Пояснительная записка
Цель изучения МХК в 10 классе среднего (полного) общего образования – формирование общей культуры учащихся, связанной с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации.
Задачи уроков мировой художественной культуры в 10 классе:
-освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох , стилей, направлений и национальных школ в искусстве;
- развитие представлений о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений;
- постижение специфики языка разных видов искусства;
- развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышлений;
- воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия различных произведений искусства;
- воспитание толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;
- овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089// Сборник нормативных документов. Искусство. Министерство образования Российской Федерации. – М.: Дрофа.
Рапацкая Л.А. Программы курса.10-11 классы .Мировая художественная культура (допущен Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации). –Москва : Гуманитарный издательский центр «Владос» , 2010.
Используемый учебник : Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10класс (учебник в 2 частях).- Москва : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Приказ № 01-07/128 от 29.08.16 «О годовом календарном графике». Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета.
Тематическое планирование
Художественная культура первобытного мира – 1 час.
Художественная культура Древнего мира – 15 часов.
Художественная культура Средних веков – 10 часов.
Художественная культура Ренессанса – 8 часов.
Поурочное планирование
Тема: Художественная культура первобытного мира (1 час )
№1. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал-единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Резьба по дереву, камню, кости.«Палеолитические Венеры».Архаические основы фольклора. Миф и современность.
Тема: Художественная культура Древнего мира (15 час)
№1. Культура Древнего Египта.
Архитектура страны фараонов. Пирамиды, наземные храмы. Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц. Рельефы и фрески.Пирамиды Гизы, Храмы Карнака и Луксора. Большой сфинкс из погребального комплекса пирамиды Хефрена в Гизе. Скульптуры Рахотеп и Нефрет, голова царицы Нефертити, колоссы Рамзеса II в Абу-Симбеле. Гробница Тутанхамона.
№2. Художественная культура Древней Передней Азии.
Особенности художественной культуры Месопотамии. Архитектура зиккуратов. Красочность ансамблей Вавилона. Образы эпоса («Сказание о Гильгамеше») и мифов в декоре храмов и светских сооружений (Комплекс Вавилона. Столб с законами Хаммурапи. Ассирийские дворцы. «Голова Саргона» из Ниневии. Барельефы из глины. Изображение Гильгамеша).
№3 Обобщающий урок. Тестирование.
№4. Художественная культура Древней и Средневековой Индии.
Древнеиндийский эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Индуистский храм буддийская ступа – модели вселенной древней Индии. Изобразительное искусство и музыка (Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кханджурахо ).
№5. Художественная культура Древнего и Средневекового Китая.
Философская основа китайской культуры. Учение Лао-цзы и Конфуция. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений в храме Неба в Пекине. Жанры китайской живописи. (Великая китайская стена, запретный город Гугун, храм Неба, парк Ихэюань в Пекине).
№6. Художественная культура Древней и Средневековой Японии.
Эстетика синтоизма в японской культуре. Храмы Древней Японии. Философия и мифология в садовом искусстве Японии. Нетрадиционные виды искусства: единоборства, чайная церемония, икебана, скульптура нэцке. (Святилище Аматерасу в Иссе, чайный домик, сад камней, гравюра на дереве).
№7. Художественная культура Древнего и Средневекового мусульманского Востока.
Шедевры исламской архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана. Характерные черты изобразительного искусства. Литература арабского Востока. Арабская поэзия. («Книга песен», «Сказки 1001 ночи» ).
№8. Искусство доколумбовой Америки.
Художественная культура классического периода.Искусство ацтеков. Культура майя. Искусство инков. (Архитектура и рельеф Паленке, Чичен-Ица, Теночтитлан).
№9. Обобщающий урок.
№10. Культура Античности. Культура Древней Греции.
Мифологическая картина мира. Образы античных богов. Основные этапы развития античной культуры. Древнегреческая архитектура.
№11. Культура Древней Греции в период классицизма.
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Идеалы красоты человека в античной скульптуре. Искусство театра. Изобразительное искусство, вазопись (Комплекс афинского Акрополя: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос. Изображение черно-лаковых и краснофигурных сосудов. Изображения куросов и кор. Поликлет «Дорифор», Мирон «Дискобол», Скопас «Менада», Пракситель «Гермес с Дионисом», «Раненая амазонка». Театр Диониса в Афинах. Изображения греческих масок. Отрывки из произведений Эсхила, Софокла, Эврипида).
№12 . Творческая работа (импровизированная экскурсия в афинский Акрополь или составление рассказа о бое гладиаторов в Риме ).
№13. Эллинизм.
Слияние восточных и античных традиций в эллинизме. Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь. Скульптура эллинизма (Леохар «Аполлон Бельведерский», Лисипп «Апоксиомен», «Голова Александра Македонского» из Пергама». Ника Самофракийская, Агесандр «Афродита Милосская», Пергамский Алтарь Зевса, Лаокоон).
№14. Культура Древнего Рима
Архитектура Древнего Рима. Римский скульптурный портрет. Фресковые и мозаичные композиции. (Римский форум. Колизей. Пантеон, триумфальные арки и общественные сооружения. Капитолийская волчица. Конный портрет Марка Аврелия в Риме. Скульптурные портреты Каракаллы, молодой римлянки, императора Константина. Роспись стен Золотого дома Нерона в Риме. Мозаики и фрески Помпеи).
№15. Обобщающий урок.
Тема: Художественная культура Средних веков (10 часов).
№1. Византийская культура
София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Византийские мозаики. Искусство иконописи (Храм св. Софии в Константинополе: архитектура, мозаика, фрески). Мозаики церкви Сан Витале в Ровенне. Икона «Владимирской богоматери».
№2. Архитектура Древней Руси.
Древнерусский крестово – купольный храм. Собор св. Софии в Киеве. Архитектура Великого Новгорода. Архитектура Владимиро – Суздальского княжества. Московское зодчество. (Собор св. Софии в Киеве. Мозаика «Богоматерь Оранта» в соборе Софии Киевской. Церковь Спаса Преображения в Новгороде.Церковь Покрова на Нерли. Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире. Ансамбль Московского Кремля. Успенский и Архангельский соборы в Московском Кремле.
№3. Изобразительное искусство Древней Руси.
Икона и иконостас. Новгородская живопись. Изобразительное искусство Владимиро – Суздальского княжества. Творчество Андрея Рублёва и Феофана Грека. (Феофан Грек и фрески церкви Спаса Преображения. Иконы «Богоматерь Великая Панагия», «Св. Георгий». Андрей Рублёв «Троица», «Спас» (икона из Звенигородского чина).
№4. Духовно – нравственные основы русской художественной культуры.
Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный светом христианства. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. От раздробленности княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля.
№5. Архитектура и живопись Древнего Ярославля.
Архитектура средневековых ярославских храмов. Спасский монастырь. Церковь Ильи Пророка. Фресковая живопись. Ярославская иконопись. Золотой век ярославской живописи XVII века.
№6. Урок – экскурсия. «Спасский монастырь (архитектура и отдел древнерусского искусства).
№7. Урок – экскурсия. (Митрополичьи палаты – отдел древнерусского искусства ЯХМ).
№8. Архитектура Западноевропейского Средневековья
Христианские основы средневекового европейского искусства. Романский стиль в архитектуре. Средневековая готика. Готический собор как образ мира (Собор в Вормсе. Собор в Шартре. Собор Парижской богоматери. Собор в Реймсе. Собор в Кельне. Вестминстерское аббатство).
№9. Изобразительное искусство Средних веков.
Скульптуры романского стиля. Скульптуры готических соборов. Миниатюра и живопись. Искусство витража. (Королевский портал собора в Шартре. Рельеф «Страшный суд» портала собора в Отене. Скульптуры собора в Реймсе «Встреча Марии и Елизаветы», «Христос – странник». Витражи собора в Шартре. Миниатюра Утрехтской псалтыри).
№10. Обобщающий урок.
Тема: Художественная культура Ренессанса (8 часов).
№1. Возрождение в Италии. Искусство Флоренции.
Искусство Возрождения – новый этап в развитии европейской культуры. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Скульптурные шедевры Донателло. Переворот в живописи: Мазаччо. Образы Боттичелли. (Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Брунеллески. Капелла Пацци. Палаццо Векьо. Донателло «Давид», конная статуя кондотьера. Мазаччо. Росписи капеллы Бранкаччи. Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры», «Рождество», «Поклонение волхвов».
№2. Живопись Проторенессанса и раннего Возрождения.
Мастера итальянского Проторенессанса. Живопись Джотто. Живопись раннего Возрождения (Джотто. Роспись капеллы Скорвенья в Падуе. Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем». Антонелло да Мессина, Святой Себастьян»).
№3. Высокое Возрождение. Титаны Возрождения.
Мир Леонардо до Винчи (Леонардо да Винчи «Автопортрет», «Портрет Моны Лизы», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря»). Величие Микеланджело (Микеланджело «Давид», Сикстинская капелла в Ватикане, Гробница Джулиано Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции). Гений Рафаэля (Рафаэль «Автопортрет», «Мадонна Конестабиле», «Мадонна со щеглёнком», «Сикстинская мадонна»).
№4. Возрождение в Венеции.
Архитектурный облик Венеции. Джорджоне и венецианская живопись. Художественный мир Тициана и Веронезе. Трагический мир Тинторетто (Вид Адриатического побережья. Большой канал. Собор Св. Марка и дворец дождей в Венеции. Джорджоне «Гроза», «Юдифь». Веронезе «Пир в доме Левия», «Триумф Венеции». Тициан «Венера Урбинская», «Кающаяся Мария Магдалина», «Св. Себастьян». Тинторетто «Тайная вечеря»).
№5. Северное Возрождение.
Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Нидерландская и немецкая живопись. Иероним Босх. Творчество Питера Брейгеля. Живопись и гравюра Дюрера (Гентский алтарь Ян ван Эйка, гравюры Альбрехта Дюрера «Четыре всадника» (иллюстрация к Апокалипсису), «Автопортрет». Иероним Босх «Несение креста», «Страшный суд». Питер Брейгель «Страна лентяев», «Охотники на снегу», «Слепые»).
№6. Музыка и театр эпохи Возрождения.
Музыкальная культура Возрождения. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира. Историческое значение культуры Возрождения.(Фонограмма «Лютневая музыка XVII века, изображение театральных персонажей комедии дель арте, изображение театра «Глобус» в Лондоне).
№7. Защита проектов учащихся.
№8.Защита проектов учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения МХК на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- основные виды и жанры искусства
- изученные направления и стили МХК
- шедевры МХК
- особенности, язык различных видов искусства
Уметь
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями различных видов искусства
- пользоваться различными источниками информации о МХК
- выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей культурного развития
- организации личного и коллективного досуга
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства
- самостоятельного художественного творчества.