«Осень 2024»

Памятники письменности Великого Новгорода

В материале рассказывается о первых школах на Руси.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Темешева Анна Валерьевна,

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Памятники письменности Великого Новгорода

Книжные школы на Руси

Первые известные нам школы на Руси были созданы после Крещения в 988 году, когда святой равноапостольный князь Владимир приказал собрать детей знатных лиц на «ученье книжное». Известно, что в древнерусских школах преподавали не только письмо, счет и церковное пение, но и греческий язык, философию, риторику, грамматику, а также давали знания по истории, географии и естествознанию. Начальное образование носило систематический характер, имело единую методику и целиком находилось в ведении Церкви. Однако до конца XVII века на Руси отсутствовала регулярная школа – система высшего и среднего образования.

Выдающаяся роль Новгорода, первой столицы русского государства, в истории русской культуры общеизвестна. В 1030 г. святым благоверным князем Ярославом Мудрым была основана в нашем городе одна из самых древних на Руси школ. Результатом деятельности мудрого князя явился расцвет массовой грамотности в средневековом Новгороде: археологи нашли в его культурном слое более 1000 берестяных грамот. Уникальную значимость древнего Новгорода как образовательного центра Древней Руси подтвердила и найденная археологами в 2000 году древнейшая в славянском мире книга – восковая Псалтырь (Цера), датировка которой связывается учеными примерно с началом XI века. Она использовалась как учебное пособие, и не только для простого обучения грамоте, но и для постижения православного учения.

На основе широкого распространения грамотности расцвела ранняя новгородская книжность. В 1056-1057 годах дьякон Григорий переписал для новгородского посадника Остромира недельные евангельские чтения, известные как Остромирово Евангелие. Эта рукопись, написанная кириллицей, искусно орнаментированная, с высокохудожественными миниатюрами является одним из древнейших памятников древнерусской книжности. В Новгороде были созданы краткая редакция «Русской правды», «Изборник» 1073 г., «Книга Паломник» Добрыни Ядрейковича, началось писание Новгородской первой летописи. Эти первые произведения древнерусской литературы прививали любовь к книге и знаниям как к основе обучения: «Изборник», предназначенный «сыну духовному», открывался словом «О почитании книг». Речь, разумеется, идет о сакральном знании. Книга была на Руси своего рода иконой, выражая Богооткровенную истину. Цена на книги была чрезвычайно высокой, поскольку часто они являлись большой драгоценностью. При пожаре в первую очередь спасали книги. Вся орнаментика книги выполнялась художником-златописцем, а изготовление переплетов-окладов, окованных серебром и кружевной филигранью, сверкающих драгоценными камнями и золотыми пластинами с изображениями из финифти, поручалось златокузнецу и эмальеру.

«Ведати числа»

Важным элементом образованности и одновременно частью сакрального знания на Руси было умение выполнять календарные расчеты. Счет времени всегда был прерогативой Церкви. Календарно-хронологические знания составляли особый раздел естественнонаучных знаний. Автором первого из сохранившихся до нашего времени древнерусского календарно-арифметического трактата «Учение имже ведати человеку числа всех лет» (1136) был иеродьякон Антония Римлянина Рождество-Богородичного монастыря Кирик. Верный расчет дат церковных праздников и сроки постов были необходимы древнерусскому книжнику, как для церковных, так для повседневных нужд.

Сочинение Кирика Новгородца предназначалось для лиц, овладевших буквенной нумерацией, азами счисления и изучивших математические основы. Оно свидетельствовало о развитии у обучающихся математике абстрактного мышления. Кирик был одним из первых известных нам интеллектуалов-книжников Древней Руси. Традиция, им заложенная получила развитие в деятельности новгородских книжников в XV-XVI веках, авторов древнерусских календарно-хронологических произведений. Среди них новгородские архиереи: архиепископ Геннадий (1484-1504) и Митрополит Макарий (1526-1542). Благодаря их просветительской деятельности календарно-хронологические произведения на Руси получили большое распространение, был подготовлен расцвет календарно-хронологической книжности во второй половине XVI-XVII веках.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее