МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПАЛИТРА»
ТЕМА: «Наброски и зарисовки человека в движении»
Разработала:
педагог доп. образования-
Окопная Е.В.
Тимашевск, 2017г.
ТЕМА: «Наброски и зарисовки человека в движении».
Цель: научить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепление знаний о пропорциях фигуры человека;
- научить изображать человека с передачей характерного движения;
- формировать художественные знания, умения и навыки.
Развивающие задачи:
- развивать воображение, ориентировку, внимание, творческие способности обучающихся;
- развивать художественно-творческую активность;
- развивать интерес к изобразительному искусству.
Воспитательные задачи:
- воспитывать коммуникабельность, самостоятельность, усидчивость.
Форма занятия: практическое занятие.
Методы: наглядные, словесные, объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные.
Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровье сберегающие.
Оборудование:
Для педагога:
-репродукции изображений человека в движении;
-мультимедийное оборудование;
-флэшка;
-ноутбук;
-экран;
-презентация;
-мел;
-доска.
Для детей:
-альбом;
-бумага;
-простой карандаш;
-ластик.
План занятия:
1. Организационный момент:
- проверка присутствующих;
- проверка готовности учащихся к занятию.
2. Сообщение темы и целей занятия:
- «Отточенная пластика движений…»
-
3. Основная часть:
- повтор таблицы пропорций;
- объяснение выполнения работы;
- повторение правил работы по выполнению наброска;
- самостоятельная работа учащихся.
4. Подведение итогов занятия:
- выставка и анализ работ учащихся;
- рефлексия;
- домашнее задание.
5. Организационное завершение занятия.
- уборка рабочих мест.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Поприветствуем и улыбнемся друг другу. Вы, наверное, заметили, что к нам пришли гости и поэтому занятие у нас сегодня необычное. Давайте покажем, как мы умеем дружно работать.
2. Сообщение темы и цели занятия.
На прошлом занятии мы говорили о поиске пропорций в изображении фигуры человека, говорили о представлениях красоты человеческой фигуры.
Ребята, посмотрите. (Слайд №2). Кто изображен? (Человек)
Как изображен человек? (В разных движениях).
Как вы думаете называется тема нашего занятия? (Человек в движении)
Полностью тема называется: «Наброски и зарисовки человека в движении».
А чтобы было интересней и разнообразней, мы будем зарисовывать не просто человека, а спортсмена. Послушайте стихотворение:
Отточенная пластика движений.
Мгновенная реакция броска.
О спорт! Ты воспитатель поколений.
Большого друга верная рука.
Чтоб бегать, плавать, двигаться умело,
Противника, играя, побеждать,
Пускайте тело без сомненья в дело!
Нет больше чести, чем себя создать!
Спорт дарит нам энергию здоровья,
Упорство, силу духа, красоту.
Спорт учит нас на мир смотреть с любовью,
В реальность воплощать свою мечту!
-Скажите, что обязательно необходимо соблюдать при выполнении фигуры человека? (Пропорции)
Верно. Посмотрите на таблицу, объясните, что обозначает эти изображения? (Учащиеся говорят о различии в пропорциях человека разных возрастов) (Слайд №3)
Какова же основная цель нашего занятия? Чему мы научимся?
(Научимся изображать человека в движении с соблюдением пропорций)
3. Основная часть.
А сейчас послушайте интересные факты из истории создания пропорций.
Древнейшие данные о законах пропорций были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). Так, в Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — это специальная система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по одной части тела определить другую. Были установлены каноны изображения стоящего, идущего, сидящего человека и т.д. Художники обязаны были заучивать отдельные формы и схемы изображения по таблицам и образцам. Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. За единицу измерения была принята величина среднего пальца руки. Египтяне использовали специальные сетки-таблицы, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи. Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур. Если художник изображал рядом две фигуры — мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка, — то он изображал их по одному и тому же канону, одну фигуру — крупного размера, а другую — маленького. Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения.
Художники Древней Греции совершали специальные путешествия в Египет, чтобы поучиться умению пользоваться каноном. Но в отличии от египтян греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. В основе изображения лежало рисование с натуры: появились так называемые древнегреческие каноны, определяющие точность пропорций фигуры человека.
Давайте вместе выполним физкультминутку. (Здоровье сберегающий компонент)
Крутим мельницу вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)
А потом назад прогнёмся,
Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)
Объяснение выполнения работы.
-Итак, приступая к рисованию человека в движение, для нас важно вспомнить таблицу пропорций. Всем художникам необходимо помнить мерки и пропорции тела человека. Вспоминаем: фигура человека делится на 7 ½ частей, каждая из них равна величине головы. Длина рук среднего человека равна высоте его головы, умноженной в 3,5 раза. При рисунке человеческого тела в любом положении у вас не должно возникать проблем с пропорциями и, следовательно, с правдивостью изображения.
Выполнение наброска.
Выполнение наброска в альбомах, (педагог показывает этапы выполнения на доске)
Самостоятельное выполнение зарисовок фигуры человека (спортсмена) в беге.
Требования, предъявляемые к работам.
-Чтобы изображение смотрелось цельно, уравновешенно, в нем должен быть композиционный центр, которому обязаны подняться все другие элементы изображения. Наше зрение так устроено, что когда мы смотрим на окружающую нас действительность, то всегда выделяем объект, который привлекает наше внимание. Он находится в поле зрения, его мы видим четко и с подробностями. А все остальные предметы, окружающие главный, подчиняются ему. Так что все попадает в поле зрения, воспринимается цельно и уравновешенно.
Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края картинной плоскости.
Ребята, вы должны помнить, что красивым изображение будет если в нем:
1.Удачная компановка в листе и соразмерность.
2.Герой композиции (в данном случае человек в движении) изображается на первом плане – должен быть больших размеров и хорошо проработан.
3.Должна быть обдумана завершенность и общая выразительность вашей работы.
4.Можно дать название работе (подписать карандашом – на обратной стороне рисунка).
Начинаем рисовать. Удачи всем!
Самостоятельная работа учащихся (под музыкальное сопровождение).
Проверка первичного усвоения.
(Во время самостоятельной работы педагог делает целевые обходы для):
1) контроля организации рабочего места;
2) контроля правильности выполнения приемов;
3) оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроля объема и качества выполненной работы.
4. Подведение итогов занятия.
Выставка и анализ работ.
Рефлексия.
Давайте вспомним поставленные задачи в начале занятия, анализируем, все ли справились и выполнили задания.
- Где вам может пригодиться умения изображать человека в движении?
- В чем красота человека? (Обучающиеся рассуждают по вопросам, проверяются и оцениваются наброски и зарисовки).
-Что нового вы узнали на занятии? С какими трудностями столкнулись?
Домашнее задание.
Понаблюдайте за играющими в спортивные игры детьми, продумайте вид спорта для творческой работы.
5. Организационное завершение занятия.
-уборка рабочих мест.
Используемая литература:
1. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970г.
2. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977г.
3. Н. П. Ростовцев. «Методика преподавания искусства в школе»,М., 2000г.
Источник:
1. http://ped- kopilka.ru
2. http://festival.1 september. ru
3. http://refedit.ru