг.-

В избушке мать, над сыном тужит:

"На хлеба, на, на грудь,

Расти, покорствуй, крест неси".

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.-

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить? (Коршун)

1 ведущий Слайд № 20.

Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез. Я понял, что я - игрушка, В тылу же купцы да знать, И, твердо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать. («Анна Снегина» )

Слайд № 21.

В 1916 году Есенин был призван на службу, которую проходил в Царском Селе. Он служил санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде. Есенин был назначен санитаром в шестой вагон. Работа санитаров была не из легких. В их обязанности входило: поддержание чистоты и порядка в поезде, переноска на носилках тяжелораненых и больных и размещение их в вагонах, погрузка и выгрузка имущества, получение продуктов, раздача пищи и многое другое. 30 июня поэт вернулся в Феодоровский городок Царского Села, где продолжил службу. Полковник Ломан устроил его в канцелярию поезда. Одновременно поэт должен был исполнять обязанности санитара в Царскосельском лазарете № 17. Служба в канцелярии поезда и в лазарете была, конечно, легче физически, но тоже требовала определенной воинской дисциплины. Есенин успешно справлялся со всеми своими обязанностями. Полковник Ломан, высоко ценивший Есенина как поэта, неоднократно привлекал его к выступлениям на концертах для раненых в лазаретах и в Трапезной палате Феодоровского городка.

Слайд № 22.

И вот наступил 1917 год. Есенин продолжал нести службу в лазарете и канцелярии поезда. Накануне Февральской революции Есенин получил командировочное предписание в Могилев в распоряжение командира 2-го батальона Сводного пехотного полка. Однако он уклонился от этой поездки. Оставаясь в Петрограде, он встретил свержение самодержавия. О своих стихах, посвящённых Первой мировой войне, Есенин писал: «.я, при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда резко относился к империалистической войне и к воинствующему патриотизму. Этот патриотизм мне органически совершенно чужд. У меня даже были неприятности из-за того, что я не пишу патриотических стихов на тему “гром победы, раздавайся”, но поэт может писать только о том, с чем он органически связан». Слайд № 23.

Откликом на Первую мировую войну стали историческая поэма «Марфа Посадница», стихотворения «Молитва матери», «Богатырский посвист», «Узоры» и др. (Звучит музыка «Тоска»).

На краю деревни старая избушка, Там перед иконой молится старушка. Молится старушка, сына поминает, Сын в краю далёком родину спасает. Молится старушка, утирает слезы, А в глазах усталых расцветают грёзы. Видит она поле, это поле боя, Сына видит в поле — павшего героя. На груди широкой запеклася рана, Сжали руки знамя вражеского стана. И от счастья с горем вся она застыла, Голову седую на руки склонила. И закрыли брови редкие сединки, А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Слайд № 24.

В 1915 году он пишет поэму "Русь". Эта небольшая по объёму поэма стала этапной в творчестве Сергея Есенина рубежа 1914 - 1915 годов. Настроения, отраженные в поэме, были созвучны тем событиям, которые происходили во время военной службы поэта. Судьбы простых людей, которые круто изменила война, были ему до боли близки. В короткой поэме-стихотворении, как будто за окном бегущего поезда, проносятся судьбы простых русских людей, которые всколыхнула война; в нем собраны воедино грозные беды, ополченцы, бабы, невесты, похоронки, воспоминания о мирной жизни – весь народ, вся родина.

Слайд № 25.

Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес. Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину. Собиралися мирные пахари Без печали, без жалоб и слез, Клали в сумочки пышки на сахаре И пихали на кряжистый воз. По селу до высокой околицы Провожал их огулом народ. Вот где, Русь, твои добрые молодцы, Вся опора в годину невзгод.

2 ведущий Слайд № 26.

Саша Черный (псевдоним Александра Михайловича Гликберга) был участником Первой мировой войны, служил он в 5-й армии рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик. Пронзительные, достоверные стихи о войне, о ее тяготах и незаметном, настоящем героизме несомненно одна из вершин его творчества. В марте 1917 года Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 года уехал в Прибалтику.

Слайд № 27.

Стихотворный цикл "Война" (1918) – это впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта.

За раскрытым пролетом дверей Проплывают квадраты полей. Перелески кружатся и веют одеждой зеленой И бегут телеграфные нити грядой монотонной. Мягкий ветер в вагон луговую прохладу принес. Отчего так сурова холодная песня колес? Словно серые птицы, вдоль нар Никнут спины замолкнувших пар, - Люди смотрят туда, где сливается небо с землею, И на лицах колеблются тени угрюмою мглою. Ребятишки кричат и гурьбою бегут под откос. Отчего так тревожна и жалобна песня колес? Небо кротко и ясно, как мать. Стыдно бледные губы кусать! Надо выковать новое крепкое сердце из стали И забыть те глаза, что последний вагон провожали. Теплый ворот шинели шуршит у щеки и волос, - Отчего так нежна колыбельная песня колес? (На фронт) 3 ведущий Слайд № 28.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война вызвала у Маяковского патриотический подъём, он собирался идти на войну добровольцем. Его не взяли, так как он считался неблагонадёжным. Однако вскоре он понял, что война — «кровавая бессмысленная свалка, в которую ринулись народы». В стихах о войне Маяковский резко выражал боль за человека, который стал невольной жертвой судьбы («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон»). В стихотворении «Я и Наполеон» трагедия войны, ответственность за неё каждого и личная ответственность поэта за гибель людей показаны ярко и эмоционально. В стихах «Война объявлена» (1914) и «Мама и убитый немцами вечер» (< 1914>) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице. Слайд № 29.

«Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю! Италия! Германия! Австрия!» И на площадь, мрачно очерченную чернью, багровой крови пролилась струя! Морду в кровь разбила кофейня, зверьим криком багрима: «Отравим кровью игры Рейна! Громами ядер на мрамор Рима!» С неба, изодранного о штыков жала, слёзы звезд просеивались, как мука в сите, и подошвами сжатая жалость визжала: «Ах, пустите, пустите, пустите!» Бронзовые генералы на граненом цоколе молили: «Раскуйте, и мы поедем!» Прощающейся конницы поцелуи цокали, и пехоте хотелось к убийце — победе. Громоздящемуся городу уродился во сне хохочущий голос пушечного баса, а с запада падает красный снег сочными клочьями человечьего мяса. Вздувается у площади за ротой рота, у злящейся на лбу вздуваются вены. «Постойте, шашки о шелк кокеток вытрем, вытрем в бульварах Вены!» Газетчики надрывались: «Купите вечернюю! Италия! Германия! Австрия!» А из ночи, мрачно очерченной чернью, багровой крови лилась и лилась струя. (Война объявлена)

Слайд № 30. В годы войны Маяковский сотрудничал в качестве художника и автора текстов с издательством «Сегодняшний лубок». С 1915 по 1918 год поэт был постоянным автором журнала «Новый сатирикон», писал стихи, в которых звучала тема социального протеста против «мерзостей жизни». В эти годы Маяковский создал поэму «Война и мир» (<1915—1916>), в которой описывает зверства войны как «искупительную драму», залог будущей гармонии, где даже герой поэмы Владимир Маяковский обретёт счастье со своей любимой. Мировая война является лишь проекцией драматических событий на внутренний мир автора. 4 ведущий Слайд № 31.

Валерий Брюсов в годы первой мировой войны находится на фронте в качестве корреспондента от одной из самых распространённых газет «Русские ведомости», пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России. У него возникают острокритические стихи («Орел двуглавый», «Многое можно продать.» и др.), которые, естественно, остаются тогда ненапечатанными. Как свидетельствует вдова писателя И.М Брюсова, в мае 1915 года он «окончательно возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения».

Слайд № 32.

От камня, брошенного в воду, Далеко ширятся круги. Народ передает народу Проклятый лозунг: "мы - враги!" Племен враждующих не числи: Круги бегут, им нет числа; В лазурной Марне, в желтой Висле Влачатся чуждые тела; В святых просторах Палестины Уже звучат шаги войны; В Анголе девственной – долины Ее стопой потрясены; Безлюдные утесы Чили Оглашены глухой пальбой, И воды Пе-че-ли покрыли Флот, не отважившийся в бой. Везде - вражда! где райской птицы Воздушный зыблется полет, Где в джунглях страшен стон тигрицы, Где землю давит бегемот! В чудесных, баснословных странах Визг пуль и пушек ровный рев, Повязки белые на ранах И пятна красные крестов! Внимая дальнему удару, Встают народы, как враги, И по всему земному шару Бегут и ширятся круги. (Круги на воде)

Слайд № 33.

Учитель истории: К сожалению, война, в которой мы побеждали, закончилась позором и унизительным миром. После октября 1917 года большевики пришли к власти. В марте 1918 они заключили с Германией «Брестский мир», отдали западные земли России и прекратили участие в войне. Россия потеряла больше всех: более 6 млн убитых, раненных, искалеченных. Главные промышленные районы были разрушены.

Слайд № 34. (Звучит песня «У войны не женское лицо»).

Учитель литературы: Можно бесконечно говорить об участниках той Великой войны, но наш сегодняшний разговор я решила закончить именно этим стихотворением Брюсова «УМЕРШИМ МИР!»

Умeршим мир! Пусть спят в покое

В немой и черной тишине.

Над нами солнце золотое,

Пред нами волны - все в огне.

Умершим мир! Их память свято

В глубинах сердца сохраним.

Но дали манят, как когда-то,

В свой лиловато-нежный дым.

Умершим мир! Они сгорели,

Им поцелуй спалил уста.

Так пусть и нас к такой же цели

Ведет безумная мечта!

Умершим мир! Но да не встанет

Пред нами горестная тень!

Что было, да не отуманит

Теперь воспламененный день!

Умершим мир! Но мы, мы дышим,

Пока по жилам бьется кровь,

Мы все призывы жизни слышим

И твой священный зов, Любовь!

Умершим мир! И нас не минет

Последний, беспощадный час,

Но здесь, пока наш взгляд не стынет,

Глаза пусть ищут милых глаз!

Слайд № 35.

Учитель литературы: «Умершим мир! Их память свято в глубинах сердца сохраним», - пишет поэт.И мне бы хотелось, чтобы в ваших сердцах всегда было место состраданию, милосердию, чтобы вы всегда помнили историю нашей Родины и людей, делавших историю. Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Так давайте и мы с вами не будем Иванами, не помнящими своего родства.

(Звучит песня «Реквием Первой мировой войне»).

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СТУПИНСКИЙ АВИАЦИОННО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ А. Т. ТУМАНОВА»









Методическая разработка открытого мероприятия

«Первая мировая война в жизни и творчестве поэтов Серебряного века».























Преподаватели: русского языка и литературы Позняк О. А.,

истории и обществознания Александрова М. В.



Цель: познакомить учеников с историей 1-й мировой войны и отражением военных событий в творчестве поэтов Серебряного века.

Задачи: Образовательные: расширить  знания  обучающихся  о событиях Первой мировой войны; пробудить у учащихся познавательный интерес к русской истории и литературе . Развивающие: развивать коммуникационные умения; развивать творческие способности учащихся; формировать умение работать с различными источниками информации. Воспитательные: формировать гражданскую позицию у школьников, чувство патриотизма.

Оборудование: экран,  мультимедийный проектор, ПК; фонограмма песни «Царь своих детей сзывает», стихи поэтов Серебряного века.





Ход мероприятия:

Слайд № 1.

Учитель литературы: Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Первая мировая война в жизни и творчестве поэтов Серебряного века».

Слайд № 2.

(Звучит песня времен 1-й мировой войны «Мы смело в бой пойдём»).

Вступительное слово учителя истории: Слайд № 3.

Мировая империалистическая война 1914–1918 годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. Никогда еще противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. В этом конфликте участвовало 38 государств. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду: на земле, на воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы – все было направлено на уничтожение человеческой жизни.

Слайд № 4.

Можно с уверенностью утверждать, что спровоцировали этот конфликт серьезные экономические противоречия сложившихся в начала века союзов мировых держав.

Но главную роль в развязывании войны сыграла, конечно же, Германия. Решив начать войну, Германия использовала в качестве предлога убийство в г. Сараево 25 июня 1914 г. наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены. Теракт совершил член сербской националистической организации Г. Принцип. Между Австрией и Сербией разгорелся международный конфликт, в котором Россия стала поддерживать Сербию, а Германия приняла сторону Австро-Венгрии. 19 августа 1914 г. Германия объявила войну России, как ответный шаг на начавшуюся мобилизацию российских войск. Слайд № 5.

Учитель истории: Так началась первая мировая война.



Учитель литературы: (Звучит музыка «Танго смерти»).

Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца - взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда... В закатной дали
Были дымные тучи в крови.

И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие - не в лад - Ермака,
И кричали ура, и шутили они,
И тихонько крестилась рука. (А.Блок)

Слайд № 6.

Учитель литературы: В этом году 1 августа Россия официально почтила память солдат и офицеров, погибших в Первой Мировой войне, Великой войне, как её тогда называли, и до сих пор называют в Европе. Русские поэты и писатели принимали непосредственное участие в боях, награждены боевыми наградами. Мы медленно восстанавливаем свою историческую память. Первая мировая война все еще остается в России без героев, без их имен, без памятников воинам, павшим в мировой войне.

Исторических источников, документальных, а тем более вещественных, периода Первой мировой войны сохранилось крайне мало. В редчайших случаях в домашних и семейных архивах остались фотографии родственников — участников войны 1914–1918 гг., тем более в офицерской форме, награды, Георгиевские кресты. Это были бы явные улики. Чтобы выжить в годы гражданской войны и репрессий, уничтожалось все: письма с фронта, фотографии, газеты, журналы, книги, любые косвенные свидетельства. Многие представители известных дворянских фамилий вынуждены были их сменить, скрывая свое не рабочее происхождение. И самое драматичное — люди замолчали, глубоко запрятав в себя прошлое, унося в вечность свою память.

Слайд № 7. (Звучит песня «Мы дети России Великой»).

Слайд № 8.

Учитель литературы: Особую ценность имеют произведения, вышедшие из-под пера писателей-фронтовиков, хроникеров, по свежим следам фиксировавших живые картины Первой мировой. Сегодня мы поговорим о некоторых из них и вспомним их стихи…

Слайд № 9.

1 ведущий

Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но Святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.

Я — угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены нового Иерусалима
На полях моей родной страны.
Николай Гумилёв («Память»)

Слайд № 10.

Один из писателей-фронтовиков является ярчайший представитель поэзии Серебряного века Николай Степанович Гумилёв. Он добровольцем ушел на фронт: «В немолчном зове боевой трубы / Я вдруг услышал песнь моей судьбы». Но его не берут. У него «белый билет». Еще в 1907 г. Гумилёв был освобожден от воинской повинности из-за болезни глаз. Он добивается зачисления на военную службу и разрешения стрелять с левого плеча. Он выбирает кавалерию. За отдельную плату, частным образом, обучился владению шашкой и пикой: «Променял веселую свободу / На священный долгожданный бой».
Слайд № 11.

24 августа 1914 г. Гумилёв был зачислен в 1-й эскадрон лейб-гвардии Ее Величества государыни императрицы Александры Федоровны уланского полка и 28 сентября, получив боевого коня, отправился на передовую, к границе с Восточной Пруссией.


Слайд № 12.

(Звучит музыка «Реквием по мечте»).

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.


И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага. (Наступление)

2 ведущий

Слайд № 13.

Поэт, романтик, «рыцарь счастья» верил, что не погибнет: «Я, носитель мысли великой, /Не могу, не могу умереть». К своему участию в войне Гумилёв отнесся очень серьезно. Он подготовил себя к сражениям. Он был отличный стрелок. Он был отважен. Уже в декабре 1914 г. улан Гумилёв был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, а в январе 1915 г. произведен в младшие унтер-офицеры. Николай Гумилёв ведет подробнейший дневник военных дней. Корреспонденция Гумилёва с фронта печаталась весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». 17 октября 1914 г. Гумилёв принял «боевое крещение». «Этот день навсегда останется священным в моей памяти, — писал Гумилёв. — Я был дозорным и первый раз на войне почувствовал, как напрягается воля, прямо до физического ощущения какого-то окаменения, когда надо одному въезжать в лес, где, может быть, залегла неприятельская цепь, скакать по полю, вспаханному и поэтому исключающему возможность быстрого отступления»… «Храбрость в том и заключается, — всегда говорил Гумилёв, — чтобы подавлять страх и делать то, что надо. Бой — это умение справиться со страхом». С внутренним убеждением выходил Гумилёв на поле брани, сражаясь за веру, царя и отечество, как делали его отцы и деды.

Слайд № 14.

В марте 1915 г. стояли сильные морозы. Гумилёва привезли в Петроград с воспалением легких. В лазарете он пролежал два месяца. По состоянию здоровья Гумилёв был признан негодным к военной службе, но, как и в начале войны, ему удалось переубедить врачей, и в мае он снова на фронте. Летом 1915 г. Гумилёв награжден вторым Георгиевским крестом 3-й степени за спасение пулемета под огнем противника.


3 ведущий

Слайд № 15.

28 марта 1916 г. Гумилёв получил первый офицерский чин прапорщика с переводом в 5-й Александрийский гусарский полк. 6 мая Гумилёв заболел и был эвакуирован в Петроград. С обнаруженным процессом в легких его поместили в лазарет Большого дворца в Царском Селе. 25 июля 1916г. Гумилёв снова выехал на театр военных действий. Завершилась служба Гумилёва в 5-м Гусарском полку неожиданно. Полк был переформирован, а прапорщик Гумилёв направлен в Окуловку Новгородской губернии для закупки сена частям дивизии; там застала его Февральская революция и отречение императора Николая II от престола. В апреле 1917 г. из штаба полка пришло сообщение о награждении прапорщика Гумилёва орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, но поэт не успел его получить. Он добился командировки на Салоникский фронт, и 17 мая Анна Ахматова проводила мужа на крейсер. Но поскольку Россия была выведена из войны неслыханно позорным Брестским миром, Гумилёв в апреле 1918 г. возвратился домой. Такова биографическая канва жизни Гумилёва в период войны 1914–1918 гг. Но существует и другая — творческая — биография поэта.



Слайд № 16.

В 1914–1918 гг. помимо упомянутых произведений им был записан цикл стихотворений, посвященных войне и своей военной судьбе. Стихи военного цикла — это лирический дневник, духовный, идеологический поиск, создание поэтом своей концепции человека и истории, своей концепции личности. Живя в Советской России, Гумилёв не скрывал своих религиозных и политических взглядов — он открыто крестился на храмы, заявлял о своих воззрениях. Так, на одном из поэтических вечеров он на вопрос из зала — «каковы ваши политические убеждения?» ответил — «я убеждённый монархист». В конце августа 1921 г. Петроградская губчека расстреляла русского воина, талантливого поэта Николая Степановича Гумилёва. Убили его за участие в мировой войне, за любовь и преданность России.

4 ведущий

Слайд № 17.

А теперь поговорим об авторе стихотворения, прозвучавшего ранее, Александре Блоке.

Не бывал ты в ратном деле, Не водил в атаку строй Русских воев-кавалеров, Не обрёл в бою покой. Значит так России надо, Было велено судьбой, Что б рука твоя строчила За пришедшей в Дом бедой. В век Серебряный багряно Полилась Отчизны кровь, В строки стиший заливала Смерти поступи-шагов. Твой призыв к народам, к Миру Не услышан, начат Бой. За четыре военных года Многих нас породнит с землёй. А в начале кровавой схватки, Ты уже поминал друзей, Что покинули без оглядки Мир, которого нет милей: «…Крест и насыпь могилы братской, Вот где ты теперь, тишина! Лишь щемящей песни солдатской Издали’ несется волна. А вблизи — всё пусто и немо, В смертном сне — враги и друзья. И горит звезда Вифлеема Так светло, как любовь моя».

Слайд № 18.

Первая мировая война коснулась творчества Блока, вошла в его судьбу. Начавшаяся летом 1914 г., с самого начала она вселяла в Блока зловещие предчувствия. «Казалось на минуту, — писал он позже о войне, — что она очистит воздух; казалось нам, людям чрезмерно впечатлительным; на самом деле она оказалась достойным венцом той лжи, грязи и мерзости, в которых купалась наша родина...» В следующие годы записные книжки Блока пестрят такими записями: «Дурные вести с войны», «Плохо в России», «На войне все хуже», «Страшные слухи». Но как раз в это время общество безмолвно признало за Блоком право называться первым поэтом России. Все издания его стихов становились литературным событием и мгновенно расходились. Небольшой томик «Стихи о России», изданный в мае 1915г., имел невероятно шумный успех. Уже в августе он провожает на фронт в качестве сестры милосердия свою жену. 26 июля 1916 г. он сам призван к штабной службе на белорусский фронт и зачислен табельщиком инженерно-строительной бригады, находящейся в Пинских болотах, в прифронтовой полосе. Занималась она сооружением запасных оборонительных позиций. По его словам, он живет «бессмысленной жизнью, без всяких мыслей, почти растительной».

Слайд № 19.

Откликом на войну становятся стихотворения Блока 1914 – 1916 гг., которые войдут в цикл «Родина», включая одно из знаковых блоковских стихотворений «Коршун» (1916).

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг.-

В избушке мать, над сыном тужит:

"На хлеба, на, на грудь,

Расти, покорствуй, крест неси".

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.-

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить? (Коршун)



1 ведущий Слайд № 20.

Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез. Я понял, что я - игрушка, В тылу же купцы да знать, И, твердо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать. («Анна Снегина» )

Слайд № 21.

В 1916 году Есенин был призван на службу, которую проходил в Царском Селе. Он служил санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде. Есенин был назначен санитаром в шестой вагон. Работа санитаров была не из легких. В их обязанности входило: поддержание чистоты и порядка в поезде, переноска на носилках тяжелораненых и больных и размещение их в вагонах, погрузка и выгрузка имущества, получение продуктов, раздача пищи и многое другое. 30 июня поэт вернулся в Феодоровский городок Царского Села, где продолжил службу. Полковник Ломан устроил его в канцелярию поезда. Одновременно поэт должен был исполнять обязанности санитара в Царскосельском лазарете № 17. Служба в канцелярии поезда и в лазарете была, конечно, легче физически, но тоже требовала определенной воинской дисциплины. Есенин успешно справлялся со всеми своими обязанностями. Полковник Ломан, высоко ценивший Есенина как поэта, неоднократно привлекал его к выступлениям на концертах для раненых в лазаретах и в Трапезной палате Феодоровского городка.

Слайд № 22.

И вот наступил 1917 год. Есенин продолжал нести службу в лазарете и канцелярии поезда. Накануне Февральской революции Есенин получил командировочное предписание в Могилев в распоряжение командира 2-го батальона Сводного пехотного полка. Однако он уклонился от этой поездки. Оставаясь в Петрограде, он встретил свержение самодержавия. О своих стихах, посвящённых Первой мировой войне, Есенин писал: «...я, при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда резко относился к империалистической войне и к воинствующему патриотизму. Этот патриотизм мне органически совершенно чужд. У меня даже были неприятности из-за того, что я не пишу патриотических стихов на тему “гром победы, раздавайся”, но поэт может писать только о том, с чем он органически связан».
Слайд № 23.

Откликом на Первую мировую войну стали историческая поэма «Марфа Посадница», стихотворения «Молитва матери», «Богатырский посвист», «Узоры» и др. (Звучит музыка «Тоска»).

На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.
Молится старушка, сына поминает,
Сын в краю далёком родину спасает.
Молится старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грёзы. Видит она поле, это поле боя,
Сына видит в поле — павшего героя. На груди широкой запеклася рана, Сжали руки знамя вражеского стана. И от счастья с горем вся она застыла, Голову седую на руки склонила. И закрыли брови редкие сединки, А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Слайд № 24.

В 1915 году он пишет поэму "Русь". Эта небольшая по объёму поэма стала этапной в творчестве Сергея Есенина рубежа 1914 - 1915 годов. Настроения, отраженные в поэме, были созвучны тем событиям, которые происходили во время военной службы поэта. Судьбы простых людей, которые круто изменила война, были ему до боли близки. В короткой поэме-стихотворении, как будто за окном бегущего поезда, проносятся судьбы простых русских людей, которые всколыхнула война; в нем собраны воедино грозные беды, ополченцы, бабы, невесты, похоронки, воспоминания о мирной жизни – весь народ, вся родина.

Слайд № 25.

Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.
Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.
Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слез,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.
По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ...
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.

2 ведущий Слайд № 26.

Саша Черный (псевдоним Александра Михайловича Гликберга) был участником Первой мировой войны, служил он в 5-й армии рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик. Пронзительные, достоверные стихи о войне, о ее тяготах и незаметном, настоящем героизме несомненно одна из вершин его творчества. В марте 1917 года Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 года уехал в Прибалтику.

Слайд № 27.

Стихотворный цикл "Война" (1918) – это впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта.

За раскрытым пролетом дверей
Проплывают квадраты полей.
Перелески кружатся и веют одеждой зеленой
И бегут телеграфные нити грядой монотонной...
Мягкий ветер в вагон луговую прохладу принес.
Отчего так сурова холодная песня колес?
Словно серые птицы, вдоль нар
Никнут спины замолкнувших пар, -
Люди смотрят туда, где сливается небо с землею,
И на лицах колеблются тени угрюмою мглою.
Ребятишки кричат и гурьбою бегут под откос.
Отчего так тревожна и жалобна песня колес?
Небо кротко и ясно, как мать.
Стыдно бледные губы кусать!
Надо выковать новое крепкое сердце из стали
И забыть те глаза, что последний вагон провожали.
Теплый ворот шинели шуршит у щеки и волос, -
Отчего так нежна колыбельная песня колес? (На фронт)

3 ведущий Слайд № 28.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война вызвала у Маяковского патриотический подъём, он собирался идти на войну добровольцем. Его не взяли, так как он считался неблагонадёжным. Однако вскоре он понял, что война — «кровавая бессмысленная свалка, в которую ринулись народы».
В стихах о войне Маяковский резко выражал боль за человека, который стал
невольной жертвой судьбы («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон»). В стихотворении «Я и Наполеон» трагедия войны, ответственность за неё каждого и личная ответственность поэта за гибель людей показаны ярко и эмоционально. В стихах «Война объявлена» (1914) и «Мама и убитый немцами вечер» () проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице.
Слайд № 29.

«Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю! Италия! Германия! Австрия!» И на площадь, мрачно очерченную чернью, багровой крови пролилась струя! Морду в кровь разбила кофейня, зверьим криком багрима: «Отравим кровью игры Рейна! Громами ядер на мрамор Рима!» С неба, изодранного о штыков жала, слёзы звезд просеивались, как мука в сите, и подошвами сжатая жалость визжала: «Ах, пустите, пустите, пустите!» Бронзовые генералы на граненом цоколе молили: «Раскуйте, и мы поедем!» Прощающейся конницы поцелуи цокали, и пехоте хотелось к убийце — победе. Громоздящемуся городу уродился во сне хохочущий голос пушечного баса, а с запада падает красный снег сочными клочьями человечьего мяса. Вздувается у площади за ротой рота, у злящейся на лбу вздуваются вены. «Постойте, шашки о шелк кокеток вытрем, вытрем в бульварах Вены!» Газетчики надрывались: «Купите вечернюю! Италия! Германия! Австрия!» А из ночи, мрачно очерченной чернью, багровой крови лилась и лилась струя. (Война объявлена)

Слайд № 30.
В годы войны Маяковский сотрудничал в качестве художника и автора текстов с издательством «Сегодняшний лубок». С 1915 по 1918 год поэт был постоянным автором журнала «Новый сатирикон», писал стихи, в которых звучала тема социального протеста против «мерзостей жизни».
В эти годы Маяковский создал поэму «Война и мир» (), в которой описывает зверства войны как «искупительную драму», залог будущей гармонии, где даже герой поэмы Владимир Маяковский обретёт счастье со своей любимой. Мировая война является лишь проекцией драматических событий на внутренний мир автора.

4 ведущий Слайд № 31.

Валерий Брюсов в годы первой мировой войны находится на фронте в качестве корреспондента от одной из самых распространённых газет «Русские ведомости» , пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России. У него возникают острокритические стихи («Орел двуглавый», «Многое можно продать..» и др.), которые, естественно, остаются тогда ненапечатанными. Как свидетельствует вдова писателя И.М Брюсова, в мае 1915 года он «окончательно возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения».

Слайд № 32.

От камня, брошенного в воду, Далеко ширятся круги. Народ передает народу Проклятый лозунг: "мы - враги!" Племен враждующих не числи: Круги бегут, им нет числа; В лазурной Марне, в желтой Висле Влачатся чуждые тела; В святых просторах Палестины Уже звучат шаги войны; В Анголе девственной – долины Ее стопой потрясены; Безлюдные утесы Чили Оглашены глухой пальбой, И воды Пе-че-ли покрыли Флот, не отважившийся в бой. Везде - вражда! где райской птицы Воздушный зыблется полет, Где в джунглях страшен стон тигрицы, Где землю давит бегемот! В чудесных, баснословных странах Визг пуль и пушек ровный рев, Повязки белые на ранах И пятна красные крестов! Внимая дальнему удару, Встают народы, как враги, И по всему земному шару Бегут и ширятся круги. (Круги на воде)

Слайд № 33.

Учитель истории: К сожалению, война, в которой мы побеждали, закончилась позором и унизительным миром. После октября 1917 года большевики пришли к власти. В марте 1918 они заключили с Германией «Брестский мир», отдали западные земли России и прекратили участие в войне. Россия потеряла больше всех: более 6 млн убитых, раненных, искалеченных. Главные промышленные районы были разрушены.

Слайд № 34. (Звучит песня «У войны не женское лицо»).

Учитель литературы: Можно бесконечно говорить об участниках той Великой войны, но наш сегодняшний разговор я решила закончить именно этим стихотворением Брюсова «УМЕРШИМ МИР!»

Умeршим мир! Пусть спят в покое

В немой и черной тишине.

Над нами солнце золотое,

Пред нами волны - все в огне.

Умершим мир! Их память свято

В глубинах сердца сохраним.

Но дали манят, как когда-то,

В свой лиловато-нежный дым.

Умершим мир! Они сгорели,

Им поцелуй спалил уста.

Так пусть и нас к такой же цели

Ведет безумная мечта!

Умершим мир! Но да не встанет

Пред нами горестная тень!

Что было, да не отуманит

Теперь воспламененный день!

Умершим мир! Но мы, мы дышим,

Пока по жилам бьется кровь,

Мы все призывы жизни слышим

И твой священный зов, Любовь!

Умершим мир! И нас не минет

Последний, беспощадный час,

Но здесь, пока наш взгляд не стынет,

Глаза пусть ищут милых глаз!



Слайд № 35.

Учитель литературы: «Умершим мир! Их память свято в глубинах сердца сохраним», - пишет поэт .И мне бы хотелось, чтобы в ваших сердцах всегда было место состраданию, милосердию, чтобы вы всегда помнили историю нашей Родины и людей, делавших историю. Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Так давайте и мы с вами не будем Иванами, не помнящими своего родства.

(Звучит песня «Реквием Первой мировой войне»).



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее