![учитель начальных классов МАОУ СОШ № 18 с УИОП г. Армавира Краснодарского края Пискунова Наталья Львовна](http://fsd.intolimp.org/html/2017/04/29/i_5904cd39cd9ac/img_phpCRpODz_Ivan-Fyodorov_0.jpg)
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
г. Армавира Краснодарского края
Пискунова Наталья Львовна
![В самом центре Москвы стоит памятник, воздвигнутый в 1909 году по проекту скульптора Сергея Михайловича Волнухина (1859 – 1921). Бронзовый монумент изображает человека в старинной одежде. Открытое русское лицо, высокий лоб мыслителя, перехваченные ремешком волосы... Памятник первопечатнику](http://fsd.intolimp.org/html/2017/04/29/i_5904cd39cd9ac/img_phpCRpODz_Ivan-Fyodorov_1.jpg)
В самом центре Москвы стоит памятник, воздвигнутый в 1909 году по проекту скульптора Сергея Михайловича Волнухина (1859 – 1921). Бронзовый монумент изображает человека в старинной одежде. Открытое русское лицо, высокий лоб мыслителя, перехваченные ремешком волосы...
Памятник первопечатнику
![Назвать Ивана Фёдорова создателем первого русского печатного станка — мало. Он первооткрыватель. С его именем связано начало книгопечатания в России. Дата и место рождения Ивана Фёдорова точно неизвестны. Родился он около 1520 г. Можно считать достоверной версию о его происхождении из новгородских мастеров рукописной книги. Исторические сведения, связанные с истоками русского книгопечатания, таковы.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/04/29/i_5904cd39cd9ac/img_phpCRpODz_Ivan-Fyodorov_2.jpg)
Назвать Ивана Фёдорова создателем первого русского печатного станка — мало. Он первооткрыватель. С его именем связано начало книгопечатания в России.
Дата и место рождения Ивана Фёдорова точно неизвестны. Родился он около 1520 г. Можно считать достоверной версию о его происхождении из новгородских мастеров рукописной книги. Исторические сведения, связанные с истоками русского книгопечатания, таковы.
![Первые печатные славянские книги появились на Балканах, но это были глаголические письмена, которые в России в XV—XVI вв. хождения не имели. К концу XV в. в Кракове были напечатаны первые четыре книги на кириллической основе; две из них датированы 1491 г. Имя их печатника известно — Швайпольт Феоль. Белорусский просветитель Франциск Скорина начал печатать книги на родном языке в Праге в 1517 г. Более того, известно семь книг, напечатанных непосредственно в России в 50-е годы XVI в., то есть лет за десять до первопечатного «Апостола».](http://fsd.intolimp.org/html/2017/04/29/i_5904cd39cd9ac/img_phpCRpODz_Ivan-Fyodorov_3.jpg)
Первые печатные славянские книги появились на Балканах, но это были глаголические письмена, которые в России в XV—XVI вв. хождения не имели. К концу XV в. в Кракове были напечатаны первые четыре книги на кириллической основе; две из них датированы 1491 г. Имя их печатника известно — Швайпольт Феоль. Белорусский просветитель Франциск Скорина начал печатать книги на родном языке в Праге в 1517 г. Более того, известно семь книг, напечатанных непосредственно в России в 50-е годы XVI в., то есть лет за десять до первопечатного «Апостола».
![Первая печатня в Москве была открыта в 1563 г., и в ней 19 апреля того же года Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец начали работу над «Апостолом», набирая его первую страницу. «Начата печатати... святые книги Деяния апостольска и Послания соборная и святого апостола Павла Послания». Книга вышла почти ровно через год — 1 марта 1564 г. Печатный двор](http://fsd.intolimp.org/html/2017/04/29/i_5904cd39cd9ac/img_phpCRpODz_Ivan-Fyodorov_4.jpg)
Первая печатня в Москве была открыта в 1563 г., и в ней 19 апреля того же года Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец начали работу над «Апостолом», набирая его первую страницу. «Начата печатати... святые книги Деяния апостольска и Послания соборная и святого апостола Павла Послания». Книга вышла почти ровно через год — 1 марта 1564 г.
Печатный двор
![Первопечатный «Апостол» — наивысшее достижение типографского искусства XVI в. Мастерски изготовленный шрифт, удивительно чёткий и ровный набор, превосходная вёрстка полос. В анонимных изданиях, предшествовавших «Апостолу», слова, как правило, не отделяются друг от друга. Строки получаются то короче, то длиннее, и правая сторона страницы извилистая. Фёдоров ввёл шпации между словами и добился совершенно ровной линии с правой стороны страницы. В книге 46 орнаментальных заставок, выгравированных на дереве (чёрным по белому и белым по чёрному фону).](http://fsd.intolimp.org/html/2017/04/29/i_5904cd39cd9ac/img_phpCRpODz_Ivan-Fyodorov_5.jpg)
Первопечатный «Апостол» — наивысшее достижение типографского искусства XVI в. Мастерски изготовленный шрифт, удивительно чёткий и ровный набор, превосходная вёрстка полос. В анонимных изданиях, предшествовавших «Апостолу», слова, как правило, не отделяются друг от друга. Строки получаются то короче, то длиннее, и правая сторона страницы извилистая. Фёдоров ввёл шпации между словами и добился совершенно ровной линии с правой стороны страницы. В книге 46 орнаментальных заставок, выгравированных на дереве (чёрным по белому и белым по чёрному фону).
![В 1565 г. в Москве Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем была выпущена ещё одна книга — «Часовник». Иван Фёдоров и его товарищ в Москве были людьми весьма заметными и уважаемыми. Но опричнина, введённая Иваном Грозным, внушала им большое беспокойство. «На нас многие зависти ради многие ереси умышляли», — писал впоследствии Иван Фёдоров, объясняя свой и Мстиславца отъезд в Белоруссию, которая тогда принадлежала Польско-Литовскому государству. Так что Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец выпустили в Москве всего две книги, но и этого вполне достаточно, чтобы Иван Фёдоров навсегда остался первопечатником Руси. Имевший церковный сан дьякона, Иван Фёдоров вывез из Москвы не только жену и детей, но и необходимые для продолжения книгопечатания инструменты и материалы.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/04/29/i_5904cd39cd9ac/img_phpCRpODz_Ivan-Fyodorov_6.jpg)
В 1565 г. в Москве Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем была выпущена ещё одна книга — «Часовник». Иван Фёдоров и его товарищ в Москве были людьми весьма заметными и уважаемыми. Но опричнина, введённая Иваном Грозным, внушала им большое беспокойство. «На нас многие зависти ради многие ереси умышляли», — писал впоследствии Иван Фёдоров, объясняя свой и Мстиславца отъезд в Белоруссию, которая тогда принадлежала Польско-Литовскому государству. Так что Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец выпустили в Москве всего две книги, но и этого вполне достаточно, чтобы Иван Фёдоров навсегда остался первопечатником Руси. Имевший церковный сан дьякона, Иван Фёдоров вывез из Москвы не только жену и детей, но и необходимые для продолжения книгопечатания инструменты и материалы.
![Но настоящим подвигом Ивана Фёдорова явилась колоссальная работа над полной славянской Библией. Этот гигантский труд занимал 1256 страниц. Фёдоров и его помощники использовали не только греческий, но и еврейский текст Ветхого завета, а также чешский и Польский переводы. А в основу был положен текст Геннадиевской Библии.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/04/29/i_5904cd39cd9ac/img_phpCRpODz_Ivan-Fyodorov_7.jpg)
Но настоящим подвигом Ивана Фёдорова явилась колоссальная работа над полной славянской Библией. Этот гигантский труд занимал 1256 страниц. Фёдоров и его помощники использовали не только греческий, но и еврейский текст Ветхого завета, а также чешский и Польский переводы. А в основу был положен текст Геннадиевской Библии.
![Именно к этой «Острожской библии», как называют её теперь историки, восходит тот славянский библейский текст, который существует и в современных изданиях. На подобный героический труд, да ещё впервые в истории России, был способен только незаурядный человек. Иван Фёдоров именно таким и являлся. Он в совершенстве владел несколькими языками — греческим, латинским, польским. Отлично разбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/04/29/i_5904cd39cd9ac/img_phpCRpODz_Ivan-Fyodorov_8.jpg)
Именно к этой «Острожской библии», как называют её теперь историки, восходит тот славянский библейский текст, который существует и в современных изданиях. На подобный героический труд, да ещё впервые в истории России, был способен только незаурядный человек. Иван Фёдоров именно таким и являлся. Он в совершенстве владел несколькими языками — греческим, латинским, польским. Отлично разбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики.
![Иван Фёдоров родился около 1510 года, но где – неизвестно. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Научился и литейному делу. От живущих в Москве немцев узнал о печатном станке и буквах-литерах. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов! Буквицы, заставки, концовки книг Ивана Федорова](http://fsd.intolimp.org/html/2017/04/29/i_5904cd39cd9ac/img_phpCRpODz_Ivan-Fyodorov_9.jpg)
Иван Фёдоров родился около 1510 года, но где – неизвестно. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Научился и литейному делу. От живущих в Москве немцев узнал о печатном станке и буквах-литерах. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!
Буквицы, заставки, концовки книг Ивана Федорова
![Монастырь, где был похоронен Иван Фёдоров](http://fsd.intolimp.org/html/2017/04/29/i_5904cd39cd9ac/img_phpCRpODz_Ivan-Fyodorov_10.jpg)
Монастырь, где был похоронен Иван Фёдоров
![www.Fodorof.ru](http://fsd.intolimp.org/html/2017/04/29/i_5904cd39cd9ac/img_phpCRpODz_Ivan-Fyodorov_11.jpg)
www.Fodorof.ru