«Зима 2025»

Противостояние людей и «псов клятых» в рассказе А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Разработка урока знакомит учащихся с основные принципы русской пунктуации и средствами выразительности, научит правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Изобразительные возможности пунктуации.


Цели урока:

Учебные.

  1. Знать принципы русской пунктуации, основные типы знаков препинания и их функции;

  2. Применять основные принципы русской пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.

  3. Закрепить навыки пунктуации в простых и сложных предложениях.

Развивающие.

  1. Развитие творческих способностей.

  2. Развитие  умения работать как самостоятельно, так и в коллективе;

  3. Развитие интеллектуальных способностей обучающихся путем переноса знаний и умений в новую ситуацию.

Воспитательные.

  1. Воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову.

  2. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.


Тип урока: повторительно-обобщающий.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. Одновременно работа у доски с индивидуальными заданиями. (КАРТОЧКИ)


 Пусть встретятся во фразах точки спокойствия и уверенности, восклицательные знаки восторженности, вопросы познания, двоеточия понимания. (по И.Ржевскому)


Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

                                        (К.Г.Паустовский)


Постановка темы и цели урока:

Прочитайте строки Паустовского, которые я предлагаю вам в качестве эпиграфа к нашему уроку.

 Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
                                             
                        К.Г.Паустовский

Как вы думаете, с какими разделами русского языка мы будем работать на уроке? Какие вопросы решать?

Итак, тема нашего урока «Изобразительные возможности пунктуации». Вспомнить изобразительные лексические средства, Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». 

  1. Работа с теоретическим материалом стр.218. Ученик объясняет тему урока.

  2. Выполнить упр.258 (устно).

  3. Выполнить упр.259 (у доски).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Виды троп и стилистических фигур. Работа с презентацией.

  2. Выполнение теста по теме «Виды троп и стилистических фигур».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Задание с взаимопроверкой тестового задания части В. Меняются тетрадями и проверяют работу ученики.

Работа с текстом

(1 )С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют не­броской, неяркой и скромной. (2)Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.

(З)Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ланд­шафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразны­ми, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (4)Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. (5)Лесное озеро из густо-синего мо­ментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку. (б)Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и лу­говая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и пол­нолуние, тепло и холод. (8)Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием за­пахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору бе­лой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехо­лодную ночь. (9)Вспомним короткие, почти чёрно-белые зимние дни, сопровож­даемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки. (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре! (11)У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатного или ут­реннего неба. (12)Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на ли­нии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарёй и небом не существует. (13)А каким цветом назовёшь ярко слепящий сол­нечным блеском зимний наст, в тени голубовато-просвеченный в глубину и се­ребристый, словно плавящийся под прямыми лучами? (14)Морозное солнце ро­ждает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. (15)Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пей­заж неоднороден, снега то синеватые, то с едва заметной желтизной, лесные дали то дымчато-сиреневые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва улови­мой салатной окраской осинок. (16)Такое предвесеннее состояние ассоцииру­ется с умиротворённою тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печ­ного дыма.,

(17)А сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с гроздьями звёзд, уходящими в перспективу и бесконечность! (18)Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски безгранична. (19)Постоянно меняются и зелёные краски леса, и цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.

(21)Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем-то отрешённо-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира.

(По В. Белову)


В8. «Бесконечно меняющаяся картина мира описана автором текста с по­мощью разнообразных средств выразительности. Так, уже в первом предложении употреблены такие лексические средства, как __________ («...неброской, неяркой, скромной...» — предложение 1; «...ярких, выразительных...» — предложение 2). __________(предло­жения 10, 17) подчёркивают эмоциональное настроение автора текста. При описании пейзажей Севера В. Белов использует такой троп, как _____________ «сизоватая ольха», «шуточный ветерок» и т. д.). При описании природы Севера, её неповторимости автор употребляет такие синтаксические средства, как____________(предложения 3, 20)».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) эпитеты

3) фразеологизм

4) контекстные синонимы

5) анафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) ряды однородных членов

9) риторические восклицания

ОТВЕТЫ:

вариант: 4, 9, 2, 8


4. Обобщение. Выполнить упр.263.


5. Домашнее задание: упр.262.


6. Рефлексия.

Оцените результаты своей работы:

А) я все понял и могу этот материал объяснить другому;

Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;

В) для полного понимания мне нужно повторить тему;

Г) я ничего не понял


7. Подведение итогов урока.











































ПРИЛОЖЕНИЕ

Изобразительные средства русского языка

Для успешного выполнения задания необходимо, во-первых, четко уяснить себе, что же такое языковые средства художествен­ной выразительности, находить их в исходном тексте, правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга; во-вторых, помнить, что только внимательное чтение и анализ предложенного текста в сочетании с теоретическими зна­ниями могут обеспечить грамотное выполнение этого задания.

Итак, нашу речь образной и выразительной делают лексиче­ские, фразеологические средства выразительности, тропы и стилистические (риторические) фигуры. Рассмотрим лексические средства.

К лексическим средствам языка относятся: синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и пр. Они участвуют в создании художественного образа, на их основе строятся выразительные средства.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Антонимы

Это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению.

! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной.

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной.

Многозначные слова

Это слова, имеющие много значений

Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева


Омонимы










Это слова, одинако­вые по звучанию (при возможном различном написании) или напи­санию (при возмож­ном различном звуча­нии), но разные по значению.


Планировать — составлять план

Планировать — постепенно, плавно снижаться в

Засыпать — погружаться в сон Засыпать — покрыть слоем чего-нибудь сыпучего.

Синонимы

Это слова одной и той же части речи, одина­ковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию

!Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными

Битва, побоище, сеча, бата­лия, стычка, сражение



Да что там народ! Нас и так уже иначе как населением не называют.

В разговорной речи может встречаться просторечная лексика.

Сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта.

Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться).

Диалектизм

 Это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью.


Бурак – свёкла, няша –болото, кочет – петух, козюли – змеи.


Историзм








Архаизм.


  Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования.


      Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии .


Арбалет, граммофон, кулак, барщина.








Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.






Заимствованная лексика



это слова, заимствованные из других языков в результате языковых контактов.

Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария


Неологизмы

Неологизмы– новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка.

Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж.


Канцеляризм

КАНЦЕЛЯРИЗМЫ, слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля.

«входящие — исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.



Термин

От лат. terminus – предел, граница, пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве.

Ноосфера, дебет, кредитор и т. п.

Профессионализм

Полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией.

балда - тяжелый молот для дробления горных пород у горняков.

Жаргонизм

 Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками.

Общага – общежитие, халява – всё, что

бесплатно, сервить – пользоваться средой

“Интернет”, облом – неудача

Фразеологизм

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии.

Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны и т. д.


СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся:

АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность, создают звуковой образ. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин).

АССОНАНС (франц. assonance — созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным./Думаю думу свою.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогут и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. Существуют так называемые уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк-, еньк-, -ик, -к-, -ечк-, -ок (девонька, деревенька, столик, шёрстка, местечко, флажок). Им противоположны суффиксы преувеличения: -ищ-, ущ и др.: бородища, здоровущий. Есть суффиксы, помогающие выразить неодобрение, даже пренебрежение: -онк- (собачонка), -ишк-. (бельишко), в просторечных словах суффиксы - юг-, -яг- (шоферюга, деляга, ворюга). Вот примеры, паоказывающие неисчерпаемость нашего языка. Простое существительное кот. Какие суффиксы можно к нему добавить? А вот какие: котик, коточек, котя, котяра, котишка, котище, кошара. К прилагательному белый? Беленький, белёхонький, белёшенький, беловатый, белесый.

Определённые чувства помогут выразить и некоторые приставки. Например, приставка пре- в значении очень покажет превосходство данного качества в предмете, явлении, образе: предобрый старик, пренеприятное известие; усиливает впечатление «нанизывание» приставок для создания какого-то эффекта, например, «Пооткормили меня, поотлежался да и вдругорядь на фронт» (В. Белов); Худяков и вовсе позаглядывал весело (Ф. Абрамов). Как видно из примеров, к глаголу легче подобрать приставки: в сочетании с другими средствами словообразования они создают яркую экспрессию: бегать – добегаться, убегаться, отбегаться, избегаться, выбегаться.


АРСЕНАЛ ПОЭТИЧЕСКИХ ТРОПОВ И ФИГУР


Наиболее часто в заданиях встречаются тропы и стилистические фигуры. Знание их важно как при подготовке к ЦТ, так и для уроков литературы: они помогут тебе при анализе художественных текстов. Кроме того, зная их, умея ими пользоваться, ты сделаешь свою речь ярче, образнее.

Что же сближает тропы и фигуры? И то и другое – намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл. И тропы, и фигуры – образные средства художественной речи. Но между ними есть и различие.

ТРОП – означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым.

Троп представ­ляет собой определенную форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием, дает определен­ное художественное «приращение» мысли.

ФИГУРА— фор­ма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ни­чего нового, расширяющего наше художественное позна­ние. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, на­глядным и подчеркнутым.

Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связ­ном тексте. Они всегда — только конструктивный ком­понент текста, но такой, который образно оттеняет обыч­но наиболее существенное и важное в нем. Давайте под­робнее познакомимся с важнейшими образными средства­ми художественной речи.

Вот основные тропы и фигуры:


Метафора (греч. перенос) — это упот­ребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет (явление, действие, признак), для образного названия другого объекта, сходного с первым в чем-то. Это как бы «смещенное», переносное название предмета. В метафоре всегда проявляется совмещение и взаимодействие различ­ных обозначаемых предметов, поэтому она многопланова. Большой мастер поэтической метафоры — И.С. Тур­генев. Вот несколько примеров из «Бежина луга»: «Я... увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; сталь­ные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обознача­ли ее теченье... Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке... Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом крас­ные, золотые потоки молодого, горячего света...»

Картину летней ночи, когда река кажется стальной и холодной, сменяет бурный рассвет, целые потоки света нарастающей яркости, тепла. Они текут, подобно водя­ным потокам, предвещая жаркий летний день.

Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная мета­фора, цельный художественный образ. Обычное употреб­ление слова благодаря его образному осмыслению стано­вится основой разветвленной, многоплановой метафоры. Изображение становится «колеблющимся», подвижным, а восприятие — творческим, эстетически переживаемым.

Олицетворение — своеобразная разновидность мета­форы; это такое изображение неодушевленных предме­тов, растений или животных, при котором они говорят, думают и чувствуют, как человек:

Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит...

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветви шелестит.

(Ф. И. Тютчев)






Утром из заспанных и бесконечных вод встало воспа­ленное солнце, и мрачно загорелись под ним стекла ка­питанской рубки (К.Г. Паустовский).

Метонимия (переименование) — это употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет, для образного названия другого предмета, свя­занного с первым по смежности, т.е. по местоположению, времени, причинно-следственным отношениям. В отли­чие от метафоры метонимия не предполагает какого-либо сходства между обозначаемыми предметами, явлениями или признаками. Метонимия представляет собой как бы сжатое описание предмета, явления, события, при кото­ром из содержания мысли художественно выделяется тот или иной характерный признак. Обозначаемый предмет наделяется здесь свойством своего «соседа», с которым он тесно связан:

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой.

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

(А.С. Пушкин)



Один из приемов художественной изобразительности здесь — метонимическое употребление слов, которые обо­значают блеск, шум и говор высшего света (людей) на балах, пирушку холостых молодых людей, шипенье пе­нящегося вина в бокалах.

Метонимия может быть основана не только на про­странственных и временных, но и на других ассоциаци­ях, например на причинно-следственных: дожить до се­дин обыкновенно имеет значение «до старости» (седина — следствие старости) и т.п. Носителем человеческих качеств, чувств и действий может стать предмет, орудие:


И пишет боярин всю ночь напролет,

Перо его местию дышит.

(А.К. Толстой)


Синекдоха (греч. соотнесение) — раз­новидность метонимии, в основе которой лежит отноше­ние части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами.

