«Зима 2025»

Презентация по русскому языку на тему "Проверка итогового сочинения" (11 класс)

Презентация по русскому языку на тему "Проверка итогового сочинения" (11 класс)

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ПРОВЕРКА  ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Сывак Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы

ПРОВЕРКА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Сывак Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Этапы проверки   1 этап: допуск к проверке К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие двум установленным требованиям.

Этапы проверки

1 этап: допуск к проверке

К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие двум установленным требованиям.

Требование № 1.  Объем итогового сочинения   Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования№1 и «незачет» за всю работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Требование № 1. Объем итогового сочинения

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования№1 и «незачет» за всю работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Требование № 2.  Самостоятельность написания итогового сочинения   Итоговое сочинение выполняется самостоятельно : не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано несамостоятельным то выставляется «незачет» за не выполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания)

Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно : не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника.

Если сочинение признано несамостоятельным то

выставляется «незачет» за не выполнение требования

№ 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не

проверяется по критериям оценивания)

ТИПЫ «НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫХ» СОЧИНЕНИЙ Работа списана целиком В одном из таких сочинений по теме, связанной с открытым направлением «Дом», выпускник искренне добавил в конце : «Закончить сочинение хочу своими словами: Дом–это тепло. Дом–это радость. Дом–это жизнь, Дом–это все». Проверка на самостоятельность показала , что это единственная фраза на все сочинение, которую участник действительно написал сам.

ТИПЫ «НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫХ» СОЧИНЕНИЙ

Работа списана целиком

В одном из таких сочинений по теме, связанной с открытым направлением «Дом», выпускник искренне добавил в конце : «Закончить сочинение хочу своими словами: Дом–это тепло. Дом–это радость. Дом–это жизнь, Дом–это все». Проверка на самостоятельность показала , что это единственная фраза на все сочинение, которую участник действительно написал сам.

Фрагментарное списывание В сочинение вставлены готовые элементы, которые могут быть частично перефразированы, но все равно легко узнаваемы и растиражированы во многих работах. Связки между частями сочинения обычно выпускник формулирует сам, что явно чувствуется по резко возрастающему количеству ошибок разных типов.

Фрагментарное списывание

В сочинение вставлены готовые элементы, которые могут быть частично перефразированы, но все равно легко узнаваемы и растиражированы во многих работах. Связки между частями сочинения обычно выпускник формулирует сам, что явно чувствуется по резко возрастающему количеству ошибок разных типов.

Пересказ источника «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» ( А. С. Пушкин.) Александр Сергеевич Пушкин в свое время написал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…Мысленно я возлагаю к подножию этого памятника букет, составленный из трепетной…любви и огромной благодарности. Мое знакомство с творчеством гения произошло в детстве, когда, едва научившись читать, с восторгом погружалась в мир его сказок, следуя за мыслями великого человека. Они излагались прекрасным, легким для восприятия стихом. Уже в школьные годы узнала , что в творчестве Пушкина объединились поэзия и проза. Его стихотворения, сказки, трагедии и повести гармоничны и жизнерадостны…» и т.д. Это сочинение списано (источник: http://batraeva.com/index.php/2013-06-16-19-18-18/138-qq-q-q-q ) , текст сокращен по сравнению с первоисточником.

Пересказ источника

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» ( А. С. Пушкин.) Александр Сергеевич Пушкин в свое время написал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…Мысленно я возлагаю к подножию этого памятника букет, составленный из трепетной…любви и огромной благодарности. Мое знакомство с творчеством гения произошло в детстве, когда, едва научившись читать, с восторгом погружалась в мир его сказок, следуя за мыслями великого человека. Они излагались прекрасным, легким для восприятия стихом. Уже в школьные годы узнала , что в творчестве Пушкина объединились поэзия и проза. Его стихотворения, сказки, трагедии и повести гармоничны и жизнерадостны…» и т.д.

Это сочинение списано (источник: http://batraeva.com/index.php/2013-06-16-19-18-18/138-qq-q-q-q ) , текст сокращен по сравнению с первоисточником.

Компиляция из чужих текстов (изложение результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников) .  Дом многое может рассказать о своем хозяине, надо только уметь внимательно смотреть на него. Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. Один из методов узнать о характере человека –это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты. Надёжная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья…»

Компиляция из чужих текстов (изложение результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников) .

Дом многое может рассказать о своем хозяине, надо только уметь внимательно смотреть на него. Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты.

Один из методов узнать о характере человека –это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты. Надёжная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья…»

Соединение своего и чужого текстов Работы , в которых хотя и есть заимствованные фрагменты , восходящие к общедоступным ресурсам, но общий уровень работы достаточно высок, а компиляция своего и чужого сделана настолько тщательно, что она практически не ощущается при проверке.

Соединение своего и чужого текстов

Работы , в которых хотя и есть заимствованные фрагменты , восходящие к общедоступным ресурсам, но общий уровень работы достаточно высок, а компиляция своего и чужого сделана настолько тщательно, что она практически не ощущается при проверке.

  • Если сочинение признано экспертом несамостоятельным , то выставляется « незачет » за невыполнение требования № 2 и « незачет » за работу в целом (такие итоговые сочинения не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания).
2 этап: проверка по 5 критериям   Сочинение , соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям. Каждое сочинение проверяется одним экспертом один раз. Черновики не проверяются и записи в них не учитываются!

2 этап: проверка по 5 критериям

Сочинение , соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям.

Каждое сочинение проверяется одним

экспертом один раз.

Черновики не проверяются и записи в них не учитываются!

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ   1. Соответствие теме ЗАЧЕТ 2. Аргументация. Привлечение литературного материала ЗАЧЕТ 3 .Композиция и логика рассуждения ЗАЧЕТ по одному  из критериев № 3 -5 4. Качество письменной  речи 5 .Грамотность (5 ошибок на 100 слов)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

1. Соответствие теме ЗАЧЕТ

2. Аргументация. Привлечение

литературного материала ЗАЧЕТ

3 .Композиция и логика

рассуждения ЗАЧЕТ по одному

из критериев № 3 -5

4. Качество письменной

речи

5 .Грамотность (5 ошибок на 100 слов)

Критерий 1. Соответствие теме   Участник должен показать умение рассуждать на предложенную тему, выбирая убедительный путь ее раскрытия. Типичным путем раскрытия темы является движение от собственного размышления, составляющего обычно первую часть сочинения, к тексту литературного источника (вторая часть). Одни участники шли путем обогащения основного тезиса в процессе рассуждения с попутным привлечением литературного материала. Другие формулировали ключевые вопросы темы с последующим поиском ответов в произведениях классической и современной литературы. Некоторые авторы сочинений использовали синтез указанных подходов.

Критерий 1. Соответствие теме

Участник должен показать умение рассуждать на предложенную тему, выбирая убедительный путь ее раскрытия.

Типичным путем раскрытия темы является движение от собственного размышления, составляющего обычно первую часть сочинения, к тексту литературного источника (вторая часть).

Одни участники шли путем обогащения основного тезиса в процессе рассуждения с попутным привлечением литературного материала.

Другие формулировали ключевые вопросы темы с последующим поиском ответов в произведениях классической и современной литературы.

Некоторые авторы сочинений использовали синтез указанных подходов.

Положительные стороны сочинений  (критерий 1)   Способность подойти к проблеме с разных сторон. Умение продуктивно сузить тему, выбрать конкретный ракурс раскрытия темы. Убедительный выбор пути раскрытия темы. «Панорамный» подход к раскрытию темы: наряду с литературным материалом выпускники привлекали сведения по истории, обществознанию, искусствоведению, демонстрируя способность к многоаспектному осмыслению проблемы, заявленной в формулировке темы.

Положительные стороны сочинений (критерий 1)

  • Способность подойти к проблеме с разных сторон.
  • Умение продуктивно сузить тему, выбрать конкретный ракурс раскрытия темы.
  • Убедительный выбор пути раскрытия темы.
  • «Панорамный» подход к раскрытию темы: наряду с литературным материалом выпускники привлекали сведения по истории, обществознанию, искусствоведению, демонстрируя способность к многоаспектному осмыслению проблемы, заявленной в формулировке темы.

Типичные недостатки сочинений (критерий 1)    Частичное или полное несоответствие теме: корректировка, «дописывание» темы по своему желанию (частичная подмена темы), подмена темы вследствие невнимательного ее прочтения, отступления от темы. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». ВАЖНО!

Типичные недостатки сочинений (критерий 1)

Частичное или полное несоответствие теме: корректировка, «дописывание» темы по своему желанию (частичная подмена темы), подмена темы вследствие невнимательного ее прочтения, отступления от темы.

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

ВАЖНО!

  • Ученик может самостоятельно выбирать путь раскрытия темы сочинения.
  • При проверке по К1 следует учитывать все сочинение целиком.
  • Незначительные отступления от темы в той или иной части сочинения фиксируются, но не учитываются при выставлении «зачет».

КРИТЕРИЙ 2. АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА

  • Проверка умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала ; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста : от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Итоговое сочинение: вопросы и ответы   На скольких произведениях нужно строить рассуждение? Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. Итоговое сочинение - это сочинение по литературе? Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно  литературоцентрично. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д. Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения? Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы - это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.

Итоговое сочинение: вопросы и ответы

  • На скольких произведениях нужно строить рассуждение?

Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

  • Итоговое сочинение - это сочинение по литературе?

Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. Опора на литературный материал при

написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.

  • Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?

Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы - это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.

Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?
  • Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?

О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества.

Простое упоминание литературного произведения   Наша главная ошибка - невнимательное отношение к природе. И многие писатели смело встали на страже природы нуждающейся в защитниках. Распутин в «Прощании с Матерой» говорит о важности общечеловеческих ценностей, например сострадание, чести, нравственности. Призывает нас бережно относится к нашей великой природе, думать о завтрашнем дне, не разорять то, что должно служить многим поколениям. Проблема экологическая, но и нравственая. Орфография и пунктуация сохранены НЕЗАЧЕТ, т.к. текст не используется для аргументации

Простое упоминание литературного произведения

Наша главная ошибка - невнимательное отношение к природе. И многие писатели смело встали на страже природы нуждающейся в защитниках. Распутин в «Прощании с Матерой» говорит о важности общечеловеческих ценностей, например сострадание, чести, нравственности. Призывает нас бережно относится к нашей великой природе, думать о завтрашнем дне, не разорять то, что должно служить многим поколениям. Проблема экологическая, но и нравственая.

Орфография и пунктуация сохранены

НЕЗАЧЕТ, т.к. текст не используется для аргументации

Незнание текста художественного произведения   Искажение художественного текста как следствие его незнания: • наличие фактических ошибок, • вульгарной трактовки произведений, • искажения содержания произведения с придумыванием сюжетных поворотов, отсутствующих в произведении, • использование примеров из киноэкранизаций литературных произведений, а не из прочитанных книг. НЕЗАЧЕТ

Незнание текста художественного произведения

Искажение художественного текста как следствие его незнания:

• наличие фактических ошибок,

• вульгарной трактовки произведений,

• искажения содержания произведения с придумыванием

сюжетных поворотов, отсутствующих в произведении,

• использование примеров из киноэкранизаций литературных произведений, а не из прочитанных книг.

НЕЗАЧЕТ

Критерий 3. Композиция и логика рассуждения   Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий 3. Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Логические ошибки   К характерным логическим ошибкам относятся:

Логические ошибки

К характерным логическим ошибкам относятся:

  • нарушение последовательности высказывания;
  • отсутствие связи между частями высказывания;
  • неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
  • раздробление микротемы другой микротемой;
  • несоразмерность частей высказывания;
  • отсутствие необходимых частей высказывания и т.п.;
  • нарушение причинно-следственных связей;
  • нарушение логико-композиционной структуры текста.
Примеры ошибок

Примеры ошибок

  • В зачине: С особенной силой этот эпизод описан в романе... (не может быть первым предложением).
  • В основной части: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными… (в одном предложении относительно далекие мысли) . Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни . (нарушена последовательность в предложениях). Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. (разнотипные по структуре предложения).
  • В концовке: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие. (вывод продублирован).
Критерий 4. Качество письменной речи   Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий 4. Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя

разнообразную лексику и различные грамматические

конструкции, при необходимости уместно употреблять

термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий 5. Грамотность   Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуаци­онных.

Критерий 5. Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуаци­онных.

Критерий 5. Грамотность Если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок, то на 20 слов – одна ошибка. Общее количество слов в конкретном сочинении делится на 20 . Полученное число округляется. Например, в работе 370 слов. При делении на 20 получается 18,5. Округляем до 19. Участник итогового сочинения (изложения) может получить «зачет» по Критерию № 5 при 19 ошибках. При 20 ошибках выставляется «незачет».

Критерий 5. Грамотность

  • Если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок, то на 20 слов – одна ошибка. Общее количество слов в конкретном сочинении делится на 20 . Полученное число округляется.

Например, в работе 370 слов. При делении на 20 получается 18,5. Округляем до 19. Участник итогового сочинения (изложения) может получить «зачет» по Критерию № 5 при 19 ошибках. При 20 ошибках выставляется «незачет».

Классификация ошибок Фактические ошибки Логические ошибки Речевые ошибки Грамматические ошибки Орфографические ошибки Пунктуационные ошибки

Классификация ошибок

  • Фактические ошибки
  • Логические ошибки
  • Речевые ошибки
  • Грамматические ошибки
  • Орфографические ошибки
  • Пунктуационные ошибки

Фактические ошибки Фактические ошибки – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах.  1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров. Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; Ленский вернулся в свое имение из Англии;  счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие. 2. Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты. Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!» 3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение. Великая Отечественная война 1812 года; столица США - Нью-Йорк. 4. Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров. Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».

Фактические ошибки

Фактические ошибки – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах.

1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров. Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; Ленский вернулся в свое имение из Англии; счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

2. Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты. Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!»

3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая Отечественная война 1812 года; столица США - Нью-Йорк.

4. Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров.

Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».

Фактические ошибки Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри », то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Фактические ошибки

  • Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые.

Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки.

Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри », то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Логические ошибки

Логические ошибки

  • 1) нарушение последовательности высказывания;
  • 2) отсутствие связи между частями высказывания;
  • 3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
  • 4) раздробление микротемы другой микротемой;
  • 5) несоразмерность частей высказывания;
  • 6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
  • 7) нарушение причинно-следственных связей;
  • 8) нарушение логико-композиционной структуры текста.

Речевые ошибки

1. Употребление слова в несвойственном ему значении. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

2. Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

3. Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю;

У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

4. Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает. Молчалин работает секретарем Фамусова. В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления.

Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал. Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

5. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

6. Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры. Имя этого поэта знакомо во многих странах. В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься. Грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

7. Нарушение лексической сочетаемости.

Автор использует художественные особенности.

8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.

Молодой юноша; очень прекрасный.

9. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10. Неоправданное повторение слова. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12. Употребление лишних слов, лексическая избыточность. Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Грамматические ошибки Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы : в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.  Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст , и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы : в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст , и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Грамматические ошибки 1. Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола. Благород ность , чуда техники, по д черк, над смехаться; более интереснее, красивше ; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились. 2. Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. 3. Нарушение норм управления Нужно сделать природу более красивую . Все удивлялись его силой. 4. Образование личных форм глаголов. Им двигает чувство сострадания  (норма для употребленного в тексте значения глагола движет ) 5. Неправильное употребление временных форм глаголов Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

Грамматические ошибки

1. Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола. Благород ность , чуда техники, по д черк, над смехаться; более интереснее, красивше ; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

2. Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

3. Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую . Все удивлялись его силой.

4. Образование личных форм глаголов. Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет )

5. Неправильное употребление временных форм глаголов

Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого. Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. 7. Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. 8. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. 9. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого. Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

7. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

8. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

9. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

10. Ошибки в построении сложного предложения. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. 11. Смешение прямой и косвенной речи. Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. 12. Ошибки в употреблении действ. и страд. Причастий. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие). 13. Нарушение границ предложения. Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. 14. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучи т вновь. 15. Пропуск члена предложения (эллипсис). На собрании было принято (?) провести субботник. 16. Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится. Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

10. Ошибки в построении сложного предложения.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.

11. Смешение прямой и косвенной речи.

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

12. Ошибки в употреблении действ. и страд. Причастий.

Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие).

13. Нарушение границ предложения.

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

14. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучи т вновь.

15. Пропуск члена предложения (эллипсис).

На собрании было принято (?) провести субботник.

16. Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится.

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Орфографические ошибки   К негрубым относятся ошибки:  в исключениях из правил;  в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;  в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; в написании и ы после приставок; в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.). Необходимо учитывать также повторяемость  и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Орфографические ошибки

К негрубым относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;
  • в написании большой буквы в составных собственных

наименованиях;

  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • в написании и ы после приставок;
  • в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипные орфографические ошибки – это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в  грамматических  ( в армии, в роще; колют, борются ) и фонетических ( пирожок, сверчок ) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму ( вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок ). Первые три  однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная . Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Однотипные орфографические ошибки

– это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических ( в армии, в роще; колют, борются ) и фонетических ( пирожок, сверчок ) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму ( вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок ).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная . Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Исправляются, но не учитываются следующие ошибки: В переносе слов. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после  гласных в собственных именах (Мариетта).

Исправляются, но не учитываются следующие ошибки:

  • В переносе слов.
  • Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после

гласных в собственных именах (Мариетта).

  • В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
  • При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
  • В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).
  • Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
  • На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
Графические ошибки - это различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова ( рапотает вместо работает , мемля вместо земля ). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Графические ошибки

- это различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова ( рапотает вместо работает , мемля вместо земля ).

Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.

Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки   Исправляются , но не учитываются следующие ошибки:

Пунктуационные ошибки

Исправляются , но не учитываются следующие ошибки:

  • тире в неполном предложении;
  • обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
  • запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
  • различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
  • в передаче авторской пунктуации.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки   Негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Важно! Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки

Негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Важно!

Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее