Методическая разработка урока литературы
в 10 классе по рассказу Ф.М. Достоевского «Мужик Марей»
Тема: «Загадка русской души».
Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.
“Человек есть тайна. Её надо разгадать;
и ежели будешь её разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время.
Я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком”.
Ф.М. Достоевский
Тип урока:
Урок комплексного применения знаний.
Задачи:
- развитие навыков самостоятельного обобщения полученной информации, умения анализировать, сравнивать, оценивать полученную информацию;
- развитие духовно-нравственных качеств обучающихся;
- развитие умения работы с текстом как источником информации;
- развитие умений делать выводы и умозаключения;
-развитие умения работать в группе по решению общих задач;
- развитие умения использования устной речи для аргументации, отстаивания своей точки зрения;
- использование литературоведческих знаний при анализе художественного произведения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Портрет Ф.М. Достоевского. Выставка его произведений. (Виртуальная выставка – на слайдах презентации). Тема урока на слайде или доске. Презентация.
II. Проверка домашнего задания. (Домашнее задание – прочтение дома рассказа Ф.М. Достоевского «Мужик Марей», подбор афоризмов о душе человека.)
- Ребята, вглядитесь в фотопортрет незнакомого человека, попробуйте “разгадать” его жизнь и характер. (На доске фиксируются впечатления ребят).
Учитель. Данный портрет не безымянный. Автор Павел Астраханов дал имя своему фотогерою «Мужик Марей» (2007 г.), сблизив образы нашего современника и героя одноимённого рассказа Ф.М. Достоевского.
III. Анализ темы урока. Учитель озвучивает эпиграф.
Объяснение учащимися смысла эпиграфа.
Знакомство с подобранными учащимися афоризмами о душе и выявление их смысла.
Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека. Ф.М.Достоевский.
Плохо, когда человеку недостает разума, но плохо вдвойне. Когда ему недостает души. С.Джонсон
Лишь беда души великой благородство испытывает. Шиллер
…мы любим не человека, а его свойства. Спиноза. (Если провести работу по подготовке афоризмов заранее, то все они могут высвечиваться на слайдах).
IV. Учитель коротко о личности Ф.М.Достоевского, его гуманизме.
11 ноября 2021 года культурное сообщество России отметит 200-летний юбилей Фёдора Михайловича Достоевского. За два века интерес к творчеству гения не только не ослабевает, а напротив, усиливается. Классик русской литературы остаётся одним из самых читаемых во всём мире писателей: современный читатель продолжает открывать для себя всё новые грани его творений. Учитывая выдающийся вклад писателя в отечественную и мировую литературу, Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 24 августа 2016 г. подписан Указ «О праздновании 200-летия Ф. М. Достоевского». По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие анализируется литературоведами, изучается современными школьниками и студентами, читателями. По произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы. Достоевский – писатель-психолог по существу, исследователь глубин человеческой души, аналитик её тончайших настроений. Жизнь представляется ему необычайно сложной и стихийной, исполненной противоречий и неразрешимых загадок. Во многих своих произведениях он рассказывает о том, что пережил сам, его романы тяготеют к исповеди, его жизнь и творчество это неразрывное целое. Достоевский сочетал в себе силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста.
Рассказ «Мужик Марей» был напечатан в 1876 году в февральском выпуске «Дневника писателя», чьим единоличным автором и был Достоевский. Уникальный проект позволил писателю вступить в прямое общение с современниками прежде всего с позиций гражданина. Он не боялся публично высказывать свои убеждения, делиться своим жизненным опытом, обсуждать злободневные проблемы, внимательно прислушиваясь к читательским откликам. Потребность в диалоге с современностью всегда была характерной чертой Достоевского, поэтому журнальное дело («Время», «Эпоха», «Гражданин») и публицистика были важной частью его творческой деятельности. Некоторые художественные произведения были напечатаны именно на страницах «Дневника…» («Мальчик у Христа на ёлке», «Сон смешного человека», «Кроткая»). Вот и «Мужик Марей» возникает в контексте авторских размышлений о народной судьбе.
V. Словарная работа:
Острог – работа слабого ученика с толковым словарем.
Каторжник, анекдот. На слайдах – толкование слов
Дневник – вопрос к классу. Ведет ли кто-нибудь дневник? Зачем человеку вести дневник?
VI. Работа с классом. Общее впечатление от прочитанного.
- Какие чувства вы испытали, закончив чтение рассказа?
(Учащиеся говорят о том, что чувства разные: и неприязнь образа жизни каторжников, и жалость к мальчику, удивление поступкам простого мужика)
- Как писатель определяет жанр своего произведения?
Может прозвучать два ответа. (После ответа учащихся – высветить их на слайдах презентации)
Анекдот. Похоже ли данное повествование на анекдот? Нет.
- А такое определение жанра подходит. Почему? (Создается проблемная ситуация) Сразу учащимся сложно ответить на этот вопрос. Поможет анализ текста.
VII. Анализ рассказа.
Учитель. Познакомимся с рассказом, чтобы понять, удалось ли нам увидеть главное в человеке. Первое ключевое слово рассказа — встреча. Где она состоялась?
(В уединённом поле девятилетний мальчик, барчонок, встретился с крепостным мужиком.)
Учитель. Многие исследователи отмечали знаменитое вдруг у Достоевского. Если суммировать их наблюдения, то можно выделить несколько общих позиций.
Исследования учеников.
На что указывает “вдруг” в предложении? | |
1. На этот раз мне вдруг припомнилось почему-то одно незаметное мгновение из моего первого детства, когда мне было всего девять лет от роду, — мгновенье, казалось бы, мною совершенно забытое, но я особенно любил тогда воспоминания из самого первого моего детства. | Сюжетный переход из реальной жизни в воспоминания детства. |
2. Вдруг, среди глубокой тишины, я ясно и отчётливо услышал крик: “Волк бежит!” Я вскрикнул и вне себя от испуга, крича в голос, выбежал на поляну, прямо на пашущего мужика. | Смена душевного состояния мальчика. |
3. Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке. | Неожиданное проявление ласки. |
4. …тут испуг соскочил совсем, и вдруг откуда ни возьмись бросилась ко мне наша дворовая собака Волчок. С Волчком-то я уж вполне ободрился и обернулся в последний раз к Марею… | Смена душевного состояния мальчика. |
5. Я вдруг очнулся и присел на нарах и, помню, ещё застал на лице моём тихую улыбку воспоминания. | Обратный переход из воспоминаний в реальную действительность. |
6, 7. Встречаясь с ним потом изредка, я никогда даже с ним не заговаривал, не только про волка, да и ни об чём, и вдруг теперь, двадцать лет спустя, в Сибири, припомнил всю эту встречу с такою ясностью, до самой последней черты. Значит, залегла же она в душе моей неприметно, сама собой и без воли моей, и вдруг припомнилась тогда, когда было надо… | Совокупное “вдруг” как единство “тогда” и “теперь”, их неожиданное сближение. |
8, 9. И вот, когда я сошёл с нар и огляделся кругом, помню, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким-то чудом, исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моём. | Избыточное “вдруг” в одной фразе как необъяснимая смена душевного состояния взрослого героя. |
По ходу наблюдений учителем делаются комментарии, расширяющие контекст восприятия рассказа.
Первый сюжетный переход связан с мотивом святых воспоминаний, пронизывающих судьбу самого Достоевского. То воспоминание, которое стало основой рассказа «Мужик Марей», окрашено в светлые тона детства. Внимание сосредоточено на пейзаже, столь редком на страницах книг писателя. Взгляд обращён на разнообразие жизни земли, где в густых зарослях орешника снуют букашки, жучки, ящерицы и змейки. Живое дыхание почвы отзывается запахами ягод и грибов, деревенского березняка и “столь любимым мною сырым запахом перетлевших листьев”.
- Какова роль пейзажа в данном рассказе?
(Учащиеся зачитывают две картины описания природы:
в начале рассказа: «тепло», «голубое небо», «высокое, теплое, яркое солнце», «второй день светлого праздника» и безотрадная картины быта каторжников с пьянством, жестоким избиением, почти убийством – противопоставление гармонии и красоты природы и дисгармонии в жизни человека.
Вторая картина природы – из воспоминаний о детстве: август в деревне, конец лета, нежелание мальчика возвращаться в город, день холодный.)
Говоря о Достоевском, мы должны иметь в виду то значение, которое он придавал нерасторжимой связи человека со своей матерью-землёй. В рассказе один человек пашет землю, другой её изучает. Герой-повествователь отождествляется с автором и сюжетно, и концептуально. Сильное и цельное впечатление детства героя-мальчика (в 9 лет) вновь переживается героем-повествователем (в 29 лет) и воплощается в художественную картину автором (в 55 лет). На сюжет детских воспоминаний наслаивается опыт каторги, который преобразуется в авторском восприятии в символичную картину собственной судьбы. Всё вышесказанное позволяет нам в конкретных сценах видеть обобщённые образы.
Второе “вдруг”, сигнализирующее о внезапной опасности, позволяет нам увидеть сближение барчонка и мужика как символическое.
Третье “вдруг”. Почему сказано “вдруг погладил”? Это движение, неожиданное для мальчика или нехарактерное для мужика? Может, автор хочет столь знаковым для него словом “вдруг” заострить наше внимание на жесте мужика? Ведь это единственное “вдруг”, связанное с Мареем, все остальные касаются происходящего с героем-повествователем. В истории встречи это центральное “вдруг”, вокруг которого зеркально отражаются сюжетные переходы и смены душевного состояния мальчика. Схематично картина выглядит так.
1. каторга — детство | 2. “вне себя от испуга” | 3. “вдруг погладил меня | 4. “тут испуг соскочил совсем” | 5. детство — каторга |
Вывод: Именно после общения с мужиком изменяется душевное состояние мальчика. Перемена эта носит контрастный характер, подчёркнутый оппозицией “волк” — “Волчок”, хищник — дворовый пёс, испуг — ободрение. Следовательно, особая значимость происходящего именно в момент встречи не вызывает сомнения. Запомним это наблюдение.
Ласковый мужик, зовущий под своё благословение. Мужик Марей, по-матерински нежно утешающий барчонка, и его односельчане, зверски убивающие барина — отца. Неожиданность проявления добра в невежественно-грубом простолюдине. Только Бог видит, каким может быть сердце человека…
Но в остроге “глубокое и просвещённое человеческое чувство”, проявленное крепостным, вдруг открылось во всей красоте исстрадавшейся душе героя и преобразило её. Это-то чудо преображения и знаменует двойное употребление “вдруг” в последнем абзаце. Хронотоп Пасхи, заданный в рассказе, определяет религиозный характер нравственного обновления. Духовное прозрение (“я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом”) и душевное исцеление (“исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моём”) стали важной вехой не только в судьбе повествователя, но и в судьбе писателя. “Может быть, там, наверху, т.е. Самому Высшему, нужно было меня привести на каторгу, чтобы я там… узнал самое главное, без чего нельзя жить… и чтобы это самое главное я… другим сообщил…” 1.(Ф.М. Достоевский).
3. Завершением работы со словом “вдруг” и становится вывод о главном событии рассказа, связанном с духовным воскресением героя-повествователя.
4. Работа над композицией рассказа.
Почему рассказ о преображении души героя-повествователя назван «Мужик Марей»?
Учитель: обратимся к композиции рассказа, в абзацном членении которого чётко выделены главные микротемы. Определите, какая тема задаётся в каждом абзаце (записи в тетради).
I. Вступление. Определение темы рассказа — о народе.
II. Каторга. Описание пьяного разгула каторжников и собственного состояния.
III. Воспоминания детства. Живой интерес к жизни природы.
IV. Воспоминания детства. Встреча с мужиком Мареем.
V. Воспоминания детства. Понимание мужика.
VI. Каторга. Собственное преображение. Понимание народа.
Первый абзац является своеобразным переходом от статьи к рассказу. Достоевский часто упрекал “любителей народа” в незнании его истинной жизни, сам же считал свой каторжный опыт бесценным, дающим право говорить о понимании народной души.
Во втором абзаце живая, но изуродованная душа народа и показана во всём безобразии. Светлый праздник Пасхи оттого и отзывается мраком души, что у героя истерзано до болезни сердце от вида пьяного народного разгула. Одиночество героя объясняется не только невыносимостью и отвратительностью происходящего, но и убеждённостью самого автора в существовании пропасти между высшим сословием и простым народом.
Далее описывается, что происходило с арестантом, когда он в год раза два напивался пьяным. В рассказ вошла лишь часть впечатлений, касающаяся физической мощи героя и жестокости его усмирения. Тема же возможного насилия Газина над детьми в контексте главных событий рассказа (Марей подбадривает ребёнка и этим спасает взрослого) не могла прозвучать. Однако противопоставление Газин–Марей уместно, как полярное проявление силы: злой, разрушительной и доброй, исцеляющей. Зверское избиение Газина “шестью здоровыми мужиками” красноречиво дорисовывает безобразную картину пьяного разгула, создавая отрицательный портрет народа, “с клеймами на лице и хмельного”. Грубости, зверскому невежеству противопоставлена женственная нежность. Зло борется с добром в сердце народном.
Встреча героя с поляком происходит тогда, когда “в сердце моём загорелась злоба”. Герой-дворянин и поляк равно далеки от народа, для обоих мучителен пьяный разгул, но сходное чувство злой ненависти их не сближает, каждый одиноко переживает “праздник”, а сказанные по-французски слова поляка мешают “мечтать и думать”, мешают почувствовать тихую радость светлого дня.
Третий, четвёртый, пятый абзацы. Освобождение от мрачного взгляда на мир и на человека, как мы уже видели, наступает после благодатного воспоминания. Какой же силы и глубины должен был быть переворот в душе, чтобы увидеть Марея в “обритом и шельмованном мужике”.
- Почему в минуту тяжелого душевного состояния герой-рассказчик вспомнил свое детство? (Детство – самая беззаботная пора в жизни человека, ловля лягушек, букашек, ящериц. На всю жизнь герой сохранил в себе запах березняка.) На слайдах картины русской природы средней полосы России.
- Какова роль уточнения, что воспоминания о детстве пришли к герою во второй день светлого праздника?
- Является ли тема роли детства главной в этом рассказе? Аргументируйте свой ответ. (Главным в рассказе является встреча мальчика с мужиком Мареем.)
Шестой абзац. Возникновение поляка в самом финале подчёркивает уникальность русского опыта, обладающего таким бесценным сокровищем, как народная вера. Ибо сияющий светлой любовью взгляд мужика и стал олицетворением Христовой веры, коснувшейся теперь и сердца героя-повествователя.
Новая схема помогает увидеть взаимосвязь всех фрагментов рассказа.
Композиция рассказа
1. Вступление. Определение тематики: о народе | ||
2. Каторга: | 3, 4, 5. Воспоминание: | 6. Каторга: |
Вывод: Как видим, композиция подсказывает нам, что на первое место в рассказе выходит именно тема народа, вглядывание в самое сердце народной души, воплощённой в Марее. Сердцевина рассказа опять обращена к образу крепостного крестьянина. Мы ранее уже отмечали особую значимость происходящего в сцене встречи. Сюжетный и смысловой центры совпадают.
5. Только теперь внимательнее вглядимся в образ Марея. Попробуем увидеть то сокровенное, что воплощено в этом герое.
Первое упоминание о Марее — “одиноко пашет мужик”, “пашет круто в гору и лошадь идёт трудно”. Словосочетание “пашущий мужик” сродни исполненному предназначению: крестьянин призван трудиться на земле. Заострим внимание учащихся на формуле Достоевского “крестьянин = христианин”. Как они понимают мысль писателя? Как этимология слова “крестьянин” помогает увидеть эту связь? Как проявляется в рассказе то обстоятельство, что Марей — крещёный, то есть христианин?
Мы уже не раз убеждались, что в тексте Достоевского за конкретным образом может прочитываться символическое значение. Вся предшествующая работа по анализу текста поможет нам увидеть сакральность действий, совершаемых Мареем над мальчиком: “Христос с тобой, окстись. — Но я не крестился… — Христос с тобой, ну ступай, — и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился”. Сам Достоевский, говоря о народе, свидетельствует: “...от него я принял вновь в мою душу Христа, которого узнал в родительском доме ещё ребёнком и которого утратил было, когда преобразился в свою очередь в «европейского либерала»”.
Мы убедились и в том, насколько целительным оказалось воздействие Марея на героя. Какая же духовная сила заключалась в мужиковском благословении. Откуда она в крепостном мужике?
- Расскажите о чувствах, которые испытал мальчик до встречи с Мареем, во время встречи с ним и двадцать лет спустя. (Эпитет «материнская улыбка», «ласково улыбается», «залегла в душу эта нежная. Материнская улыбка», «почти женская нежность» «зверски невежественного мужика»)
6. Красота образа.
Учитель: В портрете Марея нет никаких выразительных деталей, которые бы подчёркивали особенности его внешности, зачитаем описание.
(“... мужик лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой окладистой бороде”)
Учитель: Слово “красота” важное для Достоевского. Повсеместно цитируемое изречение “Красота спасёт мир” возникает сегодня в самых неожиданных рекламных контекстах, становится расхожей истиной. Что же сам писатель вкладывал в понятие красоты? Это прежде всего образ Божий в человеке.
Сохранить красоту образа — это сохранить идеал Христа в своём сердце. Народ русский, по убеждению писателя, хотя “грешит и пакостится ежедневно, но в лучшие минуты, во Христовы минуты, он никогда в правде не ошибётся. То именно и важно, во что народ верит как в свою правду, в чём её полагает, как её представляет себе, что ставит своим лучшим желанием, что возлюбил, чего просит у Бога, о чём молитвенно плачет. А идеал народа — Христос. А с Христом, конечно, и просвещение, и в высшие, роковые минуты свои народ наш всегда решает и решал всякое общее, всенародное дело своё всегда по-христиански”. («Дневник писателя», 1880). В рассказе именно в этом значении упоминается мысль о высоком образовании народа нашего и отмечается глубина просвещённого человеческого чувства простого мужика. Упоминание имени Константина Аксакова тому подтверждение.
- О каком высоком образовании русского народа говорил Константин Аксаков? И в этом с ним согласен Ф.М.Достоевский. (На слайде – портрет Аксакова)
Несвобода крепостного Марея, как мы видим в рассказе, не охладила порывов его сердца. Но и сердце героя-повествователя отозвалось на зов Христовой правды в условиях каторги, той же несвободы! Мужика и дворянина сближают мучительные обстоятельства жизни, которые они преодолевают. Так страдание сближает человека со Христом, потому что Бог с теми, кто страдает.
7. Как в Марее проявляется образ Божий?
Учитель: Перечитайте те строки, в которых отражена любовь к ближнему. Почему именно нежная, материнская улыбка врезалась в память героя? Не странно ли сочетание нежности, материнской ласки с тёмно-русой окладистой бородой? Есть во всех этих характеристиках какая-то загадка, разрешить которую поможет имя героя.
Автор намеренно акцентирует наше внимание на имени — “не знаю, есть ли такое, но его все звали Мареем”. В действительности, как мы узнаём из примечаний, среди крепостных, принадлежавших Достоевским, крестьянина с таким именем не было. Само же имя Марей является просторечной формой от имени Марий, женское имя — Мария, для христиан — имя Богородицы. Попробуем соединить имя и “материнскую улыбку”, пашущего мужика и христианина воедино, воспользовавшись символами народной поэтики. Образ матери святой земли, исцеляющей и спасающей своих детушек, дорог русскому человеку. Но православное народное сознание неразрывно связывает два образа: “Богородица — Великая Мать сыра земля есть”.
Значит, в сцене с Мареем образ земли-кормилицы таинственно преобразуется в Силу благословляющую и исцеляющую. Олицетворением любви христианской (= крестьянской), неразрывно с землёю связанной, в народном сердце живущей, и становится образ мужика Марея.
Вот мы и приблизились в финале урока к тайне Марея, ставшего для писателя своеобразным символом веры, научившего “смотреть на несчастных совсем другим взглядом”, определившего главные принципы творчества. Заключительные фразы рассказа: “Встретил я в тот же вечер ещё раз и М-цкого. Несчастный! У него-то уж не могло быть воспоминаний ни об каких Мареях и никакого другого взгляда на этих людей, кроме «Je hais ces brigands!». Нет, эти поляки вынесли тогда более нашего!” — свидетельствуют не только о всепонимающем сострадании автора, но и напоминают, что сердце наше может наполниться как злобой и ненавистью, так и “почти женственною нежностью”. “ Сам писатель не уставал напоминать в своих произведениях, что “люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей… Главное — люби других как себя, вот что главное…”
VIII. Заключительная часть урока.
Учитель: Вернемся к определению жанра. Почему этот рассказ – заключительная часть трактовки о народе.
- Расскажите о состоянии героя, находящегося на каторге, после воспоминаний о Марее. (из сердца исчезла ненависть и злоба)
-Почему? (На каторге в этих страшных, пьяных людях рассказчик увидел «Мареев», способных на душевные, добрые поступки.)
- Какие нравственные уроки вы получили в результате анализа рассказа?
(В любом человеке следует прежде всего видеть человека. В человеке важна его внутренняя составляющая. Помощь, жалость, любовь способны изменить человека)
- Согласны ли вы с высказыванием Сенеки, которое стало темой нашего сегодняшнего урока? (Да, почему. Нет, почему.)
- Можете ли вы привести примеры из своей жизни, когда чужое неравнодушие вам в чем-то помогло?
IX. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ. (На слайде краткие комментарии о том, как писать отзыв).