Синекдоха выражает один из характерных в каком-нибудь отношении признаков предмета. Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; други­ми словами: часть творчески дополняется до целого, це­лое как бы «додумывается», воспринимается на фоне ка­кой-нибудь характерной детали:


И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе. (А.С. Пушкин)


Гипербола (греч. «преувеличение) — это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление.

Гипербола может представлять собой чисто количе­ственное преувеличение, придавая речи экспрессию:

Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курье­ры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!

(Н.В. Гоголь).

В большинстве же случаев гипербола не только усили­вает, но и обогащает мысль новым содержанием, сбли­жаясь с метафорой. Это образная гипербола:

Литота (греч. простота, малость, умерен­ность) — образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя:


И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

(Н.А. Некрасов)


К литоте обычно относят и выражения, смягчающие обозначения какого-нибудь качества или свойства: нелег­кий (вместо трудный), неплохо (вместо хорошо), неумно (вместо глупо) и т.п.:

Злость еще пуще глупила неумное его лицо. (Л.М. Леонов)

Ирония (греч. притворство, насмешка) — насмешливое употребление слов в прямо противопо­ложном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается об­щим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение.

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»

— Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

(И.А. Крылов)

Высшая степень иронии, едкая, язвительная насмеш­ка, выражающаяся часто в обличениях социального ха­рактера, — называется сарказмом. Полон едкого сарказма обли­чительный монолог Чацкого из второго действия коме­дии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Эпитет (греч. приложение) — это поэти­ческое определение, выражаемое обычно прилагательным. Такое определение повторяет признак, заключающийся в самом определяемом, обращает на него внимание, под­черкивает его, выражая эмоциональное отношение гово­рящего к предмету речи. Семантические «атомы», повто­ряющиеся в определяемом и определяющем словах, ста­новятся ощутимыми, акцентируя наше внимание на тех или иных свойствах, качествах или признаках обознача­емого.

В народном поэтическом творчестве широко употреб­ляются постоянные эпитеты: добрый молодец, красная девица, синее небо, синее море, чистое поле, красное солнце и т.п. Это привычные, традиционные определения, об­разность которых в значительной степени ослаблена.

Но наиболее выразительны образные (метафорические, метонимические) эпитеты, что дает основание сближать эпитет с тропами.

Хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе... Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. (Л. Н. Толстой)

Первый из выделенных эпитетов участвует в образова­нии образно-метафорического смысла «прекрасная пора юности», второй имеет обычное значение, но тонко под­черкивающее неповторимость этой поры.

Эпитеты — непременные «спутники» художественно­го описания природы и человека:

Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех... Его впалые щеки, большие беспо­койные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными нозд­рями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы — все его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного. (И.О. Тургенев)

Эпитет — особое образное средство речи, которое лишь в части своего употребления может принадлежать к тро­пам.

Промежуточное положение между тропами и фигура­ми занимает сравнение. Оно лежит в основе тропов, яв­ляется их предпосылкой и так же, как они, обогащает мысль новым содержанием.

Сравнение имеет черты сходства с фигурами: у него есть определенная синтаксическая структура — одно срав­нивается с другим с помощью определенных союзов и других средств.

Сравнение — это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т. п.) сопоставляется с дру­гим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и др.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

(А.С. Пушкин)

Меткое и образное сравнение! Передышка в сражении — это короткий отдых в самой тяжелой работе — труде пахаря.

Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, сутра до ночи копошились люди. (М.Е, Салтыков-Щедрин)

Сравнение может быть развернутым, разветвленным. Это — сравнение-образ. «Вечер Анны Павловны был пу­щен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели», — читаем мы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Сравнения могут присоединяться и бессоюзно. Очень распространено в языке бессоюзное сравнение в форме творительного падежа:

- Пошла ты, баба! — закричали ей тут же бороды заступом, лопатой, клином. — Ишь, куда полезла, корявая! (Н,В. Гоголь)







Особым видом сравнения является отрицательное срав­нение. Противопоставление одного предмета другому вы­ступает здесь одновременно и как их образное сопостав­ление. Такое сравнение — распространенный прием в народной поэзии, откуда он перешел и в художественную литературу.

12



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее